Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье



тывать депрессию, тяжело переживать жизненные перемены, сталки­ваться с финансовыми проблемами. Поэтому помимо участия в группе этим семьям рекомендуется пройти курс индивидуальной или семей­ной психотерапии. Это позволит детям и взрослым быть уверенными, что любые волнующие их вопросы они смогут обсудить на дополни­тельных встречах.

Если психотерапевты не в состоянии обеспечить проведение сопут­ствующих видов терапии, они могут предложить семьям воспользовать­ся услугами других аналогичных центров и клиник. В этом случае важно, чтобы специалисты, занимающиеся психологическим сопровождени­ем одной семьи, регулярно обменивались информацией, координиро­вали свои действия и оказывали друг другу содействие в решении задач, стоящих перед терапией в целом.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов групповой терапевти­ческой работы с семьями, где дети пострадали от насилия.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

После первоначального отбора детей, пострадавших от каких-либо злоупотреблений, необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к групповой рабо­те. Наиболее важным фактором, который должен учитывать консуль­тант, является уровень тревожности ребенка, пережившего злоупотреб­ление. Высокий уровень тревожности может мешать продуктивной групповой работе, и его необходимо снизить, рассказав ребенку, что каждый участник группы пережил нечто похожее и испытывает те же чувства, что и он сам.

Необходимая для каждого человека потребность в безопасности формируется у ребенка также благодаря ознакомлению с правилами и регламентом работы группы. Наиболее важными являются такие пра­вила, как обязательность сохранения конфиденциальности, недопус­тимость поисков «козла отпущения» и насмешек над детьми по поводу случившегося с ними.

Дети должны знать, что на одном из групповых занятий их попро­сят рассказать о происшедшем с ними. Это очень трудно рассказывать сверстникам, потому что существует вполне реальная опасность стать никому не нужным, дети боятся, что их осудят за то, «что они позволи-


____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия_____

ли этому произойти», особенно если злоупотребление было неоднок­ратным. Ребенку будет гораздо легче публично рассказать о случившем­ся, если у него есть опыт рассказа на индивидуальных встречах, который позволил им почувствовать поддержку со стороны консультанта и сфор­мировал у него уверенность, что он будет рассказывать свою собствен­ную историю только тогда, когда у них возникнут доверительные отно­шения в группе.

Наибольшие трудности возникают при работе с мальчиками, так как им обычно труднее устанавливать нормальные отношения со свер­стниками. Мальчики сильнее переживают свой социальный статус в группе, который сложится в результате их восприятия другими детьми. Те мальчики, которые занимают пассивную позицию, боятся вновь ока­заться в положении жертвы, другие же часто демонстрируют агрессив­ное поведение. На предварительных встречах с такими детьми важно подчеркнуть, что участие в группе даст им возможность научиться нахо­дить себе друзей и взаимодействовать друг с другом.

Для мальчиков характерным является нежелание обсуждать со свер­стниками происшедшее с ними. В этом случае с консультантом заклю­чается соглашение о том, что рассказ о своем опыте будет только в том случае, когда ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Как по­казывает опыт практической работы, в этом случае дети как бы обязу­ются принять более активное участие в своем выздоровлении и легче идут на обсуждение случившегося с ними. Ребенок, не согласившийся на подписание «контракта», может быть включен в группу, если пси­хотерапевт предполагает, что атмосфера безопасности и доверия в груп­пе поможет ему преодолеть страх.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВЗРОСЛЫХ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

Подготовительный период необходим и для взрослых. Во время предварительных встреч консультант уточняет информацию как о ре­бенке, так и о проблемах семьи в целом. Для проведения групповой терапии консультант должен знать особенности жизненной ситуации ребенка, специфику взаимоотношений в семье, ситуацию обнаруже­ния насилия и степень его влияния на восприятие и понимание ребен­ка. Если семья имеет несколько детей, важно уяснить особенности вза­имоотношений пострадавшего ребенка с братьями и сестрами,


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.005 с.)