Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенкаПренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в: 1) недостаточном удовлетворении его потребностей в еде, физичес 2) отсутствии должного обеспечения опекой и надзором; 3) недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской 4) причинении умышленного вреда ребенку; 5) воздействии эмоционально травмирующих факторов, связанных 6) эксплуатации ребенка непосильным трудом; 7) воздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств (алко Недостаток забот о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогического невежества, социальных потрясений и стихийных бедствий. В соответствии с теорией цикличности насилия самый высокий риск пренебрежения основными нуждами детей имеется у тех родителей, чье детство прошло в условиях наси- Жестокое обращение с детьми лия и пренебрежения. Для матерей, пренебрегающих своими детьми, характерны социальная незрелость, инфантилизм, импульсивность, низкая самооценка, отсутствие навыков ухода за ребенком и т. д. Таким образом, пренебрежение основными нуждами ребенка является муль-тифакториальным феноменом, в развитии которого доминирующее значение имеют семейные обстоятельства. В соответствии с системой диагностических признаков пренебрежения основными нуждами ребенка и разделил их на несколько групп в соответствии с разным возрастом детей, которым пришлось пережить пренебрежение [45]. 1. Дети первого года жизни. Пренебрежение приводит к задержке 2. Дошкольники. Характерен маленький рост, низкий вес, микроце 3. Школьники. Последствия пренебрежения проявляются в плохом 4. Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со сто Поскольку пренебрежение не оценивается в обществе как вид насилия, то практически невозможно надеяться, что дети будут обращаться за помощью. Поэтому очень важно зафиксировать особенности внешнего вида и поведения ребенка, по отношению к которому проявляется со стороны родителей или лиц, опекающих ребенка, пренебрежение. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку.
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье Так, к характерным особенностям внешнего вида и поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения, можно отнести: 1) утомленный, сонный (часто опухший) вид; 2) санитарно-гигиеническую запущенность; 3) наличие чесотки, педикулеза; 4) склонность к кражам вследствие постоянного голода; 5) задержку роста и отставание в физическом, речевом и моторном 6) привлечение внимания к собственной персоне любым способом, 7) проявление агрессивности и импульсивности, которые часто сме 8) трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости; 9) пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловлен 10) делинквентность и мастурбации и т. д. К обобщенным характеристикам детей, страдающих от пренебрежения их основными нуждами, можно отнести: существенное отставание в развитии, проблемы в обучении, пассивность, многочисленные эмоциональные и поведенческие проблемы, низкую самооценку, делинквентность, высокий уровень агрессивности, низкий уровень эмпатии, отсутствие навыков и умений в построении взаимоотношений, низкий социальный интеллект. Группы «риска» выявляются для определения вопроса о степени опасности пребывания ребенка в семье с точки зрения его жизни и здоровья. Характер терапевтических и реабилитационных мероприятий зависит от результатов диагностики. В частности, работа с семьей может включать различные типы семейной терапии, консультирования ее членов для снижения уровня семейной дисфункции. Рост числа неблагополучных семей значительно повышает роль специалистов, работающих с детьми в различных учреждениях по выявлению детей, чьи потребности игнорируются. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заменяющими, не связанных с несчастным случаем [60]. Признаки физи- Жестокое обращение с детьми ческого насилия, которые часто являются и его индикаторами, проявляются в: 1) резко выраженной боязливости ребенка; 2) неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми 3) ярко выраженном страхе взрослых людей; 4) признаках физической и психической запущенности, не имею 5) наличие различных травм удетей: переломы черепа и костей, по 6) повторных подозрительных повреждениях у ребенка; 7) необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные 8) отсутствии желания поиска защиты у родителей в устрашающей 9) формировании моделей приспособительного поведения; 10) стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов и т. д. При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологи- ; ческие последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные ; стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответнафизическуюбольуребенкавозникаетгнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости поотношению кдругим воспри- 4 нимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми. '; Воздействие физического насилия на психическое состояние ребен- ; ка опосредуется: < 1) возрастом ребенка; 2) уровнем его развития; 3) личностными особенностями;
5) длительностью насилия; 6) отношением насильника к ребенку; 7) повторяемостью травматического события.
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье Опишем наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию. Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы. В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки. Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна. Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом возрасте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм. Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера. На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе «риска»: 1) семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, 2) семьи, где родители (или один из них) имеют психические забо 3) семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что 4) семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к де 5) семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смер Жестокое обращение с детьми Для этих семей характерным является хаотичная и закрытая структура; отсутствие сформированной структуры семейных ролей; инфантильные супружеские отношения; сильные психологические перегрузки родителей, связанные с высокой конфликтностью в семье. Специальные исследования выделили поведенческие характеристики родителей, свидетельствующие о жестоком обращении с детьми. Рассмотрим особенности поведения взрослых, которые свидетельствуют о жестоком обращении с ребенком, но не являются бесспорным и однозначным доказательством его вины: 1) несоответствие состояния ребенка его описанию со стороны ро 2) необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помо 3) попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба; 4) несформированная родительская роль и отсутствие желания и воз- *5) отказ от посещения ребенка, который находится в стационаре; 6) неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ре 7) использование большого количества психологических защит во Последствия физического насилия — это не только синяки, ушибы, травмы различной степени, но и проявление энуреза, эпокреза, * * регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несо- ответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его самооценки и рост агрессивности. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют < различные вещи физического насилия, которое почти всегда сопро- \ вождается словесными оскорблениями и психической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, атакже психического благополучия ребенка, их следует расценивать ^ как физическое насилие [60]. } В качестве ведущих причин возникновения физического насилия в - семье можно выделить следующие факторы: 1. Особенности личности ребенка: наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенные дети, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность,
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье Жестокое обращение с детьми
импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка и т. д.; 2. Особенности личности родителей: повышенный уровень тревож 3. Особенности психологической атмосферы семьи: отсутствие умений Всесторонняя диагностика этих факторов позволяет выявить степень опасности нахождения ребенка в семьях группы «риска», провести оценку функциональной дееспособности семьи для разработки программ психологического сопровождения лиц, пострадавших от насилия с последующей коррекцией внутрисемейных взаимоотношений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.003 с.) |