Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии оказания психологической помощи детям -жертвам насилияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЕРВИЧНАЯ БЕСЕДА Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия начинается с первичной беседы, которая предполагает решение следующих задач: 1) сбор информации для подтверждения факта насилия и установления его виновника;
Технологии оказания психологической помощи детям 2) конкретизация плана беседы, предполагающего исключение воз 3) выбор места и создание оптимальных психологических комфорт Первичное консультирование может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки. До начала беседы необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся. Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интересах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке из детского учреждения, узнать, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помощью и т. д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание. До начала беседы следует составить план интервьюирования, в котором должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточнения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития. Важным этапом подготовки является время планирования беседы, определение ее оптимальной продолжительности. Так, для дошкольников продолжительность беседы не должна превышать 30 минут. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, то в этом случае целесообразно провести тем же консультантом повторное, дополнительное интервью.
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на четыре группы: 1) дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям; 2) дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они 3) дети, которые психологически не готовы к признанию, так как 4) дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязанность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д. Место, выбранное для проведения беседы, должно прежде всего отвечать удобствам ребенка. Например, нецелесообразно создавать атмосферу «казенного дома», однако и избыток игрушек в комнате для бесе -ды не допускается. Для создания оптимальных условий для беседы, особенно при работе с маленькими детьми, необходимо использовать куклы, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним произошло. При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня, что особенно важно для маленьких детей. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка нецелесообразно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой момент к ним обратился. Проведение интервью — это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии: ____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия 1. Установление консультантом контакта с ребенком. Несомненно, для того чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ребенка. 2. Оценка развития ребенка. Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т. д. 3. Получение информации. Общим принципом интервьюирования детей — жертв насилия является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и т. д.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта. 4. Завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью. 5. Анализ полученных сведений. Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т. д. Общие правила психологической поддержки ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, могут быть следующие: 1) во время беседы уделять внимание прежде всего самому ребенку, 2) устанавливать максимально возможные доверительные, поддер- 3) создавать условия для адекватного оценивания специалистом лич
4) использовать многовариантность беседы для создания психоло 5) обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстанов Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с родителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребенку вопросов, на которые уже ответили родители. Беседа с близкими жертвы насилия должна проводиться на эмоционально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вызывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию. Чувство вины и самообвинение — также типичные реакции, особенно в ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что злоупотребление происходило, однако не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении эмоций и распознании определенных ____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия____ внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проектировать чувство тревоги на родителя, в противном случае контакт может нарушиться, что не позволит получить достоверную информацию. В частности, при получении информации, касающейся сексуального насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно имеют доступ кребенку; имена любых лиц, которые подозреваются; кроме того могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий. Кроме того, необходимо оценить способность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полезной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия [25, 31]. ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ Групповая терапия детей, пострадавших от внутрисемейного насилия, одной из главных своих целей предполагает реальную помощь ребенку в формировании технологии продуктивного общения и взаимодействия на основе общепринятых норм поведения, которые подчеркивают необходимость уважения прав и возможностей каждого человека. Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации социальной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережившими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психологические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигмации. Это обусловлено тем, что в процессе групповой работы происходит социализация ребенка, его учат навыкам формирования адекватных дружеских отношений со сверстниками. Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения. Ребенок, переживающий ситуации семейного насилия, испытывает противоречивые чувства — с одной стороны, он надеется разрушить это непереносимое для него молчание о страшных событиях его жизни, разделить свою непосильную ответственность за эти события с другими понимающими его людьми, а с другой стороны, ребенок мучительно боится, что, узнав его тайну, близкие будут избегать или осуждать его, либо будут искать пути жестокого наказа- Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье ния. Очень часто привязанность к человеку, который совершил насилие, сочетается в душе ребенка с гневом, ненавистью, с желанием разрушить с ним отношения. Часто дети, жертвы внутрисемейного насилия, «не хотят выносить сор из избы» и, даже сделав первый шаг признания, потом отвергают информацию, которую сами предоставили специалистам, работающим с ними. Таким образом, задачей групповой терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту. Если групповая терапия организована недирективно и спонтанно, это может усилить скрытность и тревогу детей, поэтому групповой процесс должен быть хорошо структурирован. В процессе групповой терапии ребенок получает возможность отреагирования своих амбивалентных чувств, анализа внутренних и внешних конфликтов и переживаний для создания оптимального способа собственного поведения. Эффективность структурированного подхода к групповой терапии у большинства отечественных и зарубежных специалистов не вызывает сомнения. В частности, Дж. Г. Мэнделл и Л. Дамон утверждают, что наиболее эффективной работы добиваются группы с директивной и структурированной программой, которая реализуется в структуре современного гуманистического направления. Данные авторы разработали специализированную программу групповой психотерапии с детьми, пережившими различные виды сексуальных злоупотреблений, которая включает в себя идеи и рекомендации по подготовке и проведению параллельной групповой терапии с родителями и опекунами детей. Программа терапии разбита на несколько модулей, включающих в себя большое количество практических групповых заданий. При описании каждого модуля обсуждаются различные проблемы, с которыми могут столкнуться психотерапевты во время работы. Данную программу групповой психотерапии можно использовать при работе как с мальчиками, так и с девочками. Кроме того, эта психотерапевтическая программа может быть скорректирована с учетом конкретной ситуации и возможностей той организации, которая проводит групповую работу с жертвами насилия [11]. План групповой терапии включает в себя параллельную работу с родителями или опекунами, не причастными к насилию. Это позволяет взрослым, несущим ответственность за ребенка, почувствовать свою ____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка. В ходе систематической долгосрочной программы групповой психотерапии, в ходе которой все'сложные и конфликтные вопросы обсуждаются в спокойной и доброжелательной обстановке. В ходе работы дети и взрослые могут осознать все последствия насилия и интегрировать свои чрезвычайно сложные и противоречивые чувства. Кроме того, не следует забывать, что дети находятся в том возрасте, когда конфликтные переживания чаще проявляются в поведении, а не в словах. Поэтому эта программа разработана по принципу от простого к сложному, переход к более проблемному материалу происходит только тогда, когда участники терапии к этому готовы. Как правило, групповая терапия рассчитана на длительный срок, что дает детям и взрослым возможность проработать свои чувства и психологические проблемы без спешки и давления. В ходе работы важно понимать, что психологические состояния взрослого и ребенка сильно взаимосвязаны. Например, если родитель или опекун ребенка отказывается выполнять то или иное групповое практическое задание, то и сам ребенок, как правило, очень неохотно включается в выполнение этого задания. Групповая терапия, которая используется в практике психологического сопровождения детей — жертв насилия, включает следующие положения: 1) в группу должны входить дети, разница в возрасте которых не пре 2) дети должны быть в состоянии говорить о собственном опыте пе 3) члены будущей группы должны обладать приблизительно равным 4) дети, участвующие в групповом процессе, должны обладать разви 5) дети, входящие в группу, должны обладать хорошим уровнем кон
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье Таким образом, важным условием результативности консультативной работы является подбор и предварительная подготовка будущих членов терапевтической группы. Параллельно с детской группой должна формироваться группа взрослых, в которую могут входить родители, приемные родители, опекуны и другие лица, непосредственно несущие ответственность за ребенка. Для этого необходимо тщательно проанализировать их индивидуальные психологические особенности. Исходя из опыта ведения родительских групп Дж. Г. Мэнделл и Л. Дамон сформулировали ряд ограничений для отдельных категорий взрослых. К этим категориям были отнесены люди: 1) имеющие различные формы психических расстройств, злоупот 2) отрицающие правдивость рассказов собственных детей и продол 3) отрицающие факт насилия по отношению к их детям; 4) испытывающие психологическую зависимость от собственных де 5) имеющие высокий уровень конфликтности и желающие прохо На протяжении всей работы группы необходимо постоянно уточнять и повторно оценивать индивидуальные и ситуативные особенности конкретной семьи. В некоторых случаях психотерапевты бывают вынуждены предложить какой-нибудь семье досрочно прекратить участие в групповой терапии. Например, семьи, которые, несмотря на неоднократные предупреждения, продолжают систематически пропускать собрания группы или опаздывать на значительное время к началу занятий, должны быть исключены из группы. В том случае, если досрочное завершение работы одной из семей пойдет на пользу группе в целом, психотерапевт должен действовать решительно, стараясь, чтобы это событие не отразилось на групповой сплоченности. Тем не менее, нужно быть готовым к тому, что на какое-то время процесс терапии замедлится, возможен даже некоторый регресс в развитии групповых отношений. В таких случаях целесообразно скорректировать план работы, учитывая особенности сложившейся в группе ситуации. Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия В процессе групповой терапии необходимо учитывать все обстоятельства каждой семьи и особенности психологического состояния каждого работника. Как правило, у большинства детей жизнь после происшедшего еще не устоялась. Часто дети вынуждены жить не у себя дома. Например, в случаях инцеста они могут быть переданы на попечение приемным родителям или родственникам. Если ребенок возвращается жить к тому из родителей, который не имел отношения к сексуальному злоупотреблению, желательно включить этого родителя в работу группы. В том случае, когда семья готовится к воссоединению, то наряду с опекунами ребенка имеет смысл привлечь к участию в программе и биологических родителей. Те биологические родители, которые по тем или иным причинам не могут участвовать в работе группы, должны иметь возможность в качестве альтернативы пройти семейную терапию. В этих случаях психотерапевту предстоит решать очень сложную задачу о составе детской и взрослых групп, учитывая при этом множество различных переменных. Например, в том случае, когда группа состоит из детей, проживающих со своими родителями, включение в нее приемного ребенка может создать немало проблем. Объединение приемных и биологических родителей также может отрицательно сказаться на сплоченности группы. Исключение составляют случаи, когда приемный родитель сам пережил в детстве насилие и может поделиться своим опытом с остальными. Даже в однородной группе, состоящей только из биологических родителей, обсуждение таких неоднозначных тем, как характер их взаимоотношений с совратителем или сексуальное злоупотребление, пережитое самими родителями, могут осложнить формирование групповой сплоченности. Какие именно факторы будут учитываться в первую очередь, зависит от специфики каждой группы. Поэтому главной задачей психотерапевта является создание у участников группы чувства безопасности и психологического комфорта, так как лишь в этом случае они смогут свободно обсуждать свои семейные и личные проблемы, оказывая поддержку ребенку и способствуя его выздоровлению. Значительного профессионального мастерства требует проведение терапевтических групп с детьми, пострадавшими от сексуального насилия. Каждая семья, пережившая такую трагедию с ребенком, как правило, приносит с собой множество проблем, решить которые не всегда возможно только методами групповой терапии. У детей часто наблюдаются такие серьезные нарушения как энкопрез, суицидальные мысли, страх разлуки с близкими, негативизм. Взрослые могут испы-
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.014 с.) |