Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии оказания психологической помощи детям -жертвам насилия

Поиск

ПЕРВИЧНАЯ БЕСЕДА

Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия начинается с первичной беседы, которая предполагает решение следующих задач:

1) сбор информации для подтверждения факта насилия и установ­ления его виновника;


 

жертвам носили

Технологии оказания психологической помощи детям

2) конкретизация плана беседы, предполагающего исключение воз­
можности оказания на ребенка давления как со стороны специа­
листа (консультанта), так и любого другого лица;

3) выбор места и создание оптимальных психологических комфорт­
ных условий для интервьюирования детей, пострадавших от на­
силия.

Первичное консультирование может включать в себя информирова­ние, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные фор­мы эмоциональной и психологической поддержки.

До начала беседы необходимо осуществить сбор информации из раз­личных источников о случившемся для выяснения характера перене­сенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подо­зреваемого, реакции ребенка на случившееся.

Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая инфор­мацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родствен­никами и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интере­сах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке из детского учреждения, узнать, как он учится, каковы его от­ношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его по­ведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также инфор­мация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллек­туальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помо­щью и т. д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание.

До начала беседы следует составить план интервьюирования, в кото­ром должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточ­нения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития. Важным этапом подготовки является вре­мя планирования беседы, определение ее оптимальной продолжитель­ности. Так, для дошкольников продолжительность беседы не должна превышать 30 минут. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, то в этом случае целесообразно провести тем же консультантом повторное, дополнительное интервью.


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на

четыре группы:

1) дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или

нескольким людям;

2) дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они
либо преуменьшают либо скрывают информацию о насилии;

3) дети, которые психологически не готовы к признанию, так как
факт их насилия был открыт без их воли и участия;

4) дети, в отношении которых факт насилия только подозревается,
причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о
случившемся.

К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожида­ние новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязан­ность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.

Место, выбранное для проведения беседы, должно прежде всего от­вечать удобствам ребенка. Например, нецелесообразно создавать атмос­феру «казенного дома», однако и избыток игрушек в комнате для бесе -ды не допускается. Для создания оптимальных условий для беседы, особенно при работе с маленькими детьми, необходимо использовать куклы, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним про­изошло.

При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня, что особенно важно для маленьких детей. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка нецелесо­образно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрос­лые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой мо­мент к ним обратился.

Проведение интервью — это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии:


____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия

1. Установление консультантом контакта с ребенком.

Несомненно, для того чтобы добиться доверия ребенка, необхо­димо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ре­бенка.

2. Оценка развития ребенка.

Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенно­сти определяются через анализ соответствия возрасту, развития памя­ти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т. д.

3. Получение информации.

Общим принципом интервьюирования детей — жертв насилия яв­ляется получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, исполь­зуя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых об­щих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совер­шившем насилие и т. д.). Важное значение имеют стимулирующие воп­росы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие воп­росы необходимо задавать, если все остальные возможности получе­ния сведений от ребенка не дают эффекта.

4. Завершение беседы.

В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, ока­зать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защи­щенности. При анализе полученной информации необходимо учи­тывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных со­бытиях сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополни­тельной информации, которую необходимо получить с максималь­ной объективностью.

5. Анализ полученных сведений.

Основными принципами проведения анализа являются объектив­ность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проана­лизировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, под­тверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать дан­ные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие веще­ственных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т. д.

Общие правила психологической поддержки ребенка, пострадав­шего от внутрисемейного насилия, могут быть следующие:

1) во время беседы уделять внимание прежде всего самому ребенку,
анализу его эмоционального самочувствия и психологического со­
стояния;

2) устанавливать максимально возможные доверительные, поддер-
•живающие отношения между консультантом и ребенком;

3) создавать условия для адекватного оценивания специалистом лич­
ностного потенциала пострадавшего от насилия ребенка;

 

4) использовать многовариантность беседы для создания психоло­
гически комфортных условий;

5) обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстанов­
ления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких
ему людей.

Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с ро­дителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребен­ку вопросов, на которые уже ответили родители.

Беседа с близкими жертвы насилия должна проводиться на эмоцио­нально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вы­зывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию. Чувство вины и самообвинение — также типичные реакции, особенно в ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что злоупотребление происхо­дило, однако не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении эмоций и распознании определенных


____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия____

внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проектировать чувство тревоги на ро­дителя, в противном случае контакт может нарушиться, что не позво­лит получить достоверную информацию.

В частности, при получении информации, касающейся сексуально­го насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно име­ют доступ кребенку; имена любых лиц, которые подозреваются; кроме того могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий. Кроме того, необходимо оценить способ­ность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полез­ной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия [25, 31].

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

Групповая терапия детей, пострадавших от внутрисемейного наси­лия, одной из главных своих целей предполагает реальную помощь ребенку в формировании технологии продуктивного общения и взаи­модействия на основе общепринятых норм поведения, которые под­черкивают необходимость уважения прав и возможностей каждого че­ловека.

Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации соци­альной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережив­шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо­логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигмации. Это обусловлено тем, что в процессе групповой работы происходит социализация ребенка, его учат навыкам формирования адекватных дружеских отношений со сверстниками.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения. Ребенок, переживающий ситуации семейно­го насилия, испытывает противоречивые чувства — с одной стороны, он надеется разрушить это непереносимое для него молчание о страш­ных событиях его жизни, разделить свою непосильную ответственность за эти события с другими понимающими его людьми, а с другой сторо­ны, ребенок мучительно боится, что, узнав его тайну, близкие будут избегать или осуждать его, либо будут искать пути жестокого наказа-


Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

ния. Очень часто привязанность к человеку, который совершил наси­лие, сочетается в душе ребенка с гневом, ненавистью, с желанием разру­шить с ним отношения. Часто дети, жертвы внутрисемейного насилия, «не хотят выносить сор из избы» и, даже сделав первый шаг признания, потом отвергают информацию, которую сами предоставили специали­стам, работающим с ними.

Таким образом, задачей групповой терапии является не только по­мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова­ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.

Если групповая терапия организована недирективно и спонтанно, это может усилить скрытность и тревогу детей, поэтому групповой про­цесс должен быть хорошо структурирован. В процессе групповой те­рапии ребенок получает возможность отреагирования своих амбива­лентных чувств, анализа внутренних и внешних конфликтов и переживаний для создания оптимального способа собственного пове­дения.

Эффективность структурированного подхода к групповой терапии у большинства отечественных и зарубежных специалистов не вызывает сомнения. В частности, Дж. Г. Мэнделл и Л. Дамон утверждают, что наиболее эффективной работы добиваются группы с директивной и структурированной программой, которая реализуется в структуре со­временного гуманистического направления. Данные авторы разработа­ли специализированную программу групповой психотерапии с детьми, пережившими различные виды сексуальных злоупотреблений, которая включает в себя идеи и рекомендации по подготовке и проведению па­раллельной групповой терапии с родителями и опекунами детей. Про­грамма терапии разбита на несколько модулей, включающих в себя боль­шое количество практических групповых заданий. При описании каждого модуля обсуждаются различные проблемы, с которыми могут столкнуться психотерапевты во время работы. Данную программу груп­повой психотерапии можно использовать при работе как с мальчика­ми, так и с девочками. Кроме того, эта психотерапевтическая програм­ма может быть скорректирована с учетом конкретной ситуации и возможностей той организации, которая проводит групповую работу с жертвами насилия [11].

План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро­дителями или опекунами, не причастными к насилию. Это позволяет взрослым, несущим ответственность за ребенка, почувствовать свою


____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия

вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка.

В ходе систематической долгосрочной программы групповой пси­хотерапии, в ходе которой все'сложные и конфликтные вопросы обсуж­даются в спокойной и доброжелательной обстановке. В ходе работы дети и взрослые могут осознать все последствия насилия и интегриро­вать свои чрезвычайно сложные и противоречивые чувства. Кроме того, не следует забывать, что дети находятся в том возрасте, когда конфлик­тные переживания чаще проявляются в поведении, а не в словах. По­этому эта программа разработана по принципу от простого к сложному, переход к более проблемному материалу происходит только тогда, ког­да участники терапии к этому готовы. Как правило, групповая терапия рассчитана на длительный срок, что дает детям и взрослым возмож­ность проработать свои чувства и психологические проблемы без спеш­ки и давления. В ходе работы важно понимать, что психологические состояния взрослого и ребенка сильно взаимосвязаны. Например, если родитель или опекун ребенка отказывается выполнять то или иное груп­повое практическое задание, то и сам ребенок, как правило, очень нео­хотно включается в выполнение этого задания.

Групповая терапия, которая используется в практике психологичес­кого сопровождения детей — жертв насилия, включает следующие по­ложения:

1) в группу должны входить дети, разница в возрасте которых не пре­
вышает двух лет;

2) дети должны быть в состоянии говорить о собственном опыте пе­
реживания насилия без эмоционального срыва и обладать потен­
циалом для того, чтобы выслушать других;

3) члены будущей группы должны обладать приблизительно равным
уровнем интеллектуального, эмоционального, социального и фи­
зического развития, так как дети с интеллектуальной задержкой
испытывают большие затруднения в процессе групповой работы;

4) дети, участвующие в групповом процессе, должны обладать разви­
той произвольностью, чтобы поддерживать в группе сформирован­
ные правила и контролировать собственную импульсивность;

5) дети, входящие в группу, должны обладать хорошим уровнем кон­
центрации внимания, который способствует более продуктивно­
му разрешению существующих проблем и созданию положитель­
ной атмосферы в группе [ 11,51,68].


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

Таким образом, важным условием результативности консультатив­ной работы является подбор и предварительная подготовка будущих членов терапевтической группы.

Параллельно с детской группой должна формироваться группа взрослых, в которую могут входить родители, приемные родители, опе­куны и другие лица, непосредственно несущие ответственность за ре­бенка. Для этого необходимо тщательно проанализировать их инди­видуальные психологические особенности. Исходя из опыта ведения родительских групп Дж. Г. Мэнделл и Л. Дамон сформулировали ряд ограничений для отдельных категорий взрослых. К этим категориям были отнесены люди:

1) имеющие различные формы психических расстройств, злоупот­
ребляющие алкоголем или наркотиками;

2) отрицающие правдивость рассказов собственных детей и продол­
жающие поддерживать теплые и дружеские отношения с насиль­
ником;

3) отрицающие факт насилия по отношению к их детям;

4) испытывающие психологическую зависимость от собственных де­
тей;

5) имеющие высокий уровень конфликтности и желающие прохо­
дить эту группу совместно с супругом (в этом случае консультант
должен настоять на участии только одного из супругов).

На протяжении всей работы группы необходимо постоянно уточ­нять и повторно оценивать индивидуальные и ситуативные особеннос­ти конкретной семьи. В некоторых случаях психотерапевты бывают вы­нуждены предложить какой-нибудь семье досрочно прекратить участие в групповой терапии. Например, семьи, которые, несмотря на неоднок­ратные предупреждения, продолжают систематически пропускать со­брания группы или опаздывать на значительное время к началу заня­тий, должны быть исключены из группы.

В том случае, если досрочное завершение работы одной из семей пойдет на пользу группе в целом, психотерапевт должен действовать решительно, стараясь, чтобы это событие не отразилось на групповой сплоченности. Тем не менее, нужно быть готовым к тому, что на какое-то время процесс терапии замедлится, возможен даже некоторый рег­ресс в развитии групповых отношений. В таких случаях целесообразно скорректировать план работы, учитывая особенности сложившейся в группе ситуации.


Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия

В процессе групповой терапии необходимо учитывать все обстоя­тельства каждой семьи и особенности психологического состояния каж­дого работника. Как правило, у большинства детей жизнь после проис­шедшего еще не устоялась. Часто дети вынуждены жить не у себя дома. Например, в случаях инцеста они могут быть переданы на попечение приемным родителям или родственникам. Если ребенок возвращается жить к тому из родителей, который не имел отношения к сексуальному злоупотреблению, желательно включить этого родителя в работу груп­пы. В том случае, когда семья готовится к воссоединению, то наряду с опекунами ребенка имеет смысл привлечь к участию в программе и био­логических родителей. Те биологические родители, которые по тем или иным причинам не могут участвовать в работе группы, должны иметь возможность в качестве альтернативы пройти семейную терапию. В этих случаях психотерапевту предстоит решать очень сложную задачу о со­ставе детской и взрослых групп, учитывая при этом множество различ­ных переменных. Например, в том случае, когда группа состоит из де­тей, проживающих со своими родителями, включение в нее приемного ребенка может создать немало проблем.

Объединение приемных и биологических родителей также может отрицательно сказаться на сплоченности группы. Исключение состав­ляют случаи, когда приемный родитель сам пережил в детстве насилие и может поделиться своим опытом с остальными. Даже в однородной группе, состоящей только из биологических родителей, обсуждение таких неоднозначных тем, как характер их взаимоотношений с совра­тителем или сексуальное злоупотребление, пережитое самими родите­лями, могут осложнить формирование групповой сплоченности.

Какие именно факторы будут учитываться в первую очередь, зави­сит от специфики каждой группы. Поэтому главной задачей психотера­певта является создание у участников группы чувства безопасности и психологического комфорта, так как лишь в этом случае они смогут сво­бодно обсуждать свои семейные и личные проблемы, оказывая поддер­жку ребенку и способствуя его выздоровлению.

Значительного профессионального мастерства требует проведение терапевтических групп с детьми, пострадавшими от сексуального на­силия. Каждая семья, пережившая такую трагедию с ребенком, как правило, приносит с собой множество проблем, решить которые не всегда возможно только методами групповой терапии. У детей часто наблюдаются такие серьезные нарушения как энкопрез, суицидальные мысли, страх разлуки с близкими, негативизм. Взрослые могут испы-


 






Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.014 с.)