Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Помо1цьлицам,пережившимнасилиевсемье. . 7Стр 1 из 24Следующая ⇒
ISBN 5-9268-0298-9 Настоящее пособие посвящено анализу особенносте'й психологической реабилитации лиц, переживших внутрисемейное насилие. Рассмотрены причины и психологические последствия различных форм насилия в отношении детей и женщин. Обоснованы современные технологии и методы терапевтической работы с лицами, пережившими насилие в семье. Большое внимание уделяется индивидуальному сопровождению жертв насилия, а также групповым методам, включая инновационные арт-терапевтические технологии. В приложениях пособия собраны практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В представленных материалах отражен практический опыт работы отечественных и зарубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп самопомощи. Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работникам, студентам и аспирантам факультетов социальной работы, социологии и психологии, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой. ББК 88.492 © Коллектив авторов, 2004 © Издательство «Речь», 2004 © Борозенец П. В. (оформление), 2004 ISBN 5-9268-0298-9 Оглавление Введение...................................................................................................................... 5 Раздел 1.ПОМО1ЦЬЛИЦАМ,ПЕРЕЖИВШИМНАСИЛИЕВСЕМЬЕ.. 7 1.1. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе....................................................................... 7 Индивидуальное консультирование................................................ Ю Групповая посттравматическая интервенция........................... 19 1.2. Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического Метод психодрамы............................................................................. 27 Арт-терапия......................................................................................... 29 1.3. Компетентность как условие эффективности психологической Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ.................................................... 41 2.1. Жестокое обращение с детьми.................................................................... 41 Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка... 42 Физическое насилие............................................................................ 44
Психологическое (эмоциональное) насилие.................................. 48 Сексуальное насилие........................................................................... 52 2.2. Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам Первичная беседа................................................................................. 60 Групповая терапия.............................................................................. 65 Предварительная подготовка детей к групповой работе...... 70 Предварительная подготовка взрослых к групповой работе.. 71 Организация работы группы детей и их родителей................ 75 Принципы работы психотерапевтов с детьми, пострадавшими от насилия...................................................... 78 Арт-терапевтические технологии работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия.................... 79 Песочная терапия................................................................................ 85 2.3. Опыт психологической работы с детьми — жертвами насилия (г. Санкт-Петербург)........................................................................................ 89 Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ................................................... 116 3.1. Насилие в отношении женщин: причины и следствия........................ 116 Оглавление Введение
3.2. Индивидуальное психологическое сопровождение женщин— ' жертв насилия................................................................................................... 128 3.3................................................................................................................................ Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от внутрисе Раздел 4. ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 139 Программа групповой терапии детей, пострадавших от внутрисе Рекомендации по работе с группами для предупреждения насилия...... 141 Руководства для педагогов по поддержке ребенка в классе вслед за
раскрытием случая насилия......................................................................... 144 Список использованной литературы В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. Сегодня не только специалисты социальных служб, но и школьные учителя, родители, работники различных образовательных, медицинских учреждений становятся потребителями специализированной литературы по данной проблеме.
В данном пособии сделана попытка обобщения разрозненной информации по проблеме психологического сопровождения жертв насилия, представленной в большей степени в зарубежной литературе. По данным статистики от разных форм насилия в большей степени страдают дети и женщины, которые стали объектом рассмотрения данного учебного пособия. Обоснование методов психотерапевтической практики оказания помощи выделенной группе строится на диагностике последствий насилия, анализе глубины эмоционального потрясения и прогнозе его отдаленных последствий. Большое внимание уделяется особенностям консультативного процесса, который рассматривается поэтапно с рядом методических указаний и комментариев. Эти разделы полезны, в первую очередь, начинающим консультантам и социальным работникам. Большое внимание в предлагаемом издании уделяется методам когнитивно-поведенческого подхода: арт-терапии, драмотерапии, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой форме консультирования. Индивидуальная работа предпочтительна для клиентов, склонных скрывать от окружающих свои трудности, категорически отказывающихся работать в группе, а также для тех, кто не способен участвовать в групповой дискуссии, заторможен или обладает трудным характером. Часто после индивидуального консультирования предлагается групповая работа для укрепления навыков ненасильственного общения и уверенности в себе. Психологическое сопровождение при посттравматическом расстройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Компетентность консультанта рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания психологической помощи жертвам насилия. Введение Несомненный интерес у специалистов может вызвать анализ опыта работы специализированной службы срочной социальной помощи «Ребенок в опасности». При достаточно общей типологии проблем представлен широкий спектр возможностей решения задач оказания психологической помощи на основе комплексного подхода, где организационные и психологические методы являются ведущими. В приложениях пособия представлены практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В данных материалах отражен практический опыт работы отечественных и зарубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп самопомощи. Для предотвращения семейного насилия требуется кропотливая просветительская работа среди населения для повышения общего уровня психологической культуры, формирования социальных установок неприемлемости насильственных форм поведения. Авторский коллектив надеется, что данная работа станет одним из указателей пути, ведущего к гармонии человеческих чувств и отношений.
Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работникам, студентам и аспирантам социальных факультетов, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой. Раздел 1 Техника «Шаг в будущее» Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликтную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми и для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники — опробовать новые способы взаимодействия, снижающие риск насилия, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов. МЕТОД ПСИХОДРАМЫ Исторически первым методом социально-психологической работы с лицами, пережившими насилие, как известно, является метод психодрамы, разработанный американским психологом Я. Морено [51]. Психодрама является групповым методом, который используется для инсценирования значимых жизненных событий участников. В ходе драматизации создаются условия для спонтанного выражения чувств и прояснения отношений с людьми, выработки более глубокого самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих и эмоциональных стереотипов. Я. Морено, создатель метода психодрамы, считал, что, исполняя различные роли, человек может творчески работать над собственными конфликтами и проблемами.
Раздел I. Помощь лицам, пережившим насилие в семье Основу психотерапии составляют понятия спонтанности и креативности. Спонтанность тесно связана с тревожностью: с повышением спонтанности уровень тревоги падает. Участники «театра спонтанности» разыгрывают сценки, взятые из собственного жизненного опыта, провоцируя таким образом эмоциональный катарсис. В психодраме человек разыгрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или же вымышленных персонажей [68]. Ассистенты, принимающие участие в психодраме, оказывают содействие клиенту, представляясь в различных качествах или ролях. В ходе разыгрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение благодаря катарсису от накопленных негативных переживаний и новое видение своей жизненной ситуации как следствие озарения-инсайта. Процесс психодрамы включает три этапа: подготовительную фазу (разогрев), разыгрывание драматического действия и обсуждение. На первом этапе используются игры-задания, дискуссии, «живые скульптуры», которые активизируют участников и создают свободную творческую атмосферу [19]. Выделяется желающий стать главным действующим лицом психодрамы — протагонистом. Протагонист рассказывает свою ситуацию и назначает других участников на дополнительные роли. Ведущий предлагает протагонисту организовать пространство для драматического действия. Участники, оставшиеся без роли, садятся на ме-стадля зрителей. При драматическом действии ведущий обычно использует следующие методы: монолог, обмен ролями, второе Я, зеркало, реплики в сторону и др. На завершающей стадии зрители и участники сначала вербализуют свои чувства, рассказывают о личных ассоциациях, возникших в процессе драматизации. В ходе такого эмоционального обмена уровень напряжения в группе снижается, и создаются условия для интеллектуального обсуждения проигранной ситуации. Один сеанс психодрамы длится обычно около четырех часов.
Таким образом, данная техника достаточно эффективно позволяет лицу, пострадавшему от насилия, справиться с саморазрушительными тенденциями самобичевания за неспособность быть «не хуже других». В практике групповой работы часто используются только отдельные игры, предложенные Морено, Киппером и др. психотерапевтами для подготовительной стадии психодрамы. Это телефонный разговор с воображаемым собеседником, волшебный магазин, встреча с репертуаром ролей, необитаемый остров, суд, персонификация животных и др. _______ Помощь жертвам насилия в форме длительного... сопровождения_______ АРТ-ТЕРАПИЯ Арт-терапия является специализированной формой психотерапии, психокоррекции и развивающей психологии, основанной на творческом самовыражении посредством различных видов искусства (живопись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические технологии широко используются в работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-под-хода. Во-первых, он ориентирован преимущественно на невербальное общение, что особенно ценно в работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в словесном выражении своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму. Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия в арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит, хотя и в символической (создание рисунка, разыгрывание сценки с использованием кукол, сочинение сказки и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь состояния катарсиса — освобождения, очищения от негативного эмоционального опыта, дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают процесс лечения психосоматических заболеваний [46].
В-третьих, творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, подвергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, арт-терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию. Специалист, использующий арт-терапевтические технологии в работе с жертвами насилия, обязан уделять особое внимание обеспечению атмосферы психологической безопасности. Творческие задания ни в коем случае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать на пробле-
Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье Компетентность как условие эффективности... работы с жертвами насилия
мы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме. К творческим видам терапевтической практики можно отнести методы музыкотерапии и библиотерапии [51]. Раздел 2 ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Бес-' пристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных преступлений в отношении детей говорят о росте насильственных действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обеспечении безопасности и права на счастливое детство. Ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных. преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 % до 50 % детей убито родителями или лицами, их заменяющими. Отмечается рост числа случаев убийства матерью новорожденного [45]. Для предотвращения роста насильственных действий против детей и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, требуется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического, медико-социального, педагогического и психологического характера. Психологическая помощь, по мнению многих специалистов, может рассматриваться как первоочередная. Разработкой программ и технологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как: Н. К. Асанова, Т. И. Шульга, М. Клавдиева, Н. Д. Ярославцева, С. Я. Долецкий, Л. Берковец, Б. Барбара, Дж. Аллан, X. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл, Л. Дамон, С. Г. Кемпе, Д. Финкел-хор, Р. Бэджли, И. М. Киннард и др. Насилие рассматривается большинством из них как преднамеренные физические, психологические и сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произведенные против его воли [11, 54]. Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье В отношении детей выделяются следующие виды насилия: 1) пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка; 2) физическое насилие; 3) психологическое (эмоциональное) насилие; 4) сексуальное насилие и растление. Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия. Положение детей, чьи основные нужды не удовлетворяются родителями, лучше всего характеризует термин «депривация детства». Ярким примером этой формы насилия является проживание детей в так называемых неблагополучных асоциальных семьях. Родительская патология в этих семьях связывается с поведением матери, от которой зависит физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заменяющими, не связанных с несчастным случаем [60]. Признаки физи- Жестокое обращение с детьми ческого насилия, которые часто являются и его индикаторами, проявляются в: 1) резко выраженной боязливости ребенка; 2) неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми 3) ярко выраженном страхе взрослых людей; 4) признаках физической и психической запущенности, не имею 5) наличие различных травм удетей: переломы черепа и костей, по 6) повторных подозрительных повреждениях у ребенка; 7) необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные 8) отсутствии желания поиска защиты у родителей в устрашающей 9) формировании моделей приспособительного поведения; 10) стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов и т. д. При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологи- ; ческие последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные ; стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответнафизическуюбольуребенкавозникаетгнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости поотношению кдругим воспри- 4 нимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми. '; Воздействие физического насилия на психическое состояние ребен- ; ка опосредуется: < 1) возрастом ребенка; 2) уровнем его развития; 3) личностными особенностями;
5) длительностью насилия; 6) отношением насильника к ребенку; 7) повторяемостью травматического события.
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье Опишем наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию. Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы. В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки. Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна. Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом возрасте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм. Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера. На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе «риска»: 1) семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, 2) семьи, где родители (или один из них) имеют психические забо 3) семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что 4) семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к де 5) семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смер Жестокое обращение с детьми Для этих семей характерным является хаотичная и закрытая структура; отсутствие сформированной структуры семейных ролей; инфантильные супружеские отношения; сильные психологические перегрузки родителей, связанные с высокой конфликтностью в семье. Специальные исследования выделили поведенческие характеристики родителей, свидетельствующие о жестоком обращении с детьми. Рассмотрим особенности поведения взрослых, которые свидетельствуют о жестоком обращении с ребенком, но не являются бесспорным и однозначным доказательством его вины: 1) несоответствие состояния ребенка его описанию со стороны ро 2) необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помо 3) попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба; 4) несформированная родительская роль и отсутствие желания и воз- *5) отказ от посещения ребенка, который находится в стационаре; 6) неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ре 7) использование большого количества психологических защит во Последствия физического насилия — это не только синяки, ушибы, травмы различной степени, но и проявление энуреза, эпокреза, * * регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несо- ответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его самооценки и рост агрессивности. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют < различные вещи физического насилия, которое почти всегда сопро- \ вождается словесными оскорблениями и психической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, атакже психического благополучия ребенка, их следует расценивать ^ как физическое насилие [60]. } В качестве ведущих причин возникновения физического насилия в - семье можно выделить следующие факторы: 1. Особенности личности ребенка: наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенные дети, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность,
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье Жестокое обращение с детьми
импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка и т. д.; 2. Особенности личности родителей: повышенный уровень тревож 3. Особенности психологической атмосферы семьи: отсутствие умений Всесторонняя диагностика этих факторов позволяет выявить степень опасности нахождения ребенка в семьях группы «риска», провести оценку функциональной дееспособности семьи для разработки программ психологического сопровождения лиц, пострадавших от насилия с последующей коррекцией внутрисемейных взаимоотношений. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми. Специальные международные исследования, проведенные в 21 стране мира, показали, что от 8% до 36% женщин и от 3% до 29% мужчин перенесли в возрасте до 18 лет сексуальное насилие. 25% жертв сексуального насилия находились в возрасте до 5 лет; в возрасте от 6 до 11 лет — 35%; в возрасте от 12 до 17 лет — 41% [45]. В обществе существует значительное число мифов, которые являются осознанной или неосознанной попыткой искажения причины и последствия сексуального насилия над детьми. Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста. Насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый для сексуального насилия возраст — 9 лет. Миф 2. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми. Согласно статистическим данным (исследование в Томилино, зарубежные канадские исследования), 40% близкие родственники — отец, мать, братья и сестры, дяди, тети, дедушки, бабушки; из них 20% — инцест; 45% хорошо знакомые ребенку люди—друзья дома, гувернеры, соседи, приходящие репетиторы, различные помощники по дому и только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Миф 3. Сексуальное насилие совершается только над девочками. Действительно, девочки чаще являются жертвами сексуального насилия, но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Жестокое обращение с детьми Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних. Миф 4. Сексуальное насилие случается только один раз. Чаще сексуальное насилие над детьми это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком. Миф 5. Дети соблазняют взрослых. У детей отсутствуют необходимые знания и умения для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб. Миф 6. Только половой акт наносит ущерб ребенку. Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Ребенок, подвергаясь насилию со стороны взрослого, переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что делает очень затруднительным процесс самосознания и развития. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости и бессмысленности. Миф 7. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми. Статистические данные подтверждают ведущую роль мужчин в сексуальном насилии (80%), но не отрицают участие женщин. В современном обществе увеличивается процент сексуального насилия, совершаемого женщинами. 20% насильников — женщины, при этом 14% совершают насилие по отношению к мальчикам, а 6% — по отношению к девочкам. Кроме того, нередко субъектом насильственных действий становится мать ребенка. Мать занимает особое положение в жизни ребенка, развитие любви к ней является инстинктивным и естественным процессом, поэтому сексуальные отношения мать-ребенок имеют особенно тяжелые последствия. Когда ребенок подвергается со стороны матери эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, то вместо доверия он испытывает чувство ненависти и предательства. В научной литературе сексуальное насилие рассматривается как совершение сексуальных действий против воли ребенка [54]. Сексуаль-
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье ное насилие может включать сексуальные отношения без согласия, нежелательные сексуальные прикосновения или принуждение вступать в оскорбительные неестественные сексуальные действия. Чтобы получить согласие жертвы, часто используются принуждение или угроза. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок: 1) не обладает свободой воли, он экономически, психологически, 2) может не осознавать значения действий взрослого в силу своей 3) не может в полной мере предвидеть все негативные последствия Таким образом, сексуальное насилие или растление рассматривается как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми (или с человеком старше его не менее чем на три года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды [50,64]. Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей. К контактному насилию специалисты относят: 1) половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным и 2) мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный 3) введение различных предметов во влагалище или анус; 4) мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого. К «неконтактному» сексуальному насилию ребенка относят: 1) демонстрацию эротических и порнографических материалов; 2) совершение полового акта в присутствии ребенка; 3) демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребен 4) подглядывание за ребенком во время совершения им интимных К сексуальному насилию детей необходимо отнести сексуальную эксплуатацию ребенка и вовлечение ребенка в проституцию. Жестокое обращение с детьми В зависимости от того, где совершается сексуальное насилие, различают внутрисемейное и институциональное сексуальное насилие. Высокая латентность внутрисемейного сексуального насилия детей обусловлена тем, что это, как правило, скрытый и постепенный процесс, в который дети втягиваются часто не подозревая об этом. Большинство детей не могут оказывать сопротивление «сексуальным злоупотреблениям» взрослых в силу своих возрастных, индивидуально-психологических особенностей, различных форм зависимости от взрослых. По фактору внутрисемейного сексуального насилия в отношении детей специалисты выделяют следующие типы семей из группы «риска»: 1. Семьи с патриархально-авторитарным укладом жизни — для них 2. Конфликтные семьи характеризуются отсутствием доверительных 3. Неполные семьи: отчим или сожитель матери и ребенок долгое вре 4. Семьи с инвалидами, где отсутствует должный присмотр за детьми, 5. Неблагополучные семьи, в которых родители или один из них явля К другим факторам риска можно отнести наличие и использование порнографических материалов (видео, журналы) и легкий доступ к ним
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье детей; кроме того, отсутствие общественного контроля над содержанием телевизионных программ подталкивает детей и подростков крайнему сексуальному опыту. Основные факторы, объясняющие выбор ребенка в качестве объекта сексуальных притязаний, были проанализированы Д. Финкелхором [45]. Им были выделены особенности личности насильника, мотивация поведения, включая внешние и внутренние факторы. К ним были отнесены следующие факторы: 1) эмоциональная конгруэнтность — соответствие особенностей де 2) сексуальное возбуждение, испытываемое насильником в присут 3) блокада альтернативных путей для удовлетворения сексуальных потребностей; 4) внешние и внутренние факторы, снимающие у насильника зап
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.129 с.) |