Раздел 1. Помо1цьлицам,пережившимнасилиевсемье. . 7 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Помо1цьлицам,пережившимнасилиевсемье. . 7



ISBN 5-9268-0298-9

Настоящее пособие посвящено анализу особенносте'й психологической реабили­тации лиц, переживших внутрисемейное насилие. Рассмотрены причины и психоло­гические последствия различных форм насилия в отношении детей и женщин. Обо­снованы современные технологии и методы терапевтической работы с лицами, пережившими насилие в семье. Большое внимание уделяется индивидуальному сопро­вождению жертв насилия, а также групповым методам, включая инновационные арт-терапевтические технологии. В приложениях пособия собраны практические матери­алы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В представленных материалах отражен практический опыт работы отечественных и за­рубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп само­помощи.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работни­кам, студентам и аспирантам факультетов социальной работы, социологии и психо­логии, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.

ББК 88.492

© Коллектив авторов, 2004

© Издательство «Речь», 2004

© Борозенец П. В. (оформление), 2004

ISBN 5-9268-0298-9


Оглавление

Введение...................................................................................................................... 5

Раздел 1.ПОМО1ЦЬЛИЦАМ,ПЕРЕЖИВШИМНАСИЛИЕВСЕМЬЕ.. 7

1.1. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия

и посттравматическом стрессе....................................................................... 7

Индивидуальное консультирование................................................ Ю

Групповая посттравматическая интервенция........................... 19

1.2. Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического
сопровождения.................................................................................................. 22

Метод психодрамы............................................................................. 27

Арт-терапия......................................................................................... 29

1.3. Компетентность как условие эффективности психологической
работы с жертвами насилия.......................................................................... 30

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ,

ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ.................................................... 41

2.1. Жестокое обращение с детьми.................................................................... 41

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка... 42

Физическое насилие............................................................................ 44

Психологическое (эмоциональное) насилие.................................. 48

Сексуальное насилие........................................................................... 52

2.2. Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам
насилия................................................................................................................ 60

Первичная беседа................................................................................. 60

Групповая терапия.............................................................................. 65

Предварительная подготовка детей к групповой работе...... 70

Предварительная подготовка взрослых к групповой работе.. 71

Организация работы группы детей и их родителей................ 75

Принципы работы психотерапевтов с детьми,

пострадавшими от насилия...................................................... 78

Арт-терапевтические технологии работы с детьми,

пострадавшими от внутрисемейного насилия.................... 79

Песочная терапия................................................................................ 85

2.3. Опыт психологической работы с детьми — жертвами насилия
в службе социальной скорой помощи «Ребенок в опасности»

(г. Санкт-Петербург)........................................................................................ 89

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН,

ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ................................................... 116

3.1. Насилие в отношении женщин: причины и следствия........................ 116


Оглавление


Введение


 


3.2. Индивидуальное психологическое сопровождение женщин—

' жертв насилия................................................................................................... 128

3.3................................................................................................................................ Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от внутрисе­
мейного насилия.............................................................................................. 132

Раздел 4. ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 139

Программа групповой терапии детей, пострадавших от внутрисе­
мейного насилия.............................................................................................. 139

Рекомендации по работе с группами для предупреждения насилия...... 141

Руководства для педагогов по поддержке ребенка в классе вслед за

.149

раскрытием случая насилия......................................................................... 144

Список использованной литературы


В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. Сегод­ня не только специалисты социальных служб, но и школьные учителя, родители, работники различных образовательных, медицинских учреж­дений становятся потребителями специализированной литературы по данной проблеме.

В данном пособии сделана попытка обобщения разрозненной ин­формации по проблеме психологического сопровождения жертв на­силия, представленной в большей степени в зарубежной литературе.

По данным статистики от разных форм насилия в большей степени страдают дети и женщины, которые стали объектом рассмотрения дан­ного учебного пособия. Обоснование методов психотерапевтической практики оказания помощи выделенной группе строится на диагнос­тике последствий насилия, анализе глубины эмоционального потря­сения и прогнозе его отдаленных последствий. Большое внимание уделяется особенностям консультативного процесса, который рассмат­ривается поэтапно с рядом методических указаний и комментариев. Эти разделы полезны, в первую очередь, начинающим консультантам и социальным работникам.

Большое внимание в предлагаемом издании уделяется методам ког­нитивно-поведенческого подхода: арт-терапии, драмотерапии, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой форме консультирования. Индивидуальная работа предпочтительна для клиентов, склонных скрывать от окружающих свои трудности, ка­тегорически отказывающихся работать в группе, а также для тех, кто не способен участвовать в групповой дискуссии, заторможен или об­ладает трудным характером. Часто после индивидуального консульти­рования предлагается групповая работа для укрепления навыков не­насильственного общения и уверенности в себе.

Психологическое сопровождение при посттравматическом рас­стройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы тре­бует серьезной профессиональной подготовки в области психологичес­кого консультирования и психотерапии. Компетентность консультанта рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания пси­хологической помощи жертвам насилия.


Введение

Несомненный интерес у специалистов может вызвать анализ опыта работы специализированной службы срочной социальной помощи «Ре­бенок в опасности». При достаточно общей типологии проблем пред­ставлен широкий спектр возможностей решения задач оказания психологической помощи на основе комплексного подхода, где орга­низационные и психологические методы являются ведущими.

В приложениях пособия представлены практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профи­ля. В данных материалах отражен практический опыт работы отече­ственных и зарубежных специализированных социальных служб, кри­зисных центров и групп самопомощи.

Для предотвращения семейного насилия требуется кропотливая просветительская работа среди населения для повышения общего уров­ня психологической культуры, формирования социальных установок неприемлемости насильственных форм поведения. Авторский коллек­тив надеется, что данная работа станет одним из указателей пути, веду­щего к гармонии человеческих чувств и отношений.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, соци­альным работникам, студентам и аспирантам социальных факульте­тов, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.


Раздел 1

Техника «Шаг в будущее»

Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликт­ную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми и для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники — опробовать новые способы взаимодействия, снижающие риск наси­лия, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.

МЕТОД ПСИХОДРАМЫ

Исторически первым методом социально-психологической работы с лицами, пережившими насилие, как известно, является метод психо­драмы, разработанный американским психологом Я. Морено [51].

Психодрама является групповым методом, который используется для инсценирования значимых жизненных событий участников. В ходе драматизации создаются условия для спонтанного выражения чувств и прояснения отношений с людьми, выработки более глубокого самопо­нимания, преодоления неконструктивных поведенческих и эмоциональ­ных стереотипов. Я. Морено, создатель метода психодрамы, считал, что, исполняя различные роли, человек может творчески работать над соб­ственными конфликтами и проблемами.


 




Раздел I. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Основу психотерапии составляют понятия спонтанности и креатив­ности. Спонтанность тесно связана с тревожностью: с повышением спонтанности уровень тревоги падает. Участники «театра спонтаннос­ти» разыгрывают сценки, взятые из собственного жизненного опыта, провоцируя таким образом эмоциональный катарсис. В психодраме человек разыгрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или же вымышленных персонажей [68].

Ассистенты, принимающие участие в психодраме, оказывают содей­ствие клиенту, представляясь в различных качествах или ролях. В ходе разыгрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение благодаря катарсису от накоплен­ных негативных переживаний и новое видение своей жизненной ситу­ации как следствие озарения-инсайта.

Процесс психодрамы включает три этапа: подготовительную фазу (разогрев), разыгрывание драматического действия и обсуждение. На первом этапе используются игры-задания, дискуссии, «живые скульп­туры», которые активизируют участников и создают свободную твор­ческую атмосферу [19]. Выделяется желающий стать главным действу­ющим лицом психодрамы — протагонистом. Протагонист рассказывает свою ситуацию и назначает других участников на дополнительные роли. Ведущий предлагает протагонисту организовать пространство для дра­матического действия. Участники, оставшиеся без роли, садятся на ме-стадля зрителей. При драматическом действии ведущий обычно исполь­зует следующие методы: монолог, обмен ролями, второе Я, зеркало, реплики в сторону и др. На завершающей стадии зрители и участники сначала вербализуют свои чувства, рассказывают о личных ассоциаци­ях, возникших в процессе драматизации. В ходе такого эмоционального обмена уровень напряжения в группе снижается, и создаются условия для интеллектуального обсуждения проигранной ситуации. Один сеанс психодрамы длится обычно около четырех часов.

Таким образом, данная техника достаточно эффективно позволяет лицу, пострадавшему от насилия, справиться с саморазрушительными тенденциями самобичевания за неспособность быть «не хуже других». В практике групповой работы часто используются только отдельные игры, предложенные Морено, Киппером и др. психотерапевтами для подготовительной стадии психодрамы. Это телефонный разговор с во­ображаемым собеседником, волшебный магазин, встреча с репертуаром ролей, необитаемый остров, суд, персонификация животных и др.


_______ Помощь жертвам насилия в форме длительного... сопровождения_______

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия является специализированной формой психотерапии, психокоррекции и развивающей психологии, основанной на творче­ском самовыражении посредством различных видов искусства (живо­пись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические тех­нологии широко используются в работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-под-хода.

Во-первых, он ориентирован преимущественно на невербальное общение, что особенно ценно в работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в словесном выражении своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму.

Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия в арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит, хотя и в символической (создание рисунка, ра­зыгрывание сценки с использованием кукол, сочинение сказки и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь состояния катарсиса — освобождения, очищения от негатив­ного эмоционального опыта, дать социально приемлемый выход аг­рессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чув­ства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают процесс лечения психосоматичес­ких заболеваний [46].

В-третьих, творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семей­ной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налажива­нии контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, под­вергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, арт-терапия вы­зывает у людей положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

Специалист, использующий арт-терапевтические технологии в рабо­те с жертвами насилия, обязан уделять особое внимание обеспечению атмосферы психологической безопасности. Творческие задания ни в коем случае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать на пробле-


 




Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье


Компетентность как условие эффективности... работы с жертвами насилия


 


мы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме. К творческим видам терапевтической практики можно отнести методы музыкотерапии и библиотерапии [51].

Раздел 2

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась за­крытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Бес-' пристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрирован­ных преступлений в отношении детей говорят о росте насильственных действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обес­печении безопасности и права на счастливое детство. Ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных. преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 % до 50 % детей убито родителями или лицами, их заменяющими. Отмечается рост чис­ла случаев убийства матерью новорожденного [45].

Для предотвращения роста насильственных действий против детей и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, тре­буется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического, медико-социального, педагогического и психологического характера.

Психологическая помощь, по мнению многих специалистов, мо­жет рассматриваться как первоочередная. Разработкой программ и тех­нологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зару­бежные авторы, как: Н. К. Асанова, Т. И. Шульга, М. Клавдиева, Н. Д. Ярославцева, С. Я. Долецкий, Л. Берковец, Б. Барбара, Дж. Ал­лан, X. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл, Л. Дамон, С. Г. Кемпе, Д. Финкел-хор, Р. Бэджли, И. М. Киннард и др. Насилие рассматривается боль­шинством из них как преднамеренные физические, психологические и сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произве­денные против его воли [11, 54].



Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

В отношении детей выделяются следующие виды насилия:

1) пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка;

2) физическое насилие;

3) психологическое (эмоциональное) насилие;

4) сексуальное насилие и растление.

Анализ особенностей проявления различных форм насилия, при­чин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологи­ческой помощи жертвам насилия.

Положение детей, чьи основные нужды не удовлетворяются родите­лями, лучше всего характеризует термин «депривация детства». Ярким примером этой формы насилия является проживание детей в так называ­емых неблагополучных асоциальных семьях. Родительская патология в этих семьях связывается с поведением матери, от которой зависит физи­ческое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заме­няющими, не связанных с несчастным случаем [60]. Признаки физи-


Жестокое обращение с детьми

ческого насилия, которые часто являются и его индикаторами, прояв­ляются в:

1) резко выраженной боязливости ребенка;

2) неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми
людьми;

3) ярко выраженном страхе взрослых людей;

4) признаках физической и психической запущенности, не имею­
щие адекватного объяснения;

5) наличие различных травм удетей: переломы черепа и костей, по­
вреждения мягких тканей, ожоги необычной этиологии (напри­
мер, множественные ожоги от раскаленных предметов, ожоги про­
межности или ягодиц и др.), сильные множественные ушибы,
кровоизлияния, следы укусов;

6) повторных подозрительных повреждениях у ребенка;

7) необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные
с травмами, полученными в прошлом;

8) отсутствии желания поиска защиты у родителей в устрашающей
для ребенка ситуации;

9) формировании моделей приспособительного поведения;

10) стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов и т. д.

При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологи-

; ческие последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные

; стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответнафизическуюбольуребенкавозникаетгнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости поотношению кдругим воспри-

4 нимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.

'; Воздействие физического насилия на психическое состояние ребен-

; ка опосредуется:

< 1) возрастом ребенка;

2) уровнем его развития;

3) личностными особенностями;
•: 4) характером;

 

5) длительностью насилия;

6) отношением насильника к ребенку;

7) повторяемостью травматического события.


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

Опишем наиболее характерные особенности психического состоя­ния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическо­му насилию.

Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразлич­ны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.

В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физи­ческого контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно каприз­ничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.

Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступ­чивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослы­ми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.

Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом воз­расте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и без­нравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм.

Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и нарко­тиков, криминальным поведением. Психологические последствия на­силия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспо­койства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера.

На основании изучения характеристик родителей, чьи дети постра­дали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к груп­пе «риска»:

1) семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками,
наркоманами, токсикоманами;

2) семьи, где родители (или один из них) имеют психические забо­
левания;

3) семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что
приводит к частым ссорам и скандалам;

4) семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к де­
тям, несоответствующие их возрасту и развитию;

5) семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смер­
тью близких, безработицей или тяжелыми социальными услови­
ями проживания семьи.


Жестокое обращение с детьми

Для этих семей характерным является хаотичная и закрытая струк­тура; отсутствие сформированной структуры семейных ролей; инфан­тильные супружеские отношения; сильные психологические перегруз­ки родителей, связанные с высокой конфликтностью в семье.

Специальные исследования выделили поведенческие характерис­тики родителей, свидетельствующие о жестоком обращении с детьми.

Рассмотрим особенности поведения взрослых, которые свидетель­ствуют о жестоком обращении с ребенком, но не являются бесспор­ным и однозначным доказательством его вины:

1) несоответствие состояния ребенка его описанию со стороны ро­
дителя;

2) необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помо­
щью в лечебное учреждение;

3) попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба;

4) несформированная родительская роль и отсутствие желания и воз-
' можности в ее формировании;

*5) отказ от посещения ребенка, который находится в стационаре;

6) неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ре­
бенка;

7) использование большого количества психологических защит во
взаимодействии членов семьи.

Последствия физического насилия — это не только синяки, уши­бы, травмы различной степени, но и проявление энуреза, эпокреза,

* * регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несо-

ответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его само­оценки и рост агрессивности.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют

< различные вещи физического насилия, которое почти всегда сопро-

\ вождается словесными оскорблениями и психической травмой. Поэто­му, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, разви­тия, атакже психического благополучия ребенка, их следует расценивать

^ как физическое насилие [60].

} В качестве ведущих причин возникновения физического насилия в

- семье можно выделить следующие факторы:

1. Особенности личности ребенка: наличие уродства, неизлечимой бо­лезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психи­ческого и физического развития, недоношенные дети, несоответ­ствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность,


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье


Жестокое обращение с детьми


 


импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы пове­дение ребенка и т. д.;

2. Особенности личности родителей: повышенный уровень тревож­
ности, высокий уровень импульсивности, ригидность в поведе­
нии, взаимоотношениях, низкий уровень контроля собственных
действий и поступков, признание необходимости использования
в процессе воспитания системы физических наказаний, низкий
уровень самооценки, низкий уровень образования, акцентуация
характера (эпилептоидного, демонстративного типов), нежелание
иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя, нали­
чие у родителей сценария, который содержит травматический
опыт жестокого обращения (месть собственным детям за свое ис­
калеченное детство, высокая степень психологической зависимо­
сти и нарциссичность, наличие садо-мазохистских тенденций во
взаимоотношениях с детьми и т. д.);

3. Особенности психологической атмосферы семьи: отсутствие умений
в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, неболь­
шой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людь­
ми разного возраста, изменчивость и нестабильность идентифика­
ции, большие затруднения родителей при распознавании
собственных психологических потребностей и потребностей своих
детей, психические заболевания у родителей (депрессии, острые
бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие
к агрессивным и аффективным реакциям, и другие заболевания).'

Всесторонняя диагностика этих факторов позволяет выявить степень опасности нахождения ребенка в семьях группы «риска», провести оцен­ку функциональной дееспособности семьи для разработки программ психологического сопровождения лиц, пострадавших от насилия с пос­ледующей коррекцией внутрисемейных взаимоотношений.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми. Специальные международные исследования, про­веденные в 21 стране мира, показали, что от 8% до 36% женщин и от 3% до 29% мужчин перенесли в возрасте до 18 лет сексуальное насилие. 25% жертв сексуального насилия находились в возрасте до 5 лет; в воз­расте от 6 до 11 лет — 35%; в возрасте от 12 до 17 лет — 41% [45].

В обществе существует значительное число мифов, которые являют­ся осознанной или неосознанной попыткой искажения причины и по­следствия сексуального насилия над детьми.

Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над деть­ми подросткового возраста.

Насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый для сексуального насилия возраст — 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми. Согласно статистическим данным (исследование в Томилино, зарубеж­ные канадские исследования), 40% близкие родственники — отец, мать, братья и сестры, дяди, тети, дедушки, бабушки; из них 20% — инцест; 45% хорошо знакомые ребенку люди—друзья дома, гувернеры, соседи, прихо­дящие репетиторы, различные помощники по дому и только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома.

Миф 3. Сексуальное насилие совершается только над девочками. Действительно, девочки чаще являются жертвами сексуального на­силия, но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых.


Жестокое обращение с детьми

Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими боль­шой опыт совращения малолетних.

Миф 4. Сексуальное насилие случается только один раз. Чаще сексуальное насилие над детьми это длительный процесс, в ко­тором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 5. Дети соблазняют взрослых.

У детей отсутствуют необходимые знания и умения для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 6. Только половой акт наносит ущерб ребенку. Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Ребенок, подвергаясь насилию со стороны взрослого, переживает, прежде все­го, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных вза­имоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подража­ния, что делает очень затруднительным процесс самосознания и раз­вития. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости и бессмыслен­ности.

Миф 7. Только мужчины совершают сексуальное насилие над

детьми.

Статистические данные подтверждают ведущую роль мужчин в сек­суальном насилии (80%), но не отрицают участие женщин. В современ­ном обществе увеличивается процент сексуального насилия, совершае­мого женщинами. 20% насильников — женщины, при этом 14% совершают насилие по отношению к мальчикам, а 6% — по отношению к девочкам. Кроме того, нередко субъектом насильственных действий становится мать ребенка. Мать занимает особое положение в жизни ребенка, развитие любви к ней является инстинктивным и естествен­ным процессом, поэтому сексуальные отношения мать-ребенок имеют особенно тяжелые последствия. Когда ребенок подвергается со сторо­ны матери эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, то вместо доверия он испытывает чувство ненависти и предательства.

В научной литературе сексуальное насилие рассматривается как со­вершение сексуальных действий против воли ребенка [54]. Сексуаль-


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

ное насилие может включать сексуальные отношения без согласия, не­желательные сексуальные прикосновения или принуждение вступать в оскорбительные неестественные сексуальные действия. Чтобы получить согласие жертвы, часто используются принуждение или угроза. Согла­сие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его не­насильственным, поскольку ребенок:

1) не обладает свободой воли, он экономически, психологически,
юридически находится в зависимости от взрослых;

2) может не осознавать значения действий взрослого в силу своей
функциональной незрелости;

3) не может в полной мере предвидеть все негативные последствия
сексуальных действий.

Таким образом, сексуальное насилие или растление рассматривается как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми (или с человеком старше его не менее чем на три года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды [50,64].

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального на­силия в отношении детей. К контактному насилию специалисты от­носят:

1) половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным и
оральным способом;

2) мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный
контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных
зон тела ребенка;

3) введение различных предметов во влагалище или анус;

4) мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К «неконтактному» сексуальному насилию ребенка относят:

1) демонстрацию эротических и порнографических материалов;

2) совершение полового акта в присутствии ребенка;

3) демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребен­
ку (эксгибиционизм);

4) подглядывание за ребенком во время совершения им интимных
процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

К сексуальному насилию детей необходимо отнести сексуальную эксплуатацию ребенка и вовлечение ребенка в проституцию.


Жестокое обращение с детьми

В зависимости от того, где совершается сексуальное насилие, раз­личают внутрисемейное и институциональное сексуальное насилие. Высокая латентность внутрисемейного сексуального насилия детей обусловлена тем, что это, как правило, скрытый и постепенный про­цесс, в который дети втягиваются часто не подозревая об этом. Боль­шинство детей не могут оказывать сопротивление «сексуальным злоупотреблениям» взрослых в силу своих возрастных, индивидуаль­но-психологических особенностей, различных форм зависимости от взрослых.

По фактору внутрисемейного сексуального насилия в отношении де­тей специалисты выделяют следующие типы семей из группы «риска»:

1. Семьи с патриархально-авторитарным укладом жизни — для них
характерным является власть и контроль со стороны главы се­
мьи; использование физического насилия как воспитательной
меры; отсутствие альтернативных путей для сексуального удов­
летворения и т. д.;

2. Конфликтные семьи характеризуются отсутствием доверительных
отношений между взрослыми; неудовлетворенность родителей
супружескими отношениями, что приводит к различным формам
психологического насилия к членам семьи; недостаток у детей
знаний по сексуальному образованию, что делает ребенка более
уязвимым для любого вида насилия;

3. Неполные семьи: отчим или сожитель матери и ребенок долгое вре­
мя живет без родного отца. В этом случае табу на инцест не так
сильно выражено, кроме того, для детей характерна депривация
и отсутствие знаний о полоролевых функциях в семье;

4. Семьи с инвалидами, где отсутствует должный присмотр за детьми,
что приводит к недостаточности эмоциональной близости между
детьми и родителями, к их социальной изоляции;

5. Неблагополучные семьи, в которых родители или один из них явля­
ются алкоголиками или наркоманами. Для этих типов семей ха­
рактерным является расторможенность сексуальных влечений,
снятие табу на сексуальные отношения с детьми, что приводит к
разрыву эмоциональных связей между членами семьи. Как пра­
вило, такие семьи живут изолированно, не поддерживая контак­
тов с другими родственниками.

К другим факторам риска можно отнести наличие и использование порнографических материалов (видео, журналы) и легкий доступ к ним


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

детей; кроме того, отсутствие общественного контроля над содержани­ем телевизионных программ подталкивает детей и подростков крайне­му сексуальному опыту.

Основные факторы, объясняющие выбор ребенка в качестве объекта сексуальных притязаний, были проанализированы Д. Финкелхором [45]. Им были выделены особенности личности насильника, мотива­ция поведения, включая внешние и внутренние факторы. К ним были отнесены следующие факторы:

1) эмоциональная конгруэнтность — соответствие особенностей де­
тей эмоциональным нуждам насильника;

2) сексуальное возбуждение, испытываемое насильником в присут­
ствии ребенка; \

3) блокада альтернативных путей для удовлетворения сексуальных

потребностей;

4) внешние и внутренние факторы, снимающие у насильника зап­
рет на сексуальные отношения с ребенком (дезингибиторы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.129 с.)