Психологическое (эмоциональное) насилие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое (эмоциональное) насилие



Психологическое (эмоциональное) насилие является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей. Как самостоятель­ная форма жестокого обращения с детьми, психологическое насилие ста­ло предметом исследования специалистов в конце 70 — начале 80-х го-


дов. По мнению большинства специалистов, занимающихся этой про­блемой, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.

Эта форма насилия включает в себя: психологическое пренебреже­ние и психологическое жестокое обращение. Так, психологическое пре­небрежение проявляется в последовательной неспособности родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку заботу, внима­ние, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологичес­ких нужд ребенка. Это может выражаться в словесном грубом обраще­нии с ребенком, в нелюбви, нерасположенности к нему.

Различные типы разрушительного поведения родителей (или дру­гих взрослых, значимых для ребенка) приводят к психическим дефор­мациям, снижению самооценки, веры в себя, tf утрате чувства принад­лежности к обществу детей и взрослых, к разрушению здоровья и развития ребенка.

Проанализируем конкретный характер действий взрослых по отно­шению к ребенку с учетом различных типов психологического насилия.

Игнорирование нужд ребенка проявляется в неспособности родите­лей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению кдему, в лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном ок­ружении, поддержке, общении;

Отвержение выражается в публичном унижении ребенка, предъяв­лении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребен­ка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за прояв­ление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т. д.), жест­кой, несообразной возрасту критике и т. д.

Угрозы и терроризация проявляются в унижении достоинства ре­бенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отно­шению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорбле­нии ребенка, использовании ненормативной лексики по отношении I к ребенку

Изолирование формирует установление безосновательных ограниче­ний на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственника­ми или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребен­ка права покидать свой собственный дом (например, родители прину­дительно переводят ребенка на домашнее обучение).


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

Развращение предполагает создание мотивации к развитию антисо­циального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в упот­ребление алкоголя и наркотиков.

Диагностика особенностей поведения детей, которые живут в си­туации психологического насилия, выявили следующие характеро­логические особенности: длительно сохраняющееся подавленное со­стояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие на­выков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людь­ми разного возраста, неумения общаться, угрозы или попытки са­моубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть), низкая самооценка, плохая успе­ваемость и т. д.

Для детей, испытывающих постоянно вербальную агрессию со сто­роны родителей, характерным является проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адапта­ции, вызывая очень часто (начиная с детского сада), их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, раз­личные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психологического на­силия, могут также развиваться психосоматические и нервные рас­стройства, которые характерны и для других видов насилия.

Кроме того, индикаторами психологического насилия могут слу­жить следующие особенности поведения взрослых:

1) нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в
этом нуждается;

2) публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорб­
ления, брань (в том числе и нецензурная) в его адрес;

3) отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родствен­
ником;

4) перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрос­
лого;

5) постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;

6) открытое признание в нелюбви;

7) ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в
определенных ситуациях — подчеркивается.


Жестокое обращение с детьми

Как показывает практика, к неблагополучным семьям, относящим­ся к группе «риска» по психологическому насилию, могут быть отнесе­ны следующие типы семей:

1) семьи, где разные формы насилия являются стилем жизни;

2) семьи с авторитарным стилем воспитания;

3) проблемные семьи (имеющие детей-инвалидов, малообеспечен­
ные, плохие жилищные условия, наличие безработных и т. д.);

4) аморальные семьи, в которых родители употребляют алкоголь, нар­
котики, страдают различными патологиями;

5) семьи, в которых преобладают психологические или иные про­
блемы.

Причинами, вызывающими эмоциональное отторжение ребенка, могут быть: несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нежелан­ный ребенок, чувство вины по отношению к ребенку, сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в ка­честве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом, формирование в семье психологической защиты по отношению к ре­бенку «козел отпущения», инфантильность личности родителя, внут-;-• риличностный конфликт одного или обоих родителей, несформиро-| ванность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил •>' поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического f опыта психологического насилия и т. д.

Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей нару-, шает основные функции развития детей, что приводит к различным; нарушениям:

1) в аффективной сфере — нарушения проявляются в подавленном
состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невро­
тических страхах, снижении эмоционального фона, низкой са­
мооценке;

2) в когнитивной сфере — нарушения связаны с задержкой ин­
теллектуального развития, трудностями с концентрацией и пе­
реключением внимания, низкой успеваемостью, плохой памя-

' тью;

; 3) в поведенческой сфере — нарушения проявляются в делинквент-
• ном и антисоциальном поведении, замкнутости, агрессивности,

отсутствии потребности в формировании взаимоотношений со сверстниками, ярко выраженном сексуальном поведении;


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

4) в физическом развитии — нарушения характеризуются недоста­
точным весом ребенка, маленьким ростом, запущенным, неопрят­
ным видом;

5) во взаимоотношениях со сверстниками — ребенок не стремится к
общению, замкнутый, агрессивен, проявляет сексуализированное
поведение.

Только экстренное вмешательство специалистов по коррекции внут­рисемейных отношений могут предотвратить катастрофические послед­ствия психологического насилия, оказывающие разрушительное влия­ние на развитие ребенка, его настоящее и будущее социальное становление.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми. Специальные международные исследования, про­веденные в 21 стране мира, показали, что от 8% до 36% женщин и от 3% до 29% мужчин перенесли в возрасте до 18 лет сексуальное насилие. 25% жертв сексуального насилия находились в возрасте до 5 лет; в воз­расте от 6 до 11 лет — 35%; в возрасте от 12 до 17 лет — 41% [45].

В обществе существует значительное число мифов, которые являют­ся осознанной или неосознанной попыткой искажения причины и по­следствия сексуального насилия над детьми.

Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над деть­ми подросткового возраста.

Насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый для сексуального насилия возраст — 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми. Согласно статистическим данным (исследование в Томилино, зарубеж­ные канадские исследования), 40% близкие родственники — отец, мать, братья и сестры, дяди, тети, дедушки, бабушки; из них 20% — инцест; 45% хорошо знакомые ребенку люди—друзья дома, гувернеры, соседи, прихо­дящие репетиторы, различные помощники по дому и только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома.

Миф 3. Сексуальное насилие совершается только над девочками. Действительно, девочки чаще являются жертвами сексуального на­силия, но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых.


Жестокое обращение с детьми

Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими боль­шой опыт совращения малолетних.

Миф 4. Сексуальное насилие случается только один раз. Чаще сексуальное насилие над детьми это длительный процесс, в ко­тором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 5. Дети соблазняют взрослых.

У детей отсутствуют необходимые знания и умения для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 6. Только половой акт наносит ущерб ребенку. Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Ребенок, подвергаясь насилию со стороны взрослого, переживает, прежде все­го, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных вза­имоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подража­ния, что делает очень затруднительным процесс самосознания и раз­вития. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости и бессмыслен­ности.

Миф 7. Только мужчины совершают сексуальное насилие над

детьми.

Статистические данные подтверждают ведущую роль мужчин в сек­суальном насилии (80%), но не отрицают участие женщин. В современ­ном обществе увеличивается процент сексуального насилия, совершае­мого женщинами. 20% насильников — женщины, при этом 14% совершают насилие по отношению к мальчикам, а 6% — по отношению к девочкам. Кроме того, нередко субъектом насильственных действий становится мать ребенка. Мать занимает особое положение в жизни ребенка, развитие любви к ней является инстинктивным и естествен­ным процессом, поэтому сексуальные отношения мать-ребенок имеют особенно тяжелые последствия. Когда ребенок подвергается со сторо­ны матери эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, то вместо доверия он испытывает чувство ненависти и предательства.

В научной литературе сексуальное насилие рассматривается как со­вершение сексуальных действий против воли ребенка [54]. Сексуаль-


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

ное насилие может включать сексуальные отношения без согласия, не­желательные сексуальные прикосновения или принуждение вступать в оскорбительные неестественные сексуальные действия. Чтобы получить согласие жертвы, часто используются принуждение или угроза. Согла­сие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его не­насильственным, поскольку ребенок:

1) не обладает свободой воли, он экономически, психологически,
юридически находится в зависимости от взрослых;

2) может не осознавать значения действий взрослого в силу своей
функциональной незрелости;

3) не может в полной мере предвидеть все негативные последствия
сексуальных действий.

Таким образом, сексуальное насилие или растление рассматривается как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми (или с человеком старше его не менее чем на три года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды [50,64].

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального на­силия в отношении детей. К контактному насилию специалисты от­носят:

1) половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным и
оральным способом;

2) мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный
контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных
зон тела ребенка;

3) введение различных предметов во влагалище или анус;

4) мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К «неконтактному» сексуальному насилию ребенка относят:

1) демонстрацию эротических и порнографических материалов;

2) совершение полового акта в присутствии ребенка;

3) демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребен­
ку (эксгибиционизм);

4) подглядывание за ребенком во время совершения им интимных
процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

К сексуальному насилию детей необходимо отнести сексуальную эксплуатацию ребенка и вовлечение ребенка в проституцию.


Жестокое обращение с детьми

В зависимости от того, где совершается сексуальное насилие, раз­личают внутрисемейное и институциональное сексуальное насилие. Высокая латентность внутрисемейного сексуального насилия детей обусловлена тем, что это, как правило, скрытый и постепенный про­цесс, в который дети втягиваются часто не подозревая об этом. Боль­шинство детей не могут оказывать сопротивление «сексуальным злоупотреблениям» взрослых в силу своих возрастных, индивидуаль­но-психологических особенностей, различных форм зависимости от взрослых.

По фактору внутрисемейного сексуального насилия в отношении де­тей специалисты выделяют следующие типы семей из группы «риска»:

1. Семьи с патриархально-авторитарным укладом жизни — для них
характерным является власть и контроль со стороны главы се­
мьи; использование физического насилия как воспитательной
меры; отсутствие альтернативных путей для сексуального удов­
летворения и т. д.;

2. Конфликтные семьи характеризуются отсутствием доверительных
отношений между взрослыми; неудовлетворенность родителей
супружескими отношениями, что приводит к различным формам
психологического насилия к членам семьи; недостаток у детей
знаний по сексуальному образованию, что делает ребенка более
уязвимым для любого вида насилия;

3. Неполные семьи: отчим или сожитель матери и ребенок долгое вре­
мя живет без родного отца. В этом случае табу на инцест не так
сильно выражено, кроме того, для детей характерна депривация
и отсутствие знаний о полоролевых функциях в семье;

4. Семьи с инвалидами, где отсутствует должный присмотр за детьми,
что приводит к недостаточности эмоциональной близости между
детьми и родителями, к их социальной изоляции;

5. Неблагополучные семьи, в которых родители или один из них явля­
ются алкоголиками или наркоманами. Для этих типов семей ха­
рактерным является расторможенность сексуальных влечений,
снятие табу на сексуальные отношения с детьми, что приводит к
разрыву эмоциональных связей между членами семьи. Как пра­
вило, такие семьи живут изолированно, не поддерживая контак­
тов с другими родственниками.

К другим факторам риска можно отнести наличие и использование порнографических материалов (видео, журналы) и легкий доступ к ним


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

детей; кроме того, отсутствие общественного контроля над содержани­ем телевизионных программ подталкивает детей и подростков крайне­му сексуальному опыту.

Основные факторы, объясняющие выбор ребенка в качестве объекта сексуальных притязаний, были проанализированы Д. Финкелхором [45]. Им были выделены особенности личности насильника, мотива­ция поведения, включая внешние и внутренние факторы. К ним были отнесены следующие факторы:

1) эмоциональная конгруэнтность — соответствие особенностей де­
тей эмоциональным нуждам насильника;

2) сексуальное возбуждение, испытываемое насильником в присут­
ствии ребенка; \

3) блокада альтернативных путей для удовлетворения сексуальных

потребностей;

4) внешние и внутренние факторы, снимающие у насильника зап­
рет на сексуальные отношения с ребенком (дезингибиторы).

Эмоциональная конгруэнтность со стороны насильника по отноше­нию к ребенку обусловлена слабой психосексуальной идентификацией, задержкой психосексуального развития, отсутствием чувства власти и контроля во взаимоотношениях с взрослыми партнерами, низким соци­альным интеллектом, низкой самооценкой. Как правило, сексуальное возбуждение от контакта с детьми характерно для взрослых, которые ис­пытывают сексуальное возбуждение от просмотра порнографических материалов, представляющих детей в эротическом свете. Для этих на­сильников характерно наличие раннего опыта сексуального возбуждения от контакта с взрослым, зафиксированного в сексуальных фантазиях.

Многие насильники не способны удовлетворять собственные сек­суальные потребности в силу того, что у них существуют высокий уро­вень неудач при гетеросексуальных контактах со взрослыми партнера­ми, им присуща неудовлетворенность от супружеских отношений, социокультурные или моральные запреты на сексуальные внебрачные

отношения.

Внешними и внутренними дезингибиторами для насильника явля­ются следующие факторы: плохой контроль собственной импульсив­ности в силу употребления наркотиков и алкоголя; наличие различ­ных внешних стрессогенных факторов, таких как: безработица или потеря близкого человека, психическое заболевание, а также плохой присмотр за ребенком и сопротивление самого ребенка.


Жестокое обращение с детьми

Последствия сексуального насилия могут сказываться в течение всей последующей жизни человека, поэтому специалисты различают бли­жайшие и отдаленные последствия различных форм насилия. К физи­ческим индикаторам относят различные виды травм и заболеваний, включая повреждения, кровотечения, различные виды инфекций, не­рвно-психические и соматические расстройства.

Эмоциональные расстройства или дистресс включают: беспокой­ства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы, так как сложившаяся ситуация представляется нереальной и плохо понимается и осознается жертвой насилия; сильные эмоциональные потрясения в связи с отсутствием альтернативных способов выхода из сложившейся ситуации; возник­новение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками со­противления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружа­ющих; появления депрессии, более свойственной для подростков и взрослых; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые чаще всего проявляются по отношению к невиновным в ситуации насилия и формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.

По характеру ответных реакций психологические последствия выде­ляются:

1) посттравматические стрессовые расстройства;

2) проблемы поведения;

3) расстройства когнитивной сферы;

4) личностные расстройства.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) — это продол­жительные психологические симптомы, развивающиеся в ответ на сильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое событие имело место у данного ре­бенка, а также если это событие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей, что приводит его к об­щей оцепенелости, избежанию, нервозности, расстройству сна, пло­хой концентрации внимания. Проявление симптомов при ПТСР мож­но разделить на три категории.

Первая категория симптомов характеризует повторное пережива­ние травматического события, которое выражается в навязчивых болезненных воспоминаниях, кошмарных сновидениях о событии. Сновидения у ребенка могут иметь как конкретный, так и общий бес-


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

содержательный характер. Любые внешние или внутренние стимулы, напоминающие о событии, формируют множество неприятных чувств. В играх маленьких детей можно наблюдать различные аспекты трав­матического события.

Вторая категория симптомов проявляется в пониженном интересе к событиям собственной жизни, а также различным ситуациям, которые случаются в жизни ребенка. Ребенок всячески пытается уклониться от малейших воспоминаний о травме, безразличен по отношению к себе и другим людям. Жизнь его становится серой, в ней отсутствуют надежды на будущее.

Третья категория — это симптомы стресса: бессонница, раздражи­тельность, агрессивность, пугливость, чрезмерная бдительность, труд­ности в сосредоточении на конкретных наблюдениях, размышлениях,

чувствах.

Симптомы ПТСР чаще отмечаются у девочек. Для них характе­рен более высокий уровень навязчивых мыслей, повышенная воз­будимость, стыд и страх, так как девочки более уязвимы к повтор­ным стрессам.

К проблемам поведения специалисты относят сексуализированное поведение, которое у девочек проявляется в форме сексуального бес­покойства, у мальчиков — в форме эротизма. Сексуализированное по­ведение можно также наблюдать при некоторых нервнопсихических расстройствах. Выделяются три степени тяжести такого поведения.

Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуаль­ных отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют боль­шой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).

Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направлен­ные на самих себя — демонстрация интимных частей тела, мастурба­ция и т. д.

Третья степень: дети вовлекают, в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут проявлять агрессивность в форме употребления алкоголя и наркотиков, уходах из дома, попытках суи­цида. Нередко наблюдаются личностные расстройства, психические заболевания.

Расстройства когнитивной сферы проявляются в виде низкой само­оценки, самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощ­ного, одинокого. Во взрослом возрасте все отрицательные события, происходящие с ними, воспринимаются как наказание за то, что они плохие от рождения.


Жестокое обращение с детьми

Личностные расстройства зарубежные специалисты классифициру­ют в соответствии с возрастом детей:

1. Дошкольники — тревога, интернализация (уходы, избегающее по­
ведение, депрессии, чрезмерный контроль, боязливость), экстер-
нализация (агрессия, антисоциальное поведение и малоконтро­
лируемое поведение), неадекватное социальное поведение.

2. Дети школьного возраста— страхи, агрессия и самоагрессия, наличие
большого количества школьных проблем, гиперактивность, регрес­
сивное поведение, невротическое и общее психическое заболевание.

3. Подростки — сексуализированное поведение, отвращение к соб­
ственному телу, утрата потребности в соблюдении гигиенических
навыков, депрессия, суицидальное и самоповреждающее поведе­
ние, побеги из дома, злоупотребление алкоголем, наркомания,
быстрое снижение школьных успехов, агрессия и самоагрессия,
различные многочисленные соматические жалобы, противозакон­
ные действия [43, 50, 63].

Наличие перечисленных симптомов указывает на сексуальное наси­лие, но важно помнить, что существует достаточно большая группа де­тей, которые не имеют ярко выраженных симптомов после травмы на­силия. Причинами отсутствия симптоматики является то, что асимптоматические дети аффективно подавляют переживания, либо травматизация наступает спустя довольно длительный срок на после­дующих стадиях развития, когда их статус детей-жертв становится бо­лее значительным как для них, так и для окружающих.

Согласно X. Ремшмидту, долговременные последствия сексуального насилия касаются в основном трех сфер:

1. Нарушения в развитии идентичности и принятия своей половой роли. В результате насилия происходит обесценивание и искажение соб­ственного образа, разрушается представление о ценности супружеских отношений, возрастает неуверенность в возможности построения адек­ватных взаимоотношений с противоположным полом, может сформи­роваться отрицание и пренебрежение к сексуальным отношениям, ут-v рачивается возможность идентификации с приемлемым сексуальным | поведением человека одного с жертвой пола.

: 2. Расстройство партнерских отношений и снижение сексуальной удов-

J летворенности.

Сексуальные взаимоотношения рассматриваются жертвой как от­ношения отверженности, беспомощности, лишенные инициативы и


 




Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

проявлений самостоятельности. Жертва отвергает для себя возможность испытывать позитивные эмоции и удовлетворения в этих отношениях. Как правило, в дальнейшей жизни воспроизводится этот травматичес­кий стиль партнерских взаимоотношений. И только опыт насилия у партнера или высокая степень эмпатичности и желания помочь своему партнеру может изменить искаженный стиль взаимоотношений.

3. Психические расстройства и заболевания.

Как подчеркивают многие исследователи и практические работники, для понимания динамики психологических последствий сексуального насилия у детей неоценимую помощь оказывает теория травмогенных динамик при сексуальном насилии, разработанная Д. Финкелхором, позволяющая наиболее полно оценить психологические последствия травматизации ребенка [54].

Любая форма внутрисемейного насилия над детьми требует обяза­тельного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основны­ми направлениями работы могут быть конкретная социальная поддерж­ка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те грани­цы, за которыми начинаются необратимые личностные процессы. Та­ким образом, целью профессионального вмешательства в кризисную си­туацию ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптималь­ного функционирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.056 с.)