Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таким образом, мусульманин - это тот, кто убежденно произнес шахадат.↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Намаз (Мазхаб имама Аш-Шафии)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУСУЛЬМАНСКОЙ РЕЛИГИИ Кто такой мусульманин Слово “мусульманин” в переводе с арабского означает“покорившийся Аллагьу, предавшийся Аллагьу”, то есть человек, признающий своего Творца и следующий Его велениям. Быть мусульманином, то есть оказаться на пути истины, – это великая честь и великое благо, дарованное нам Всевышним Аллагьом. Критерием, который отличает мусульманина от немусульманина, является Шахадат (Шагьадат - свидетельство). Шахадат, или калимату шахадат – это следующая формула единобожия и признания пророческой миссии Мухаммада:
“Ашгьаду алла илагьа илла ллагь, ва ашгьаду анна МухIаммада-р-расулуллагь!” (“Я свидетельствую, что нет бога (божества) кроме Аллагьа, и (еще) я свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – посланник Аллагьа”). Таким образом, мусульманин - это тот, кто убежденно произнес шахадат. После произнесения формулы шахадата с соответствующим убеждением, т.е. уверовав в то, что Аллагь – единственный Бог и что Мухаммад – Его посланник, посланный к людям для обучения их истинной религии, кафир (неверующий, неверный) становится мусульманином.
Смысл Шахадата
Ашгьаду – я свидетельствую (зная, будучи абсолютно убежденным, без тени сомнения и без принуждения), алла илагьа - что нет бога (божества, которому в действительности следует поклоняться) илла ллагь – кроме Аллагьа (единственного Бога, которому следует поклоняться, у которого нет ни временных, ни других ограничений, не нуждающегося ни в ком и ни в чем, не похожего ни на кого и ни на что, которому нет подобных, Всемогущего, Всезнающего, Всевидящего, Всеслышащего Творца и Управителя всего сущего, по воле которого происходит все, против воли которого не происходит ничего, который по Своей милости отправил пророков к человечеству для наставления людей на путь истины и который является Властелином Судного дня – последнего дня, когда решается судьба каждого в вечной жизни), ва ашгьаду – и еще я свидетельствую (также зная, будучи абсолютно убежденным, без тени сомнения и без принуждения), анна МухIаммада – поистине Мухаммад (отцом которого является Абдуллах, а матерью – Аминат, происходящий из племени Курейш, из рода Хашима, рожденный в Мекке и похороненный в Медине) - р-расулуллагь – посланник Аллагьа (посланный Им к людям, чтобы научить их Истине, истинной религии).
Мусульманская религия Мусульманская религия имеет три основы: Иман, Ислам и Сунну. Иман включает в себя основы вероубеждения. Ислам – основополагающий минимум обязанностей, которые должен соблюдать человек, имеющий Иман. Сунна – это то, что дополнительно рекомендуется делать мусульманам, поскольку это делал или одобрял Пророк. Сунна не является обязанностью, и ее несоблюдение не считается грехом, но весьма желательно соблюдать ее, ибо за это мусульманин получит большое вознаграждение. Осознание того, что Всевышний Аллагь видит нас, слышит нас и знает о всех наших мыслях, хотя мы Его и не видим, называется Ихсаном (ИхIсан). Все религиозные ритуалы желательно совершать в состоянии ихсана, то есть помня, что Аллагь нас видит и слышит, хотя мы Его и не видим. А еще лучше помнить об этом все время. Чтобы подчеркнуть важность Ихсана, иногда, говоря об основах мусульманской религии, называют Иман, Ислам и Ихсан.
ИМАН Слово “Иман” в переводе с арабского означает “вера”. Иман – это полное принятие всего того, с чем пришел пророк Мухаммад, вера во все то, что он говорил и передал от Всевышнего Аллагьа. Условием Имана является шахадат, поэтому те, кто полностью не принимают сердцем и не произносят языком формулу Шахадата, не имеют Имана. Иман имеет шесть арканов. Слово “аркан” является формой множественного числа слова “рукну”, означающего в переводе с арабского “столп” и трактующегося как “необходимая, обязательная составная часть целого, без которой целое теряет свою сущность”. Многие религиозные ритуалы имеют свои арканы (атрибуты). Если пропустить хоть один рукну (атрибут) того или иного ритуала, то весь ритуал считается недействительным. Арканами Имана являются: Вера в Аллагьа. Вера в Его ангелов. Вера в Его книги. Вера в Его пророков. Вера в судный день. ИСЛАМ Слово “Ислам” в переводе с арабского означает “покорность Всевышнему Аллагьу”. Каждого умственно полноценного (то есть не являющегося психически больным) человека (как мужчину, так и женщину), достигшего половой зрелости (в среднем 14,5 лет) и cлышавшего об Исламе, называют мукаллафом. Достаточно, чтобы человек слышал формулу: “Ла илагьа илла ллагьу МухIаммадун расулу ллагь”, – то есть:“Нет бога кроме Аллагьа, Мухаммад – Посланник Аллагьа”.
Каждый мукаллаф должен соблюдать требования Ислама. По тому, насколько тщательно человек соблюдает требования Ислама, можно судить о глубине и крепости его Имана. Ислам имеет пять столпов, являющихся первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман: 1. ШАХАДАТ, то есть убежденное свидетельствование, что нет бога (божества) кроме Аллагьа и что Мухаммад – посланник Аллагьа, посланный, чтобы обучить людей истинной религии. 2. САЛАТ (Ас-салат) - ежедневное совершение пяти обязательных (фарз) намазов. 3. САВМ, или СИЙАМ (Ас-Савм, Ас-Сийам) - соблюдение поста в месяце Рамазан. 4. ЗАКАТ (Аз-закат) - уплата в пользу бедных и некоторых других категорий мусульман части имущества по достижении определенного уровня материального состояния. 5. ХАДЖ (Ал-хIаджж) - совершение паломничества в Мекку в определенное время при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги). Несоблюдение этого минимума свидетельствует об отсутствии настоящего Имана (веры) или о его слабости. Те, кто не соблюдает этот минимум (кто не соблюдает хотя бы один из этих столпов), будут очень строго наказаны в вечной жизни (в ахирате), если они не покаются (не сделают тавбу) и не будут прощены Всевышним Аллагьом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения этого минимума или хотя бы одного из столпов Ислама, становится неверующим. Выполнение этих обязанностей не только освобождает от наказания на том свете, но и влечет получение по милости Аллагьа вознаграждения, величина которого зависит от искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их исполнении. Сунна Пророка Каждый мусульманин не только обязан соблюдать все столпы Ислама, но и должен стараться следовать примеру и указаниям нашего пророка Мухаммада во всем, то есть следовать его Сунне. Сунна - это путь, указанный нам Пророком словами ли, делами ли, поступками или состоянием (хIал). Сунна – это нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял наш пророк Мухаммад. За их соблюдение верующие получат вознаграждение. Хадис (“ХIадис” - изречение, рассказ) – это предание о словах и действиях пророка Мухаммада, связанных с самыми различными ситуациями в жизни человека и всего общества, а также предание о том, как он относился (одобрял или не одобрял) к тем или иным поступкам и высказываниям своих сподвижников (асхIабов). Тот, кто отрицает достоверный хадис или не верит в него, становится кафиром.
ИХСАН Ихсан (ИхIсан) – это совершение богослужения с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто мы видим Аллагьа. Ведь Аллагь видит и слышит нас, Он знает все наши мысли и намерения, хотя мы Его и не видим.
Различия между людьми По их отношению к вере
Все люди по их отношению к вере делятся на разные категории. Истинную веру имеет только тот, кто душой и сердцем уверовал во все, что передал Всевышний Аллагь через Своего Посланника, последнего пророка Мухаммада, то есть тот, кто имеет Иман, выражает языком свою веру (произносит Шахадат), соблюдает все столпы Ислама и следует Сунне. Такого человека называют му’мином (муъмин -уверовавший ) или мусульманином.
Того, кто выражает языком веру и делает вид, что соблюдает все столпы Ислама, но не уверовал душою и сердцем, называют мунафиком (мунафикъ - лицемер ). Того, кто уверовал сердцем и выражает веру языком, но не соблюдает хотя бы один из столпов Ислама, называют фасиком (фасикъ - нечестивец ). Того, кто не верует, не выражает веру языком, называют кафиром ( неверующим, неверным ). Шариат Шари‘ат (ШаригIат) - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллагьом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества. Все действия и поступки людей в зависимости от того, насколько они согласуются или не согласуются с велениями Всевышнего Аллагьа, подразделяются на несколько категорий. То, что в Исламе ясно и однозначно запрещено делать или говорить, называется харамом (хIарам - запретное). НАМАЗ
Некоторые предварительные Сведения о намазе
Прежде всего, следует знать, что намаз, как и многие другие мусульманские ритуалы, имеет определенные условия (шурутI, ед. число - шартI), которые необходимо соблюдать еще до вступления в намаз и в течение всего намаза, чтобы он считался действительным. Кроме того, следует знать, что намаз состоит из арканов, суннатов и адабов. Арканы (ед. число - рукну) намаза – это обязательные составные части намаза. Если не исполнить хотя бы один рукну, то намаз не состоится (считается недействительным). Поэтому в первую очередь следует изучать и исполнять арканы. Суннаты – это желательные1 действия или молитвы, которые совершал или читал наш Пророк. Без их исполнения намаз не совсем полноценен, хотя и считается совершенным. За исполнение суннатов предусмотрено большое вознаграждение от Аллагьа. Поэтому постарайтесь не ограничиваться исполнением только арканов. Адабы – это действия и молитвы, подводящие намаз к совершенству. За них также предусмотрено вознаграждение. Проведем некоторую аналогию между намазом и человеческим телом, чтобы лучше понять роль арканов, суннатов и адабов в намазе. Арканы подобны жизненно важным органам тела, без которых человек не может жить, таким как сердце, печень, желудок, легкие и т.д. Суннаты подобны важным органам тела, без которых человек жить может, но становится физически неполноценным, таким как руки, ноги и т.д.
Адабы подобны элементам тела человека, делающим его красивым, таким как правильные черты лица, фигура и т.д. Условия намаза (ШурутIу-с-салати)
Чтобы намаз считался действительным, чтобы Всевышний Аллагь принял его, еще до вступления в намаз и в течение всего намаза необходимо соблюдать следующие условия: 1. быть в состоянии ненарушенного омовения (полного и частичного); 2. тело, одежда и место (коврик), на котором совершается намаз, должны быть чистыми от нажасы (нажаса - нечистоты, признанные шариатом таковыми); 3. укрытие аврата (гIаврат -часть тела, которая по шариату должна быть укрыта); 4. совершение намаза в определенное для него время; 5. совершение намаза в сторону Киблы (Къибла).
Далее более подробно разъясним суть каждого из этих условий.
I. Омовение
Различают два вида омовения: 1.большое, или полное омовение (аль-гъусл); 2. малое, или частичное омовение (аль-вузуъ).
Полное омовение (гъусл) Большое, или полное обязательное омовение (гъусл) - это ритуальное купание. Его следует совершать: 1. мужчинам и женщинам после полового акта, если даже он не завершился, достаточно самое малое его начало; 2. мужчинам и женщинам после оргазма (семяизвержения), независимо от того, где, как, с кем или при каких обстоятельствах это произошло; 3. женщинам после очищения от менструации; 4. женщинам после родов или выкидыша, по очищении от выделений. Малое омовение (вузуъ), Порядок Его совершения
Прежде всего, следует отметить, что для совершения омовения необходимо пользоваться чистой водой, при омовении вода должна обтекать все моющиеся части тела. Кроме того, на теле не должно остаться нажасы (нечистот). Ничто не должно изолировать омываемые части тела от соприкосновения с водой (например, лак на ногтях). Перед омовением желательно применить сивак (зубочистку). Омовение начинают с произнесения:
“АгIузу биллагьи мина-ш-шайтIани-р-ражим. Бисмиллагьи-р-рахIмани-р-рахIим”. (“Я прошу спасения у Аллагьа от шайтана, отлученного от Милости. Во имя Аллагьа Милостивого ко всем на этом свете, Милосердного только к мусульманам на том свете!”), - и моют кисти рук до запястьев (рис. 1). Их моют трижды. После мытья рук одновременно ополаскивают рот и нос (рис. 2), набрав для этого воду правой рукой. Затем левой рукой высмаркивают, очищают нос. Эту процедуру тоже повторяют три раза. Затем набирают воду в руки, произносят мысленно и языком нийят: “Я намереваюсь совершить обязанности омовения во имя Аллагьа, Аллагьу акбар”, - и одновременно моют лицо (рис.3). Следует отметить, что произнесение нийята языком является суннатом (желательным), а мысленно - фарзом (обязательным). Кроме того, мысленное намерение должно совпасть с началом мытья лица. Лицо также моют трижды. Граница обязательной для мытья части лица проходит по нижней части подбородка, по границе ушей, включая виски, далее чуть выше границы волос на лбу (рис. 4). Но желательно мыть больше этого. При мытье лица, как и других омываемых частей тела, для начала достаточно произносить шахадат. В дальнейшем желательно выучить и читать специальные молитвы.
Затем моют трижды правую руку по локоть и чуть выше (рис.5, 5 “а”). При этом желательно ладонь левой руки положить на тыльную сторону правой руки и пальцами левой руки провести (помыть) между пальцами правой руки (рис. 5 “б”). Условия омовения (вузуъ) Для того, чтобы омовение считалось действительным, необходимо соблюдать следующие условия: 1. быть мусульманином; 2. дееспособность; 3. для женщин - очищение от менструации и послеродовых или послевыкидышных выделений; 4. вода для омовения должна быть чистой 1 (родниковая, речная, морская, минеральная и другая природная вода считается чистой); 5. вода должна обтекать все моющиеся части тела; 6. во время омовения на моющихся частях тела не должны быть нечистоты (нажаса) 2; 7. отсутствие на теле того, что может изменить цвет, запах или вкус чистой воды; 8. во время омовения на моющихся частях тела не должно быть даже малого количества какого-либо изолятора (краска, лак, клей и т.д.), препятствующего, соприкосновению воды с тем или иным участком тела. 9. необходимо осознавать обязательность данного омовения; 10. у совершающего омовение не должно быть ложного убеждения в том, что элементы омовения, которые на самом деле являются фарзом, - будто бы всего лишь суннат; Арканы омовения Арканами, то есть обязательными элементами омовения являются: 1. произнесение мысленного нийята одновременно с началом мытья лица; 2. мытье лица; 3. мытье обеих рук, включая локти; 4. масху – поглаживание головы намоченными руками; 5. мытье обеих ног, включая щиколотки (лодыжки); Суннаты омовения Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов и по возможности исполнять побольше суннатов. Суннатами омовения являются: 1. применение сивака; 2. произнесение в начале “АгIузу…” и “Бисмиллагь…”; 3. предварительное мытье кистей рук до запястьев; 4. мытье всех омываемых частей тела сверх обязательного; 5. мытье всех омываемых частей тела по три раза; 6. мытье сначала правой части тела (т.е. правой руки и правой ноги), затем – левой; 7. полоскание рта и носа одновременно; 8. поглаживание всей головы намоченными рукам; 9. протирание ушей; 10. совершение омовения сидя лицом к Кибле; 11. протирание рукой омываемых частей тела; 12. разведение волос, если борода густая; 13. разведение пальцев рук и ног при их мытье; 14. омовение всех частей тела подряд, одной за другой (не затягивая по времени); 15. чтение шахадата (обеих частей) после завершения омовения; При совершении омовения
Карахатом при совершении омовения является: 1. излишняя трата воды (желательно расходовать не более 1 литра воды); 2. омовение каждого из частей тела более трех раз; 3. встряхивание воды с рук; 4. хлопанье руками по лицу при его мытье; 5. вытирание полотенцем; 6. чтобы воду при омовении наливал другой человек; 8. совершение омовения водой, нагретой на солнце в медной посуде; 9. посторонние разговоры при омовении; 10. совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду могут попасть грязные брызги; 11. глубокое полоскание рта во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь.
Нарушение омовения
Омовение нарушается (становится недействительным) в следующих случаях: 1. при выходе чего-либо из полового органа или из анального (заднепроходного) отверстия: кала, мочи, газов и т.д; 2. при наступлении сна; но омовение не нарушается, если человек уснул сидя, так чтобы при этом выход газов был невозможен; 3. при потере сознания по какой-либо причине (опьянение, болезнь и т.д.); 4. при непосредственном (без преград) прикосновении любой части тела к телу (коже) человека противоположного пола, с которым шариат разрешает брак, то есть при касании рук или других частей тела мужчины к женщине, с которой разрешен брак, и наоборот. Омовение не нарушается при прикосновении к матери (у женщин - к отцу), мачехе (отчиму), тете (дяде), бабушке (дедушке), сестре (брату), молочной сестре (молочному брату), дочери (сыну), падчерице (пасынку), племяннице (племяннику) и т.д., то есть к тем, с кем шариат запрещает брак (махIрам). Омовение не нарушается и при прикосновении к волосам, ногтям или зубам; 5. при непосредственном (без преграды) касании ладонями или внутренними сторонами пальцев (т.е. тех частей, которые касаются друг друга, если приложить друг к другу ладони рук) как к своим, так и к чужим половым органам или к анальному кольцу. Тому, у кого нарушено омовение, запрещено совершать намаз, таваф (тIаваф - обход Каабы ), притрагиваться к Корану (читать наизусть что-либо из Корана, не трогая его, разрешается), носить Коран.
Если нет воды для омовения
Если для омовения нет чистой воды, а также если совершение омовения невозможно из-за ран, травмы, болезни, то следует чистой землей совершить таямум (о таямуме читайте ниже). Если и для таямума нет условий (или нет возможности соблюдать другие условия намаза), то необходимо совершить намаз даже без омовения (или без соблюдения других условий), проявляя уважение к сроку данного намаза. Но совершенный таким образом намаз необходимо возместить как только появится возможность совершить омовение (или исполнить другие условия).
Таямум
Таямум совершают следующим образом. Вначале подбирают место, где есть чистая пыльная земля. Произнеся соответствующий нийят: “Я намерен совершить фарз-таямум, позволяющий совершить намаз”, - ударяют ладонями обеих рук (прижав пальцы) о землю, затем проводят ими по лицу, протирают его, охватив все лицо. Затем, встряхнув с рук остатки земли в сторону, повторно ударяют ладонями обеих рук (с разжатыми пальцами) о землю и сначала левой рукой протирают правую руку по локоть, потом правой рукой - левую (ту часть руки, которую моют при омовении). На этом таямум завершается. Таямум действителен только для исполнения одного фарза (суннаты можно исполнять сколько угодно), для второго фарза совершают таямум второй раз, для третьего фарза – третий и т.д. Условия таямума
1. Таямум должен быть совершен землею. 2. Земля должна быть чистой. 3. Земля не должна быть уже однажды использованной для таямума. 4. С землей не должна быть смешана мука или что-либо подобное ей. 5. Необходимо иметь намерение на землю. 6. Совершение отдельного таямума для каждого фарза. 7. Двукратное хлопанье ладонями по земле и проведение ими по лицу и по обеим рукам. 8. Предварительное очищение тела от нажасы. 9. Определение Киблы до начала совершения таямума. 10. Наступление времени данного намаза.
Фарзы таямума 1. Прилипание земляной пыли к рукам. 2. Произнесение нийята в начале таямума, ударяя ладонями о землю и протирая лицо. 3. Протирание лица. 4. Протирание обеих рук, включая локти. 5. Соблюдение приведенной последовательности исполнения арканов.
Что нарушает таямум 1. Все то, что нарушает омовение, – нарушает и таямум. 2. Появление воды, пригодной для омовения. II. Чистота тела, Одежды и места моления
Чистота тела, одежды и места совершения намаза (коврика) от нажасы (нечистот)4 т акже является необходимым условием намаза. К нажасе относятся кал, моча, другие выделения из половых органов (кроме спермы) и из заднего прохода, а также гной, кровь, рвотные массы, алкогольные напитки, молоко животных, мясо которых запрещено есть, собака, свинья, павшее (не зарезанное) животное и т.д.
III. Укрытие аврата
Авратом (гIаврат), который необходимо укрывать, у мужчин является часть тела между пупком и коленями. Это самое меньшее, что необходимо укрыть при совершении намаза. Но желательно быть одетым в брюки, рубашку с длинными рукавами и на голове иметь шапку. Ибо совершать намаз, не укрыв тело подобным образом, когда это возможно, даже с засученными рукавами, является карахатом (неодобряемым). У женщин же авратом является все тело, кроме лица и кистей рук до запястьев, то есть все остальное тело, включая ноги и шею, должно быть укрыто одеждой. Следует отметить, что женщина должна укрывать свое тело подобным образом и выходя на улицу. Таково требование Ислама. IV. Время намаза Время утреннего намаза
Время утреннего намаза наступает с началом рассвета и продолжается до начала восхода солнца. Перед рассветом в небе с восточной стороны появляется белая полоса в виде лисьего хвоста, направленного с востока на запад. Это явление называется ложным рассветом, и время утреннего намаза при этом еще не наступает. Через некоторое время появляются белые полосы поперек “лисьего хвоста”. Появление этих поперечных белых полос и считается началом рассвета и наступлением времени утреннего намаза.
Время обеденного намаза
Время обеденного намаза наступает, когда солнце проходит зенит и начинает клониться к западу, и продолжается до начала времени предзакатного намаза. Для определения времени обеденного намаза следует установить ровную палку вертикально (под углом 90 градусов) на горизонтальной поверхности. По мере приближения солнца к зениту тень палки становится все короче и короче. Когда солнце находится в зените, тень палки становится самой короткой, а в дальнейшем, когда солнце начинает клониться на запад, тень начинает увеличиваться. Вот в это время, когда длина тени начинает расти, и наступает время обеденного намаза. Продолжается оно до наступления срока предзакатного намаза. Время предзакатного намаза
Время предзакатного намаза начинается, когда длина тени вертикально установленной палки равна сумме длины палки и длины самой короткой ее тени (т.е. длины ее тени, когда солнце находилось в зените), и продолжается до полного захода солнца.
Время вечернего намаза
Время вечернего намаза начинается с полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево (красноватый отсвет заката) на западной стороне.
Время ночного намаза
Время ночного намаза начинается с окончанием времени вечернего намаза и продолжается до начала рассвета, то есть до наступления времени утреннего намаза.
Хотя намаз можно совершать в течение всего установленного для него периода, необходимо постараться совершить его сразу по наступлении времени его совершения, поскольку вознаграждение при этом мы получим самое большое. Далее, с прохождением времени, вознаграждение за намаз уменьшается. После того, как прошла половина времени, в течение которого можно совершить намаз, вознаграждение мы уже не получим, но обязанность совершения намаза считается исполненной. За оттягивание совершения намаза на еще более поздний срок без уважительной причины (гIузру) нам записывается грех, причем, чем позднее совершим намаз, тем больше грех. Намаз считается совершенным в срок, если успели совершить хотя бы один ракаат в установленное для данного намаза время. Если же вышло время совершения намаза, то его необходимо возместить как можно быстрее, не откладывая, например, до следующего намаза. В нийяте при этом следует говорить, что намерены возместить этот намаз. Необходимо отметить, что любой пропущенный намаз следует возместить как можно быстрее - чем раньше, тем лучше.
Является карахатом
Карахату-ттахримом (карагьату-ттахIрим) является совершение намаза без причины в следующие периоды: 1. когда солнце находится в зените (кроме как в пятничный день); 2. после утреннего намаза до восхода солнца на высоту штыка; 3. после того, как солнце приобретает желтовато-красный цвет перед его заходом и до полного его захода. В эти периоды можно совершать намаз, совершаемый после проявления какой-либо причины, например, суннат-намаз, совершаемый после омовения, или во время солнечного или лунного затмения, или для моления о дожде и т.д. В мечети Харам, в Мекке (т.е. в мечети, в которой находится Кааба), также можно совершать намаз в любое время. Возмещать намаз также можно в любое время. V. Кибла
Намаз необходимо совершать повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Мекке. Направление, в котором находится Кааба, называется Киблой (Къибла). В какой бы точке планеты мусульманин ни находился, намаз он совершает повернувшись в сторону Каабы (Мекки). Для Дагестана Кибла находится примерно в южной стороне, точнее на несколько градусов западнее южного направления. Порядок совершения Намаза
Сначала опишем порядок совершения 2-ракаатного намаза, ибо в 3-х и 4-ракаатных намазах первые два ракаата совершаются точно так же, как и в 2-ракаатном намазе, а после этого совершают еще один или два ракаата. Порядок совершения Ракаатного намаза
Перед началом намаза надо встать ровно, повернувшись в сторону Киблы, ноги на ширине плеч (расстояние между ними - примерно одна пядь), стопы параллельны друг другу, руки опущены (рис. 9), взгляд направлен в точку, которой будет касаться лоб при земном поклоне (на расстоянии чуть больше метра от себя; молитвенный коврик имеет длину всего 3 натIа, то есть около 1,4 – 1,5 метра). На эту же точку желательно смотреть и в течение всего намаза, кроме одного момента, когда смотрите на указательный палец правой руки при чтении “Аттахийяту” (об этом читайте ниже). В течение всего намаза женщины должныпроявить собранность тела: ноги у них вместе, руки прижаты к телу. Необходимо отвлечься от всех посторонних мыслей и сосредоточиться на служении Аллагьу, помня при этом, что Аллагь видит и слышит вас, знает все о вас, все ваши мысли и намерения. После такого сосредоточения мысленно и словами произносите нийят (намерение), то есть выражаете намерение совершить намаз. При этом следует отметить, во-первых, что намереваетесь совершить намаз, во-вторых, это фарз-намаз или суннат-намаз, в-третьих, какой именно фарз (утренний, обеденный, предзакатный, вечерний, ночной или пятничный) или суннат (ид, витру, ратибат, зуха, тагьажжуд и т.д.), в-четвертых, количество ракаатов в намазе, в-пятых, это своевременный намаз или возмещаемый. Например: “Я намереваюсь совершить своевременный 2-ракаатный обязательный (фарз) утренний намаз во имя Всевышнего Аллагьа”. Произносить нийят мысленно (сердцем) является фарзом, а произносить его языком перед мысленным намерением является суннатом (языком нийят произносят для того, чтобы было легче сосредоточиться на нем мысленно). Итак, стоя, повернувшись в сторону Киблы, сначала произносите нийят языком, затем медленно говорите – “Аллагьу акбар” (Аллагь велик) и одновременно обе руки поднимаете вверх. Приподняв руки, располагаете по обе стороны от головы, ладони повернуты вперед (рис.10) (в сторону Киблы), пальцы рук свободны и чуть согнуты, большие пальцы находятся на уровне мочек ушей, кончики остальных пальцев — примерно на уровне верхних краев ушей – направлены вперед (в сторону Киблы). Женщины приподнимают руки только до уровня груди, ладони и кончики пальцев также направлены вперед (рис.11). Затем опускаете руки вниз и складываете на нижней части груди, чуть выше пупка и чуть левее от центра (рис.12). При этом большой, безымянный пальцы и мизинец правой руки обхватывают запястье левой руки, а указательный и средний пальцы правой руки вытянуты вдоль предплечья левой руки (рис.13). Кончик мизинца левой руки располагается чуть выше пупка (в середине живота) Амин я раббал гIаламин.
После чтения суры “Фатиха” (если прочитали и дополнительную суру, то после нее) руки, точно так же, как и при вступлении в намаз, поднимаете до уровня ушей (рис. 14), затем опускаете, одновременно наклоняетесь вперед, совершая поясной поклон (рукугI), и кладете руки на колени (рис.15). Вперед наклоняетесь ровно настолько, что руки, упираясь ладонями в колени, в локтях не сгибаются. Совершая руку‘, также произносите “Аллагьу акбар”, начиная с момента поднятия рук и растягивая на весь период совершения поклона. И в дальнейшем при совершении какого-либо действия в намазе произнесение “Аллагьу акбар” желательно растянуть на весь период совершения данного действия. Положение при поясном поклоне (рукугI) таково: туловище наклонено вперед, руки при этом прямые и упираются ладонями в чашки колен, пальцы рук направлены вниз и чуть расставлены. Спина, шея и голова расположены на одной прямой (рис.16). В таком положении следует задержаться хотя бы две секунды (такая задержка имеет название тIумаънинат),при этом произносится три раза:
“СубхIана Раббияль ГIазим ва бихIамдигь(и)” (Слава моему Господу Великому и хвала Ему.)3 Затем выпрямляетесь (игIтидаль), возвращаясь к исходному положению стоя (рис.17). Выпрямляясь, одновременно поднимаете руки до уровня ушей (как и ранее) и произносите:
“СамигIаллагьу лиман хIамидагь”
“Раббана лакаль хIамд” (Господь наш, Тебе вся хвала)4. В таком положении (стоя с опущенными руками) также следует задержаться хотя бы секунды на две (тIумаънинат). Затем, произнеся “Аллагьу акбар”, совершаете земной поклон (челобитье). Для этого сначала опускаетесь на колени (рис.19), далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом (рис.20). Такое положение тела называется суждой (земной поклон, челобитье). В положении сужды (рис.21) пола касаются семь частей тела: пальцы обеих ног, направленные в сторону Киблы (то есть подушечки пальцев ног касаются пола, а кончики направлены вперед, в сторону Киблы), оба колена, обе руки с ладонями вниз и пальцами слегка прижатыми друг к другу и направленными в сторону Киблы (рис.22), а также лоб, на который давит вес головы (при этом нос также касается пола). Глаза при этом желательно держать открытыми. Руки расположены на уровне плеч (на один локоть дальше от колен), у мужчин таз приподнят, живот – не касается бедер (у женщин – таз ниже, но все же он должен быть выше плеч, живот касается бедер), локти приподняты от пола и слегка раздвинуты (у женщин прижат
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.015 с.) |