Присоединение к джамаат-намазу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Присоединение к джамаат-намазу



Присоединиться к джамаат-намазу можно в любое время до произнесения имамом первого “Салама” (в конце намаза). Даже если ма’мум присоединится к джамаат-намазу перед произнесением “Салама”, он получает вознаграждение за джамаат-намаз, но его вознаграждение (саваб) будет намного меньше, чем у того, кто начал намаз вместе с имамом. Поэтому лучше всего начинать джамаат-намаз вместе с имамом.

Присоединившись к джамаат-намазу, ма’мум следует строго за имамом, то есть опоздавший ма’мум начинает намаз не с самого его начала, а с того места, до которого дошел имам.

Если ма’мум присоединился к джамаат-намазу позже и не успел с джамаатом совершить положенное количество ракаатов, то он восполняет их после того, как имам произнесет первый “Салам”. Ма’мум при этом произносит “Аллагьу акбар”, встает и совершает недостающее количество ракаатов. Если, например, ма’мум присоединился к джамаату в тот момент, когда читают молитву стоя, и имам в это время начал поясной поклон, а ма’мум не успел прочитать суру “Фатиха”, то он не дочитывает “Фатиху”, а следует за имамом. Причем, этот ракаат ему засчитывается как совершенный. Если ма’мум успел присоединиться к джамаату, когда имам начал поясной поклон, и при этом успел наклониться до того, как имам начнет выпрямляться, то и в этом случае ма’муму ракаат засчитывается. А для имама в таком случае является суннатом задержаться в поясном поклоне, пока вновь присоединившийся к джамаату ма’мум тоже не совершит поясной поклон, но не надолго. Кроме того, такая задержка не должна зависеть от того, кто подошел.

Другой пример: если мусульманин присоединился к джамаату, когда читают молитву “Аттахийяту” сидя на коленях, то он, вступив в намаз, принимает положение сидя на коленях и тоже начинает читать “Аттахийяту”; в дальнейшем он следует за имамом, даже если не успел дочитать “Аттахийяту”.

Иногда ма’муму, опоздавшему на начало джамаат-намаза, приходится читать “Аттахийяту” три или даже четыре раза, пусть это не беспокоит вас.

Для чтения “Аттахийяту” правило таково: ма’мум считает, сколько ракаатов он совершил за имамом, и, продолжая молитву самостоятельно, “Аттахийяту” читает после своего второго (считая с самого начала, включая ракааты, совершенные за имамом) и после последнего ракаата.

Например, если ма’мум за имамом совершил только один ракаат, то после завершения намаза имамом он встает на второй ракаат, после него читает “Аттахийяту” и далее совершает намаз как обычно. Если же он успел за имамом совершить три ракаата (в 4-ракаатном намазе), то после завершения намаза имамом ма’мум встает, совершает четвертый ракаат и после него читает “Аттахийяту”, затем дает “Салам”.

Если джамаат-намаз совершают двое (имам и стоящий по правую сторону от него ма’мум), а третий мусульманин хочет присоединиться к ним, то он, вступая в намаз, делает знак (дотрагивается до плеча) ма’муму, и тот делает шаг назад (это для него является суннатом), чтобы стать вдвоем в один ряд позади имама. Имам также может сделать шаг вперед, но предпочтительнее, чтобы отошел ма’мум.

Если для мусульманина, который хочет присоединиться к джамаату, в последнем ряду ма’мумов нет места, то он, вступив в намаз, дотрагивается до плеча ма’мума, стоящего с краю, делая ему знак, а тот делает шаг назад, чтобы стать в заднем ряду вместе с подошедшим, ибо нежелательно (макрух), чтобы ма’мум стоял в ряду один.

Если один мусульманин собирается присоединиться к намазу, который в одиночку совершает другой мусульманин, то подошедший вступает в намаз, делает тому знак (дотрагивается до плеча), при этом тот, кто в намазе, делает сердцем нийят, чтобы продолжить намаз с джамаатом. Подошедший становится справа и чуть позади имама, и они совершают джамаат-намаз.

Точно так же, если имам завершил намаз, а кто-то опоздавший совершает свои недостающие ракааты, подошедший в это время может стать за ним, сделав ему знак, и у них получится джамаат-намаз. Но лучше совершить заново (с самого начала) джамаат-намаз с кем-либо, например, дождавшись, пока тот закончит свой намаз, а затем совершить с ним джамаат-намаз. Для тех, кто уже совершил намаз, составление джамаата для опоздавшего, является суннатом.

* * *

Для имама не существует каких-либо особенностей совершения намаза, кроме того, что он в нийяте выражает намерение совершить намаз в качестве имама, громко произносит “Аллагьу акбар” и другие молитвы, произносимые в начале каждого действия, и громко читает суру “Фатиха” (а также другую суру или аят за ней) в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательных намазов, а также праздничных (гIид) суннат-намазов и таравихов. В то время, когда в этих намазах ма’мумы читают суру “Фатиха”, имам про себя читает какую-либо суру или аят Корана примерно такой же продолжительности, что и “Фатиха”, или читает дуа. На этом различия между намазом в роли имама и обычным намазом заканчиваются. Поэтому нежелательно мусульманам совершать намазы в одиночку, оправдываясь тем, что никто из них не знает, как руководить намазом.

Но владеющий махраджем (правильным произношением звуков и правильным чтением молитв) не может совершать намаз за не владеющим махраджем.

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумгIа)

 

Пятничный намаз – это двухракаатный коллективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, примерно 14,5 лет) и проживающих в данном населенном пункте.

Чтобы пятничный намаз считался действительным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв).

В каждом населенном пункте пятничный намаз совершают всей общиной в одном месте – в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допускается совершение пятничного намаза в другой мечети.

Азан для пятничного намаза обычно возвещают дважды. После первого азана совершают суннат-намазы и могут читать проповедь. После второго имам читает хутбу (хутIба -специальная пятничная проповедь на арабском языке), состоящая из двух частей. После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают “камат” (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу.

В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населенного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомневаются) после пятничного намаза совершают и обычный 4-ракаатный обеденный намаз. После него читают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и совершают ратибаты (суннат-намазы). Очень ценным является чтение сразу за пятничным намазом (или за обеденным намазом, совершенным после пятничного) по семь раз следующих сур Корана: “Фатиха” (“АлхIам”), “Ихлас” (“Къулгьу”), “Фалак” (1-й “Къуль агIузу”) и “Нас” (2-й “Къуль агIузу”).

 

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

 

Одной из обязанностей мусульман по отношению к умершему мусульманину является совершение над усопшим джаназа-намаза, предварительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.033 с.)