Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология субъектов в межличностной коммуникации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотренные типологии предполагают идентификацию групп общественности по той или иной совокупности признаков. Вероятно, логично завершить вопрос о стратификации групп общественностей межличностным уровнем коммуникаций, поскольку ключевой коммуникант, лидер общественного мнения той или иной группы общественности воплощает в себе качества и личности, и общественной группы. От него во многом зависит, будет ли ретранслировано сообщение, полученное им, внутрь группы, или получатель сообщения станет барьером на пути его распространения. В этом отношении упускать из виду специфику межличностной коммуникации и отрывать ее от групповой и массовой представляется нецелесообразным. В деловой коммуникации для характеристики коммуникационного партнера наиболее часто употребляется система, которую иногда называют психогеометрической. По сути, это разновидность психографической методики, адаптированная для иного коммуникативного уровня. Удобство психогеометрических моделей заключается в том, что их использование не требует специальных знаний, осуществляется как правило путем включенного наблюдения или анализа превентивно собранной информации, однако точность ее (по подсчетам авторов методики А. Алексеева и Л. Громовой) достигает 85 %. Наблюдения в данной парадигме имеют целью определение индивидуальных характеристик личности, чаще всего в ее коммуникативном аспекте. В рамках методики выделяется четыре типа человека: квадрат, треугольник, круг и зигзаг. Каждый из них определяется по ряду показателей. «Квадратный» тип человека. -Речь «квадрата» – логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая (без эмоций), высокий голос, речевые штампы, точная профессиональная терминология. - Язык тела – скованные, напряженные позы («зажатость»), рассчитанные, скупые движения, точные жесты, медленная «солидная» походка, бесстрастное лицо, деланный или «нервный» смех. - Основные психологические характеристики поведения: «квадраты» никогда не опаздывают на встречи. Им свойственны: пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность, внимание к деталям, ориентация на факты, цифры, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, упорство при решении задачи, настойчивость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, терпеливость, твердость в решениях, эмоциональная холодность. - Внешний вид. Консервативный, опрятный, сдержанный, строгий, неяркий. - Коммуникант – «квадрат» имеет, как правило, деловой внешний вид. Задает очень конкретные вопросы с целью выяснить подробности, получить дополнительные комментарии. Требователен к точным определениям слов, понятий. Не любит громкой и быстрой речи, предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий человек. Если предполагаются практические действия, то требует четких и подробных инструкций, следит за регламентом. Менеджеру в общении с квадратом необходимо быть серьезным и соблюдать правила делового этикета. В разговоре должна быть жесткая логика и последовательно структурированный материал с резюмированием по каждому вопросу. Информацию следует представлять корректно, цифры и факты должны быть точными, со ссылкой на источник.
Треугольный человек. - Речь «треугольника» – логичная, ясная, эмоциональная, краткая, ориентированная на суть проблемы, уверенная, властная, эмоциональная, быстрая, четкая, голос невысокий, громкий, жаргонные слова, остроты, язык арго. - Язык тела – ненапряженная поза, плавные жесты. Уверенные движения, широкие выразительные жесты, уверенная, энергичная походка, непроницаемая маска, сжатые губы, пронзительный взгляд, властное рукопожатие. - Основные психологические характеристики поведения. Треугольник склонен к лидерскому поведению, честолюбив, имеет установку на успех, на победу, прагматичен, способен концентрироваться на цели момента, ориентирован на суть проблемы, уверен в себе, решителен, импульсивен, склонен к риску, энергичен, смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив, остроумен, контактен, предрасположен к манипулированию. - Внешний вид – модный, шикарный, соответствует ситуации, дорогие вещи, ухоженный, холеный. - Коммуникант –треугольник имеет, как правило, уверенный внешний вид. Он всем своим видом показывает, что его время дорого стоит и он не намерен тратить его впустую. Проницательный, все подмечающий, напористый взгляд, моментальная оценка ситуации и мгновенная реакция (иногда довольно ядовитая). Рассказ предпочитает чтению или просмотру документов, материалов. Создает впечатление власти над людьми, неопытных партнеров может подавлять своей персоной, высказываниями, комментариями, историями из своей профессиональной жизни. - В общении с треугольником коммуникатору необходимо всем своим видом демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать контакт глаз. Речь коммуникатора должна быть четкой, лаконичной, информация должна носить ярко выраженный практический и прагматический характер. Треугольники много учатся на престижных семинарах, поэтому их можно нужно удивлять инновационными сведениями. Целесообразно соблюдать регламент и делать своевременные перерывы. К треугольникам при общении нужно постоянно проявлять внимание. Будьте готовы к тому, что они будут вас перебивать, вступать в спор, в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого преимущества.
Круговой тип человека. - Речь «круга» – непоследовательная, как правило, отклоняющаяся от главной темы, эмоциональная, расслабляющая, плавная, скорее медленная, чем быстрая, голос сочный, густой, скорее низкий. Кругу свойственны восторженные оценки, комплименты, вместо «я» зачастую говорит «мы». - Язык тела – расслабленная поза, свободные, плавные движения, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак поддержки, «зеркальное» поведение, минимальная социальная дистанция. У него жизнерадостная походка, легко подстраивающаяся под походку другого, подчеркнуто доброжелательное приветствие. - Основные психологические характеристики поведения. Круг имеет высокую потребность в общении, контактен, доброжелателен. Ему свойственны забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, уступчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению. Он доверчив, ориентирован на мнение окружающих, нерешителен, слабый политик, болтлив (любит посплетничать), способен уговаривать, убеждать других, тяготится жестким регламентом, любит гибкий распорядок дня. - Внешний вид: мужчины – неофициальный, часто без галстука, небрежен, моложав; женщина – изысканная, женственна, полная. - Коммуникант – круг часто в общении первым устанавливает контакт. В ход идет приятная улыбка, комплименты и все остальное из коммуникативного ассортимента. Деловые встречи он часто использует как возможность общения. На совещании никогда не садится отдельно от других людей, так как ему нужен партнер, с которым он бы обменивался репликами, впечатлениями. Наряду с вопросам по информации предметного характера часто задает руководителю вопросы личного характера. Иногда заполняет собой все «коммуникативное пространство», умолкает на время лишь в момент принятия решения. - Коммуникатору в общении с кругом лучше использовать непринужденную беседу. Если нужно вызвать неподдельный интерес круга, лучше ссылаться на свой личный опыт. Кроме того, он с удовольствием рассказывает о себе, ему можно задавать вопросы личного характера. Для круга важно чувствовать себя уютно: мягкие кресла, теплое помещение, внимательное, доброжелательное отношение и демонстрация уважительного отношения к нему просто как к человеку. - Очень важно в общении с кругом установить обратную связь, задавать вопросы на уточнение, проверять, правильно ли он понял вашу информацию, при этом кивок головой со стороны круга не означает, что он вас понял или уловил суть сказанного. Круг чрезвычайно редко жалуется, и если он это делает, тому есть серьезные причины. Зигзагообразный человек. - Речь «зигзага» – непоследовательная, ассоциативная, яркая, эмоциональная, зажигательная, быстрая. Богатые голосовые вариации, восторженные оценки, богатая лексика, жаргон, остроты. - Язык тела – ненапряженные, быстро меняющиеся позы. Быстрые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика, «всевидящий» взгляд, манерность. - Основные психологические характеристики поведения. Зигзагу свойственны жажда изменений, креативность, концептуальность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость новыми идеями, мечтательность, устремленность в будущее, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, разбросанность, непостоянство настроения, поведения, отношений, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, остроумие. - Внешний вид. Растрепанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный. Женщины – разнообразны, небрежны, экстраваганты, иногда супермодны. - Коммуникант – зигзаг относится к импульсивному типу. Без всякого сожаления и стеснения может уйти с совещания, если предлагаемая информация их не устраивает с позиции качества содержания или чтения доклада. Постоянно куда-то спешит, порой создается впечатление, что он случайно попал на встречу. Свойственны быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому, порой он задает вопросы не дожидаясь на них ответа. Быстро и откровенно оценивает партнера, ситуацию, коллег. В момент принятия решения погружается в себя. - Зигзаги редко срабатываются с квадратами. Источником стресса для них является скучная, монотонная работа, недостаток внешних побуждений.
Прямоугольный тип человека. -Речь «прямоугольника» неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, аритмичная, с «паузами нерешительности», скороговорками; колебания громкости и высоты тона, высокий, срывающийся голос, междометия, слова- паразиты, путанные вопросы. - Язык тела – неуклюжие, резкие, прерывистые движения, неуверенные, незаконченные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье, как правило, часто краснеет. - Основные характеристики поведения. «Прямоугольнику» свойственна изменчивость, непоследовательность, непредсказуемость, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость (до безрассудства). Низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, импульсивность, нервозность. Быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, «барсучья психология», имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам. - Внешний вид – меняющийся, неопределенный, ситуативно неуместный. - Коммуникант «прямоугольник», как правило, не знает, что ему нужно, плохо вписывается в ситуацию. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, интерес к информации не показывает, может задавать неоднократно одни и те же вопросы, невнимательно слушать ответы на них.(5).
Круг, зигзаг, квадрат, прямоугольник – психогеометрическая типологизация, уместная не только в межличностном общении, она может становиться частью пространных психографических исследований, дополняя анкетные данные, давая сведения о респонденте, в том числе и в форме закрытых вопросов (выберите наиболее нравящуюся Вам фигуру, например).
Все разнообразие методик, используемых маркетологами, специалистами по рекламе, социологами и политологами может и должно использоваться в рамках связей с общественностью, в зависимости от избранной стратегии и сформулированных целей и задач исследования. Особенность подхода к определению групп общественности, используемого в теории и практике паблик рилейшнз, заключается в том, что он преследует цель не просто выяснить ценностные ориентации определенных слоев населения (на чем, собственно, и завершают свою работу социологи- эмпирики). Задача в том, чтобы с учетом этих и других данных социально-психологического содержания разработать стратегию и тактику, реализовать программу, направленную в первую очередь на достижение взаимопонимания и взаимодействия организации и общественности, влияющей или способной повлиять на организацию. Психографические и другие подобные им характеристики рассматриваются в связях с общественностью, с одной стороны, как исходный материал, исходная информация, позволяющая оценить работу организации, а с другой, что важнее, - как ориентиры влияния в желаемом для организации направлении. Литература: 1. См.: Ньюсом Д. и др. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. С.113-116. 2.Там же. С.119-121. 3. См., например, содержательный материал по данной проблеме: Дедюхина А. Мода быть русским // Эксперт, №10, 17 марта, 2003. С.28-30. Характерен подзаголовок статьи: «Социальную рекламу в России хотят поставить на широкую ногу. Однако власти не готовы обсуждать варианты превращения ее из низкопробной обязаловки в качественный и эффективный рекламный продукт». 4. См. Алешина И.В. Поведение потребителей. М., 1999.- С.106-135. 5. Большое количество вариантов этой и близкой к ней методик приводится в книге: Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.146 (0.007 с.) |