Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. PR по-американски: становление профессии.

Поиск

Сам факт присутствия типологически родственной (но отнюдь не тождественной) деятельности и в высшем, и в низшем регистре общественной жизни говорит, прежде всего, о ее актуальности и необходимости. Но, конечно, не в цирках проходило реальное становление масштабного PR, в том числе, политического. В конце 1850 года был проведен первый, официально зарегистрированный, опрос общественного мнения. Опрос проводила Нью-Йркская организация Tammany Hall, с целью получения данных о настроениях в обществе.

Одной из первых масштабных кампаний PR, целью которой стало не только обеспечение клиента хорошей прессой, но и изменение мотивации людей, а, следовательно, и самого поведения общественности стала деятельность крупных монополий середины Х1Х века. И первыми здесь выступили железные дороги. Проблема заключалась в том, что доходы железных дорог непосредственно зависели от числа пассажиров, а значит протяженности полотна и т.п. И с этой целью была сформулирована долгосрочная программа национальной идеологии – продвижение на Запад. Создается романтическая аура всего, что связано с этим движением (до сего дня воплощенное в жанре «вестерна»).

Очередной всплеск активности информационных столкновений произошел в ходе гражданской войны между севером и югом (1861-65 гг). В это время появляются и развиваются первые частные детективные агентства, которые пытались выполнять и более широкие функции – от разведки до информационных операций. Наиболее известной фигурой здесь был Аллен Пинкертон (кстати, также в основном работавший по заказам железнодорожных компаний). Его агентству успешно удавались операции по охране первых лиц северян (в частности, Линкольна), но когда он попытался внедриться в сферу информационных операций, его ожидал провал (об этом не без иронии пишет А. Даллес).

Долгое время все же деятельность PR -мэнов не была системна, ограничивалась решением конкретных проблем в данное время и в данном месте. Однако к концу века, с возникновением монопольного капитала, проблема переходит на иной уровень. 1870 г. создается концерн Рокфеллера «Стандарт ойл», чуть позже – тресты Карнеги, банки Моргана и т.п.

Первоначально позиция монополий и трестов по отношению к общественности вполне характеризовалась словами, сказанными, согласно легенде, владельцем Центральной Нью-Йоркской железной дороги Вильямом Виндельбильдом. Когда он отменил движение по дороге и ему сообщили о гневе общественности (публики), Вандербильд бросил: «Мне плевать на публику!».

В целом такое отношение крупных корпораций к общественному мнению просуществовало всю последнюю треть Х1Х века (что, видимо, и позволило Грюнигу и Ханту выделить это время в качестве особой фазы становления PR), хотя к концу века пришлось менять позиции. В 1892 году был разогнан профсоюз на заводе «Карнеги-Фрик стил компани» в Пенсильвании, прошли и другие насильственные акции. Но, во-первых, профсоюзы уже становились серьезной силой, способной противодействовать владельцам, во-вторых, каждая победа над наемными рабочими оказывалась пирровой, поскольку оборачивалась огромными дополнительными расходами, становилось очевидно, что только сила недостаточна для нормального управления производством и получения прибыли.

Тем более, что противоречия между самими монополиями, монополиями и правительством, наличие независимых СМИ, которые жили только за счет тиражей и рекламы (формирование рынка информации со своей жесткой конкуренцией), наличие огромного числа средних и мелких предпринимателей, еще не поглощенных монополиями, способного влиять на формирование общественного мнения, создавали очень неоднородную, противоречивую информационную среду.

В этой среде на рубеже веков и сформировалась группа публицистов и журналистов, к которым примкнули и писатели (Эптон Синклер с его романами «Джунгли», «Столица», «Меняла» и др.), получившая название «разгребатели грязи». В качестве первого «разгребателя грязи», выдвинувшего в ответ Вандербильду в 1892 году не менее радикальный лозунг «Общественность должна знать все», был Джозеф Пулитцер. Сам термин (цитата из романа Д. Беньяна «Путь паломника»), впервые в современном смысле использовал Теодор Рузвельт в 1897 году, желая обвинить журналистов, которые буквально осаждали возглавляемый им тогда Департамент полиции Нью-Йорка. Одним из самых известных произведений авторов этого круга стала серия статей журналистки Иды Тарбелл «История «Стандарт-Ойл Компани». Владельцем этой компании был Рокфеллер, и Ида Тарбелл подвергла разгромной критике методы жесткой конкурентной борьбы, практиковавшиеся в эпоху становления компании и в период завоевания ею рынков. По сути, «разгребателями грязи» были те, кого в современной России принято называть информационными киллерами. Они охотились за скандалами, жили скандалами и компроматом. Именно они обрушились на монополистов и стали формировать негативное представление о крупном капитале вообще. В ход пошли всевозможные разоблачения – от биографических до финансовых. Репутации разлетались в прах, рушились представления о взаимосвязи национальных интересов с преуспеянием крупного капитала. Во многом под этим давлением, с одной стороны, Америка приступила к реформе трудового законодательства, налогового законодательства, принятию антимонопольных актов. С другой- сами монополии вынуждены были защищаться. Правда, на первых порах проблему пытались решить угрозами, шантажом, убийствами и т.п. Но сила и здесь оказалась малоэффективной, а зачастую и прямо провоцировала очередные витки скандалов с еще более яростными обвинениями и разоблачениями.

Если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить. Руководствуясь этим принципом наиболее чуткие монополии, банки, тресты стали сами нанимать публицистов и пресс-агентов. Эти наемные специалисты и должны были информационно «выправлять» события, трактуя их в выгодном для заказчика свете. Поскольку массовый информационный рынок прессы был уже создан, то газеты становятся основным каналом влияния, а основной частью работы пресс-агентов становится работа со СМИ.

Поэтому и пресс-агентами, по преимуществу, становились журналисты и писатели, пришедшие также из расследовательской журналистики.(7А).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.166 (0.01 с.)