Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава П. От эпохи Гуттенберга к эпохе Маклюэна.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В многочисленных концепциях и футурологических прогнозах, так или иначе связанных с новым типом общества, необходимо назвать Герберта Маршалла Маклюэна, ставшего основоположником целого направления в западной коммуникативистике – «маклюэнизма». В 1960-70-е годы он возглавлял Научный центр культуры и техники при Торонтском университете. Наиболее широко известна ключевая формула Маклюэна: «Средство и есть сообщение». В соответствии с этим он создает и собственную периодизацию всемирной истории. В истории цивилизации он выделяет три этапа: 1) первобытная дописьменная культура, основанная на принципах естественности и коллективности образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира благодаря устным формам связи и передачи информации; 2)культура письменно-печатная, заменившая устно-эмоциональные формы общения книжными и утвердившая вместо естественности коллективизма дидактизм, индивидуализм и национализм; 3) современный этап, отходящий от почитания книжной культуры в сторону возрождения устности и естественности слуховизуального восприятия мира, но на основе электронных медиа. Как отмечает исследователь зарубежной коммуникативистики Л.М. Землянова, суть представлений Маклюэна заключается в том, что на всех этапах развития цивилизации революционные сдвиги в развитии общественных отношений, сознания и психологии людей детерминируются техническими средствами связи. Отсюда Маклюэн прогнозировал и в будущем решающую роль электронных аудео-визуальных СМИ для социально-культурного прогресса: «Согласно этому прогнозу господствующее место будет принадлежать не письменным, а устно-электронным формам общения, «которые сокращают пространство, время и однолинейность отношений, возвращая нас к множественности отношений одновременно» и приобщая тем самым к новым «макромифам», «ритуалам» и «языкам» глобальных радио и телевизионных связей. Мир, по Маклюэну, превращается под влиянием электронных СМИ в «глобальную деревню», становится новым «глобальным театром». И роль, которую исполняет каждый участник этого действа, предписываются ему структурами «слуховизуальной телекультуры». По мнению Маклюэна, эти структуры – далеко не просто технологии передачи информации. Структуры сами становятся универсальными законами бытия и сознания. Данной теме посвящена его специальная статья «Законы Маклюэна о средствах массовой информации». Согласно Л.М. Земляновой, «Суть этих законов сводится им опять-таки к абсолютизации информационных средств, структур и языков в формировании сходного образа жизни, деятельности и мышления людей, живущих в разных странах, но в одни и те же эпохи. Приоритетное значение в нашу эпоху он отводит электронным средствам, которые «формируют наши мысли, структурируют наш опыт и определяют наши взгляды на окружающий мир» (2). Концепции Маклюэна оказали огромное воздействие на формирование самых различных школ и направлений западной коммуникативистики, его концепции воздействия роли СМИ в информационную (само это слово Маклюэн не использовал) эпоху легли в основу многих концептуальных моделей взаимоотношений СМИ и общества. Классификации типов коммуникационных каналов Маклюэна, делившего их на «холодные» и «горячие» по степени необходимой включенности получателя информации в процесс ее получения, и сегодня широко используются при классификации медиа-аудиторий и в медиа-планировании.
Одним из крупнейших авторитетов западной науки в области теории коммуникации является Ю. Хабермас. К отдельным положениям его трудов мы обратимся еще не раз. Хабермас представитель совершенно иного, нежели ранее рассмотренные авторы, направления европейской мысли – позитивизма. И по возрасту (родился в 1929 году), и по основным философским позициям Хабермас предстает оппонентом весьма популярным у нас французским философам нового поколения, лидерам постмодернизма, вознесших, к удовольствию филологов, роль языка и коммуникации в целом на немыслимую ранее онтологическую высоту, таким как Лиотар, Барт, Фуко и, особенно, Деррида. Основной трактат Хабермаса называется «Теория коммуникативного действия». В 2000 году в издательстве «Наука» Санкт-Петербурга вышел в свет его первый представительный сборник русских переводов, озаглавленный «Моральное сознание и коммуникативное действие». Следом появился «Вовлечение другого. Очерки политической теории». В первом, помимо основной работы, давшей название всему сборнику, помещены следующие принципиальные работы философа: Философия как «местоблюститель» и «интерпретатор», «Реконструктивные и понимающие науки об обществе», «Этика дискурса: замечания к программе обоснования». (3) Хабермас, по крайней мере, к широкому российскому читателю дошел с существенной задержкой по «техническим», часто вполне академическим причинами (включая сложности перевода очень трудного текста автора). Кроме того, некоторая недооценка позитивистских направлений в коммуникативистике и философии коммуникации приводит к явной недооценке концепций Ю. Хабермаса и снижению интереса к его принципиальным выводам, в том числе и теоретиков PR.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.008 с.) |