Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Бунт против «общества зрелищ».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начнем с «книги протеста»: одной из самых широко известных и самой мало читаемой среди культовых книг данной тематики. Это работа французского философа и социолога Ги Дебора «Общество спектакля» («Общество зрелищ» – в другом переводе). Книга стала первоисточником для бунтарей парижской весны 1968 года. Видимо, для французского политического дискурса Ги Дебор значит не меньше, чем Маклюэн для англо-американского. Сама судьба этого воплощения левацкой идеологии знакова. Ги Дебор родился в 1932 и застрелился в 1994 году. Первым эпатажным подвигом юного бунтаря был срыв пресс-конференции Чарли Чаплина, приехавшего в Европу в 1952 году. Чаплин был назван Ги Дебором «мошенником чувств и шантажистом страданий». В 1957 году Дебор и сподвижники создают Ситуационистский Интернационал в Коза д ¢Ароса. Наконец, в 1967 выходит главный труд – «Общество спектакля» или «Общество зрелища». (1) Общество спектакля – это общество фальсифицированной общественной (социальной, политической, экономической, культурной) и личной жизни. Собственно, одним из признаков такой фальсификации является уже само разделение жизни на «общественную» и «индивидуальную». Средства массовой информации, которые выступают наиболее очевидным и ярким проявлением спектакля, на самом деле не являются нейтральным полем, а инструментом, жизненно необходимым для продолжения спектакля. Коммуникация больше не происходит напрямую между людьми, но только через средства массовой информации, посредством образов, которые являются одновременно и языком и целью коммуникации. Спектакль – это мировоззрение общества, превращающееся в самостоятельную псевдореальность. Спектакль не разгоняет «тучи религии», а лишь привязывает их к земле – к миру товаров и образов жизни. В спектакле роль «звезд» заключается в воплощении псевдоиндивидуальности, псевдожизни, идентификация с которой должна компенсировать реальную отчужденность и специализацию. В нашем мире, считает Дебор, бытие давно уже превратилось в обладание, а сегодня обладание трансформируется в представление. «Спектакль – это кошмар плененного современного общества, которое не выражает никаких желаний, кроме желания спать». По Дебору, спектакль представляет собой самосознание иерархического общества на воссозданном языке мифа, в котором все остальные формы представления больше не используются. В этом смысле самое современное становится и самым архаичным. С этим тезисом Дебора охотно согласились бы многие отечественные исследователи, работающие над темой «Архаизация сознания человека экранной культуры», возводящие ее, правда, скорее, к Маклюэну, чем Г. Дебору. В основе концепции Дебора лежит марксистский классовый подход, а несущую роль играет понятие «пролетариата», класса с отчужденным трудом. Изобилия товаров уже оказывается недостаточно, чтобы подавлять пролетариат, и капитализм реагирует на это построением общества нового типа, общества спектакля. В нем реальности больше не существует, потому что она надежно укрыта под многослойным действом, призванным соблазнять и отуплять рабочий класс, делать его пассивным и безвольным, канализируя его энергию на обслуживание существующего миропорядка – мира товаров. По Дебору, проблема заключается в том, что невозможны никакие варианты изменения существующего положения вещей внешним образом (через революцию, например), изменение возможно лишь путем революции сознания. А поскольку сама идея революции сытого и одурманенного сознания выглядела довольно утопично, то строки трактата Дебора пронизаны скепсисом в отношении судеб современной цивилизации. Конечно, Ги Дебор так и остался одиноким бунтарем и маргинльным публицистом.
Что интересно, его трактат сразу же после размещения русского перевода в Интеренет приобретает массового читателя. Проявилась глубокая созвучность идей «Общества спектакля» популярной ценностной парадигме молодежи («Мы живем в полностью поддельном мире», «здесь не смешны шутки и не добра доброта», «Иллюзорность, отчуждение, разделенность, изоляция, мягкий концлагерь системы – вот что такое современная буржуазная действительность, самая тоталитарная, самая порочная и самая жестокая из всех когда-либо существовавших систем подавления и насилия»). А также множество других, не менее блестящих афоризмов Ги Дебора с теми тенденциями, которые сегодня присутствуют в Европе – достаточно сослаться на изгнанного из компании Данон за роман «99 франков» Федерика Бегдбедера, или судьбы литературных собратьев российского интеллектуального маскульта с «Дженерейшин П» В. Пелевина, в первую очередь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.248 (0.006 с.) |