ТОП 10:

Основные этапы развития мировой политики и идеи выдающихся мыслителей



Основные этапы развития мировой политики и идеи выдающихся мыслителей

 

Задание № 1. Уясните основные этапы развития мировой политической мысли и их характерные черты

 

Основные этапы Особенности и характерные черты Ведущие представители
Древний Восток (Индия и Китай) Политическая наука не является самостоятельной областью знания Хаммурапи, Конфуций
Античный мир Политическая мысль была неотъемлемой частью античной философии Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель
Европейское и восточное средневековье Священная книга Коран содержит не только основные положения веры, но и морально – политические и юридические нормы. Так же в Европейской книге Священного Писания встречаются различные подходы к государственной власти Абу-Наср аль-Фараби, Абу-аль-Али-аль-Мамри, Ибн Сина, Аврелий Августин, Фома Аквинский
Эпоха Возрождения Выдвинута идея объективной исторической необходимости и закономерности. Политика основывается не на христианских догматах, но на практике, на опыте. Государство основывается на господстве и подчинении, на власти. Созданы: теория народного суверенитета, теория правового государства и теория разделения власти Николло Макиавелли, Жан Боден
Новое время Эпоха становления капитализма, оформления его политической системы. Центральные ключевые концепции: естественных прав и общественного договора. Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк
XX – XXI век “Политическая наука” получает признание и распространение. Появляется множество политический течений, теорий, строев. Политика охватывает многие сферы жизни общества К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Ницше

 

Задание № 2. Изучите и уясните основные политические идеи выдающихся мыслителей в истории человечества

 

Конфуций (552/551 – 479 гг. до н.э.)

 

Об идеальном правлении и его принципах

 

Добродетельный правитель преследует общую пользу, а не собственную выгоду. Конфуций считается основоположником социо – этико – политического учения и патриархальной теории государства. Они включают культ жестокой этики, культ предков и уважение старших, культ мудрости и учености; идею о небесном происхождении власти; идею социальной справедливости, воплощенную в бюрократической системе управления и иерархическом делении общества; принцип меритократии (власти достойных) в сочетании с хорошо продуманной системой конкурсных экзаменов на административные чины и должности. Основу стабильности общества Конфуций видел в четкой организации общественной деятельности и поэтому призывал восстановить сложившиеся обычаи и ритуалы.

 

Патерналистская концепция управления государством

 

Патернализм (от лат. pater - отец) – доктрина и деятельность с позиции “отечественной” заботы по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях.

 

Идея меритократии

 

Меритократия (от лат. meritus – достойная и греч. krutos - власть) – форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди.

 

Платон (427 - 347 гг. до н.э.)

 

О роли закона

 

В “Законах” Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы.

 

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)

 

О политике (определение, цель)

 

Методом политики как науки у Аристотеля является анализ, ибо “исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих”. Применительно к политике это означает анализ государства, выяснение из каких элементов оно состоит.

Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную.

 

О законе

 

Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Но критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением. Отмечал, что политическое правление – это правление закона, а не людей. “Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам. В законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизменно имеются”. По его мнению политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.

 

Цицерон (106 - 43 гн. до н.э.)

 

О законе

 

Цицерон – сторонник концепции естественного права в понимании закона. По его мнению “праведный закон – это разум в согласии с природой”, т.е. нечто данное, а не навязанное. Основа закона лежит “в естественном нашем стремлении любить друг друга”. Поэтому вполне естественен главный правовой принцип, выводимый Цицероном: “Под действие закона должны подпадать все”. Истинный закон – один и тот же везде и всегда, действителен для всех народов и во все времена.

 

О наилучшей форме правления

 

Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что “благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой - народы”. Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей. Римского мыслителя беспокоил вопрос о том, как сохранить баланс между большинством и меньшинством и гарантировать господство последних. В этом чувствовалось большое внимание Платона.

 

Августин (354 – 430 гг.)

 

Теория “двух градов”

 

Наиболее интересным элементом его учения изложенном в книге “о граде Божием”, является понимание истории человечества как борьбы “двух градов”, двух государств “града божьего”, состоящего из праведников, божьих избранников, и светского государства “великой разбойничьей организации”, в которой борются за материальные блага и притесняют праведников. Члены “града божьего” физически рассеяны между неправедными, но духовного едины, исповедуют ценности, принципиально отличные от тех, которыми живут их испорченные ближние. В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе “божьего государства над светским”.

 

О законе

 

Аль-Фараби считал, что правитель добродетельного города должен не только умело внедрять законы, но уметь и повелевать. Сам должен уважать законы и действовать согласно им, не нарушая их, а “его управление должно быть правильным и правовым”. Правитель – философ, также должен опираться на этические нормы Корана.

 

Об основе государства

 

Основу государства, по мнению его, составляет “союз” народа, богатства армии. Составляющие народа восходит к трем ветвям – богатые, середняки и бедные. Их интересы и потребности воедино скрепляются властью бека.

 

О законе

 

Предметом размышления философа является свод правил и повелений, необходимых беку для упрочнения своей власти. По его мнению, для этого бек должен укрепить силу закона над народом.

“Для блага закон, а не сила угодней Закон укрепляй – и все бедствия канут И поясом счастья, ты будешь затянут Законы вводящий! Карай справедливо! Законы крушащий – для смерти нажива Правитель, не пестуй порядок неправый. По смерти дурного покроется славой. Кто добрых держался законов и правил, Тот доброе имя надолго оставил”

 

О власти бека

 

Задача и цель власть бека состоит в подчинении бедняков середняками, а последних – богатым, а также в управлении народом. Главное внимание бека направлено на умение управлять и руководить тремя категориями людей: первые – сильные и мужественные; вторые – мудрые и почитаемые (ученые, мыслители), третьи – исполнители. Бек должен обращать внимание на различное социальное и имущественное положение каждой группы, сословия. Умение к каждому сословию найти способ управления и руководить ими – цель бека.

 

О качествах бека

 

Бек должен знать мотивы, потребности и интересы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Быть проницательным и умным в распознании категории людей – одна из добродетелей хана. Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Юсуфа Баласагуни, управлять счастливый и праведный государь, является принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью.

 

О долге подданых

 

Абсолютным императивом политического строя, по мнению философа, является строгое подчинение народа воле хана и признание его полновластия.

 

Н. Макиавелли (1469 – 1527 гг.)

 

Макиавеллизм, его формула

 

Макиавеллизм – политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормами морали. Макиавелли, однако, не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Он не подчинял моральные нормы политическим, подчеркивая, что государь должен держать свое слово, жить, соблюдая христианские и человеческие нормы. Он не отрицал того, что благодаря религии люди становятся лучше и послушнее. Для него утверждение “цель оправдывает средства” не абсолютно. Единственная цель, которая, согласно Макиавелли, оправдывает безнравственные средства, - это создание и сохранение государства.

 

О наилучшей форме правления

 

Макиавелли считал, что республики предпочтительнее монархий, ибо первые предполагают широкий спектр характеров, которые могут адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Единовластие, по мнению Макиавелли, необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Республиканской моделью для него была Римская республика, которую он называл “смешанной” формой правления. В ней сочетались демократические, аристократические и монархические элементы власти, отчего “республика стала прочной и совершенной”.

 

Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.)

 

О наилучшем форме правления

 

Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи политического учения Гоббса. Он создал свою теорию отчасти для того, чтобы оправдать реставрацию монархии в Англии. Признавая только три формы государства, Гоббс полагал, что монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.

 

Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)

 

Идея народного суверенитета

 

Будучи разумными, люди пришли к выводу о необходимости отказаться от части своих прирожденных прав и заключить между сосбой общественный договор, т.е. создать гражданское общество. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав стало государство. Но оно должно быть организовано так, чтобы не посягать на естественные права. Таким образом, Локк впервые личность ставит выше общества и государства, он указывает, что государство не должно быть могущественнее личности, ибо личность создают общество, а общество – государство.

 

О разделении власти

 

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебная власть растворялась в исполнительной. Наиболее значительной Локк считал законодательную власть, которая должна “повелевать” другими властями. Но и она не беспредельна и не имеет неограниченных прав на жизнь и собственность граждан.

 

Ш. Л. Монтескье (1689 – 1755 гг.)

 

Идея разделения власти

 

Теория разделения властей – еще одно достижение Монтескье. Эта теория происходит от старой идеи смешанного правления, которую вначале разрабатывали Аристотель и Цицерон, а затем Аквинат и Локк. Впервые эта идея нашла свое воплощение в законодательном акте, в Англии. Анализируя британскую политическую систему, где в результате органического развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его. Так как политической властью, отмечал он всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

 

О законе

 

Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли, а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.

 

О формуле свободы

 

Политическую свободу Монтескье определял так: “Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”. Политическая свобода, с точки зрения Монтескье, может быть только в таком государстве, где законы господствуют над волей правителей и где сущетсвует разделение властей.

 

Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778 г.)

 

Идея народного суверенитета

 

Он рассматривал ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора, как моральное и совокупное тело общественного человека, которое приобретает свое единство, общую идентичность, жизнь и волю в результате отчуждения своих прав членами создателями. Это тело имеет свою собственную волю, которую нельзя идентифицировать с эмпирической волей отдельного индивида. Передавая в общее достояние свою личность, “каждый член превращается в нераздельную часть целого”.

 

Идея прямого народовластия

 

В рамках подлинного народовластия Руссо признавал лишь одну форму государства – республику. Вместе с тем он различал разные формы организации правительства: монархия, аристократия и демократия – в зависимости от числа участвующих в управлении лиц. По его мнению, при народовластии даже монархия становится республикой, ибо монарх, по сути дела, выполняет роль главы правительства.

 

И. Кант (1724 – 1804 гг.)

 

О правовом государстве

 

Акцентирование Кантом необходимости для государства опираться на право дает основание считать мыслителя одним из основателей концепции правового государства, хотя такого термина Кант не употреблял. Его заменяет термин “республиканское устройство” и “чистая республика”.

 

О разделении власти

 

Кант углубляет теорию Монтескье о разделении власти в государстве, но не поддерживает идею последнего о равноправии властей. “В каждом государстве” - пишет философ, существуют три власти, т.е. всеобщим образом объединенная воля в трех лицах: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая свое согласно закону) в лице судьи.

 

Идея вечного мира

 

Кант выдвинул проект установления “верного мира”, которого можно достичь в отдаленном будущем путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По его убеждению, образование такой федерации в рамках мирового правового порядка в конце концов неминуемо. Залогом тому будет просвещение и добрая воля правителей, а также экономические потребности нации.

 

Т. Джефферсон (1743 – 1826 гг.)

 

Отношение к рабству

 

В своем проекте Декларации независимости Т. Джефферсон выступил и против рабства, жестокого обращения с рабами. Это сыграло исключительно важную роль в революцион. Борьбе за свержение колониального ига Англии.

 

Политический идеал

 

Политическим идеалом Джефферсона являлось федеральное устройство государства – демократическая республика фермеров. В ней народ участвует в управлении государством через своих представителей, все должностные лица избираются на определенный срок и подвергаются строгому контролю.

 

О свободе печати

 

“Свобода печати всегда была неотъемлемой частью свободной мысли”.

 

Г. В. Ф. Гегель (1770 – 1831 гг.)

 

О лучшей форме правления

 

Для Гегеля совершенно безразлично, какая форма правления – монархическая, аристократическая или демократическая – считатется лучшей. Для него этот вопрос является совершенно праведным. Для всех этих форм нерасчлененность общественной структуры служило объединяющим началом. Поэтому форма правления по существу одна в своем субстанциональном единстве, различны лишь количественные характеристики (власть одного, меньшинства, большинства).

 

О разделении власти

 

Исходя из представления о государстве, как об индивидуально – органической целостности, Гегель, говоря о тех ветвях власти, называет не законодательную, исполнительную и судебную, а утверждал триединство законодатльной власти, правительства и власти государя.

 

К. Маркс (1818 – 1883 гг.)

 

В. И. Ленин (1870 – 1924 гг.)

 

О политике

 

Взгляды Ленина на политику можно условно разбить на три периода: дореволюционный, предреволюционный и послереволюционный. Дореволюционный период характеризуется ортодоксальным подходом марксиста к буржуазной политике капиталистического мира и царизму как наиболее реакционной форме буржуазного государства. Революционная деятельность предреволюционного периода заставляет Ленина сформулировать следующее государство революционного пролетариата может быть только его политической диктатурой.

 

О государстве

 

По Ленину государству присуща такая врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая черта, как классовость. И объясняется это несколькими причинами. Первая из них - воплощение в государстве анитагонизма классов; вторая – комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; третья – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам.

 

Определение класса

 

Классы – социальные группы, различающиеся по их закрепленному в законах отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, по способам получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают, престижем и по доступу к власти.

 

Р. Михельс (1876 – 1936 гг.)

 

О невозможности демократии

 

Михельс сделал вывод, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она состоит из соперничества двух олигархических организаций.

 

О железном законе олигархии

 

Михельс сформулировал концепцию “железного закона олигархии”, согласно которой смена одного господствующего слоя другим и производный от нее закон есть необходимая форма коллективной жизни. Сама олигархия есть порождение потребностей психологии масс и психологии организаций, также особенностей самих организаций. В условиях сложного взаимодействия технических свойств политической организации с психологическими свойствами организованных масс и политических лидеров происходит постепенный переход от “спонтанного лидерства” к “олигархическому руководству”.

 

Г. Моска (1858 – 1941 гг.)

 

Теория элиты

 

Моска определял элиту как “класс, который правит”, или как “класс людей, которые выполняют все политические функции”, и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. При этом используются методы более или менее легальные. Моска рассмотрел три варианта движения элиты “увековечение” без обновления; “увековечение” с обновлением и чистое обновление. Наука об элитах, по мнению Моски, необходима для правящего класса в качестве основного инструмента по выработке “научной политики” с целью удержания своих позиций.

 

Об утопичности демократии

 

Либеральные демократы, на взгляд Моски, подвержены монипулированию: свободные выборы контролируются партийными элитами; на открытых экзаменах на официальные должности, согласно заведенному порядку, благоволят к правящему классу. Он управляет не только с помощью силы и манипуляций, но и посредством идеологической или политической доктрины. Благодаря универсальным иллюзиям, основаных на религиозных или на националистических чувствах, элите удается убедить население в моральной легитимности своего господства. Такую господствующую демократическую доктрину, как воля большинства, Моска называл обманом.

 

М. Вебер (1864 – 1920 гг.)

 

Отпределение политики

 

Вебер определял политику как “стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, быдь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает”.

 

Теория бюрократии

 

Вебер ратовал за правовое государство, но обращал внимание на быструю бюрократизацию общественной жизни в правовых государствах XX века. А это ведет к конфликту между бюрократией и демократией. Он первым отметил политический парадокс демократизации: расширение процесса вовлечения масс в социально – политическую жизнь вело к значительному увеличению количества политических организаций, тирании бюрократии.

 

Д. Белл (р. 1919 г.)

 

О меритократии

 

Белл предал меритократии позитивное содержание и сконструировал социалогическую и политологическую концепцию, направленную против идеи социального равенства и призванную оправдать политические и экономические привилегии “новой интеллектуальной элиты”, якобы вносящей непропорционально большой вклад в благосостояние всего общества.

 

С. Хантингтон (р. 1927 г.)

 

Основные этапы развития мировой политики и идеи выдающихся мыслителей

 

Задание № 1. Уясните основные этапы развития мировой политической мысли и их характерные черты

 

Основные этапы Особенности и характерные черты Ведущие представители
Древний Восток (Индия и Китай) Политическая наука не является самостоятельной областью знания Хаммурапи, Конфуций
Античный мир Политическая мысль была неотъемлемой частью античной философии Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель
Европейское и восточное средневековье Священная книга Коран содержит не только основные положения веры, но и морально – политические и юридические нормы. Так же в Европейской книге Священного Писания встречаются различные подходы к государственной власти Абу-Наср аль-Фараби, Абу-аль-Али-аль-Мамри, Ибн Сина, Аврелий Августин, Фома Аквинский
Эпоха Возрождения Выдвинута идея объективной исторической необходимости и закономерности. Политика основывается не на христианских догматах, но на практике, на опыте. Государство основывается на господстве и подчинении, на власти. Созданы: теория народного суверенитета, теория правового государства и теория разделения власти Николло Макиавелли, Жан Боден
Новое время Эпоха становления капитализма, оформления его политической системы. Центральные ключевые концепции: естественных прав и общественного договора. Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк
XX – XXI век “Политическая наука” получает признание и распространение. Появляется множество политический течений, теорий, строев. Политика охватывает многие сферы жизни общества К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Ницше

 

Задание № 2. Изучите и уясните основные политические идеи выдающихся мыслителей в истории человечества

 

Конфуций (552/551 – 479 гг. до н.э.)

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.031 с.)