О государстве и государственной власти. Идея общественного договора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О государстве и государственной власти. Идея общественного договора



 

В своей известной книге “Левиафан” Гоббс описывает хаос естественного догосударственного общества, в котором постоянной была “война всех против всех”. Но естественные законы гласят, что следует искать мира, и в этих целях нужно отказаться от права на все; люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Отказываясь от своих естественных прав, они согласились передать их государству, сущность которого Гоббс определял, как “единое лицо”, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, подчинившись ему в обмен на закон, добровольно, таким образом ограничив свою свободу. Сильное государство по Гоббсу – средство избавления от человеческих недостатков.

 

О наилучшем форме правления

 

Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи политического учения Гоббса. Он создал свою теорию отчасти для того, чтобы оправдать реставрацию монархии в Англии. Признавая только три формы государства, Гоббс полагал, что монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.

 

Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)

 

Основы идеологии либерализма

 

Свою общественно-политическую концепцию Дж. Локк излагает в работе “Два трактата о правлении”, исходя из идеи естественного состояния. Таковым считается “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имущетсвом и личностью”; “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными”; право на собственность.

 

Идея народного суверенитета

 

Будучи разумными, люди пришли к выводу о необходимости отказаться от части своих прирожденных прав и заключить между сосбой общественный договор, т.е. создать гражданское общество. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав стало государство. Но оно должно быть организовано так, чтобы не посягать на естественные права. Таким образом, Локк впервые личность ставит выше общества и государства, он указывает, что государство не должно быть могущественнее личности, ибо личность создают общество, а общество – государство.

 

О праве народа на смену провителей

 

Поскольку общество и государство не одно и то же, то падение государства не означает падения общества. Общество может создать другую, разумную власть, если нынешняя его не удовлетворяет.

 

О разделении власти

 

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебная власть растворялась в исполнительной. Наиболее значительной Локк считал законодательную власть, которая должна “повелевать” другими властями. Но и она не беспредельна и не имеет неограниченных прав на жизнь и собственность граждан.

 

Ш. Л. Монтескье (1689 – 1755 гг.)

 

Идея разделения власти

 

Теория разделения властей – еще одно достижение Монтескье. Эта теория происходит от старой идеи смешанного правления, которую вначале разрабатывали Аристотель и Цицерон, а затем Аквинат и Локк. Впервые эта идея нашла свое воплощение в законодательном акте, в Англии. Анализируя британскую политическую систему, где в результате органического развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его. Так как политической властью, отмечал он всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

 

О законе

 

Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли, а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.

 

О формуле свободы

 

Политическую свободу Монтескье определял так: “Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”. Политическая свобода, с точки зрения Монтескье, может быть только в таком государстве, где законы господствуют над волей правителей и где сущетсвует разделение властей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.006 с.)