Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I . История социально-культурной деятельности↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Алматинский филиал НОУ ВПО «санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
Рабочая программа учебной дисциплины ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки 071800.62 «Социально-культурная деятельность» Форма обучения – очная, заочная
Курс – 1,2 Семестр - 1,2 Количество зачетных единиц – для очного отделения: первый курс – 4, второй – 2 для заочного отделения: первый курс – 2 (1,8), второй – 4 (3, 8) Количество часов – 144/74/68/144
АЛМАТЫ
Адаптированная рабочая программа по дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности» составлена канд. педагогических наук, доцентом кафедры СКТ Ратмановой С.Б. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы СПбГУП, автор-составитель: канд. пед наук, доцент Балашова Ю.Б.
Утверждена на заседании кафедры социально-культурных технологий «28» августа 2012 г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой ________ Кутукова Е.О.
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель данной дисциплины: сформировать у студентов базовые знания в области теории и истории социально-культурной деятельности и на этой основе выработать навыки организации социально-культурной деятельности в современных условиях. Основные задачи изучения дисциплины: 1) Рассмотрение основных дефиниций и категориального аппарата прикладной культурологии как новейшей интегрированной научной дисциплины, обеспечивающей теоретическую базу социально-культурной деятельности. 2) Характеристика важнейших сфер общественной практики, в которых находит отражение социально-культурная деятельность и все многообразие социокультурных норм, ценностей и конкретных мероприятий. 3) Выявление и изучение реально существующей системы социально-культурных институтов (учреждений, объединений, организаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-культурной политики на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях. 4) Изучение и обобщение исторического опыта возникновения и развития социально-культурной деятельности в России. 5) Применение исторически сложившихся форм, средств и методов социально-культурной деятельности для организации современного социокультурного процесса.
2. Место дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности» в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина (Б.2.В.6) входит в общекультурологический и социально-культурный цикл дисциплин по направлению подготовки 071800.62 «Социально-культурная деятельность» (бакалавр)». Данная дисциплина связана с такими базовыми курсами по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», как: «Культурология», «Современное искусство». «Культура XX века», «История искусств» и т.д. Процесс изучения данной дисциплины во многом основан на историко-культурной компетенции студентов, актуализирует полученные ещё в школе сведения в области истории России, истории культуры, искусств и литературы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способность логически верно, аргументировано, и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к социальной адаптации (ОК-6); - способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, умение наметить пути и выбор средств развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); - сознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); - готовность уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно - национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); - способность использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ (ПК-5); - способность осуществлять прикладные научные исследования социально-культурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества (ПК-20) В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - теорию социально-культурной деятельности, - историю социально-культурной деятельности - вклад известных ученых и деятелей культуры в эволюцию СКД - важнейшие факты, события в культурной жизни - основные тенденции и культурные процессы уметь: - применять полученные знания при разработке социокультурных проектов, грантов, программ - проявлять инициативу при решении социокультурных проблем, находить оптимальные решения владеть: - навыками работы с теоретической и исторической информацией, - работы с терминологическим аппаратом СКД - навыками самостоятельного анализа литературы, - навыками поиска информации. 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (см. Приложение 1) 4.2. Тематическое содержание дисциплины В практической сфере СКД Тема 4. Ресурсная база социально-культурной деятельности, Ресурсная базасоциально-культурной деятельности – совокупность условий, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Виды ресурсов. Нормативные ресурсы – система правовых и организационно-технологических документов. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Кадровые ресурсы: номенклатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала, обеспечивающих качество производимого культурного продукта. Технологические ресурсы: технологии и методики, используемые в социокультурной практике. Информационно-методические ресурсы: совокупность информации об организации и ее внешней среде, а также все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области социально-культурной деятельности. Финансовые ресурсы состоят из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству. Материально-технические ресурсы: специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Морально-этические ресурсы: совокупность принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли;
Тема 5. Социально-культурные институты и их классификация Два уровня понимания сущности социального института. Социальный институт как нормативное явление, совокупность исторически сложившихся социальных норм, обычаев, нравов, объединяющихся какой-либо главной целью, ценностью или потребностью (институт семьи, просветительность, язык, фольклор, литература, искусство). Социальный институт как учреждение (служба) или совокупность учреждений, обладающих определенным общественным назначением (средства массовой информации, образование, церковь, наука и др.). Функции социально-культурных институтов: сущностные (культуротворческие, социализирующие) и прикладные. Учреждения социально-культурной сферы как среда реализации социокультурных технологий. Подходы к типологии социально-культурных институтов. Классификация социально-культурных институтов в зависимости от выполняемых ими социальных функций в обществе. Первая группа: социально-культурные институты, преимущественно занятые производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое, творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование. Вторая группа: социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, лекции, конференции, демонстрации и т. д. Третья группа — социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в различных видах неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения, нравственность как система общественно-одобряемых норм и правил поведения. Другие основания для классификации социально-культурных институтов. Обслуживаемый контингент населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско-юношеские). Форма собственности: государственные, общественные, акционерные, частные. Экономический статус: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие). Масштаб действия: международные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные). Модели государственного управления социально-культурной системой. Либерально-демократическая и тоталитарная модель. Общественно-государственная стратегия управления учреждениями культуры.
Тема 6. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности Распад СССР и социокультурная ситуация современной России. Развитие коммерции в социально-культурной сфере. Изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. Бурное развитие туризма. Отечественная туриндустрия. Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы. Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга. Расширение классификатора специальностей и специализаций. Многоуровневость образования. Социально-культурная политика. Государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) структуры как реальные субъекты социально-культурной политики. Разработчики (идеологи), организаторы и исполнители - непосредственные участники процесса реализации и регулирования социально-культурной политики. Уровни социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Их задачи и специфика. Программы и проекты, средства массовой информации и учреждения культуры и образования как инструменты социально-культурной политики. Разнообразие бытующих в науке и практике моделей социально-культурной политики. Вариативность содержания, опора на социокультурные инициативы общественности и отдельных граждан как главная ее черта. Социально-культурная политика как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций социально-культурной деятельности. Статус социально-культурной политики: ее историческая, гражданская, юридическая и нравственная ответственность и результативность. Проблемное поле - совокупность социокультурных проблем, ранжируемых по степени значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связанных либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри - или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений. Результативность социально-культурной политики. Воспроизводство социально востребованных культурных норм и отношений как главный ее результат. Факторы, влияющие на результативность социально-культурной политики. 4.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Содержание практических (семинарских) занятий
Образовательные технологии. И видов занятий
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Тематика контрольных работ 1. Развитие любительских объединений в современных условиях. 2. Рекреационная деятельность парков культуры и отдыха. 3.Эстетическое воспитание молодежи в кружках художественной самодеятельности. 4.Развитие и функционирование дискотек в современных условиях. 5.Взаимодействие школы и клубных учреждений в организации досуга детей и подростков. 6.Массовые праздники как форма организации досуга населения. 7.Совместная деятельность церкви и учреждений культуры в организации массовых праздников. 8.Социально-культурная деятельность общественных организаций. 9.Любительская кино-, видеостудия: проблемы организации и деятельности. 10.Организация фотостудии в современных условиях. 11.Работа с детьми и подростками в клубных учреждениях. 12.Деятельность досуговых учреждений по возрождению традиций народной художественной культуры. 13.Использование традиций народной художественной культуры в организации массовых праздников. 14.Проблемы содержательной деятельности клубных учреждений на современном этапе. 15Экологическое воспитание населения в условиях культурно-досуговых учреждений. 16.Деятельность учреждений культуры по организации семейного досуга. 17.Семейный клуб: содержание деятельности и перспективы развития. 18.Социально-культурная деятельность национальных культурных центров. 19.Организация молодежного досуга в современных условиях. 20.Центры досуга: содержание и формы организации. 21.Социально-культурная деятельность православной церкви. 22.Организация молодежных клубов в современных условиях. 23.Салоны как форма организации досуга населения. 24.Задачи и содержание работы киноцентров в современных условиях. 25.Роль центров художественного творчества детей и юношества в эстетическом воспитании подрастающего поколения. 26.Принципы организации и содержание деятельности детских и подростковых клубов. 27.Взаимодействие библиотеки и клуба в проведении массовых мероприятий. 28.Организация досуга людей «третьего возраста». 29.Эстетическое воспитание детей в условиях воскресной школы. 30.Организация досуга по месту жительства. 31.Взаимодействие молодежных организаций и учреждений культуры в организации досуга молодежи. 32.Влияние новых экономических условий на деятельность культурно-досуговых учреждений. 33.Развитие меценатства и благотворительности в современных условиях. 34.Деятельность коммерческих организаций в сфере досуга (социокультурный аспект) 35.Социально-культурная работа с детьми-инвалидами. 36.Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения. 37.Деятельность центров социальной защиты населения (социокультурный аспект). 38.Неформальные объединения как форма самоорганизации молодежи в сфере досуга. 39.Роль учреждений культуры в патриотическом воспитании молодого поколения. 40.Работа общеобразовательной школы по организации досуга детей и подростков. 41.Социально-культурная работа в детском летнем лагере. 42.Туризм как сфера реализации познавательной активности личности. 43.Подотрасли сферы культуры и их культурно-досуговая деятельность (библиотеки, Дома и Дворцы культуры, клубы, национально-культурные центры, культурно-развлекательные центры и комплексы, спортивные организации, гостиницы, турагентства и турфирмы, выставочные залы и центры – по выбору студента). 44 Культурно-просветительная деятельность подотраслей сферы культуры . 6.4. Примерные вопросы для подготовки к зачету/экзамену 6.4.1. История СКД 1. Эволюция форм СКД в Древней Руси 2. Эволюция форм СКД в Средневековой Руси 3. Признаки образования в Древней Руси 4. Черты образования в средневековой Руси 5. Общая характеристика XVIII века с точки зрения СКД 6. Особенности формирования системы образования и просвещения в России на протяжении XVIII века. 7. Социокультурное значение крещения Руси 8. Роль церкви в воспитании и просвещении народа 9. Сергий Радонежский и его школа. Известные священнослужители Средневековья. 10. Древнерусская смеховая культура. 11. Социокультурные преобразования в петровскую эпоху. 12. Петровские ассамблеи и рецепция западноевропейских форм досуга 13. Мнение историков и современников о реформах Петра Первого. 14. Петр Первый и духовная жизнь российского общества 15. Постпетровский период в развитии социокультурной деятельности. 16. Роль Екатерины II в общественно-социальной жизни 17. Екатерина II как культуролог 18. Екатерина II и политика Просвещенного абсолютизма 19. Образовательная политика Екатерины II 20. Эрмитажные собрания Екатерины II 21. Возникновение клубов в России в XVIII в. 22. Общая характеристика XIX века с точки зрения СКД 23. Кружки и салоны первой трети XIX века: примеры деятельности 24. Кружки и салоны: общее и особенное в их организации и функционировании. 25. Развитие клубных традиций в XIX веке. 26. Особенности просветительской деятельности декабристов. 27. Развитие науки в России в XVIII - XIX вв.. 28. Идеи западников и славянофилов и формы их социально-культурной деятельности. 29. Реформы народного образования в первой половине XIX в. 30. Реформы Александра II и их роль в социокультурной жизни России (вторая половина XIXвека). 31. Образовательные реформы второй половины XIX века. 32. Общественные организации и формы досуга во второй половине XIX века 33. «Серебряный век» как социокультурный феномен. 34. Благотворительность и меценатство как социокультурное явление. 35. Социально-культурная деятельность передвижников. 36. «Русское Просвещение»: социокультурные инициативы. 37. Особенности дворянского досуга. 38. Социально-культурная деятельность народников. 39. Общая характеристика XX века с точки зрения СКД 40. Социокультурные особенности творческих объединений начала XX века. 41. Взгляд декабристов на свою роль и миссию в истории СКД, их поведение во время восстания 42. Карнавальные формы досуга в России. 43. Принципы народной педагогики 44. Культурные традиции русского общества. Досуговые сообщества трактиров и кабаков. 45. Российские собрания в отечественной культуре 46. Социокультурные особенности творческих объединений начала XX века. 47. Формы СКД в советское время (1917-1934 гг). 48. Формы СКД в годы Великой Отечественной войны 49. Формы СКД в СССР в послевоенное время (1950 – 1980 гг.) 50. Формы СКД в СССР в 1980 -1990 гг 51. -75.Анализ использования знаний по истории СКД (на примере любой организации, подотрасли СКС) Теоретические основы СКД
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.012 с.) |