Модуль 1. История СКД в Древней и Средневековой Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. История СКД в Древней и Средневековой Руси



Тема 2. Протообразцы социально-культурной деятельности на ранних этапах развития общества

Общинный уклад - основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Древние славяне. Педагогические воззрения восточных славян. Подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Особенности нравственного воспитания - обучение выполнению обрядов, поклонение языческим богам, повиновение старшим членам общины, почитание предков. Воспитывающая роль устного народного творчества. Материалы этнографов о бытовой обрядности, связанной с языческими верованиями.

Роль, значение и воспитательный опыт народной педагогики. Нравственность, трудолюбие - основа воспитания. Народные традиции семейного воспитания: обычаи, обряды, ритуалы; нравственные, народно-правовые и другие стереотипные формы человеческой деятельности - обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Роль традиций в создании основ трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формирование обрядов, их связь с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Просветительно-педагогические функции фольклорных жанров: колыбельных песен, приговоров, пестушек, сказок, легенд, преданий.

Особенности древнерусского досуга. Первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг».

Крестьянский досуг в России. Семейно-бытовые формы досуга как основа досуговой культуры традиционалистского общества. Праздники храмовые, календарные, трудовые, семейные. Праздники весенние, летние, осенние, зимние.

Отношение к досугу в России. Запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты, плясы, громкий смех. Фигура юродивого. Традиции бытового «инакового» поведения как культурный феномен.

Тема 3. Социокультурное значение крещения Руси

Принятие христианства на Руси в X в. и его роль в духовном развитии общества.

Создание в IX веке славянской азбуки проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием. Кириллица и глаголица - первые славянские азбуки.

Роль церкви в нравственном воспитании и просвещении народа, церковная регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания. Сочетание народных педагогических воззрений с христианским учением и языческими представлениями о силах природы, с суевериями.

Почитание грамотности на Руси; умственное развитие детей, формирование умственных качеств, подготовка к трудовой деятельности как основа воспитания.

«Общесословность» древнерусских монастырей и древнерусской школы.

«Поучение Владимира Мономаха» - литературный памятник, свидетельствующий об уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли на Руси.

Внимание к семейному воспитанию в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни, как сумма признаков патриархальной культуры. Научение «страху божию и также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе» («Домострой»).

Благотворительные функции церкви. Влияние древнерусской обители на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

Деятельность церковной общины в области развития народного просвещения, устройства училищ. Решения Стоглавого собора (церковно-земского) 1551 г. и их влияние на культурно-просветительскую сферу.

Открытие Московской славяно-греко-латинской академии в 1687 г., ее роль как центра просвещения в России. Роль Киевской академии как «рассадника просвещения в России».

Начало развития базы просвещения. Появление книгопечатания, его роль в просвещении не только феодалов, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.210 (0.006 с.)