Модуль 5. Закономерности функционирования и методологические основы СКД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 5. Закономерности функционирования и методологические основы СКД



Тема 1. Становление и развитие социально-культурной деятельности
как синтезирующего направления научных исследований

Этапы становления социально-культурной деятельности: внешкольное образование, политико-просветительная работа, культурно-просветительная работа, культурно-досуговая деятельность, клубоведение, досуговедение, социально-культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля.

Сущность теории социально-культурной деятельности как отрасли научного знания. Основные источники ее формирования: изучение исторического и современного отечественного и зарубежного опыта; результаты социологических исследований и опытно-экспериментальной работы; использование данных смежных наук.

Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности.. Стадии «хоминизации», социализации, инкультурации и самореализации личности.

Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий. Социально-культурная деятельность как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры.


Тема 2.
Принципы и функции социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность как общественно значимая деятельность, направленная на выявление и реализацию культуросозидающего потенциала различных областей жизнедеятельности человека.

Досуг как ведущая сфера социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга. Аксеология и социология досуга. Физиология, психология, этика, эстетика и экономика общественного организационного досуга. Соотношение категорий свободного времени, досуга, отдыха, рекреации, досуговой и рекреационной деятельности.

Понятие функции социально-культурной деятельности. Определение термина «функция» применительно к ее содержанию. Совокупность исторически сложившихся социальных функций деятельности в сфере культуры и досуга как результат многолетнего опыта демократических институтов, общественных организаций и движений.

Функции социально-культурной деятельности. Ее социально защитный, реабилитирующий характер. Стимулирование социальной активности, духовной реабилитации и адаптации личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения людей. Развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

Адаптивно-нормативная, образовательно-развивающая, преобразовательно-созидающая, охранительная, информационно-просветительная, рекреативно-игровая функции.

Развивающий характер функций социально-культурной деятельности, их взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.

Понятие принципа применительно к социально-культурным процессам. Основное исходное положение теории; нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека; основная особенность структуры и функционирования того или иного социально-культурного института.

Общедоступность и добровольность как ключевые принципы социально-культурной деятельности.

Понятие принципов организации социально-культурной деятельности и их методологической основы. Плюрализм в социально-культурной деятельности, альтернативность подходов в ее содержании и организации. Приоритет общечеловеческих интересов над сословно-групповыми в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Всеобщее массовое культуротворчество как доминирующий признак. Гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Диалектическое единство и преемственность культурно-исторического; социально-педагогического и национально-этнического) опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.

Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами, основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики.

 

Тема 3. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности

Различие подходов к классификации средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

Средства социально-культурной деятельности – духовные и материальные инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на человека, способ вовлечения его в мир культуры. Основные средства: живое слово, искусство и литература, средства массовой информации, наглядные и технические средства.

В зависимости от конкретной цели и целевой аудитории формы социально-культурной деятельности делятся на возрастные, профессиональные, развлекательные, просветительные. Принято также выделять эпизодические и стабильные формы, а также формы массовые, групповые, индивидуальные.

Метод – способ целенаправленного воздействия на объект. Субъект-объектная связь в социально-педагогических методах. Психологические и педагогические их виды (в первом случае обращение в основном к эмоциям, во втором - к разуму). Взаимообусловленность этих видов.

Метод наследования (культивирования) – идейно-нравственная, эстетическая и др. установка, общепринятая норма, правило. Консерватизм традиций и обычаев, позитивные и негативные стороны этого свойства. Возрождение традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Метод внушения – восприятие объектом информации без осмысления ее. Внушение непроизвольное и произвольное, прямое и косвенное. В.М. Вахтеров, И.П. Павлов о механизме внушения. Использование этого метода в оздоровительных целях, в спорте, искусстве, педагогике, пропаганде и агитации, в достижении эффекта гипермнезии (сверхзапоминания). Метод зараженности, т.е. гипертрофированного возбуждения в массе людей «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (паника, общий экзальтированный восторг и т.п.). Разные стадии зараженности: от подражания, моды до всеобщей исступленности. Широкое применение данного метода в практике современного маскульта, в утверждении его «звезд» и «кумиров». Реальность возникновения в «толпе» нездорового ажиотажа, массовых психологических вывихов, вспышек агрессивности при использовании заражения без должной его организации. Социально-педагогический метод убеждения – способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта как важнейшие предпосылки действенности процесса убеждения. Вербальный характер этого метода. Приоритетность его в политике и рекламе. Метод примера – убеждения на наглядных образцах. Достоинства его: сочетание рационального и эмоционального, доступность восприятия. Широкое применение примеров в агитации. Метод организации поведения, упражнения, тренинга. Его суть – сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта. Обучающие и воспитывающие упражнения, их общее и особенное. Особая приближенность этого метода к специфике досуга, к его деятельному характеру. Методы поощрения и порицания. Требования к ним: обоснованность, опора на общественное мнение, оперативность, гласность, эмоциональное оформление. Методы социально-педагогического изучения аудитории. Наблюдение (включенное, не включенное). Беседа как метод изучения объекта. Интервью, его особенности. Метод контент-анализа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.007 с.)