Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 5. Закономерности функционирования и методологические основы СКД
Тема 1. Становление и развитие социально-культурной деятельности Этапы становления социально-культурной деятельности: внешкольное образование, политико-просветительная работа, культурно-просветительная работа, культурно-досуговая деятельность, клубоведение, досуговедение, социально-культурная деятельность. Социально-культурная деятельность как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля. Сущность теории социально-культурной деятельности как отрасли научного знания. Основные источники ее формирования: изучение исторического и современного отечественного и зарубежного опыта; результаты социологических исследований и опытно-экспериментальной работы; использование данных смежных наук. Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности.. Стадии «хоминизации», социализации, инкультурации и самореализации личности. Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий. Социально-культурная деятельность как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры.
Социально-культурная деятельность как общественно значимая деятельность, направленная на выявление и реализацию культуросозидающего потенциала различных областей жизнедеятельности человека. Досуг как ведущая сфера социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга. Аксеология и социология досуга. Физиология, психология, этика, эстетика и экономика общественного организационного досуга. Соотношение категорий свободного времени, досуга, отдыха, рекреации, досуговой и рекреационной деятельности. Понятие функции социально-культурной деятельности. Определение термина «функция» применительно к ее содержанию. Совокупность исторически сложившихся социальных функций деятельности в сфере культуры и досуга как результат многолетнего опыта демократических институтов, общественных организаций и движений.
Функции социально-культурной деятельности. Ее социально защитный, реабилитирующий характер. Стимулирование социальной активности, духовной реабилитации и адаптации личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения людей. Развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей. Адаптивно-нормативная, образовательно-развивающая, преобразовательно-созидающая, охранительная, информационно-просветительная, рекреативно-игровая функции. Развивающий характер функций социально-культурной деятельности, их взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества. Понятие принципа применительно к социально-культурным процессам. Основное исходное положение теории; нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека; основная особенность структуры и функционирования того или иного социально-культурного института. Общедоступность и добровольность как ключевые принципы социально-культурной деятельности. Понятие принципов организации социально-культурной деятельности и их методологической основы. Плюрализм в социально-культурной деятельности, альтернативность подходов в ее содержании и организации. Приоритет общечеловеческих интересов над сословно-групповыми в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Всеобщее массовое культуротворчество как доминирующий признак. Гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Диалектическое единство и преемственность культурно-исторического; социально-педагогического и национально-этнического) опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.
Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами, основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики.
Тема 3. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности Различие подходов к классификации средств, форм и методов социально-культурной деятельности. Средства социально-культурной деятельности – духовные и материальные инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на человека, способ вовлечения его в мир культуры. Основные средства: живое слово, искусство и литература, средства массовой информации, наглядные и технические средства. В зависимости от конкретной цели и целевой аудитории формы социально-культурной деятельности делятся на возрастные, профессиональные, развлекательные, просветительные. Принято также выделять эпизодические и стабильные формы, а также формы массовые, групповые, индивидуальные. Метод – способ целенаправленного воздействия на объект. Субъект-объектная связь в социально-педагогических методах. Психологические и педагогические их виды (в первом случае обращение в основном к эмоциям, во втором - к разуму). Взаимообусловленность этих видов. Метод наследования (культивирования) – идейно-нравственная, эстетическая и др. установка, общепринятая норма, правило. Консерватизм традиций и обычаев, позитивные и негативные стороны этого свойства. Возрождение традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Метод внушения – восприятие объектом информации без осмысления ее. Внушение непроизвольное и произвольное, прямое и косвенное. В.М. Вахтеров, И.П. Павлов о механизме внушения. Использование этого метода в оздоровительных целях, в спорте, искусстве, педагогике, пропаганде и агитации, в достижении эффекта гипермнезии (сверхзапоминания). Метод зараженности, т.е. гипертрофированного возбуждения в массе людей «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (паника, общий экзальтированный восторг и т.п.). Разные стадии зараженности: от подражания, моды до всеобщей исступленности. Широкое применение данного метода в практике современного маскульта, в утверждении его «звезд» и «кумиров». Реальность возникновения в «толпе» нездорового ажиотажа, массовых психологических вывихов, вспышек агрессивности при использовании заражения без должной его организации. Социально-педагогический метод убеждения – способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта как важнейшие предпосылки действенности процесса убеждения. Вербальный характер этого метода. Приоритетность его в политике и рекламе. Метод примера – убеждения на наглядных образцах. Достоинства его: сочетание рационального и эмоционального, доступность восприятия. Широкое применение примеров в агитации. Метод организации поведения, упражнения, тренинга. Его суть – сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта. Обучающие и воспитывающие упражнения, их общее и особенное. Особая приближенность этого метода к специфике досуга, к его деятельному характеру. Методы поощрения и порицания. Требования к ним: обоснованность, опора на общественное мнение, оперативность, гласность, эмоциональное оформление. Методы социально-педагогического изучения аудитории. Наблюдение (включенное, не включенное). Беседа как метод изучения объекта. Интервью, его особенности. Метод контент-анализа.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.007 с.) |