Разработка программы экспериментальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка программы экспериментальной работы



Как отмечается в первом пособии, в теоретико-экспериментальных работах описанию опытно-экспериментальной работы посвящена вторая глава. В первом параграфе второй главы описывается процесс организации эксперимента, во втором – процесс реализации педагогических условий, а в третьем – анализ полученных результатов. Дадим некоторые указания по методике описания педагогического эксперимента (экспериментальной работы) и обсчету ее результатов.

Прежде всего, следует отметить, что в педагогическом теоретико-экспериментальном исследовании, как правило, представлены две цели и две группы задач: во введении – это цель и задачи всего исследования, а в первом параграфе второй главы – цель и задачи экспериментальной работы, направленной на экспериментальную проверку педагогических условий, сформулированных в гипотезе исследования. Схематично это соотношение отражено на рис. 2.

 
 

 


Рис. 2. Схема соотношения цели и задач исследования
с целью и задачами экспериментальной работы

Таким образом, программа экспериментальной работы включает в себя следующие компоненты:

– цель экспериментальной работы;

– задачи экспериментальной работы;

– принципы организации экспериментальной работы;

– этапы организации экспериментальной работы;

– краткую характеристику содержания экспериментальной работы;

– описание диагностического инструментария для оценки результатов экспериментальной работы, который может быть представлен в двух формах – в виде таблицы и/или вербального описания.

Как известно, целью экспериментальной работы является подтверждение или опровержение гипотезы исследования. Эксперимент заключается в целенаправленном воздействии на объект, которое изменит его определенным образом. При проведении педагогического эксперимента необходимо обоснованно доказать, что состояние исследуемого объекта изменилось. Чтобы явно увидеть, что состояние объекта изменилось в результате целенаправленного воздействия на него, необходимо взять аналогичный объект и проследить, что происходит с ним при отсутствии воздействия. В экспериментальных исследованиях эти два объекта называют соответственно экспериментальной группой (обучаемой по предложенной методике) и контрольной группой (обучаемой, например, по традиционной методике). На рис. 5 представлена схема структуры педагогического эксперимента, составленная Д. А. Новиковым.

 
 

 


Рис. 5. Структура педагогического эксперимента (по Д. А. Новикову)

Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу, необходимо поставить задачи опытно-экспериментальной работы, которые отличаются от задач собственно исследования и показывают, какие шаги предпринимает исследователь для организации и осуществления экспериментальной работы.

До начала экспериментальной работы должны быть разработаны: во-первых, содержание ключевого понятия исследования; во-вторых, критерии, показатели и уровни оценки результатов исследования; в-третьих, подобран диагностический инструментарий для монитринга и оценки получаемых исследователем по ходу эксперимента результатов, который может быть представлен в двух формах – таблицы и/или вербального (словесного) описания, а также, в-четвертых, определена экспериментальная база исследования, то есть та образовательная организация или те образовательные организации, в которых планируется проводить экспериментальную работу.

Итак, цель экспериментальной работы – проверка возможности реализации разработанных исследователем педагогических условий достижения искомого результата исследования, то есть другими словами проверка достоверности выдвинутой исследователем гипотезы.

В задачах экспериментальной работы раскрываются те действия (шаги), осуществление которых позволит достичь цели экспериментальной работы. Прежде всего, проводится анализ педагогического процесса в образовательной организации или образовательных организациях, выступающих в качестве экспериментальной базы исследования. Затем определяются экспериментальная и контрольная группы. После этого посредством использования заранее подобранных (или самостоятельно разработанных) диагностических методик проводится констатирующий эксперимент с целью выявления наличного уровня искомого качества (то есть того, что обозначено в предмете исследования во введении) по выделенным критериям и показателям. После анализа результатов констатирующего эксперимента организуется и проводится формирующий эксперимент, представляющий собой, по сути, процесс реализации представленных в гипотезе исследования педагогически условий. Затем аналогичным образом с использованием тех же самых, что и в констатирующем эксперименте диагностических методик обрабатываются результаты формирующего эксперимента с целью выявления динамики в изменении искомого качества. И, наконец, на основе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов делается вывод о достоверности гипотезы исследования.

Приведем макет формулировки задач экспериментальной работы:[1]

1) провести анализ педагогического процесса в (здесь указывается название конкретной образовательной организации или образовательных организаций, в которых проводится экспериментальная работа) с целью выявления возможности реализации разработанных педагогических условий (и далее по тексту темы или предмета исследования);

2) определить экспериментальную и контрольную группы участников экспериментальной работы;

3) провести констатирующий эксперимент с целью выявления исходного (наличного, начального) уровня сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (здесь дается название ключевого понятия, которое по сути и является этим искомым качеством) по выделенным показателям (то есть по разработанным исследователем критериям, показателям и уровням);

4) обработать и проанализировать в количественном и качественном отношении результаты констатирующего эксперимента с целью констатации исходного (наличного, начального) уровня сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (здесь дается название ключевого понятия, которое по сути и является этим искомым качеством);

5) провести формирующий эксперимент с целью реализации разработанных педагогических условий в рамках реально протекающего педагогического процесса (здесь указывается объект исследования: например, в процессе образования, или на уроках по какому-либо предмету, или в рамках изучения какого-либо курса или учебной дисциплины и т. п.);

6) обработать и проанализировать в количественном и качественном отношении результаты формирующего эксперимента с целью фиксации (регистрации, установления) достигнутого (конечного) уровня сформированности (или развития) у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (здесь дается название ключевого понятия, которое по сути и является этим искомым качеством);

7) провести сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы с целью выявления динамики развития искомого качества (здесь дается название ключевого понятия, которое по сути и является этим искомым качеством) у испытуемых (учащихся, студентов) экспериментальной и контрольной групп;

8) на основе интерпретации полученных в ходе экспериментальной работы результатов сделать вывод об эффективности реализованных педагогических условий (и далее по тексту темы или предмета исследования) и о степени достоверности выдвинутой гипотезы исследования.

Пример формулировки целей и задач экспериментальной работы
в исследовании по педагогике

Приведем пример цели и задач экспериментальной работы из курсовой работы по теме «Формирование субъектной позиции младших школьников на уроках математики».

Цель экспериментальной работы – выявление возможности реализации педагогических условий формирования субъектной позиции младших школьников на уроках математики в традиционной системе обучения.

Задачи экспериментальной работы:

1) изучить организацию педагогического процесса на уроках математики в начальной школе в традиционной системе обучения с целью выявления возможности реализации педагогических условий формирования субъектной позиции младших школьников;

2) определить экспериментальную и контрольную группу учащихся;

3) провести констатирующий эксперимент в экспериментальной и контрольной группах с целью выявления начального уровня сформированности субъектной позиции младших школьников;

4) проанализировать результаты констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня сформированности у младших школьников экспериментальной и контрольной групп субъектной позиции;

5) провести формирующий эксперимент по реализации в экспериментальной группе педагогических условий формирования субъектной позиции младших школьников на уроках математики;

6) проанализировать результаты формирующего эксперимента с целью фиксации достигнутого уровня сформированности у младших школьников экспериментальной группы субъектной позиции;

7) провести сравнительный анализ результатов констатирующего[2] и формирующего экспериментов с целью выявления динамики формирования субъектной позиции младших школьников на уроках математики;

8) сделать выводы об эффективности разработанных педагогических условий формирования субъектной позиции младших школьников на уроках математики.

В следующем разделе программы экспериментальной работы могут быть представлены принципы её организации. Это, как правило, те оригинальные, сугубо авторские правила и положения, которые регулируют процесс организации и проведения экспериментальной работы по теме данного конкретного исследования. Исследователь может использовать в своей работе принципы других авторов, однако при этом, необходимо обязательно показать, как эти принципы работают в данном исследовании. Например, «принцип однонаправленности педагогического воздействия, заимствованный нами из исследования В. Ф. Неретина, и позволяющий вытраивать работу всего педагогического коллектива в направлении достижения одной цели, мы спроецировали на работу учащихся в микрогруппах, сориентировав их на достижение одной общей цели». Подобным образом прописываются и все другие принципы организации экспериментальной работы. Заметим, что таких принципов может быть немного: от трех до пяти максимум. Однако можно взять за основу и традиционные принципы обучения или воспитания, если их использование отвечает общей направленности экспериментальной работы по данной теме исследования.

Далее раскрывается содержание этапов экспериментальной работы (см. первое пособие [4]) с указанием использованных на каждом этапе методов научного исследования. В общих чертах этот раздел программы экспериментальной работы строится на основе аналогичного раздела введения с той разницей, что во введении при описании этапов экспериментальной работы достаточно обозначить их краткое содержание и временную продолжительность, а в программе экспериментальной работы указывается содержание каждого этапа, используемые на каждом этапе методы исследования и целевая направленность каждого метода, то есть с какой целью использовал исследователь каждый конкретный метод на каждом этапе экспериментальной работы.

Итак, содержанием первого этапа экспериментальной работы является проведение констатирующего эксперимента, нацеленного на выявление исходного, наличного состояния изучаемого объекта в данный момент. На констатирующем этапе эксперимента на основе результатов использованных методик обследования осуществляется сравнительный анализ начального состояния экспериментальной и контрольной группы по всем показателям.

На втором этапе организуется формирующий эксперимент (или по-другому, формирующий этап экспериментальной работы), цель которого состоит в реализации разработанных исследователем педагогических условий достижения искомого результата исследования и проверки эффективности этих условий. На формирующем этапе эксперимента осуществляется спланированное экспериментатором воздействие на экспериментальную группу, то есть реализуются задачи экспериментальной работы, содержание которой составляют новые методы, приемы, задания, упражнения и прочее тому подобное.

На третьем – заключительном (или как его в последних исследованиях все чаще называют контрольном) – этапе педагогического эксперимента (или экспериментальной работы) еще раз по тем же самым методикам, что и на первом этапе экспериментальной работы, повторно проводится констатирующий эксперимент с целью выявления достигнутого уровня развития искомого качества у испытуемых (учащихся, студентов) экспериментальной и контрольной группы. При продолжительности экспериментальной работы более трех лет возможно проводить констатирующий эксперимента не только в начале и в конце экспериментальной работы, но и в процессе её протекания, так сказать на текущих этапах, что позволяет отслеживать не только начальные и конечные, но и этапные результаты исследования.

Для обработки результатов экспериментальной работы на всех её этапах разрабатываются несколько видов таблиц:

– четыре сводных таблицы (см. табл. 3) обследования испытуемых по показателям (Сводная таблица уровней оценки сформированности искомого качества (дается название этого качества) на этапе констатирующего и формирующего экспериментов у экспериментальной группе и в контрольной группе;

– техника оценки (см. табл. 1) уровня сформированности искомого качества (дается название этого качества);

– шкала оценки (см. табл. 5) уровня сформированности искомого качества (дается название этого качества);

– динамика эффективности (см. табл. 2) формирования у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (дается название этого качества);

– методы диагностики результатов исследования по критериям и показателям (см. табл. 4).

В сводные таблицы заносятся результаты обследования по каждому испытуемому (учащемуся, студенту) первый раз после проведения констатирующего эксперимента и второй раз после проведения формирующего эксперимента. По данным, отраженным в этой таблице, определяется уровень сформированности искомого качества у каждого испытуемого (учащегося, студента), а также вычисляется коэффициент эффективности осуществляемого педагогического процесса.

В таблице «Техника оценки уровня сформированности искомого качества (дается название этого качества)» прописываются критерии, показатели и баллы по уровням. Однако эти данные можно отразить в таблице «Критерии, показатели и уровни оценки сформированности искомого качества». Наиболее важными являются три следующие таблицы: «Шкала оценки уровня сформированности искомого качества (дается название этого качества)», в которой представлен интервал баллов по уровням; «Динамика эффективности формирования у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (дается название этого качества)», из которой наглядно видно соотношение между первоначальными и конечными результатами по каждой группе (экспериментальной и контрольной), а также разница первоначальными и конечными результатами каждой группы; «Методы диагностики результатов исследования по критериям и показателям», в которой представлены все использованные в ходе экспериментальной работы диагностические методики по каждому показателю.

В качестве методов диагностики могут использоваться любые диагностические методики, разработанные как в педагогике, так и в других смежных науках (психологии, физиологии, экологии, эстетике и др.): анкеты, тесты, опросы, наблюдение, изучение результатов учебной деятельности испытуемых (контрольных работ, домашних заданий, самостоятельных работ и т. п.), ранжирование, шкалирование, рейтинг и прочие другие эмпирические и статистические исследовательские методы, направленные на изучение реальной педагогической действительности.

Таблица 1 – Техника оценки уровня сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества по критериям и показателям

Первый критерий (его название)
Уровень Баллы по показателям
Первый показатель (его название) Второй показатель (его название)
Высокий    
Средний    
Низкий    
Второй критерий (его название)
Уровень Баллы по показателям
Первый показатель (его название) Второй показатель (его название)
Высокий    
редний    
Низкий    
Третий критерий (его название)
Уровень Баллы по показателям
Первый показатель (его название) Второй показатель (его название) Третий показатель (его название)
Высокий      
Средний      
Низкий      
Четвертый критерий (его название)
Уровень Баллы по показателям
Первый показатель (его название) Второй показатель (его название)
Высокий    
Средний    
Низкий    
             

Таблица 2 – Динамика эффективности формирования у испытуемых
(учащихся, студентов) искомого качества

Уровни На начало опытно-экспериментальной работы На конец опытно-экспериментальной работы
Э группа Кгруппа Э группа Кгруппа
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Высокий                
Средний                
Низкий                
К эфф 0,53 неэффективная 0,54 неэффективная 0,87 эффективная 0,65 неэффективная

Таблица 3 – Сводная таблица оценки уровней сформированности у испытуемых (учащихся, студентов)
искомого качества экспериментального класса на констатирующем этапе эксперимента [3]

№ п/п Имя учащегося Показатели Сумма баллов Уровень
                 
                         
1. Алеша А.                     Средний
2. Лена Б.                     Высокий
3. Оля В.                     Низкий
4. N                      
5. N                      
6. N                      
7. N                      
8. N                      
9. N                      
10. N                      
11. N                      
12. N                      
13. N                      
14. N                      
15. N                      
16. N                      
17. N                      
18. N                      
19. N                      
Итого баллов число
Итого по уровням Высокий число
Средний число
низкий число

Таблица 4 – Методы диагностики сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества по критериям и показателям



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 8127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.02 с.)