Создание автоматического оглавления с применением пользовательских стилей при помощи опции «гиперссылка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание автоматического оглавления с применением пользовательских стилей при помощи опции «гиперссылка»



Первый шаг – создание заголовков в тексте документа с использованием стилей «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3» и т. д. в соответствии с требуемым количеством разновидностей заголовков, подлежащих включению в оглавление.

Второй шаг – сборка оглавления. Щелкните место вставки оглавления. Как правило, это вторая или последняя страница документа

1. В меню Вставка выберите команду Ссылка, а затем — команду Оглавление и указатели.

2. Откройте вкладку Оглавление.

3. В окне Оглавление нажмите кнопку Изменить. Появится окно Стиль.

4. В окне Стиль выберите уровень Оглавление 1 и нажмите кнопку Изменить. Появится окно Изменение стиля.

5. В окне Изменение стиля с использованием кнопок на панели форматирования и при необходимости кнопки Формат (которая расположена в нижнем левом углу окна) установите параметры стиля для заголовка 1 (все прописные, шрифт 14 размера, не жирный, выравнивание по левому краю, отступ табуляции установленный, страницы по правому краю). Нажмите ОК.

6. Произойдет переход в Окно Стиль. Вновь нажмите ОК.

7. Произойдет переход в Окно Оглавление. Вновь нажмите ОК. Это последняя операция, после которой в месте, где находится курсор, появится оглавление.

8. При необходимости внесения в оглавление изменений, надо сначала внести эти изменения в заголовки в тексте документа.

9. После этого поставить курсор в начале первой позиции оглавления, затем нажать на клавиатуре кнопку F9. Появится окно Обновление оглавления. Поставить флажок в кружочке обновить целиком (если требуется изменение текста заголовков в документе) или обновить только номера страниц (если требуется обновление только номеров страниц). Щелкнуть ОК.

9. В случае, если в оглавлении появился текст, который не является заголовком, необходимо перейти к этому тексту, выделить его, очистить формат этого фрагмента текста, отформатировать этот фрагмент в соответствии с требованиями. Вновь перейти к оглавлению. Поставить курсор на первой строчке оглавления. И повторить действия, начиная с п. 9.

Подобным образом можно многократно вносить изменения в оглавление до тех пор, пока оно не будет соответствовать нормативным требованиям.

Полезные замечания.

1. При написании курсовой (дипломной/выпускной квалификационной) работы, магистерской (или кандидатской) диссертации целесообразно первоначально создавать для каждого раздела свой файл и в этом файле устанавливать параметры заголовков в соответствии с требованиями.

2. После завершения работы над всеми разделами, текст работы собирается в один файл.

3. После этого создается автоматическое оглавление согласно вышеизложенному процессу.

4. При правильном создании оглавления переход от оглавления к тексту соответствующего раздела осуществляется при помощи одновременного нажатия кнопки Ctrl и установления курсора в тексте оглавления на страницу нужного раздела или на его название.

Методические рекомендации по подготовке доклада
по тексту выпускной квалификационной (дипломной) работы для защиты

Для доклада по тексту дипломной работы, согласно процедуре защиты дипломных работ, отводится 10 минут. Объем текста доклада, рассчитанного на 10 минут, составляет 5-6 страниц текста, напечатанного на компьютере с соблюдением требований стандартного форматирования: тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1,25 или 1,27, поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см.

Текст доклада допустимо читать (в среднем темпе).

В докладе отражаются:

– актуальность темы исследования,

– противоречие,

– гипотеза исследования (это все занимает ориентировочно 1-1,5 страницы. Все остальные параметры – цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи исследования, методы исследования, теоретическая и практическая значимость исследования – опускаются, то есть не зачитываются, так как они должны быть представлены или в раздаточном материале, или на слайдах при наличии презентации).

Далее раскрывается содержание первой главы (ориентировочно на 1,5-2 страницы), содержание второй главы (на 1,5-2 страницы) с акцентированием внимания на методике реализации педагогических условий и критериях оценки результатов исследования и делаются выводы по тексту заключения (0,5 страницы).

Начинается доклад со слов: «Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии. Вашему вниманию предлагается дипломная работа (можно вместо слов «дипломная работа» сказать «выпускная квалификационная работа») на тему... (далее называется тема дипломной работы).

Актуальность данной темы обусловлена… (д алее полностью зачитывается актуальность, если объем этого элемента во введении не превышает двух-трех абзацев. Обзор литературы, представленный во введении, опускается). Изучение степени разработанности проблемы... (называется заявленная в теме исследования проблема) позволило выявить противоречие между... (зачитывается противоречие). Выявленное противоречие послужило основанием для постановки проблемы исследования: каковы педагогические условия (зачитывается проблема исследования).

Для данной проблемы нами была выдвинута гипотеза, согласно которой... (зачитывается гипотеза).

Проверка гипотезы потребовала от нас разработки ключевого понятия нашего исследования, в качестве которого выступает понятие «...» (о бозначается ключевое понятие исследования. Далее излагается содержание первого параграфа первой главы).

Изучив состояние разрабатываемой проблемы в опыте учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что... (кратко раскрываются главные выводы о том, что делается в современной школе в направлении решения заявленной в исследовании проблемы).

Для проверки достоверности выдвинутой гипотезы мы провели экспериментальную работу. Согласно гипотезе, реализация первого педагогического условия обеспечивается, если... (з ачитывается первое педагогическое условие и далее дается краткая характеристика процесса его реализации). Реализация второго педагогического условия осуществлялась... (р аскрывается процесс реализации второго педагогического условия. Подобным образом описывается процесс реализации всех остальных педагогических условий, представленных в гипотезе).

Для оценки результатов исследования и эффективности проведенной экспериментальной работы мы разработали критерии... (обозначается то, что подвергалось измерению. Далее называются и кратко характеризуются критерии и показатели, по которым отслеживалась динамика эффективности экспериментальной работы). Анализ результатов экспериментальной работы показал, что... (называются числовые данные, свидетельствующие об эффективности проведенной экспериментальной работы).

По результатам проведенного исследования мы сделали следующие выводы: (излагается текст заключения)

Благодарю за внимание».

Примечание.

1. Выступление на защите полезно сопровождать презентацией. При этом не следует включать в презентацию текст, который зачитывается по тексту доклада. Не стоит также включать в презентацию мелкий текст и таблицы с большим количеством информации.

Если предполагается показать критерии, то каждый критерий с показателями целесообразнее располагать на отдельном слайде. Лучше всего на слайдах показывать диаграммы и какие-то цифровые данные по результатам экспериментальной работы. Одним словом презентация должна сопровождать текст доклада, но не копировать его текст.

2. Можно также предложить членам комиссии раздаточный материал. В раздаточный материал можно поместить таблицы с критериями оценки результатов исследования, диаграммы, отражающие результаты исследования и при необходимости другие материалы по усмотрению студента.

3. После доклада студенту задаются вопросы. После ответа студента на вопросы, заместителем председателя или другим членом аттестационной комиссии зачитывается отзыв научного руководителя и рецензия на дипломную работу. На этом процедура защиты считается завершенной.

4. После защиты студенты покидают аудиторию, комиссия в отсутствии студентов обсуждает результаты защиты и выставляет оценки.

Затем студенты приглашаются в аудиторию для объявления оценок.

Методические рекомендации по подготовке доклада
по тексту магистерской диссертации для защиты

Для доклада по тексту магистерской диссертации, согласно процедуре защиты магистерских диссертаций, отводится 10 минут. Объем текста доклада, рассчитанного на 10 минут, составляет 5-6 страниц текста, напечатанного на компьютере с соблюдением требований стандартного форматирования: тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1,25 или 1,27, поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см.

Текст доклада допустимо читать (в среднем темпе).

В докладе отражаются:

– актуальность темы исследования,

– противоречие,

– гипотеза исследования (это все занимает ориентировочно 1-1,5 страницы. Все остальные параметры – цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи исследования, методы исследования, теоретическая и практическая значимость исследования – опускаются, то есть не зачитываются, так как они должны быть представлены или в раздаточном материале, или на слайдах при наличии презентации).

Далее раскрывается содержание первой главы (ориентировочно на 1,5-2 страницы), содержание второй главы (на 1,5-2 страницы) с акцентированием внимания на методике реализации педагогических условий и критериях оценки результатов исследования и делаются выводы по тексту заключения (0,5 страницы).

Начинается доклад со слов: «Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии. Вашему вниманию предлагается магистерская диссертация (можно вместо слов «дипломная работа» сказать «выпускная квалификационная работа») на тему... (далее называется тема дипломной работы).

Актуальность данной темы обусловлена… (д алее полностью зачитывается актуальность, если объем этого элемента во введении не превышает двух-трех абзацев. Обзор литературы, представленный во введении, опускается). Изучение степени разработанности проблемы... (называется заявленная в теме исследования проблема) позволило выявить противоречие между... (зачитывается противоречие). Выявленное противоречие послужило основанием для постановки проблемы исследования: каковы педагогические условия (зачитывается проблема исследования).

Для данной проблемы нами была выдвинута гипотеза, согласно которой... (зачитывается гипотеза).

Проверка гипотезы потребовала от нас разработки ключевого понятия нашего исследования, в качестве которого выступает понятие «...» (о бозначается ключевое понятие исследования. Далее излагается содержание первого параграфа первой главы).

Изучив состояние разрабатываемой проблемы в опыте учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что... (кратко раскрываются главные выводы о том, что делается в современной школе в направлении решения заявленной в исследовании проблемы).

Для проверки достоверности выдвинутой гипотезы мы провели экспериментальную работу. Согласно гипотезе, реализация первого педагогического условия обеспечивается, если... (з ачитывается первое педагогическое условие и далее дается краткая характеристика процесса его реализации). Реализация второго педагогического условия осуществлялась... (р аскрывается процесс реализации второго педагогического условия. Подобным образом описывается процесс реализации всех остальных педагогических условий, представленных в гипотезе).

Для оценки результатов исследования и эффективности проведенной экспериментальной работы мы разработали критерии... (обозначается то, что подвергалось измерению. Далее называются и кратко характеризуются критерии и показатели, по которым отслеживалась динамика эффективности экспериментальной работы). Анализ результатов экспериментальной работы показал, что... (называются числовые данные, свидетельствующие об эффективности проведенной экспериментальной работы).

По результатам проведенного исследования мы сделали следующие выводы: (излагается текст заключения)

Благодарю за внимание».

 

Примечание: текст доклада можно сопровождать:

а) презентацией, в которую помещаются все параметры исследования, таблицы с критериями оценки результатов исследования, рисунки с диаграммами и другой интересный, зрительно яркий материал;

б) предоставлением аттестационной комиссии раздаточного материала, в который также можно поместить материалы с параметрами исследования, таблицы с критериями оценки результатов исследования, рисунки с диаграммами, и другие материалы, отражающие результаты исследования;

в) а также при необходимости другими материалами по усмотрению студента.

Процедура защиты состоит из нескольких этапов.

1 этап – чтение магистрантом доклада, в котором представляются результаты исследования.

2 этап – ответ магистранта на вопросы комиссии.

3 этап – слово научного руководителя с отзывом о характере и качестве научно-исследовательской деятельности магистранта.

4 этап – слово рецензента или зачитывание рецензии, если рецензент на защите отсутствует.

5 этап – ответ магистранта на замечания рецензента, если таковые имеются.

6 этап – заключительное слово магистранта.

На этом процедура защиты считается завершенной.

После защиты студенты покидают аудиторию, комиссия в отсутствии студентов обсуждает результаты защиты и выставляет оценки.

7 этап – обсуждение комиссией оценок.

Затем студенты приглашаются в аудиторию для объявления оценок.

8 этап – объявление оценок магистрантам.


 

Таблица 7 – Критерии оценки качества экспериментальной работы

Критерии (разделы работы) Показатели (требования) Уровни (соответствие требованиям)
Высокий (2 балла.) Средний (1 балл) Низкий (0 баллов)
Качество описания экспериментальной работы 1. Разработка и обоснование критериев оценки результатов исследования (не менее трех критериев, соответствующих содержанию ключевого понятия исследования) В работе представлены и обоснованы разработанные автором критерии, показатели и уровни (не менее трех критериев, соответствующих содержанию ключевого понятия исследования) Разработанные автором критерии, показатели и уровни в работе представлены, но не обоснованы или обоснованы не все разработанные критерии (не менее трех критериев, соответствующих содержанию ключевого понятия исследования) Критерии, показатели и уровни в работе не представлены или представлены вне соответствия требованиям
2. Описание использованных в исследовании диагностических методов и методик Описание использованных в исследовании диагностических методов и методик представлено в достаточной степени Описание использованных в исследовании диагностических методов и методик представлено в недостаточной степени Описание использованных в исследовании диагностических методов и методик отсутствует
3. Описание процесса реализации использованных в исследовании диагностических методов и методик Описание процесса реализации использованных в исследовании диагностических методов и методик представлено в достаточной степени Описание процесса реализации использованных в исследовании диагностических методов и методик представлено в недостаточной степени Описание процесса реализации использованных в исследовании диагностических методов и методик отсутствует

Продолжение таблицы «Критерии оценки качества экспериментальной работы»

Критерии (разделы работы) Показатели (требования) Уровни (соответствие требованиям)
Высокий (2 балла.) Средний (1 балл) Низкий (0 баллов)
Качество описания экспериментальной работы 3. Обоснование эффективности результатов исследования Обоснование эффективности результатов исследования представлено в достаточной степени Обоснование эффективности результатов исследования представлено в недостаточной степени Обоснование эффективности результатов исследования отсутствует
5. Наличие диаграмм, отражающих результаты исследования Представленные в работе диаграммы в достаточной степени отражают результаты исследования Представленные в работе диаграммы не в полной мере отражают результаты исследования Диаграммы, отражающие результаты исследования, в работе отсутствуют


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ

Дефиниция

Научная статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете (Ожегов С. И. Сл. русского языка. – М., 1978. – С. 703). Научная статья, как своеобразная форма предъявления результатов научно-исследовательской работы, представляет собой письменную разработку какого-либо нового вопроса или новой стороны уже известного явления или процесса. Статья может быть посвящена разработке новых понятий, описанию новых методов, образовательных (педагогических) технологий, новых подходов к организации педагогических процессов, новых средств и пр.

Требования к форматированию

Обычно требования к форматированию прописываются в информационном письме о подготовке к печати сборника статей или материалов какой-либо конференции. Однако для расчета можно ориентироваться на следующие параметры: объем статьи – от 5 до 8 страниц компьютерного текста, выполненного стандартизированным шрифтом (тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – одинарный; поля – по 2 см каждое или в соответствии с требованиями издателя, оговоренными в информационном письме; абзацный отступ – 1,25 или 1,27 см, выравниванием – по ширине).

Оформление названия

На первой странице текста справа (с выравниванием по правому краю) на расстоянии 2 см от верхнего и от правого края листа пишется фамилия и инициалы автора (строкой ниже может указываться место работы автора или город, если того требует издатель); ниже через строчку заглавными буквами с выделением жирным шрифтом и выравниванием по центру пишется название статьи; ниже еще через строчку начинается собственно текст статьи.

Типы статей

Можно условно обозначить шесть типов научных статей и в соответствии с этим шесть алгоритмов их построения. При этом каждая статья начинается с обоснования необходимости ее написания.

Первый тип – это статьи, которые условно можно назвать «К вопросу о …». Такие статьи строятся на основе анализа позиций разных исследователей, которые с той или иной стороны рассматривают изучаемую автором статьи проблему, и представляют собой, по сути, оценочные рефераты. Необходимость написания статей подобного типа можно объяснить следующими причинами: во-первых, наличием резервов в решении обозначенной в названии статьи педагогической задачи; во-вторых, недостаточной теоретической исследованностью данной проблемы; в-третьих, ее непреходящей ценностью и т. п. Анализ работ разных авторов невозможен без цитирования или пересказа фрагментов их работ. Нормы писательского этикета требуют от пишущего предельного уважения к автору цитируемого текста.

Если какая-либо мысль излагается дословно по тексту, то это считается цитатой, которая оформляется как прямая речь и заключается в кавычки. Если это приближенный к оригинальному текст или буквальный пересказ, то можно использовать форму сложноподчиненного придаточного предложения или вводные (дополнительные) обороты типа «по мнению такого-то или такой-то», «с точки зрения таких-то», «согласно позиции такого-то или такой-то», «как считает такой-то или такая-то» и т. п. Приведем два примера.

Пример первый. Н. В. Самоукина считает, что психотехнические игры, представленные в книге, расширяют профессиональное самосознание учителя, вырабатывают у него средства новой профессиональной позиции – позиции, основанной на самоанализе, самоконтроле, автокоррекции, саморазвитии [4].

Пример второй. Н. В. Самоукина говорит: «Учитель, умеющий занять позицию «над» своей профессией и «над» самим собой, готов к нововведениям в школе» [8, с. 14].

Числа в скобках означают соответственно порядковый номер цитируемого издания, указанного в списке цитированной в статье литературы (первое число); и порядковый номер страницы, на которой расположена в первоисточнике данная цитата (второе число).

Однако считается некорректным строить статью только на основе цитирования или реферирования работ других авторов, поэтому в таких статьях – реферативного типа – автору следует каким-либо образом обозначить свою позицию относительно процитированных или приведенных высказываний: дать их сравнительный анализ с позиции педагогической целесообразности, или дать их оценку с позиции своего представления о раскрываемом вопросе, или сделать выводы и ценности приведенных точек зрения для современной образовательной ситуации.

Последний абзац статьи – это краткое резюме о результатах анализа с позиции заявленной темы статьи.

Второй тип – это статьи, посвященные анализу каких-либо понятий. Необходимость написания таких статей можно объяснить, во-первых, многогранностью явления, которое обозначает понятие, рассматриваемое в статье, что делает возможным еще один подход к его трактовке; во-вторых, отсутствием подобного понятия в педагогической науке; в-третьих, отсутствием теоретической разработки данного понятия и т. п.

В одной статье целесообразно рассматривать одно понятие. Логика таких статей соответствует логике системного анализа, предполагающего ответ на четыре вопроса. Ответ на первый вопрос – «Что это такое?» – позволяет выявить суть рассматриваемого педагогического явления, объекта, процесса и обозначить его признаки.

Второй вопрос – «Откуда это возникло?» – направлен на выявление генезиса (истории происхождения) рассматриваемого явления, объекта, процесса.

Ответ на третий вопрос – «Из чего это состоит (складывается)?» – дает представление о структуре описываемого явления, объекта, процесса.

Ответ на пятый вопрос – «Для чего это нужно?» или «Какие функции выполняет в процессе образования?» – дает возможность раскрыть значимость данного явления, объекта, процесса для педагогической науки и практики; показать место и роль знания об описываемом в статье явлении, объекте, процессе в педагогическом научном знании; обозначить его функциональную сущность.

Сюда же можно отнести статьи, посвященные сравнительному анализу нескольких родственных понятий. В этом случае первоначально в предложенной выше логике раскрывается содержание каждого понятия, а затем дается их сравнительная характеристика по признакам сходства и различия с обязательным представлением рассуждений и оценки автора статьи о ценности, значимости, целесообразности для педагогической теории и практики проанализированных в статье понятий.

Если в статье данного типа раскрывается понятие, разрабатываемое автором статьи, то целесообразно первоначально в логике системного анализа раскрыть все базовые понятия, на которые оно опирается, то есть те понятия, на основе которых автор строит свое – новое – понятие, а затем в этой же логике представить разработку «сотворенного» им самим понятие.

Разновидность статей второго типа – это статьи, посвященные описанию новых методов, новых технологий, новых средств и прочего тому подобного. Структурно такие статьи выстраиваются аналогично статьям по определению понятия: после обоснования необходимости рассмотрения данного метода, технологии или средства, дается определение того, что рассматривается (через ответ на вопрос «Что это такое?»), затем кратко раскрывается его история (причины возникновения и этапы становления, развития); описывается структурная организация (этапы, если описывается технология; приемы, если рассматривается метод; структурные компоненты, если рассматривается средство); далее представляется методика применения (пошаговая реализация) описываемой технологии или использования представляемого метода или средства на примере конкретного педагогического процесса или конкретной педагогической ситуации.

В резюме по статье делается вывод о педагогической ценности описываемого метода, технологии, средства и возможных сферах его применения.

Третий тип – это статьи, в которых описывается какой-либо педагогический процесс. Как и в предыдущих типах, данные статьи начинаются с обоснования необходимости их написания. Эту необходимость можно объяснить: во-первых, недостаточной результативностью реальных педагогических процессов; во-вторых, особой организацией описываемого педагогического процесса; в-третьих, особыми региональными условиями, в которых разворачивается описываемый процесс; в-четвертых, специфическими особенностями образовательного учреждения, в котором организуется описываемый процесс, и пр.

Затем дается характеристика образовательного пространства, в котором разворачивается описываемый педагогический процесс и последовательно представляется содержание и организация каждого его этапа. Желательным моментом в статьях подобного типа является описание критериев оценки эффективности данного педагогического процесса.

В качестве отличительной особенности данных статей можно назвать представленность в них закономерностей, отражающих зависимость характера протекания процесса (или его эффективности) от тех или иных объективных или субъективных факторов. Для формулирования закономерностей можно предложить одну из следующих форм: 1) «чем активнее (выше, ярче, больше и т. п.) нечто (действия субъектов педагогического процесса, определенные условия и пр.), тем эффективнее (лучше, активнее, интенсивнее и т. п.) результат (то есть то, на что нацелен описываемый процесс)»; 2) «эффективность чего-то (то есть описываемого процесса) зависит (определяется, обусловлена) от каких-то причин или факторов (то есть действий субъектов данного педагогического процесса)».

Инвариантом статей третьего типа можно считать статьи, посвященные раскрытию новых подходов к организации педагогических процессов. Необходимость написания таких статей можно объяснить, во-первых, недостаточностью имеющихся в педагогике подходов; во-вторых, отсутствием исследований, посвященных реализации рассматриваемого в статье подхода к образованию учащихся определенного возраста; в-третьих, спецификой реализации описываемого в статье подхода. В данных статьях первоначально дается характеристика описываемого подхода в логике системного анализа (см. статьи первого типа), а затем раскрываются способы его реализации в конкретном педагогическом процессе конкретного образовательного учреждения.

В качестве резюме в статьях третьего типа выступает вывод об эффективности предлагаемой организации педагогического процесса (или предлагаемого подхода) и о достижении доступных в рамках данного процесса результатов.

Четвертый тип – это статьи, в которых представляется педагогический опыт автора. Необходимость написания данных статей можно обосновать уникальностью опыта автора статьи. Эта уникальность может проявляться, во-первых, в особенности целей его педагогической деятельности; во-вторых, в модернизации содержания образования, которое реализуется в опыте автора, или оригинальной его организации; в-третьих, в специфических принципах, реализуемых в педагогическом опыте автора, в-четвертых, в особом подборе методов, или средств, используемых автором в своей педагогической деятельности; в-пятых, в особенной организации учебно-воспитательного процесса. Статьи подобного рода можно излагать в логике освещения нижеследующих вопросов.

Ответ на первый вопрос – «Что я делаю?» – позволяет раскрыть цель и содержание педагогической деятельности автора.

Ответ на второй вопрос – «Как я это делаю?» – дает возможность раскрыть методологические основания деятельности, охарактеризовать ее способы и этапы.

Ответ на третий вопрос – «Почему я делаю это именно так, а не иначе?» – направлен на аргументацию и доказательство целесообразности описываемого опыта организации педагогической деятельности автора статьи.

Ответ на четвертый вопрос – «Что мне помогает в организации данного процесса, и почему я оцениваю эти факторы как положительные?» – обеспечивает выявление ресурсов, обусловливающих эффективность в достижении результата.

Ответ на пятый вопрос – «Что мне мешает в организации данного процесса, и как я преодолеваю эти помехи?» – дает возможность вскрыть причины, препятствующие достижению результата с тем, чтобы в дальнейшем спланировать действия по их преодолению или предупреждению.

В ответе на шестой вопрос – «Какие результаты я получаю при организации процесса в описываемой логике?» – описываются критерии оценки результативности описываемого процесса.

Ответ на седьмой вопрос – «В чем педагогическая ценность получаемых результатов?» – позволяет обосновать общественную значимость получаемых автором результатов и раскрыть важность этих результатов для современной образовательной практики. Ответ на седьмой вопрос в статьях данного типа может выполнять функцию резюме.

Предлагаемые вопросы выстроены в логике системного анализа процесса и результатов деятельности, а именно: первый вопрос «что я делал» направлен на раскрытие содержания деятельности; второй вопрос «как я это делал» – на раскрытие способов деятельности; третий вопрос «что мне помогало» – на осмысление субъектом ресурсных возможностей своей деятельности с тем, чтобы можно было в дальнейшем эти ресурсы использовать сознательно»; четвертый вопрос «что мне мешало» позволяет выявить причины, помешавшие достижению желаемого результат и оценить эти причины с позиции того, какие из них можно в последующем предупредить, а какие при любых условиях будут неизбежны; пятый вопрос «что нового, полезного я узнал в результате осуществления данной деятельности» дает субъекту возможность осмыслить результативность процесса деятельности и осознать ее ценность для себя, для своего развития; шестой вопрос «что из вновь узнанного я буду использовать в своей жизни и деятельности» направлен на мысленное моделирование своей будущей аналогичной деятельности с помощью новых приобретенных знаний и является очень важным вопросом для обнаружения субъектом деятельности личностного смысла в ее результатах; и, наконец, седьмой вопрос «что во мне изменилось» обеспечивает субъекту развитие умения отслеживать и фиксировать ступени личностного самосовершенствования.

Пятый тип – это статьи, посвященные обобщению передового педагогического опыта. Необходимость написания данных статей можно объяснить: во-первых, уникальностью описываемого педагогического опыта; во-вторых, высокой результативностью педагогической деятельности, представленной в описываемом опыте; в-третьих, региональными особенностями описываемого опыта. Подобные статьи могут начинаться с информационной справки о носителе данного опыта: если это опыт одного учителя, то сообщаются его личные данные: фамилия, имя, отчество, место и стаж работы; если это опыт педагогического коллектива, то дается информация об образовательном учреждении, в котором реализуется описываемый опыт, представляется инициатор данного коллективного педагогического опыта; фамилии, имена и отчества учителей – носителей данного опыта. Далее раскрывается идея, лежащая в основе данного педагогического опыта, и способ ее реализации: педагогические пути и условия, методы, технологии и средства, обеспечивающие реализацию передовой педагогической идеи; результативность описываемого педагогического опыта. В заключение можно обозначить географию распространения данного педагогического опыта.

Шестой тип – это статьи, в которых описываются методы педагогической диагностики. Целесообразность написания данных статей можно обосновать необходимостью учета результативности процессов обучения и воспитания не только на этапе итоговой аттестации учащихся, направленной на фиксацию уровня их знаний, (которая проводится, как правило, в форме контрольных, самостоятельных работ, зачетов и экзаменов). Эти виды диагностики направлены на выявление уровня и качества обученности обучающихся. Однако на современном этапе развития образования знаниевый подход к оценке качества образования уступает место новым подходам, нацеленным на оценивание личностных результатов образования, в качестве которых выступают приобретенные обучающимся компетенции, педагоги оказываются перед необходимостью использовать мониторинговые способы и средства оценки результатов образования, которые свидетельствуют о перманентном развитии учащихся, то есть об их обучаемости на уровне всех сфер их личности: интеллектуальной (качество и уровень умственного развития), психической (уровень и качество развития психических процессов – сознания, мышления, памяти, внимания, воображения, и пр.), эмоционально-волевой (развития воли, культуры проявления собственного Я, культуры поведения, межличностного взаимодействия и пр.), духовной (развитие уровня готовности к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и пр.). Отсюда встает проблема поиска адекватных методов педагогической диагностики результатов образования обучающихся, которые можно условно назвать процессуальными.

В первом абзаце статьи, посвященной описанию одного или нескольких методов педагогической диагностики, обосновывается актуальность рассматриваемого в статье метода и возможности его использования для отслеживания этапных результатов тех или иных педагогических процессов.

После этого дается характеристика предлагаемой диагностики: 1) ее автор, 2) цель и время создания, 3) структура или инструментарий, 4) способ проведения; 5) требования к месту проведения; 6) требования к времени проведения; 7) способ обработки результатов диагностирования; 8) методика интерпретации результатов диагностирования. Особую пользу принесут статьи подобного рода, если в них будут предложены варианты использования описываемой диагностики в конкретном учебном процессе; на школьных уроках, в воспитательном процессе в школе, на занятиях в других образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования, в профессиональных учреждениях среднего и высшего профессионального образования и т. п.

Общие рекомендации к изложению материала в научных статьях

1. В научных статьях нежелательно использовать в тексте речевые обороты типа: к сожалению, может быть, должен и т. п. Эти обороты более подходят для статей типа «эссе, изложенных в публицистическом стиле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.053 с.)