ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономической теории, институциональной и экспериментальной экономики



Управления и экономики

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра экономической теории, институциональной и экспериментальной экономики

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

Для основной образовательной программы довузовского обучения (колледжа)

 

 

Санкт-Петербург


Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

Кафедрой экономической теории и институциональной и экспериментальной экономики

Протокол от

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

факультета экономики и финансов.

Протокол от

 

Основы экономической теории. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбУУиЭ, 2011. – 54с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экономической теории» составлен на основании требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников колледжа .

УМК содержит основные требования и организационно-методические указания по изучению курса дисциплины, программу курса, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по семинарским занятиям, методические рекомендации по подготовке докладов и написанию рефератов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также порядок проведения контроля качества подготовки учащихся по дисциплине.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 4

2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ». 23

3. Методические указания по написанию И оформлению контрольных работ. 38

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, содержание контролирующих материалов по дисциплине «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ». 49

 


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Цели и задачи обучения дисциплине

Цель изучения дисциплины «Основы экономической теории»:

– дать студентам знания в области основ экономической теории, особенностей анализа и обобщения экономических и социальных показателей; основных школ и направлений экономической теории, показать их использование при выработке экономической политики.

Задачи учебного курса:

- изучение современной теории и практики рыночной экономики;

- получение и применение на практике современных методов обобщения характеристик развития экономики, агрегирование и обработка информации и статистических данных;

- анализ моделей конъюнктуры и экономического роста страны;

- определение основ внешнеэкономической деятельности, в том числе роль и место России в международных экономических отношениях;

- исследование проблем экономической политики государства.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

- о том, что изучает экономика и посредством каких методов;

- об основных условиях и признаках существования рыночной экономики;

- об инструментах макроэкономической политики государства;

- о методах обеспечения экономической стабильности государства.

знать:

- ключевые понятия и термины, основные теории, относящиеся к разделам микроэкономики и макроэкономики;

- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

- принципиальные отличия рыночной экономики от плановой;

- систему показателей, характеризующих экономическое положение государства и потенциал экономического развития страны;

уметь:

- применять навыки самостоятельной работы при изучении учебной литературы по экономике и материалов информационно-аналитического характера;

- использовать теоретические данные, связанные с деятельностью фирмы на микроуровне и экономической политикой государства на макроуровне.

владеть навыками:

- самостоятельной работы при изучении экономической литературы и материалов информационно-аналитического характера.

- получения новых знаний о текущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики и экономик зарубежных стран.

Организационно-методические указания

Учебная дисциплина «Основы экономической теории» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономические дисциплин, преподаваемых студентам экономических специальностей. Основная цель обучения в процессе преподавания учебной дисциплины достигается её содержанием и применением методически обоснованных видов и форм учебных занятий, а также использованием дидактических приёмов и средств.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, связанная с индивидуальным изучением студентами основной и дополнительной литературы.

На лекциях даются базовые знания о рыночной экономике, ее структуре и субъектах; рассматриваются основные методы исследования в экономике; изучаются основные теории по темам курса; освещаются подходы различных экономических школ к определению роли государства в экономике.

Семинарские занятия по дисциплине предназначены для углубления, систематизации и закрепления знаний, полученных студентами в ходе лекций и самостоятельной работы, а также для развития у них творческого мышления и осуществления контроля над качеством освоения студентами учебного материала. На семинарах используются активные формы обучения: защита рефератов, дискуссии, круглые столы, обсуждения докладов, тестовые задания. Во время самостоятельной работы студенты отрабатывают текущий материал по конспектам лекций и рекомендуемой литературе; готовятся к семинарским занятиям; проводят научно-исследовательскую работу.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль по дисциплине проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, предусматривает подготовку докладов, выступления студентов на семинарах, написание контрольных работ, решение контрольных задач, тестовые проверки. Рубежный контроль имеет целью определить степень усвоения учебного материала по пройденным темам дисциплины. Промежуточная аттестация для студентов указанных специальностей и направлений подготовки связана со сдачей экзамена во втором семестре.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Основы экономической теории: предмет и метод

 

Введение в экономическую теорию.

Генезис, основные этапы и направления развития экономики.

Предмет и функции экономической теории.

Методы исследования в экономической теории.

 

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Потребности общества, экономические блага

Проблема редкости и выбора в экономике

Кривая производственных возможностей.

Закон возрастающих временных издержек

Основные экономические проблемы

Типы экономических систем

Факторы производства

 

Тема 3. Рынок и рыночный механизм

Разделение труда, специализация, кооперация и обмен

Функции рынка

Структура рынка

Спрос. Закон спроса

Предложение. Закон предложения

Рыночное равновесие

Факторы, влияющие на спрос и предложение.

Индивидуальный и рыночный спрос

Эластичность спроса и предложения.

Рыночная цена. Теория рыночного равновесия.

Административный контроль над ценами и рыночный механизм.

 

Тема 5. Предложение и конкурентное поведение производителя: анализ издержек производства

 

Виды издержек производства.

Производство и издержки в краткосрочном периоде.

Производство и издержки в долгосрочном периоде.

Закон убывающей предельной производительности.

Экономия на масштабе производства; положительный и отрицательный эффекты роста масштаба производства.

Условия сокращения всех издержек.

 

Тема 8. ДЕНЬГИ

Происхождение денег.

Требования, предъявляемые к деньгам

Свойства и функции денег. Ликвидность. Денежная масса

Агрегаты денежного обращения

Денежное обращение

 

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Планы семинарских занятий

 

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная литература

1) Основы экономической теории Автор: Клюни В.Л. Издательство: Минск "Высшая школа" Год издания: 2006

2) Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Издательство: — М.: Издательство «Дело и Сервис», Год: 2001

3) Экономическая теория. Учебник для вузов. Издание второе Автор: М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. Издательство: Норма Год издания: 2007

4) Введение в экономическую теорию. Автор: Бедрина Е.Б. и др. Издательство: УГТУ-УПИ Год: 2009

5) Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 3-х т.Т.3 Сборник задач/ П.А.ВатникА.П.Заостровцев. - СПб: Экономическая школа ГУВШЭ, 2008

6) Занятость населения и её регулирование: Учебное. пособие. /Чукреев П.А., Корытова Е.В. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. – 212 с.

7) Виноградов В. Н. Экономическая теория: Электронное учебно-методическое пособие. - 2001

8) Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. - 2000

9) Добрынин А. И. Общая экономическая теория: Учебное пособие для вузов. - 2002

10) Макконнелл К. Р.. Экономикс : Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. : В 2-х томах. -М.: Инфра-М. -2000 Том 1. - 2000

11) Макконнелл К. Р.. Экономикс : Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. : В 2-х томах. -М.: Инфра-М. -2000 Том 1. - 2000

12) Основные закономерности в экономической теории: Альбом схем/ В. П. Очередько, А. Н. Литвиненко, К. А. Инфантьев и др.; Рук. проекта В. П. Сальников. - 2000

13) Попов А. И. Экономическая теория: Учебник для вузов: Базовый курс. - 2001

14) Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / Л.А. Исаева, Г.Г. Романова, Л.Р. Шурипа, И.В. Родионова, С.В. Гук. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006.

15) Экономическая теория: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

16) Самуэльсон П. Экономика: Учебное пособие для вузов: Пер. с англ. – 1999

17) Экономическая теория в схемах и графиках: Учебное пособие/ А. А. Акинин, М. А. Джаман, Е. А. Ерасова и др; Ред. В. П. Сальников. - 2000

18) Экономическая теория: Учебник для вузов/ Ред. А. И. Добрынин, Ред. Л. С. Тарасевич. - 2000

19) Экономическая теория: Учебник для вузов/ Ред. А. И. Добрынин, Ред. Л. С. Тарасевич. - 2001

 

Дополнительная литература:

 

1) Аузан А.А. Название: Институциональная экономика Издательство: Инфра-М Год: 2006

2) Исследование социально-экономических процессов в современной России: учебное пособие / Романов В. Н. Ульяновск : УлГТУ, 2009.

3) Ковалев И. Н. История экономики и экономических учений: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 544 с.

4) Переходная экономика: учебное пособие / сост. Л. В. Барт, В. В. Егоров, Э. Н. Разнодежина. - Ульяновск: УлГТУ, 2007.

5) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для студентов вузов. Пер. с англ. / Ред. А. Г. Гриндина. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 820 с.

6) Развитие промышленности России в исторически изменяющихся условиях: Учеб. пособие / Г.А. Краюхин, Е.Н. Евдокимова; Рязан. гос. радиотехн. ун-т. Рязань, 2009.

7) Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы: Учеб. пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2006. – 80 с.

8) Основы анализа спроса и предложения. Методические указания к выполнению контрольных заданий / Г. В. Успенская. ГУАП, Санкт-Петербург, 2006.

9) Практикум по экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В. В. Деньгова, Е. Б. Яковлевой. - СПб.: Поиск, 2000. - 112 с.

10) Предпринимательство: Учебник для вузов / Ред. В.Я. Горфинкель; Г.Б. Поляк; В.А. Швандар. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 475 с.

11) Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение: Учебник для вузов: Пер. с англ. / Ред. Л. П.Суздальцева. - М.: Инфра-М, 2000. - 696 с.

12) Хайек фон Ф. А. Познание, конкуренция и свобода: Антология сочинений: Пер. с англ / Сост. С.Мальцева. - СПб.: Пневма, 1999. - 288 с.

13) Шумпетер И. Теория экономического развития – М.: Прогресс, 1982. - 238 с.

Электронные учебные пособия

1. Виноградов В.Н. Экономическая теория. Электронное учебно-методическое пособие. СПб, 2001


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

 

Подготовка научного доклада

 

Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студента.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Научный доклад может быть подготовлен для выступления на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества.

Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых экономических процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, заинтересовать аудиторию результатами своего исследования.

Студенческий доклад должен быть рассчитан на 10 – 15 минут. Это до 10 страниц машинописного текста. За это время докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного - двух вопросов.

Доклад может содержать какую-либо новую для слушателей информацию, или изложение спорных точек зрения разных авторов по данной проблеме. В начале выступления необходимо сформулировать цель своего доклада. Это заинтересует и настроит аудиторию на восприятие.

Работа по подбору материала для доклада связана с изучением экономической литературы.

Изучение литературы по выбранной теме необходимо начать с просмотра нескольких учебников по экономической теории. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа – это официальные документы российского Правительства. Вторая группа – это монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати – журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержаться новые сведения и факты, приводится современная статистическая информация.

 


3. Методические указания по написанию И оформлению контрольных работ

 

Порядок выполнения работы

Как показывает практика, умение правильно распределить своё время является одним из необходимых условий успешного написания любой научной работы.

Опыт написания и руководства научными работами позволяет нам рекомендовать следующую последовательность выполнения контрольной работы:

· первоначальная формулировка темы работы;

· составление примерного оглавления (плана) работы;

· составление примерного перечня использованной литературы (библиографии);

· работа с материалами (сбор и анализ информации, осуществление выписок);

· уточнение оглавления работы;

· написание основной части;

· написание заключения;

· написание введения;

· уточнение перечня использованной литературы и составление приложений;

· уточнение темы работы и оформление листа оглавления и титульного листа работы.

Данный порядок выполнения работы является рекомендуемым, но не обязательным. Каждый студент может самостоятельно найти подходящий для него алгоритм выполнения работы. Однако, с нашей точки зрения, именно такая последовательность позволяет наиболее рационально использовать своё рабочее время.


3.2. Общие правила оформления

Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена.

Работа должна быть представлена в машинописной форме без грамматических и стилистических ошибок на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210 * 297 мм.) через два интервала. Если работа печатается на пишущей машинке, то формулы должны быть вписаны в текст от руки, чёрными чернилами или тушью. Напечатанный текст необходимо тщательно проверить.

Вокруг текста следует оставлять поля. ГОСТ 7.32-91 предусматривает размер левого поля не менее 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 15, нижнего – 20 мм. Поля слева оставляют для переплёта. Поля справа – во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за не уместившихся строк. При таких полях каждая страница содержит 28-30 строк по 60 знаков в строке (с учётом знаков препинания и пробелов между словами).

Все позаимствованные цитаты, формулы, справочные материалы должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок не принимается к рассмотрению.

Опечатки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета или тушью после закрашивания штрихом.

Работа должна быть аккуратно сброшюрована и подшита в твёрдую папку.

3.3. Титульный лист и оглавление

Первой страницей любой научной работы является титульный лист. На титульном листе указывают наименование ВУЗа, кафедры (дисциплина "Экономика" обеспечивается кафедрой "Общей экономической теории и мировой экономики"), специальности, Ф.И.О. студента, тема контрольной работы, Ф.И.О., учёная степень и звание научного руководителя. Порядок оформления титульного листа контрольной работы приведён в приложении.

На следующей странице размещается оглавление. В оглавлении приводится перечень глав и параграфов работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются соответствующие главы и параграфы. Точка после наименования глав и параграфов не ставится. Порядок оформления оглавления контрольной работы приведён в приложении.

Нумерация страниц и глав

Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы на титульном листе не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят посредине верхнего поля страницы или в верхнем правом углу. Отступ от края листа не должен быть менее 0,5 см.

Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, также включаются в общую нумерацию.

Главы, параграфы и пункты (кроме введения, заключения, списка использованной литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами. Например: Глава 1, и т.д.

Главы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «глава» или «параграф» не пишется.

Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы и с нового абзаца. Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Оглавление», «Список использованной литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. Не допускается перенос части слова в заголовке.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трём интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа.

Абзацы начинают с новой, красной строки и печатают с отступом, равным пяти интервалам.

Оформление иллюстраций

Иллюстрировать работу необходимо исходя из определённого замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от случайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданный пропуск иллюстраций к важнейшим темам.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или, если они не помещаются, на следующей странице.

Все иллюстрации в тексте должны быть пронумерованы. Нумерация может быть как сквозной, так и по главам. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

В работе должны быть даны ссылки на все иллюстрации. Ссылки должны содержать порядковые номера иллюстраций. Там, где речь идёт о теме связанной с иллюстрацией или необходима ссылка на неё, помещают ссылку либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(рис. 2)», либо в виде оборота типа: «… как показано на рис. 2».

Иллюстрации следует снабжать подрисуночной надписью, соответствующей основному тексту и самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

· наименование графического сюжета, обозначаемого сокращённым словом «Рис.»;

· порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

· тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

· экспликацию (поясняющая надпись), она строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Экспликация не заменяет общего наименование рисунка, а лишь поясняет его.

Кроме того, все иллюстрации должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты или на основании которых они были составлены, с указанием автора, названия работы, места и года издания, номера страниц цитируемых источников.

Оформление таблиц

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определённых закономерностей, оформляют в научной работе в виде таблицы. При наличии в тексте небольшого по объёму цифрового материала нецелесообразно оформлять его таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка; боковика; заголовка вертикальных глав (головки); горизонтальных и вертикальных граф (основной части). Таблицы слева, справа и внизу ограничивают линиями.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица…», без значка № перед цифрой и точки после неё. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Нумерация может быть как сквозной, так и по главам.

Например: Таблица 5

или Таблица 1.3.2

В первом примере показана сквозная нумерация. Во втором примере приводится нумерация таблиц по главам: первая цифра означает номер главы, вторая – номер параграфа, а третья – номер таблицы в этом параграфе.

Тематический заголовок таблицы располагают посредине страницы между надписью «Таблица» и самой структурой таблицы. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, подзаголовки – со строчной, если последние подчиняются заголовку. Точка в конце заголовка не ставится.

Таблицу размещают так, чтобы читать её без поворота работы; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было прочесть, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы на другой лист головку таблицы следует повторить, а в правом верхнем углу разместить слова «Продолжение таблицы …» с указанием её номера. Если головка таблицы велика, можно не дублировать её. В этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, которые делают либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(таблица 2)», либо в виде оборота типа: «… по данным таблицы 2».

Приведённые в таблице данные должны быть достоверны, однородны, сопоставимы, сгруппированы по существенным признакам. При отсутствии данных в какой-либо строке таблицы ставится прочерк. Если данные, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей.

Оформление формул и уравнений

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободой строки. Если уравнение не помещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Формулы и уравнения в работе следует нумеровать по порядку арабскими цифрами в круглых скобках в крайне правом положении напротив формулы без точки от формулы к её номеру. Допускается нумерация формул в пределах главы.

Сквозная нумерация применяется, когда важных формул и уравнений немного и в одних главах содержится мало ссылок на формулы или уравнения из других глав. Нумерация по главам применяется в том случае, когда в тексте используется много важных формул и уравнений и содержится много перекрёстных ссылок на формулы и уравнения из других глав.

Нумеровать следует только наиболее важные формулы и уравнения. Не рекомендуется нумеровать формулы и уравнения, на которые нет ссылок в тексте. Если в работе только одна формула или уравнение, их не нумеруют.

Формулы, следующие из приведённой ранее основной формулы допускается нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой. Например: (10a), (10б).

Ссылка на формулу или уравнение может быть сделана либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(формула 1)», либо в виде оборота типа: «… как видно из формулы 1».

Порядок цитирования

Источником цитаты должно быть цитируемое издание (произведение), а не издание (произведение) другого автора, где цитируемый текст приведён в качестве выдержки. Цитирование по цитате допустимо только в том случае, если: первоисточник не доступен или его поиск затруднен; цитируемый текст стал известен по записям слов автора или воспоминаниям другого лица.

Разрешается цитирование только логически законченного фрагмента текста, то есть цитирование с полнотой, гарантирующей неизменность передачи смысла в источнике и цитате. Следует также обратить внимание на точное указание источников цитат. Цитата заключается в кавычки. Работы других авторов рекомендуется цитировать по последнему изданию.

На каждый цитируемый или упоминаемый в работе источник делается сноска, Сноске присваивается номер. Существуют различные способы указания источников цитат в зависимости от характера работы:

·постраничная нумерация сносок (в подстрочных примечаниях);

·сквозная нумерация сносок (отсылка к списку литературы, помещаемому в конце работы или главы).

Пример постраничной нумерации сносок: «Снизился уровень безработицы по определению Международной организации труда (МОТ) - соответственно с 7,3 до 5,3% экономически активного населения»[1].

Пример сквозной нумерации сносок: «Деньги для экономической науки – это то же, что квадратура круга в геометрии» [5, C.1]. После упоминания о произведении в тексте работы проставляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указывается и номер страницы, на которой помещается используемый источник.

3.9. Правила оформления списка использованной литературы

Список использованной литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Существуют различные способы группировки литературы в библиографическом списке (алфавитная, в порядке упоминания литературы в тексте, систематическая, хронологическая и другие). Выбор варианта группировки зависит от характера самой работы, её назначения и темы. Для большей части научных работ по экономике рекомендуется использовать алфавитный или хронологический способ группировки литературы.

При алфавитной группировке источники располагаются в списке по алфавиту фамилии авторов или заглавия книг и статей (если автор не указан). На первом месте указывают законы Российской Федерации, затем подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств и положения ЦБ). Затем следуют монографии, учебники и учебные пособия. Далее перечисляются журнальные и газетные статьи, затем перечисляются статистические сборники и отчёты. Последними в списке литературы указываются Интернет-источники. Если были использованы источники на иностранных языках, то их указывают в алфавитном порядке вслед за источниками на русском языке (прил. 3).

Когда объём использованных литературных источников довольно большой (сто и более), то рекомендуется производить группировку источников по разделам. Например: Монографические источники, Периодические источники и т.д. (прил. 4). При этом используется сквозная нумерация, разделы располагаются по принципу от Монографических источников к Интернет-источникам, а источники внутри раздела располагаются по алфавиту.

В то же время, допускается использовать хронологическую группировку. Хронологический способ группировки следует применять, когда в работе важно показать историю развития и изучения вопроса. В соответствии с ним, источники располагают в хронологическом порядке публикации.

 

Оформление титульного листа контрольной работы

 

 

Санкт-Петербургский университет управления и экономики

 

Факультет экономики и финансов

 

Кафедра «Экономической теории, институциональной и экспериментальной экономики»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

На тему: «Экономический рост: сущность, показатели и факторы»

 

Выполнил:

Студент 1 курса, заочного отделения,

группа № _______

 

Архипов Евгений Дмитриевич

 

Проверил:

Доктор экономических наук, профессор

_______________________ (Ф. И. О.)

 

Санкт – Петербург


4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИСТУДЕНТОВ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

по дисциплине «ЭКОНОМИКА»

 

4.1. Перечень вопросов к экзамену (зачёту) по дисциплине

«Основы экономической теории»

1. Предмет и метод экономической теории. Макроэкономика и микроэкономика.

2. Потребности и ресурсы общества, их особенности. Проблемы выбора. Ограниченность ресурсов.

3. Рынок: условия возникновения, функции, структура, инфраструктура.

4. Роль государства в рыночной экономике.

5. Рыночный спрос: объем спроса, функция и кривая спроса.

6. Рыночное предложение: объем, функция и кривая предложения.

7. Сущность рыночного равновесия.

8. Эластичность спроса и предложения. Показатели эластичности.

9. Совершенная конкуренция: понятие, признаки.

10. Формы несовершенной конкуренции.

11. Фирма: выручка и прибыль, экономические потери.

12. Факторы производства. Распределение ресурсов в рыночной экономике.

13. Рынок труда. Номинальная и реальная заработная плата.

14. Рынок земли. Экономическая рента.

15. Рынок капиталов. Ссудный процент. Взаимосвязь процентной ставки и инвестиций.

16. Издержки производства и обращения: понятия, виды.

17. Средние и предельные издержки.

18. Цели и инструменты макроэкономической политики.

19. Характеристика макроэкономических показателей.

20. ВНП и ВВП: способы измерения. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП (ВВП).

21. Совокупный спрос и совокупное предложение.

22. Потребление и сбережение. Предельная склонность к потреблению и сбережению.

23. Сущность и виды инвестиций. Источники инвестиций.

24. Циклическое развитие. Понятие и виды циклов.

25. Сущность, показатели и факторы экономического роста.

26. Финансовая система: сущность и структура.

27. Государственные расходы и налоги.

28. Бюджетный дефицит и государственный долг.

29. Фискальная политика: сущность, инструменты.

30. Деньги и их функции. Денежные агрегаты.

31. Денежно-кредитная система.

32. Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты.

33. Инфляция: сущность, причины возникновения. Инфляция спроса и издержек. Виды инфляции.

34. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства

35. Безработица: сущность, причины, формы.

36. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости.

37. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

38. Мировое хозяйство и международное разделение труда.

39. Интеграционные процессы в мировой экономике.

40. Платежный баланс.

41. Валютный курс и валютная политика.

Тестовые материалы

1. Экономическая модель зависимости результатов производства от взаимодействия двух или более факторов – это:

A. Кривая производственных возможностей

B. Производственная функция

C. Кривая общего объема выпуска продукта

D. Положительный эффект масштаба производства

E. Кривая общих затрат

2. В командной экономике отсутствует:

A. Назначаемые чиновниками цены

B. Планирование от достигнутого

C. Ориентация производителей в основном на платежеспособный спрос

D. Несправедливое распределение благ

E. Правильный вариант не указан

 

3. Стоимость реализуется в процессе:

A. Потребления

B. Купли

C. Продажи

D. Купли-продажи

E. Реализуется во всех выше перечисленных процессах

 

4. Бумажные деньги не выполняют функцию:

A. Меры стоимости

B. Средства обращения

C. Средства платежа

D. Средства накопления

E. Мировых денег

5. В законе спроса проявляется:

A. Зависимость между спросом и предложением

B. Прямая зависимость между спросом и ценой

C. Зависимость между спросом и количеством денег, находящимся в распоряжении

покупателя

D. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса

 

6. Если цена товара выше точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то:

A. Возникает конкуренция между производителями этого товара

B. Возникает дефицит на этот товар

C. Растет безработица на рынке реализации этого товара

D. Возникает избыток товара

E. Правильный ответ не указан

 

7. Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:

A. Малое число фирм

B. Большое число покупателей

C. Однородные и мало дифференцированные продукты

D. Труднодоступное вхождение на рынок

E. Все верно

8. Какие из факторов в долгосрочном периоде рассматриваются как переменные:

A. Труд

B. Капитал

C. Технологический фактор

D. Организационный фактор

E. Все варианты верные

 

9. Издержки производства покрывают оплату:

A. Материалов и амортизации

B. Заработной платы продавцам

C. Транспортировки и хранения

D. Расфасовки

E. Рекламы

 

10. Реальная ставка процента равна:

A. Номинальной ставке процента минус уровень инфляции

B. Номинальной ставке процента плюс уровень инфляции

C. Отношению номинальной ставки процента к уровню инфляции

D. Отношению уровня инфляции к номинальной ставке процента





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.063 с.)