Лекции и семинарские занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции и семинарские занятия



 

Наиболее важными формами обучения являются лекции и семинарские занятия. Рассмотрим, что они собой представляют и как наиболее эффективно использовать их в формировании будущего экономиста.

Лекция (от латинского lectio – чтение) – систематическое устное изложение учебного материала или какой-либо научной темы.

Лекции для студентов читают наиболее профессионально подготовленные преподаватели нашего института. Лекция является таким видом учебных занятий, на котором студент получает наибольший объем информации по изучаемому предмету. Но это - далеко не единственная и, может быть, не самая важная задача лекции. Кроме предоставления информации, преподаватели будут ставить перед Вами проблемные вопросы, анализировать экономические процессы, нацеливать на самостоятельный поиск и изучение научной литературы.

Лекции обычно носят проблемный характер, поэтому принципиально отличаются от той формы обучения, которая принята в школе или в среднем специальном учебном заведении. В рамках этого занятия преподаватель излагает основной или наиболее сложный для понимания материал. Все остальное студент должен почерпнуть в рекомендованной учебной и научной литературе. Причем использовать нужно как можно больше источников. Изучая учебники и учебные пособия, Вы наверняка обратите внимание на то, что на один и тот же вопрос, как правило, нет однозначного ответа, как нет и одинаковых взглядов на одну и ту же проблему. Далее Вы поймете, что это - не ошибка авторов. Дело в том, что изучение общественных наук, к которым относится и экономическая теория, предполагает поиск, дискуссию, даже если речь идет о, казалось бы, простых вопросах. Зачастую преподаватель на лекции сравнивает позиции различных экономических школ и излагает собственную, авторскую, точку зрения на рассматриваемую проблему.

Такой творческий подход к преподаванию учебного материала требует и адекватного творческого подхода студентов к его усвоению. Он может выражаться, в том числе, и в технике конспектирования лекционного материала. Во-первых, Вы можете самостоятельно выбирать, какую часть из всего материала, предоставляемого преподавателем, Вам записывать. К лекции нельзя относиться как к диктанту. Вам следует самостоятельно определить, что и в каком виде будет отражено в конспекте рассматриваемой темы.

Во-вторых, рекомендуется для сокращения времени записи выработать собственную систему символов, например:

ПС – производительные силы;

ПО – производственные отношения;

Н/Э – национальная экономика.

В-третьих, лист в тетради для конспектирования следует разделить на две части. На первой Вы конспектируете лекцию, а на второй остается место для ее доработки. Дорабатывать конспект Вы будете в процессе изучения различной литературы. Важное определение, интересные данные или информацию, которую Вы нашли в учебной и научной литературе, следует внести в конспект. Кроме того, интересный материал, который Вы с Вашими товарищами будете обсуждать на семинарском занятии, также следует записывать в этом разделе конспекта.

Если Вы будете вести свой конспект, придерживаясь этих рекомендаций, то к завершению изучения данной дисциплины получите тетрадь, которая будет содержать максимальный объем информации по всем разделам и темам данной дисциплины, что значительно облегчит Вам подготовку к сдаче зачета, экзамена и пригодится для изучения иных экономических дисциплин.

Кроме конспекта, желательно завести еще рабочую тетрадь. Ее назначение можно определить как вспомогательное. В ней Вы будете решать задачи и конспектировать рекомендуемую преподавателем научную литературу.

Семинар (от латинского seminarium – рассадник) - вид учебных занятий, на которых студенты обсуждают под руководством преподавателя подготовленные ими сообщения или доклады.

В академии семинарские занятия по экономике проводятся практически по каждой теме.

Цель семинара – дать возможность студентам более глубоко проработать проблемы, содержащиеся в программе курса. Для выполнения поставленной цели на занятии проводится:

1. Заслушивание и обсуждение докладов, заранее подготовленных студентами.

2. Обсуждение вопросов семинарских занятий (предусмотрены два вида вопросов – основные и дискуссионные).

3. Обмен информацией, полученной студентами при подготовке к семинару из различных учебных и научных публикаций.

Семинар – это не «проверка степени усвоения пройденного материала». Преподаватели стремятся к тому, чтобы превратить семинар в научную дискуссию, т.е. в публичное обсуждение, на котором каждый студент может представить и обосновать собственное понимание рассматриваемой проблемы. Семинар – это самый важный вид занятий, на котором идет формирование и развитие экономического мышления, умения доказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать товарищей. Семинар - это хорошая практика для публичных выступлений.

Методика проведения семинара может быть различной (ее выбирает преподаватель). Однако независимо от того, по какому сценарию в Вашей учебной группе будет проводиться семинарское занятие, обязательно хотя бы один из студентов должен выступить с докладом.

Дадим некоторые рекомендации докладчику.

На доклад отводится 10-15 минут учебного времени. Из тем, перечисленных в плане семинарских занятий, докладчик выбирает ту, которая, по его мнению, является наиболее интересной и важной для данного занятия.

Работа докладчика начинается с подбора экономической литературы и составления плана доклада. При подборе литературы следует, прежде всего, исходить из перечня рекомендованных к данной теме семинара источников, однако докладчик не должен ограничиваться только этим перечнем. Необходимо воспользоваться услугами библиотеки института и научных библиотек города. Подбор литературы не должен ограничиваться только учебниками и учебными пособиями. К работе над докладом необходимо активно привлекать научные издания и периодическую печать.

После ознакомления с научной и учебной литературой, а также с периодической печатью, составляется резюме (устно) и план доклада (письменно), которые желательно, особенно пока Вы учитесь на первом курсе, согласовывать с преподавателем, ведущим семинарские занятия. В резюме излагается основная идея доклада и последовательность ее изложения. Идею желательно выбирать такую, чтобы доклад представлял собой материал, на базе которого будут рассматриваться выносимые на семинарское обсуждение вопросы. План представляет собой структуру доклада и должен включать: введение, основную часть (рекомендуется два вопроса) и заключение. После одобрения преподавателем идеи и структуры доклада начинается его разработка.

Доклад разрабатывается в соответствии с составленным планом. Во введении формулируется актуальность темы, цель и задачи доклада, его связь с темой семинара и дисциплиной в целом, а также указывается последовательность изложения материала.

Основная часть содержит обычно два вопроса. В первом вопросе рекомендуется изложить теоретические концепции и положения, которые будут являться основой для рассмотрения второго вопроса. Сделанный по первому вопросу вывод должен дать возможность перейти к изложению второго вопроса. Излагая материал второго вопроса, необходимо рассмотреть, как используются те или иные теоретические положения в хозяйственной практике государства, отдельного региона, фирмы или домашнего хозяйства.

Заключение должно содержать основные выводы и рекомендации и демонстрировать, какие задачи были решены докладчиком в процессе его работы.

В ходе доклада рекомендуется использовать схемы, на которые выносятся рисунки, таблицы, графики. Можно использовать аудиторную доску. Приветствуется, если докладчик устраивает выставку использованной литературы.

После завершения доклада предполагается выделение времени на вопросы. Вопросы задают студенты и преподаватель, докладчик дает ответы.

Доклад оценивается преподавателем по совокупности следующих показателей (в оценке принимают участие студенты):

· степень обоснованности актуальности темы;

· степень теоретической и прикладной разработки проблемы доклада;

· умение делать выводы;

· степень использования современной научной, учебной и периодической литературы;

· умение отвечать на вопросы аудитории;

· манера держаться, дикция, свобода владения материалом.

 

 

2. 2. Самостоятельная работа студентов

 

Для того чтобы качественно усваивать учебный материал по дисциплине «экономика», недостаточно только «физического присутствия на занятиях»; необходимо заниматься самостоятельно. Основы самостоятельной работы закладывались еще в школе, когда Вы готовили домашние задание по изучаемым предметам. Безусловно, те навыки, которыми Вы уже обладаете, необходимы и в вузе, но их следует дополнительно развивать. О том, как это делать, и пойдет сейчас речь.

Выработать у себя навыки самостоятельной работы и поддерживать их на должном уровне можно лишь, овладев основами методики и техники самостоятельной учебы, самостоятельного приобретения и пополнения своих знаний. Результатом этой работы должна быть совокупность приемов восприятия, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации, представления, воображения, запоминания, а также навыки быстрого чтения и письма. Эта работа должна проводиться систематически, в течение всего периода обучения в институте, и стать основной формой совершенствования и повышения квалификации в тот период, когда Вы уже закончите наш вуз и будете работать самостоятельно.

Успех самостоятельной работы каждого студента в значительной степени определяется его личными качествами, уровнем подготовки, его настойчивостью и целеустремленностью. Плодотворность ее во многом зависит от органического единства форм, методов и содержания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента, от того, насколько эффективно он владеет методикой и техникой самостоятельного поиска и добывания знаний, навыками творческого решения вопросов.

Хотелось бы дать следующие рекомендации, использование которых позволит Вам эффективно организовать самостоятельную работу.

1. В процессе изучения дисциплины «основы экономической теории» Вы будете постоянно пополнять свои знания новыми экономическими понятиями. Для того чтобы быстро усвоить их экономическую сущность, необходимо постоянно пользоваться экономическим словарем. В фонде нашей библиотеки много хороших словарей. Однако я бы посоветовал Вам приобрести себе, в свою домашнюю библиотеку, словарь, который будет служить Вам долго, значительно дольше тех лет, которые Вы проведете в стенах нашего вуза. Он будет Вашим первым другом и советчиком. А как можно «сдать» друга в библиотеку?

Тот, кто пренебрежет этим советом, может столкнуться со следующими трудностями:

· Неточное понимание близких по звучанию, но разных по содержанию, понятий, например: дефицит и профицит или дефлятор и дефляция и др.

· Незнание научного содержания понятия или неправильное, неточное его понимание.

2. Изучение рекомендованной литературы является важной составной частью восприятия и усвоения новых знаний. Каждый студент должен не просто читать экономическую литературу, но и овладеть культурой ее чтения. Решить эту задачу не так просто, как может показаться человеку непосвященному. Это связано с преодолением ряда трудностей, о которых студент-первокурсник порой и не подозревает.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на следующее. Для экономической теории, как общественной науки, характерно наличие различных теоретических школ, которые зачастую по-разному объясняют сущность одних и тех же экономических явлений и процессов. Поэтому в процессе изучения, конспектирования, осмысления изучаемого материала важно четко представлять его логику, учиться соотносить частные выводы с наиболее общими теоретическими положениями.

Здесь может возникнуть такой вопрос. Как находить нужную литературу? На этот вопрос есть два ответа.

Ответ первый. Литературу рекомендует преподаватель.

Ответ второй. Поиск следует осуществлять самостоятельно, используя библиотечный фонд. Рассмотрим, как это делать. Прежде всего, укажем, что необходимо знать и учитывать при поиске и отборе литературы.

А) литературу следует искать в библиотеках, как в библиотеке академии, так и в городских научных. Санкт-Петербург славится своими научными библиотеками. Самими крупными, пользующимися мировой известностью, являются Российская национальная библиотека и Библиотека Академии Наук.

Б) надо точно знать, что вы ищете. Для этого необходимо:

· знать точную формулировку интересующего вопроса;

· учитывать собственный уровень подготовленности и осведомленности в данном вопросе (какой вид литературы требуется: научная, учебная, справочная, методическая);

· знать свою скорость чтения, что позволит определить необходимое количество времени на изучение найденной литературы;

· выработать навыки поиска необходимой учебной и научной литературы.

3. Порядок поиска литературы. Каждая библиотека имеет алфавитный и предметный каталог, которые содержат перечень имеющихся книг, журнальных статей и иной литературы. Ознакомление с этим перечнем позволяет выбрать нужные книги. Особенно ценны каталоги с аннотациями, т.е. с кратким описанием содержания имеющейся литературы. Если же книг по интересующей Вас проблеме несколько, а выбрать Вы планировали одну - две из них, то при свободном доступе это можно сделать после личного просмотра, ознакомившись с оглавлением, введением, предисловием или аннотацией.

Своеобразный компас в мире книг - библиография, задачей которой является выявление, описание и оценка печатной продукции. Библиография по отраслям знаний, включающая списки, указатели и обзоры книг, существенно облегчает поиск нужной литературы.

Кроме этого, в библиотеках выпускается бюллетень новых поступлений. Это издание также дает возможность получать информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку.

О новых книгах Вы можете узнать и из экономических журналов и специальных изданий.

Студенту экономического вуза рекомендуется быть постоянным читателем таких экономических журналов, как:

· Вопросы экономики.

· Российский экономический журнал.

· Общество и экономика.

· Экономист.

· Мировая экономика и международные отношения.

· Ученые записки института управления и экономики.

· Экономика и управление.

Кроме этого, современный студент должен быть активным пользователем глобальной сети Интернет, которая предлагает неограниченный объем информации по всем разделам экономической науки.

4. Работать с книгой необходимо с карандашом в руках (если это книга – не библиотечная). Здесь же маленький совет: за годы обучения в институте создать собственную библиотеку по различным отраслям экономических знаний. Это станет для Вас не только «памятью» об институтских годах. Современный специалист не может считаться таковым, если он не отслеживает новинки и не приобретает современную экономическую литературу. Причем домашняя библиотека должна содержать литературу, не только напрямую отражающую профессиональные интересы специалиста, но и касающуюся родственных специальностей, а также фундаментальную экономическую литературу. Только так Вы сможете стать гармонично развитой личностью и компетентным экономистом.

Работа с «карандашом в руках» не должна носить случайного характера. Здесь необходима определенная система. Подчеркивать (выделять) нужный Вам материал следует по-разному. Линии могут быть сплошными, прерывистыми, волнистыми, двойными и т.д. Каждая линия должна нести какой-то смысл. Например, одна прямая черта – важная мысль; волнистая – справочный материал и т.п. Выделение текста цветным маркером, в свою очередь, облегчит поиск нужной информации. Система нужна и здесь. Например, желтым цветом выделять определения, синим – классификацию, зеленым – интересные примеры и т.д. Можно выработать и собственную систему знаков. Например, восклицательный знак – очень важная информация, вопросительный – спорно, сомнительно, надо проверить. Кроме того, на полях книги можно делать записи своих мыслей, в том числе и возражений.

Важное место в технике самостоятельной работы с литературой занимают записи в форме: плана работы, выписок, аннотации, резюме, конспекта (текстуального и тематического).

План – это краткая форма записи изученного материала. Это перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании изученных первоисточников. В случае если план составлен после прочтения всего произведения, он получается последовательным, стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения материалов, изученных позднее.

Выписки – это могут быть цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, данное в собственном понимании. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве его использования при написании научной работы в виде научного доклада или курсовой работы. Каждую выписку необходимо сопровождать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.

Тезисы – это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенностью является утвердительный, недискуссионный, позитивный характер.

Аннотация – это очень сжатое изложение существа прочитанной работы. Аннотация составляется после полного прочтения и глубокого осмысления материала.

Резюме – это краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.

Конспект – это сжатое изложение первоисточника, в котором выделяется самое основное, существенное. Основные требования: краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, больших затрат времени и усилий. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает выработать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, ясно излагать свои мысли.

Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенному произведению. Тематический конспект посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы.

Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы их источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезны ссылки на страницы.

В конспекте необходимо выделить отдельные места текста в зависимости от их значимости. При составлении конспекта важно привлечь более широкий круг литературы. Суметь разобраться в степени изученности темы. Необходимо выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое мнение или отметить, какой точке зрения по данной проблематике автор отдает предпочтение и почему.

Отдельные факты, мысли, положения лучше всего зафиксировать в специально заведенной для этого тетради или на карточках. Из отдельных карточек в дальнейшем можно будет создать картотеку. Достоинство картотек состоит в том, что они, во-первых, представляют собой отобранную и приведенную в определенную систему информацию; во-вторых, эта информация - многократного и разнообразного применения. Аналогичную работу можно проводить с использованием компьютера.

Весьма существенную и готовую информацию предлагают газеты и журналы, из которых можно ксерокопировать целые статьи или их фрагменты, которые Вам наиболее интересны. Для ксерокопий можно завести отдельные папки, в которых хранить материалы по темам или отдельным проблемам.

5. Важное место в учебе занимает планирование самостоятельной работы, так как Вы постоянно испытываете дефицит времени. Время, как любой экономический ресурс, ограниченно. Поэтому вам, как любому человеку, живущему в мире ограничений, постоянно приходится принимать решение о том, как наиболее эффективно распределять этот экономический ресурс. Какие решения здесь принимаются?

· сколько времени выделить на учебу и сколько - на отдых;

· в каком соотношении распределить время на аудиторную и внеаудиторную работу;

· в каком соотношении распределить время на различные элементы самостоятельной работы и др.

Поэтому планирование, основной целью которого выступает обеспечение строгой логичной последовательности в наращивании знаний и навыков, в оптимальном сочетании различных видов самостоятельной работы, является главной предпосылкой организации умственного труда студента.

Между временем и эффективностью его использования также существует определенная взаимосвязь. Чем содержательнее и лучше организована Ваша работа, тем выше эффективность использования времени. Необходимость планирования личной работы, казалось бы, признает большинство студентов. На практике, однако, мало кто из них решается на составление полноценного плана работы. Это приводит к тому, что «текучка» отодвигает на задний план более важные, и, как правило, объемные дела.

Эффективно выполнять какой-то конкретный вид работы можно только тогда, когда точно и ясно определена и осознана его цель, место во всей системе учебно-познавательной деятельности, способы и приемы достижения этой цели, конечный результат и его практическое предназначение.

Основными этапами процесса планирования являются:

· анализ планируемой деятельности, всех видов аудиторной и самостоятельной работы,

· определение временных затрат на каждый вид работ, сопоставление затрат времени с имеющимся временным бюджетом,

· составление текущего и перспективного плана,

· разработка модели рабочего времени,

· определение системы учета и контроля процесса обучения и его результатов.

В конце каждого рабочего периода, например, дня, недели, месяца, семестра, года, важно проверять выполнение намеченного плана, вносить необходимые изменения и дополнения на следующий период.

Для эффективного самоконтроля важно знать, какие Вами приобретены знания, навыки, чему Вы научились за тот или иной отрезок времени. Не менее важно учесть, что собственно в этих целях сделано, что способствовало успеху и что сдерживало развитие.

Структурными элементами самоконтроля являются:

· уяснение целей учебной деятельности и способов достижения поставленной цели;

· оценка своей работы и анализ допущенных ошибок, срывов;

· корректирование выполняемой работы на основе данных самооценки и приобретенного опыта.

В определенном смысле можно сказать, что уровень всей самостоятельной работы студента определяется уровнем самоконтроля.

 

Подготовка научного доклада

 

Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студента.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Научный доклад может быть подготовлен для выступления на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества.

Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых экономических процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, заинтересовать аудиторию результатами своего исследования.

Студенческий доклад должен быть рассчитан на 10 – 15 минут. Это до 10 страниц машинописного текста. За это время докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного - двух вопросов.

Доклад может содержать какую-либо новую для слушателей информацию, или изложение спорных точек зрения разных авторов по данной проблеме. В начале выступления необходимо сформулировать цель своего доклада. Это заинтересует и настроит аудиторию на восприятие.

Работа по подбору материала для доклада связана с изучением экономической литературы.

Изучение литературы по выбранной теме необходимо начать с просмотра нескольких учебников по экономической теории. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа – это официальные документы российского Правительства. Вторая группа – это монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати – журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержаться новые сведения и факты, приводится современная статистическая информация.

 


3. Методические указания по написанию И оформлению контрольных работ

 

Порядок выполнения работы

Как показывает практика, умение правильно распределить своё время является одним из необходимых условий успешного написания любой научной работы.

Опыт написания и руководства научными работами позволяет нам рекомендовать следующую последовательность выполнения контрольной работы:

· первоначальная формулировка темы работы;

· составление примерного оглавления (плана) работы;

· составление примерного перечня использованной литературы (библиографии);

· работа с материалами (сбор и анализ информации, осуществление выписок);

· уточнение оглавления работы;

· написание основной части;

· написание заключения;

· написание введения;

· уточнение перечня использованной литературы и составление приложений;

· уточнение темы работы и оформление листа оглавления и титульного листа работы.

Данный порядок выполнения работы является рекомендуемым, но не обязательным. Каждый студент может самостоятельно найти подходящий для него алгоритм выполнения работы. Однако, с нашей точки зрения, именно такая последовательность позволяет наиболее рационально использовать своё рабочее время.


3.2. Общие правила оформления

Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена.

Работа должна быть представлена в машинописной форме без грамматических и стилистических ошибок на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210 * 297 мм.) через два интервала. Если работа печатается на пишущей машинке, то формулы должны быть вписаны в текст от руки, чёрными чернилами или тушью. Напечатанный текст необходимо тщательно проверить.

Вокруг текста следует оставлять поля. ГОСТ 7.32-91 предусматривает размер левого поля не менее 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 15, нижнего – 20 мм. Поля слева оставляют для переплёта. Поля справа – во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за не уместившихся строк. При таких полях каждая страница содержит 28-30 строк по 60 знаков в строке (с учётом знаков препинания и пробелов между словами).

Все позаимствованные цитаты, формулы, справочные материалы должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок не принимается к рассмотрению.

Опечатки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета или тушью после закрашивания штрихом.

Работа должна быть аккуратно сброшюрована и подшита в твёрдую папку.

3.3. Титульный лист и оглавление

Первой страницей любой научной работы является титульный лист. На титульном листе указывают наименование ВУЗа, кафедры (дисциплина "Экономика" обеспечивается кафедрой "Общей экономической теории и мировой экономики"), специальности, Ф.И.О. студента, тема контрольной работы, Ф.И.О., учёная степень и звание научного руководителя. Порядок оформления титульного листа контрольной работы приведён в приложении.

На следующей странице размещается оглавление. В оглавлении приводится перечень глав и параграфов работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются соответствующие главы и параграфы. Точка после наименования глав и параграфов не ставится. Порядок оформления оглавления контрольной работы приведён в приложении.

Нумерация страниц и глав

Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы на титульном листе не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят посредине верхнего поля страницы или в верхнем правом углу. Отступ от края листа не должен быть менее 0,5 см.

Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, также включаются в общую нумерацию.

Главы, параграфы и пункты (кроме введения, заключения, списка использованной литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами. Например: Глава 1, и т.д.

Главы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «глава» или «параграф» не пишется.

Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы и с нового абзаца. Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Оглавление», «Список использованной литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. Не допускается перенос части слова в заголовке.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трём интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа.

Абзацы начинают с новой, красной строки и печатают с отступом, равным пяти интервалам.

Оформление иллюстраций

Иллюстрировать работу необходимо исходя из определённого замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от случайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданный пропуск иллюстраций к важнейшим темам.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или, если они не помещаются, на следующей странице.

Все иллюстрации в тексте должны быть пронумерованы. Нумерация может быть как сквозной, так и по главам. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

В работе должны быть даны ссылки на все иллюстрации. Ссылки должны содержать порядковые номера иллюстраций. Там, где речь идёт о теме связанной с иллюстрацией или необходима ссылка на неё, помещают ссылку либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(рис. 2)», либо в виде оборота типа: «… как показано на рис. 2».

Иллюстрации следует снабжать подрисуночной надписью, соответствующей основному тексту и самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

· наименование графического сюжета, обозначаемого сокращённым словом «Рис.»;

· порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

· тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

· экспликацию (поясняющая надпись), она строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Экспликация не заменяет общего наименование рисунка, а лишь поясняет его.

Кроме того, все иллюстрации должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты или на основании которых они были составлены, с указанием автора, названия работы, места и года издания, номера страниц цитируемых источников.

Оформление таблиц

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определённых закономерностей, оформляют в научной работе в виде таблицы. При наличии в тексте небольшого по объёму цифрового материала нецелесообразно оформлять его таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка; боковика; заголовка вертикальных глав (головки); горизонтальных и вертикальных граф (основной части). Таблицы слева, справа и внизу ограничивают линиями.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица…», без значка № перед цифрой и точки после неё. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Нумерация может быть как сквозной, так и по главам.

Например: Таблица 5

или Таблица 1.3.2

В первом примере показана сквозная нумерация. Во втором примере приводится нумерация таблиц по главам: первая цифра означает номер главы, вторая – номер параграфа, а третья – номер таблицы в этом параграфе.

Тематический заголовок таблицы располагают посредине страницы между надписью «Таблица» и самой структурой таблицы. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, подзаголовки – со строчной, если последние подчиняются заголовку. Точка в конце заголовка не ставится.

Таблицу размещают так, чтобы читать её без поворота работы; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было прочесть, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы на другой лист головку таблицы следует повторить, а в правом верхнем углу разместить слова «Продолжение таблицы …» с указанием её номера. Если головка таблицы велика, можно не дублировать её. В этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, которые делают либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(таблица 2)», либо в виде оборота типа: «… по данным таблицы 2».

Приведённые в таблице данные должны быть достоверны, однородны, сопоставимы, сгруппированы по существенным признакам. При отсутствии данных в какой-либо строке таблицы ставится прочерк. Если данные, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей.

Оформление формул и уравнений

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободой строки. Если уравнение не помещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Формулы и уравнения в работе следует нумеровать по порядку арабскими цифрами в круглых скобках в крайне правом положении напротив формулы без точки от формулы к её номеру. Допускается нумерация формул в пределах главы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.104 с.)