Кафедрой экономической теории и институциональной и экспериментальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедрой экономической теории и институциональной и экспериментальной экономики



Протокол от

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

факультета экономики и финансов.

Протокол от

 

Основы экономической теории. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбУУиЭ, 2011. – 54с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экономической теории» составлен на основании требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников колледжа.

УМК содержит основные требования и организационно-методические указания по изучению курса дисциплины, программу курса, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по семинарским занятиям, методические рекомендации по подготовке докладов и написанию рефератов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также порядок проведения контроля качества подготовки учащихся по дисциплине.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 4

2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ». 23

3. Методические указания по написанию И оформлению контрольных работ. 38

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, содержание контролирующих материалов по дисциплине «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ». 49

 


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Цели и задачи обучения дисциплине

Цель изучения дисциплины «Основы экономической теории»:

– дать студентам знания в области основ экономической теории, особенностей анализа и обобщения экономических и социальных показателей; основных школ и направлений экономической теории, показать их использование при выработке экономической политики.

Задачи учебного курса:

- изучение современной теории и практики рыночной экономики;

- получение и применение на практике современных методов обобщения характеристик развития экономики, агрегирование и обработка информации и статистических данных;

- анализ моделей конъюнктуры и экономического роста страны;

- определение основ внешнеэкономической деятельности, в том числе роль и место России в международных экономических отношениях;

- исследование проблем экономической политики государства.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

- о том, что изучает экономика и посредством каких методов;

- об основных условиях и признаках существования рыночной экономики;

- об инструментах макроэкономической политики государства;

- о методах обеспечения экономической стабильности государства.

знать:

- ключевые понятия и термины, основные теории, относящиеся к разделам микроэкономики и макроэкономики;

- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

- принципиальные отличия рыночной экономики от плановой;

- систему показателей, характеризующих экономическое положение государства и потенциал экономического развития страны;

уметь:

- применять навыки самостоятельной работы при изучении учебной литературы по экономике и материалов информационно-аналитического характера;

- использовать теоретические данные, связанные с деятельностью фирмы на микроуровне и экономической политикой государства на макроуровне.

владеть навыками:

- самостоятельной работы при изучении экономической литературы и материалов информационно-аналитического характера.

- получения новых знаний о текущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики и экономик зарубежных стран.

Организационно-методические указания

Учебная дисциплина «Основы экономической теории» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономические дисциплин, преподаваемых студентам экономических специальностей. Основная цель обучения в процессе преподавания учебной дисциплины достигается её содержанием и применением методически обоснованных видов и форм учебных занятий, а также использованием дидактических приёмов и средств.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, связанная с индивидуальным изучением студентами основной и дополнительной литературы.

На лекциях даются базовые знания о рыночной экономике, ее структуре и субъектах; рассматриваются основные методы исследования в экономике; изучаются основные теории по темам курса; освещаются подходы различных экономических школ к определению роли государства в экономике.

Семинарские занятия по дисциплине предназначены для углубления, систематизации и закрепления знаний, полученных студентами в ходе лекций и самостоятельной работы, а также для развития у них творческого мышления и осуществления контроля над качеством освоения студентами учебного материала. На семинарах используются активные формы обучения: защита рефератов, дискуссии, круглые столы, обсуждения докладов, тестовые задания. Во время самостоятельной работы студенты отрабатывают текущий материал по конспектам лекций и рекомендуемой литературе; готовятся к семинарским занятиям; проводят научно-исследовательскую работу.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль по дисциплине проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, предусматривает подготовку докладов, выступления студентов на семинарах, написание контрольных работ, решение контрольных задач, тестовые проверки. Рубежный контроль имеет целью определить степень усвоения учебного материала по пройденным темам дисциплины. Промежуточная аттестация для студентов указанных специальностей и направлений подготовки связана со сдачей экзамена во втором семестре.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Основы экономической теории: предмет и метод

 

Введение в экономическую теорию.

Генезис, основные этапы и направления развития экономики.

Предмет и функции экономической теории.

Методы исследования в экономической теории.

 

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Потребности общества, экономические блага

Проблема редкости и выбора в экономике

Кривая производственных возможностей.

Закон возрастающих временных издержек

Основные экономические проблемы

Типы экономических систем

Факторы производства

 

Тема 3. Рынок и рыночный механизм

Разделение труда, специализация, кооперация и обмен

Функции рынка

Структура рынка

Спрос. Закон спроса

Предложение. Закон предложения

Рыночное равновесие

Факторы, влияющие на спрос и предложение.

Индивидуальный и рыночный спрос

Эластичность спроса и предложения.

Рыночная цена. Теория рыночного равновесия.

Административный контроль над ценами и рыночный механизм.

 

Тема 4. Спрос и конкурентное поведение потребителя

Экономический интерес и потребительские предпочтения.

Полезность - основа выбора потребителя.

Общая и предельная полезность.

Максимизация полезности при потреблении нескольких товаров. Закон уменьшающейся предельной полезности и наклон кривой спроса. Эффект дохода, эффект замещения, потребительский излишек.

Кривые безразличия и их свойства.

Бюджетное ограничение. Выбор потребителя.

Поведение потребителя в условиях неопределенности.

Теоретическая и практическая значимость теории потребительского поведения.

 

Тема 5. Предложение и конкурентное поведение производителя: анализ издержек производства

 

Виды издержек производства.

Производство и издержки в краткосрочном периоде.

Производство и издержки в долгосрочном периоде.

Закон убывающей предельной производительности.

Экономия на масштабе производства; положительный и отрицательный эффекты роста масштаба производства.

Условия сокращения всех издержек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.014 с.)