Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика заполнение сводных таблиц
Заполнение сводных таблиц позволяет вычислить коэффициент эффективности организованного учебного процесса. Покажем пошагово работу с этим таблицами. Первый шаг – это заполнение двух таблиц для экспериментальной и контрольной группы после их определения для занесения данных констатирующего эксперимента. В графу 2 вписываются имена испытуемых или их кодовое (символическое) наименование. Если исследователь пользуется кодовым наименованием, то необходимо составить список, в котором фамилии и имена испытуемых соотнесены с кодовыми наименованиями. Этот список должен быть доступен только исследователю. По технике психологической безопасности категорически запрещается писать фамилии испытуемых. В графы 3-11 заносятся номера показателей, согласно разработанному в данном исследовании критериально-оценочному аппарату. Второй шаг – занесение в графы 3-11 баллов, набранных каждым испытуемым по каждому показателю, по результатам констатирующего эксперимента. Третий шаг – подсчет общей суммы набранных каждым испытуемым по каждому показателю баллов и занесение итога в графу 12. Четвертый шаг – определение уровня сформированности у каждого испытуемого искомого качества и занесение названия этого уровня в графу 13. Пятый шаг – подсчет общего количества баллов, набранных данной группой (графа 12 строка «Итого»). Шестой шаг – подсчет количества испытуемых по каждому уровню и фиксация в соответствующих строках таблицы. Методика выявления уровней сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества Как показывает научно-исследовательский опыт, в педагогических исследованиях наиболее целесообразно выделять три уровня диагностируемого явления и оценивать каждый показатель на высоком уровне 2 баллами; на среднем – 1 баллом; на низком – 0 баллов. Техника оценки каждого критерия по показателям, как отмечалось ранее, представлена в табл. 1. Введение балльных оценок позволяет определить уровень сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества по каждому критерию. Для его выявления целесообразно пользоваться методикой, предложенной А. А. Кыверялгом [3]. Соланою его концепции, опыт деятельности преимущественно формируется на среднем, реже на низком и высоком уровнях, поэтому следует устанавливать неравномерные интервалы группировки значений. В соответствии с данной методикой средний уровень определяется 25 % отклонением от среднего по диапазону балльных оценок. В результате оценка из интервала от R (min) до R (max) в пределах 25 % позволяет констатировать низкий уровень сформированности у учащихся искомого качества, а оценки, превышающие 75 % до максимально возможных, свидетельствуют о высоком уровне его сформированности, то есть из всего числа испытуемых 25 % имеют низкий уровень сформированности искомого качества, 25 % – высокий уровень и 50 % – средний уровень.
Для определения интервала баллов по каждому уровню следует провести следующие подсчеты. Первое (1) действие – определить максимально возможное количество баллов, которое может набрать один испытуемый, если по всем показателям обнаружит высокий уровень сформированности искомого качеств. Для этого нужно 2 балла умножить на количество показателей (в нашем примере – это девять), получаем 18 баллов: 2 (максимальное количество балов по одному показателю) х 9 (общее количество показателей) = 18 баллов. Второе (2) действие – делим полученное число (18 баллов) на четыре, чтобы определить интервал, равный 25 %. В нашем пример получается 4,5 балла. Однако в данной методике предусмотрены только целые числа, поэтому определяем 25 % интервал, равный 4 или 5 баллам. Третье (3) действие – строим схему распределения испытуемых по уровню (см. рис. 4). Поскольку суммарный балл, отражающий обобщенный результат, меняется в приведенном примере от 0 до 18, так как наивысший балл равен 2, а показателей 9 (умножаем два на девять), то максимальное число баллов равно 18. В соответствии с изложенной выше методикой уровни определились интервалами, представленными в таблице 4 (низкий от 0 баллов до 4, средний – от 5 до 13 баллов и высокий – от 14 до 18 баллов). Четвертое (4) действие – полученные интервалы, отражающие количество баллов, которые может набрать каждый испытуемый по каждому уровню, заносим в табл. 4 «Шкала оценки уровней сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества».
Рис. 4. Схема шкалы определения уровней Таблица 5 – Шкала оценки уровней сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества
В ходе экспериментальной работы уровень сформированности искомого качества у каждого учащегося как экспериментального, так и контрольного класса по каждому критерию и показателю выявляется, по меньшей мере, дважды; на констатирующем этапе эксперимента до начала экспериментальной работы и по завершении формирующего эксперимента посредством проведения констатирующего эксперимента с использованием тех же самых методики диагностики сформированности искомого качества по показателям. Этот этапа экспериментальной работы часто называют контрольным. На основе сравнения результатов констатирующего эксперимента, проведенного в начале экспериментальной работы, с результатами констатирующего эксперимента, проведенного по завершении экспериментальной работы, позволяет сделать вывод об эффективности предлагаемых в исследовании педагогических условий. Наиболее простым, доступным и достоверным способом такого доказательства представляется подсчет коэффициента эффективности педагогического процесса по методике В. П. Беспалько [1], представленной в табл. 6. Этот относительный показатель в научно-педагогической литературе называют коэффициентом эффективности педагогического процесса (Кэ). Таблица 6 – Правило определения уровня эффективности педагогического процесса
Итак, как сказано выше, уровень сформированности у каждого учащегося искомого качества определяется путем сравнения полученного им суммарного балла по всем показателям в соответствии с установленной шкалой оценки его уровня по результатам первой и второй диагностики, занесенным в соответствующие таблицы. Сравнение данных двух таблиц отражает динамику развития искомого качества, достигнутого в ходе экспериментальной работы. Коэффициент эффективности исследуемого процесса вычисляется по формуле: Кэ = N1: N2, где N1 – фактическое количество баллов, набранное всей группой участников эксперимента, N2 – максимально возможное количество баллов, которое может набрать вся группа. К примеру, мы определили коэффициент эффективности (Кэ) по уровень сформированности у испытуемых искомого качества до реализации педагогических условий, то есть в начале экспериментальной работы. При количестве испытуемых, равному 20 чел., коэффициент эффективности оказался равным Кэ = 190: 360 = 0,53 в экспериментальном классе и Кэ = 194: 360 = 0,54 в контрольном классе. После проведения формирующего эксперимента и диагностики достигнутого уровня сформированности у сипытуемых искомого качества Кэ = 313: 360 = 0,87 в экспериментальном классе и Кэ = 234: 360 = 0,65 в контрольном классе. Все полученные данные заносятся в таблицу (см. в качестве примера табл. 2 «Динамика эффективности формирования у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества») и на их основании делаются соответствующие выводы.
О других статистических критериях обсчета результатов исследования см. в первом пособии и в работе Грабарь и Краснянского [1]. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ Одним из важных условий эффективного проведения экспериментальной работы является грамотное формулирование гипотезы. Первоначально в ходе разработки введения формулируется так называемая рабочая гипотеза, которая в ходе исследования и экспериментальной работы может корректироваться и в окончательном варианте вносится в соответствующий подраздел введения. Гипотеза – от греческого hypothesis – основание, предположение. В словаре иностранных слов в одном из значений гипотеза – это «научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией» [5, с. 131]. В науке сложилось два вида гипотез – объяснительная и описательная. В объяснительной гипотезе высказывается предположение о наличии зависимости между двумя какими-либо явлениями, процессами, или о влиянии одного какого-либо процесса или явления на другой процесс или явление. Объяснительная гипотеза направлена на подтверждение или опровержение наличия такой зависимости. В объяснительной гипотезе может также высказываться предположение о влиянии одного какого-либо процесса или явления (процессов или явлений) на другой какой-либо процесс или явление (процессы или явления). Результатом доказательства объяснительной гипотезы является обнаруженная исследователем закономерность. Объяснительная гипотеза формулируется, как правило, в научных работах, посвященных исследованию психологических проблем. Объяснительная гипотеза может формулироваться двумя способами: 1) в форме закономерности – чем лучше что-то одно, тем лучше (или хуже) зависящее от него что-то другое; 2) через раскрытие детерминации, то есть влияния чего-то одного на что-то другое или зависимости чего-то одного от чего-то другого (с использованием слов «влияет», «зависит», «обусловливает» и т. л.). Объяснительные гипотезы присущи исследованиям, или направленным на установление взаимосвязей между какими-либо объектами, явлениями, процессами и пр. т. п., или в которых высказываются предположения о наличном состоянии исследуемых объектов, процессов, явлений. Приведем несколько примеров гипотез из диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
Первый пример. Так, в исследовании Д. В. Калугина на тему «Мотивация социального поведения участников образовательного процесса и ее роль в оценке характеристик психологической безопасности образовательной среды» в общей гипотезе высказывается предположение о том, что «восприятие комфортности образовательной среды и ее безопасность для участников образовательного процесса в психологическом плане может быть связана с особенностями мотивации их социального поведения», которое конкретизируется в трех частных гипотезах. «Первая частная гипотеза: значимые характеристики образовательной среды (удовлетворенность и защищенность) взаимосвязаны с мотивацией достижения успехов. Вторая частная гипотеза: значимые характеристики образовательной среды (удовлетворенность и защищенность) взаимосвязаны с мотивацией аффилиации. Третья частная гипотеза: различные участники образовательного процесса (учителя, учащиеся средних и старших классов) по-разному оценивают психологическую безопасность и комфортность образовательной среды». Второй пример. В исследовании Т. А. Липской Т. А. на тему «Метафора как средство изучения школьных страхов детей младшего школьного возраста» общая гипотеза исследования «метафора представляет собой информативное средство опосредованного изучения школьных страхов у младших школьников» раскрывается затем в трех частных гипотезах: 1) сочиненные младшими школьниками концовки специально разработанных сказочных зачинов отражают переживаемые ими школьные страхи; 2) авторская психодиагностическая процедура, основанная на метафоре, отличается различной диагностической силой в изучении разных видов школьных страхов; 3) школьные страхи, выраженные в сочиненных младшими школьниками сказочных историях, имеют половозрастную специфику». Третий пример. В исследовании Кузнецова Валерия Борисовна на тему «Чувствительность к подкреплению как фактор психологического здоровья детей и подростков» общая гипотеза исследования: «нарушения психологического здоровья в форме интернальных и экстернальных проблем у детей и подростков обусловлены чувствительностью к подкреплению и средовыми факторами риска и защиты», три частных гипотезы: 1) с возрастом уровень психологического здоровья возрастает; 2) высокая чувствительность к наказанию предрасполагает к нарастанию интернальных проблем; 3) высокая чувствительность к вознаграждению предрасполагает к нарастанию экстернальных проблем». В научных исследованиях по различным направлениям педагогической науки чаще всего выдвигаются предположения в форме описательных гипотез. Описательная гипотеза имеет две основных части. Одну часть можно условно назвать обусловливающей. В этой частиобозначаются педагогические условия, реализация которых, по предположению исследователя, может привести к желаемому результату. Другими словами, в обусловливающей части гипотезы говорится о том, чтоследует делать для решения проблемы. Формулирование обусловливающей части гипотезы начинается со слова «если», которое может присутствовать в формулировке реально или контекстно (то есть подразумеваться). Другую часть можно назвать результирующей. В этой части утверждается тот результат, достижение которого обеспечивается в процессе реализации предлагаемых автором педагогических условий, то есть обозначается то, что получится в результате выполнения предполагаемых действий. В данном случае «формула» гипотезы будет выглядеть следующим образом: «если…, то». Таким образом, в описательной гипотезе раскрываются те действия, осуществление которых приведет, по предположению исследователя, к достижению желаемого, планируемого, искомого результата.
Кроме того, в гипотезе при необходимости может быть еще одна – третья – часть – аргументирующая, в которой дается обоснование или объяснение того, почему возможен данный результат в процессе выполнения данных действий, то есть объясняется, благодаря какой закономерности или зависимости возможно получение желаемого результата при реализации предлагаемых педагогических условий. Описательную гипотезу можно формулировать двумя способами: 1) сначала располагать обусловливающую часть, а затем результирующую; 2) сначала располагать результирующую часть, а затем обусловливающую. Например, в первом случае гипотеза начинается со слова «если»:«если делать то-то и то-то, то получим то-то и то-то» («ибо существует такая-то связь или зависимость между действиями и их результатом» – это возможная аргументирующая часть). Во втором случае гипотеза начинается с описания результата: «что-то достигается или обеспечивается или происходит, если делать то-то», или «что-то достигается или обеспечивается или происходит при реализации таких-то и таких-то условий, («ибо существует такая-то связь или зависимость между действиями и их результатом» – это возможная аргументирующая часть). Гипотеза – это, безусловно, предположение о будущем, но поскольку экспериментальная работа протекает в настоящем, то целесообразно формулировать гипотезу, используя глаголы настоящего времени, например, если у учащихся формируется…, если учащиеся включаются…, если учащиеся выполняют поручения и т. д. Условия в гипотезе должны показывать, как, каким образом формируется каждый структурный компонент тех новообразований личности, которые обозначаются ключевым понятием исследования. В описательной гипотезе целесообразно формулировать не более трех-четырех педагогических условий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.014 с.) |