Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демографические (социально-географические) факторы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система АТД в значительной степени соответствует сложившимся в данном государстве системам расселения. Административно-территориальные единицы часто складываются по принципу узловых районов, формируясь вокруг крупных центров и представляя собой зоны их тяготения. Такие ATE представляют собой компактные и хорошо выраженные системы "центр — периферия" (факторы также можно называть центро-периферийными). На их формирование преимущественное влияние оказывают демографические, или социально-географические, факторы, под которыми здесь понимается система расселения и связанная с ней система узловых 4 Интересно вспомнить, что наряду с радикальным изменением АТД французские революционеры предложили также новый календарь. Но попытка начать новый исторический отсчет оказалась недолговечной, в то время как новая политико-административная карта прижилась. При этом на самом деле в исторической памяти сохранились и все неформальные регионы Франции, ее исторические провинции (Прованс, Нормандия, Бургундия и др.). Более того, во второй половине XX в. они были частично восстановлены на официальном уровне — при создании нового политико-административного уровня, объединяющего отдельные департаменты в более крупные единицы — регионы. ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства районов, устойчивых взаимосвязей между населенными пунктами и географических ориентации одних населенных пунктов на другие. Демографические факторы играют особенно важную роль в формировании системы АТД в странах с менее выраженной историко-культурной структурой, т.е. там, где этнокультурные и исторические факторы выражены слабо (либо намеренно подавляются). Как правило, это — относительно новые государства, причем государства скорее унитарные, чем федеративные (в последних этнокультурные и исторические факторы имеют большее значение). В Европе влияние сложившихся систем расселения на сетку АТД заметно в странах Центральной и Восточной Европы с менее продолжительной историей и размытостью исторического деления на провинции. Влияние демографических факторов на системы АТД заметно в Португалии и Скандинавских странах. 4. Природно-географические факторы. Природные барьеры также оказывают заметное влияние на системы АТД. Природно-географическая обособленность территории служит важным фактором, который влечет за собой формирование отдельных ATE. Например, в островных государствах распространены ситуации соответствия сетки АТД конфигурации островов и островных групп (Дания, Индонезия, Микронезия и др.). Обособленные горные территории также обычно становятся отдельными административно-территориальными единицами. Многофакторность в процессах формирования АТД. Важно отметить, что ни одна из существующих систем АТД не сложилась под влиянием только одной группы факторов. Даже там, где государство сознательно использует этнокультурный принцип, формирование сетки АТД в виде системы этнокультурных регионов оказывается невозможным по разным причинам. Во-первых, в мире практически не существуют четко выраженные этнические границы. Во-вторых, государства считают нерациональным создавать специальные административные единицы для небольших народов. Поэтому в той же Индии большинство малых народов своими штатами отнюдь не располагает. И, наоборот, ареалы расселения самых крупных народов могут быть разделены на несколько штатов во избежание слишком больших различий между территориями по демографическим характеристикам или в силу субэтнических и иных различий. Так, наиболее крупный этнос Индии — хиндустанцы доминируют не только в наиболее крупном штате Уттар-Прадеш, находящемся в долине Ганга, но и в соседних штатах Мадхья-Прадеш и Харьяна. 5 В Дании, например, отдельной административной единицей является второй по величине остров Фюн (с прилегающими островами), а также остров Борнхольм в Балтийском море. ¶ 2.1 Административно-территориальное деление государства Нередко бывает трудно отделить этнокультурные факторы от факторов исторических, поскольку исторические провинции одновременно могут иметь этнокультурную специфику (германоязычный регион Трентино-Альто-Адидже, ранее Южный Тироль и бывшая территория Австро-Венгрии в составе современной Италии). Природно-географические факторы часто действуют одновременно с историческими и этнокультурными. Так, обособленный остров может одновременно представлять собой обособленный этнический ареал и являться административной единицей. Что касается демографических факторов, то длительное время существующие исторические ATE вполне могли сформироваться в виде компактных узловых районов с ярко выраженными центрами и сферой их влияния. Таким образом, в каждом конкретном случае обычно можно говорить о сочетании нескольких факторов в определенной конфигурации. АТД и региональная идентичность (соотношение формальных и неформальных регионов). Следует обратить внимание на тот факт, что системы АТД одновременно в той или иной степени соотносятся со структурами региональной идентичности. В большинстве государств существует своя система неформальных регионов, с которыми идентифицирует себя население (эти регионы можно также называть обыденными). Полное совпадение формальных и неформальных регионов встречается редко, между ними всегда есть несоответствие, поскольку, как уже говорилось, трудно построить геометрически строгую систему АТД на основе "неправильных" неформальных регионов. Региональная идентичность обычно имеет несколько уровней, соответствующих сложности территориальной структуры данного государства. Жители этого государства могут одновременно идентифицировать себя с городом, в котором они живут, регионом (формальным и (или) неформальным), в состав которого входит этот город, и, наконец, с крупной региональной структурой (например, Север или Юг). Соотношение разных территориальных идентичностей по уровню выраженности и приоритетности для населения является интересным для анализа. Интересно исследовать и соотношение региональной идентичности с общенациональной. Обычно территориальная идентичность имеет "матрешечный", или сложносостав-ной, характер, т.е. человек одновременно идентифицирует себя со своим государством и с регионом как частью этого государства. Но в случае развития центробежных сил могут возникать ситуации, когда основной считается региональная идентификация, а общенациональная идентичность может даже отрицаться жителями определенного региона. АТД не может быть оторванным от существующих реалий, т.е. от сложившихся неформальных региональных структур разного происхождения. Другими словами, АТД не может быть неестественным, случайным или навязанным сверху. Каж- ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства дый полноценный формальный регион должен иметь свою признанную его жителями идентичность, и только в этом случае он имеет перспективы. Эта идентичность определяется тем, как население воспринимает свой регион, чем определяет его обособленность — историей, культурой, географией и т.п. Распространена ситуация, когда население, общественные движения специально поддерживают и культивируют территориальную идентичность, способствуя тем самым интеграции региона как политической системы. В то же время развитая региональная идентичность существует далеко не везде. Нередко формальные регионы первого порядка действительно представляют собой сугубо административные образования. Возможна и ситуация, когда в отсутствие обьщенных неформальных регионов со своими идентичностями население в состоянии идентифицировать себя только с формальным регионом. 2.1.3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.007 с.) |