Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федератизм как форма федерализма
Особой формой федерализма считается федератизм. Он определяется как "асимметричные взаимоотношения между федерированным государством и более круп- 44 Потом Эфиопия "потеряла" второй субъект — Эритрею, а сама преобразовалась на оставшейся территории в полисубъектную федерацию. ¶ 2.4 Современный сравнительный федерализм ной федеративной державой. В этом случае основой поддержания союза является сохранение федерированным государством широкой внутренней автономии при отказе от некоторых форм участия в управлении федеративным образованием" [Элейзер, 1995, с. 107]. Классические случаи федератизма связаны с США. Они могут одновременно рассматриваться и как форма децентрализации для заморских территорий. Специфика ситуации с федератизмом состоит в том, что роль центра в системе выполняет федеративное государство в лице США. Этим и объясняется модель отношений, когда заморские территории получают автономию и органы самоуправления, напоминающие таковые в американских штатах, но при этом не включаются в общенациональный процесс принятия политических решений, не входя таким образом в состав федерации. Отношения федератизма не распространяются на государства, которые находятся в свободной ассоциации с США (Федеративные штаты Микронезии, Мар-шалловы острова и Республика Палау). Речь идет о территориях, не имеющих статуса суверенных государств, тогда как указанные выше территории являются членами ООН. Одним из ярких примеров федератизма служит Пуэрто-Рико. Губернаторские выборы, аналогично американским штатам, проводятся на этом карибском острове с 1948 г. С 1952 г. действует конституция Пуэрто-Рико, которая наделяет остров статусом свободно присоединившегося государства. Пуэрто-Рико, как наиболее крупное из числа подобных политических образований, находится в неустойчивом положении в связи с выступлениями одной части населения за превращение в 51-й американский штат, а другой — за независимость. Плебисциты проводились в 1967, 1993 и 1998 гг. и во всех случаях закончились в пользу сторонников статус-кво. Правда, в 1967 г. за преобразование Пуэрто-Рико в полноценный штат голосовали 38,9%, а в 1998 г. - уже 46,5%. Еще одним примером являются Северные Марианские Острова, часть бывшей подопечной территории Микронезия, которая не пошла по пути создания новой государственности, как это сделали Федеративные штаты Микронезии. По результатам плебисцита в 1975 г. острова получили статус свободно присоединившейся территории. В 1978 г. здесь было введено самоуправление, в 1986 г. оформлен политический союз с США. В 1992 г. было официально прекращено действие опеки ООН. При этом на островах, как и в американских штатах, избираются губернатор и легислатура.
Похожий, но не идентичный статус в системе американских периферий имеют Гуам, Американское Самоа и Виргинские острова. К настоящему времени там везде выбираются губернаторы и легислатуры. Основной закон острова Гуам был принят конгрессом США еще в 1950 г., Виргинских островов — в 1954 г. Более специфическая ситуация существует в Американском Самоа, которое считается неин- ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства корпорированной территорией США, и, как территориально-политическая система, находится в процессе формирования. Здесь губернаторские выборы стали проводить только в 1977 г. (ранее губернатор назначался министерством внутренних дел США). Правда, легислатура избирается в Американском Самоа еще с 1948 г. Особенностью этой территории является наличие традиционной власти — сената, состоящего из местных вождей. Как уже говорилось, федератизм не предполагает участия соответствующего региона в управлении "большим" государством. В этом его отличие от французской и датской моделей отношений с заморскими территориями (и сходство с австралийской и новозеландской моделями). В то же время почти все указанные территории все-таки имеют в конгрессе США своих делегатов без права голоса. В конгрессе нет только представителя Северных Марианских островов. Пуэрто-Рико отправляет в конгресс комиссара-резидента с правом законодательной инициативы, но без права голоса. 2.4.6 Федеративная трансформация Большой интерес представляют процессы федеративной трансформации. Под федеративной трансформацией подразумеваются институциональные изменения, которые ведут к преобразованию унитарного государства в федерацию (реорганизационная модель). Предметом исследования являются продолжительность этих процессов, собственно изменения и используемые сторонами политические технологии и, наконец, результат.
Как правило, в современном мире федеративная трансформация используется для решения острых этнополитических проблем и ведет к формированию этнических или смешанных федераций. Бельгия, будучи де-юре монархией, вступила в период федеративной трансформации в 1970 г., начав пересмотр конституции. Причиной стали острые противоречия между двумя основными этнолингвистическими общинами — фламандской и валлонской. Началась замена унитарной структуры (унаследованной еще от первой конституции 1831 г.) на общинно-региональную. Особенность Бельгии заключается в том, что федеративные отношения развивались в этом государстве одновременно в двух плоскостях: • территория страны была разделена на три региона — Фламандию, Валло-нию и столицу страны — Брюссель; • население страны было разделено на три этнолингвистические общины — фламандскую, валлонскую и германоязычную (последняя представляет небольшую группу на востоке страны). ¶ 2.4 Современный сравнительный федерализм Регионы и ареалы расселения этнолингвистических групп совпадали не полностью. Франкофоны доминируют не только в Валлонии, но и в Брюсселе, который при этом является анклавом на территории Фламандии. Притом Брюссель является двуязычным городом. Германоязычное население своего региона не имеет и проживает в основном в Валлонии. В процессе реформы в Валлонии и Фламандии были созданы органы самоуправления — региональные советы, на их основе — общества регионального развития. В 1974 г. в регионах появились три региональных министерских комитета, выполнявших скорее консультативные и информационные функции. В сложном положении оказался Брюссель, где пришлось создать два культурных совета — по числу этнолингвистических общин. Полноценных региональных прав Брюссель на том этапе не получил. При этом шла борьба за расширение экономических прав регионов. Разгорелись споры о статусе Брюсселя и о принадлежности небольших двуязычных районов или монолингвистических анклавов. Второй пересмотр территориально-политической модели произошел в 1980 г. Были приняты решения о расширении прав обшин и регионов, а также о реализации регионального статуса Брюсселя. В конце 1981 г. создали органы общинного самоуправления — законодательные ассамблеи и исполнительные комитеты. Прежние культурные советы преобразовали в советы общин из числа членов соответствующих лингвистических групп национального парламента. Одновременно была проведена реформа структуры общенационального парламента, соответствующая новым реалиям. Следующая реформа последовала в 1988—1993 гг. в соответствии со специальной правительственной программой. Реформа включала три фазы, на последней из которых планировался пересмотр конституции. Регионы и общины расширили свою компетенцию. Был зафиксирован особый статус двуязычных районов. Также приняли законы об увеличении бюджетных ассигнований регионам и создании высшего арбитражного и кассационного судов для разрешения споров между субъектами.
В 1989 г. было оформлено решение проблемы Брюсселя. Столица Бельгии получила все права региона, в ней появились региональный совет и соответствующая исполнительная власть. Одновременно Брюссель получил права агломерации (округа) и общины. При этом, поскольку Брюссель является двуязычным городом, в нем были созданы единая общинная комиссия и одновременно две общины со своей компетенцией. На следующем этапе реформы, в 1992—1993 гг., выборы региональных парламентов стали прямыми. Окончательное преобразование Бельгии в федерацию произошло в феврале 1994 г. с обнародованием новой редакции конституции. В соответствии с конституцией Бельгия стала федерацией трех общин, трех экономических регионов и четы- ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства рех языковых сообществ (появление четырех языковых сообществ объясняется двуязычием Брюсселя). Лингвистический паритетный принцип стал использоваться при формировании правительства [Павличук, 1995]. Процессы современной федеративной трансформации также можно изучать на примерах Боснии и Герцеговины и Эфиопии. Еще одним примером становится Судан, конституция которого, принятая в 1998 г., предусматривала переход к федерализму и новое деление на 26 штатов. Однако в условиях политической нестабильности и достаточно авторитарного режима эта конституция не вступила в силу в полной мере. Процесс федерализации по сути начался заново с подписанием мирных соглашений между центральными властями и повстанцами и принятием новой конституции в 2005 г. Эта конституция определяет нормы децентрализации в государстве, расширяет права Южного Судана, предусматривает шестилетний переходный период, по окончании которого Южный Судан может решить вопрос о самоопределении. Процессы федеративной трансформации развиваются в Ираке, возможно по этому пути пойдет Сомали. Во всех этих случаях федерализм и децентрализация становятся способом сохранения территориальной целостности сложившегося ранее государства в обмен на передачу полномочий территориям. Литература Основная Бусыгина И.М. Регионы Германии. М., 2000. Васильев В.И. История германского федерализма // Новая и новейшая история. 1998. № 3. С. 27-49. Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. М., 1998. Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. № 5.
Национальные модели федеративных государств (круглый стол) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1997. № 1. Рыкин B.C. Австрийский федерализм: прошлое и настоящее. М., 1998. Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998. Тихонов А.А. Федерализм в странах Латинской Америки. М., 1979. Туровский Р.Ф. Политическая география. М.—Смоленск, 1999. Федерализм: энциклопедия. М., 2000. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М., 2000. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. ¶ Литература Дополнительная Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994. Асимметричность федерации / Под ред. А.А. Захарова. М., 1997. Барановский К.Ю. Феномен умеренного квебекского национализма и перспективы политического решения квебекского кризиса // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 7. С. 90—96. Белов А.Л. Политическая география Канады: основные современные проблемы // Известия ВГО. 1983. Вып. 5. С. 434-439. Бусыгина И.М. Асимметричность федерации: Россия и опыт Германии // МЭиМО. 1998. №12. С. 142-151. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998. Васильев В.И. Федерализм и избирательная система в ФРГ// Полис. 1995. № 4. Володин А.В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики. М., 1999. Географические границы / Под ред. Б.М. Эккеля. М., 1982. Данилевич И.В. Автономизация Испании // Полис. 1995. № 5. Дзапсиба Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика / Под ред. В.М.Долгова. 1999. Доленко Д.В. Территориальное устройство общества: социально-политический анализ. Саранск, 1993. Европейский федерализм: современные тенденции / РАН. ИНИОН. М., 2000. Захаров А. Е Pluribus Unum. Очерки современного федерализма. М, 2003. Карапетян Л.М. К вопросу о "моделях федерализма" (критический обзор некоторых публикаций) // Государство и право. 1996. № 12. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. Крылов Б.С. США: федерализм, штаты и местное управление. М., 1968. Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., 1993. Лебедева Э.Е. Опыт федерализма в третьем мире и Россия // МЭиМО. 1995. № 2. Леванский С.А. Германия: федерализм в мононациональном государстве // Полис. 1995. № 5. Макарычев А.С. Федерализм и регионализм: европейские традиции, российские перспективы // Полис. 1994. № 5. Международный опыт разрешения этнических конфликтов / Под ред. Б. Коппитерса, Э. Ремакля, А. Зверева. М., 1997. Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика. М., 1998. Нойштадт Р. Об американском федерализме // Вестник московской школы политических исследований. 1996. № 6. С. 96—110. ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства Нуриахметов В.Г., Попов Р.В. Опыт канадского федерализма: уроки для Российской
Федерации?//США и Канада: экономика, политика, культура. 1999. №3/4. С. 131—135. Павличук Е.И. Федеральная реформа Бельгии // Полис. 1995. № 5. Парламентская демократия и федерализм в России и Германии / Под ред. А.А. Мац- нева, М. Моммзена. М., 1999. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А. Сухарева. М., 2000. Путь к совершенной модели административного устройств/ А. Акименко, А. Алексеев, А. Лавров и др. // Федерализм. 1996. № 2. С. 127—144. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. М., 1998. Рыкин B.C. Австрийский федерализм: история и современность // Новая и новейшая история. 1999. № 3. С. 56—71. Саликов М.С. Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма // Государство и право. 1997. № 9. С. 95—98. Семенова Н.И. Изменения в структуре Индийского Союза в 60—70-ые гг. // Индия — союз штатов. М., 1981. С. 6—39. Сравнительный регионализм: Россия, СНГ, Запад / Под ред. О.А. Колобова, А.С. Ма-карычева. Н. Новгород, 1997. Столяров М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа. Казань, 1998. Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций // Государство и право. 1997. № 8. Транин А.А. Административно-территориальная организация капиталистического государства. М., 1984. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань, 1998. Федерализм в США и Канаде: Взаимоотношения федеральной власти с властями штатов// США: экономика, политика, идеология. 1997. № 2. С. 40—45. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. Федерация в зарубежных странах / Под ред. Д.А. Ковачева. М., 1993. Хоффман Э., Натан Р. Современный федерализм: сравнительные перспективы // Международная жизнь. 1991. № 4. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8; № 9. Чиркин В.Е. Об особенностях федерализма в развивающихся странах // Правовое регулирование национальных отношений / Под ред. Ю.А. Юдина. М., 1980. С. 5—28. ¶ Литература Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. Шигер А.Г. Административно-территориальное деление зарубежных стран. М., 1956. Шило В.Е. Кризис канадского федерализма: под бременем конституционных противоречий // США и Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 3/4. С. 114—130. Border and Territorial Disputes. L., 1992. Burghardt A.F. The Bases of Territorial Claims // Geographical Review. 1973. No. 63. P. 225—245. Central and Local Government Relations. A Comparative Analysis of West European Unitary States / Ed. by E.C. Page, M.J. Goldsmith. L., 1995. Davis S.R. The Federal Principle: A Journey Through Time in Quest of a Meaning. Berkeley, 1978. Donahue J.D. Disunited States. N.Y., 1997. Duchaceck I. Comparative Federalism: Territorial Dimension of Politics. Lanham, 1987. Dye T.R. American Federalism: Competition among Governments. Toronto, 1990. Elazar D.J. American Federalism: A View from the States. N.Y., 1972. Elazar D.J. Exploring Federalism. Tuscaloosa, 1997. Federal Systems of the World / Ed. by D. Elazar. L., 1991. Federalism as Grand Design: Political Philosophers and the Federal Principle / Ed. by D. Elazar. Lanham, 1987. Friederich C.J. Trends in Federalism in Theory and Practice. N.Y., 1998. Jones S.B. Boundary Concepts in the Setting of Place and Time // Annals of the Association of American Geographers. 1959. No. 49. P. 241—255. Keating M. State and Regional Nationalism: Territorial Politics and the European State. N.Y., 1998. New Trends in Federalism // International Political Science Review. 1996. Vol. 17. No. 4. Page E. Localism and Centralism in Europe. Oxford, 1991. Prescott J.R.V. Political Frontiers and Boundaries. L., 1987. Smith B.C. Decentralization and the Territorial Dimension of the State. L., 1987. Riker W.H. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston AToronto, 1964. Sawer K. Modern Federalism. L., N.Y., Т., 1969. Stepan A. Federalism and Democracy: Beyond the U.S. Model // Journal of Democracy. 1999. Vol. 10. No. 4. Taylor P.J. Political Geography. World-economy, Nation-state and Locality. L., 1989. Watts R.L. Comparing Federal Systems. Montreal — Ithaca, 1999. ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства Контрольные вопросы 1. Раскройте понятия "административно-территориальное деление" и "административно-территориальная единица". 2. Опишите основные факторы административно-территориального деления. 3. Почему формирование административно-территориального деления является многофакторным процессом? 4. В чем заключается поливариантность структур административно-территориального деления в различных странах мира? 5. Какие подходы к топонимике административно-территориальных единиц вам известны? 6. Каковы параметры морфологии административно-территориального деления? 7. Какие типы столичности существуют в системе административно-территориального деления? 8. Как проводится реорганизация системы административно-территориального деления в различных странах мира? 9. Раскройте понятие "политическая граница".
10. Опишите процесс создания политической границы. 11. Раскройте известные вам классификации политических границ. В чем состоят особенности межрегиональных политических границ? 12. Назовите основные типы пограничных споров? В чем заключается особенность межрегиональных пограничных споров? 13. В чем смысл понятий "децентрализация", "деволюция" и "федерализация"? 14. Какие процессы децентрализации отмечаются в современных унитарных государствах? 15. Чем отличаются друг от друга унитарные, регионалистские и федеративные государства? 16. Опишите постколониальные модели децентрализации. 17. Какие исторические модели федерализации известны в политической регионалистике? 18. В чем состоят сходства и различия германского и американского федерализма с точки зрения их происхождения и развития? 19. Назовите известные вам случаи постколониальной федерализации. 20. Какие классификации федеративных государств известны в политической регионалистике? 21. Раскройте понятие "федератизм". 22. Опишите известные вам случаи федеративной трансформации в XX—XXI вв. ¶ 3 глава
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.063 с.) |