Предметом политической регионалистики как особой политической науки является пространственное измерение политических явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметом политической регионалистики как особой политической науки является пространственное измерение политических явлений.



Этот предмет включает:

• политические отношения между центром и регионами (вертикальное изме­рение политической регионалистики);

• политические процессы (явления) в самих регионах (горизонтальное изме­рение политической регионалистики).

При этом в рамках горизонтального измерения можно делать акцент как на различиях политических явлений от места к месту (принцип дифференциации), так и на локализованных комплексах политических явлений (принцип локализации).

Современная отечественная наука в целом следует этой теоретической схеме. Приведем в качестве примера два известных ранее определения политической ре­гионалистики.

• В. Гельман и С. Рыженков определяют политическую регионалистику как "совокупность исследований как макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов и т.п.), так и специфиче­ских аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами обще­национального масштаба" [Гельман, Рыженков, 1998, с. 138].

• Н. Медведев дает следующее определение. "Политическая регионалистика — одно из направлений как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межре­гионального взаимодействия, при этом уделяющее особое внимание пространствен­ным формам политических явлений, динамике политических процессов и институ­тов в регионах, характеру и расстановке политических сил, своеобразию процессов формирования региональных элит, проблемам взаимодействия центра и периферии, а также обратному воздействию региональной политической среды на государст­во и общество в целом" [Медведев, 2002, с. 7].

Политическая регионалистика и политическая география

Разграничение политической регионалистики и политической географии не явля­ется и не может быть жестким. Оно связано с некоторыми, на самом деле, неболь­шими различиями в расстановке акцентов. Обе науки имеют междисциплинарный характер.

Политическая география делает больший акцент на применении специальной методологии, разработанной в теоретической географии. Известный теоретик со-

Введение Теоретические основы политической регионалистики

временной отечественной географии Б. Родоман говорил о том, что у географии "разобранный предмет" и "собирающий метод" [Родоман, 1990]. Обычно под географическими понимаются те методы, которые позволяют исследовать терри­ториальную дифференциацию явлений, различия от места к месту, а также лока­лизованные комплексы явлений, каждое из которых по отдельности изучается другими науками. Иными словами, политическая география основана на попытках теоретизации принципов дифференциации и локализации и пространственного измерения в целом (подробнее ее историю и содержание см.: [Колосов, Миро-ненко, 2001; Туровский, 1999]).

В то же время недостаточное развитие теоретической географии ведет к тому, что политическая география иногда по-прежнему распознается по своей описательности, которое ей присуще "по определению" ("география"). На практи­ке в самом простом виде политическая география обычно основана на изучении географических объектов (стран, местностей, населенных пунктов и пр.), она опи­сывает их характеристики и различия. Для политической географии в большей сте­пени свойственны пространственное моделирование и интерпретация взаимосвязи явлений в пространстве. В меньшей степени — анализ сути этих явлений, который остается прерогативой специализированных предметно-ориентированных наук.

Согласно одному из западных учебников, политическая география "занима­ется исследованиями территориальной организации, пространственного распре­деления и распространения политических явлений, включая их воздействие на другие территориальные компоненты общества и культуры" [Fellmann et al., 1992, p. 412]. Типичные концепты, которыми оперирует политическая география, — это территориальная организация, распространение (от слова "пространство"), распре­деление в пространстве (на территории). Эти концепты имеют явно описатель­ный характер, а исследование в данном случае обычно представляет собой гео­графическое моделирование явлений и может быть представлено в виде карты, простой или синтетической.

Политическая регионалистика как часть региональной науки и политической науки одновременно делает акцент на своем объекте, предполагая комплексное ис­пользование географических и политологических методов. Таким образом, политиче­ская регионалистика представляет собой переходную зону политологии и регио­нальной науки. Она отталкивается от политического явления и далее изучает его территориальную проекцию. Политическая регионалистика, как и политическая география, тоже приходит к изучению пространственного измерения политиче­ских явлений, но своим путем.

Отличие политической регионалистики состоит в том, что она ближе к по­литологии, чем к географии. Для политической регионалистики принципиально важен объект исследования, т.е. политика, а ее специализация в рамках политоло­гии определяется необходимостью исследовать пространственное измерение по-

Введение Теоретические основы политической регионалистики

литики. При этом политическая регионалистика имеет полное право пользоваться и географическими методами, которые безусловно обогащают ее теоретический багаж. Это означает, что между политической географией и политической регио-налистикой не может быть определенной границы. Тенденции развития полити­ческой географии во второй половине XX в. и в XXI в. также свидетельствуют о стирании граней между политической географией и политической регионалисти-кой, поскольку географы все в большей степени занимаются исследованием со­циальных объектов. Кроме того, политическая география является научной дис­циплиной с большим "стажем", и в ее рамках разработано немало теоретических схем, применимых в политической регионалистике — науке более молодой.

Пространственные уровни региональных исследований

Очерчивая предметную область политической регионалистики, необходимо опре­делить и тот масштаб, в рамках которого она проводит свои исследования. Поли­тическая география такого масштаба не имеет, поскольку в ее основе находится методология, позволяющая изучать явления любого масштаба — от глобальных до локальных. Региональная наука тоже может изучать пространственное измерение политических явлений любого масштаба. Однако в особом случае политической регионалистики необходимо определить не только предметное поле, но и про­странственный уровень исследований.

В сложившейся практике в качестве регионов в политической регионалистике рассматриваются части отдельно взятых государств, т.е. субнациональный уровень региональных исследований.

Понятие "политическая регионалистика" семантически связано с понятием "политический регион". Под политическими регионами в соответствии с существую­щей практикой можно понимать и государство, и более крупные, наднациональные политические образования (например. Ближневосточный регион). Однако это чрезмерно расширит предметное поле политической регионалистики, вызовет пол­ное стирание ее границ и с политической географией, и с региональной наукой. Кроме того, рассмотрение наднациональных политических образований влечет за собой пересечение предметных полей политической регионалистики и геополити­ки, что тоже было бы неверным, приводя к излишнему усложнению и без того запутанной терминологической ситуации.

Политическую регионалистику целесообразно признать такой частью регио­нальной науки, которая выделяется как через объект (политика), так и через про­странственный уровень (масштаб) исследований (политические регионы как части государства, субнациональные единицы). Именно на этом и только на этом про­странственном уровне политическая регионалистика сближается вплоть до пол­ного соприкосновения с политической географией. Одновременно по объекту ис-

Введение Теоретические основы политической регионалиапики

следований политическая регионалистика может рассматриваться как особое на­правление политической науки.

Что касается более высоких (масштабных) пространственных уровней, то там существуют свои понятия, объединяющие региональные исследования в отрасли знания, которые мало пересекаются с политической регионалистикой. Одно из них — геополитика. В самом общем виде геополитика может быть определена как исследование географии отношений между центрами политической силы в мире. Ее важнейшая тема — влияние географического положения на национальные ин­тересы и внешнюю политику государств. Другая распространенная тема — дина­мика географических особенностей расстановки сил в мире, т.е. изменения в ие­рархии центров силы, формирование конфликтных зон, стратегическая оценка и переоценка территорий разными странами, разработка различными государства­ми своих геостратегий. Таким образом, геополитика изучает глобальные политиче­ские процессы через призму географического метода, дает географическую про­екцию международных отношений, накладывая их на географическую карту. Одни исследователи рассматривают геополитику как часть политической географии, исходя из того, что геополитика использует географическую методологию. Другие склонны считать геополитику политической наукой, а в некоторых случаях — даже областью некого особого и даже сакрального знания о глобальных политиче­ских процессах и мироустройстве.

Кроме того, в политической географии выделяют географическое государст-воведение, которое занимается исследованиями отдельно взятых государств как це­лостных пространственных явлений. Обычно географическое государствоведение включает исследования государственной территории и ее эволюции, государствен­ных границ и пограничных конфликтов. Но внутренняя региональная структура государства, столь важная для политической регионалистики, к этому направле­нию уже не относится. Географическое государствоведение считается весьма раз­витым направлением зарубежной политической географии. В представлении не­которых специалистов это направление воспринимается как "ядро" политической географии, особенно если не рассматривать геополитику как часть политической географии.

Отдельные аспекты международных отношений, тем не менее, изучаются в рамках политической регионалистики. Дело в том, что регионы могут повышать свой статус, превращаясь в отдельные государства или активно занимаясь внешней политикой. Либо государства понижают свой территориально-политический ста­тус, входя в состав уже существующего государства или создавая вместе с другими государствами новое. В процессе глобализации многие регионы становятся игро­ками на международной арене, прежде всего, в тех государствах, где активно раз­виваются процессы децентрализации. Мир уже не поделен столь жестко на нацио-

Введение Теоретические основы политической регионалистики

нальные государства, как это было в XIX в. и на протяжении почти всего XX в. "Пробуждение" регионов тоже делает некоторые из них мировыми игроками.

Региональные власти могут обладать определенными полномочиями в сфере внешней политики, внешнеэкономических связей, приграничного сотрудничества. Некоторые регионы стремятся получить независимость, стать международно-при­знанными государствами, реализовав свои сепаратистские планы или пройдя про­цесс деколонизации. Регионы оказываются предметом серьезнейших междуна­родных споров, территориальных претензий. Наконец, большую важность для политической регионалистики представляет процесс формирования новых госу­дарств в результате объединения уже существующих. Развитие федеративных отно­шений между государственными образованиями влечет за собой создание единого федеративного государства и превращение прежних субъектов международных от­ношений в регионы.

По всем указанным причинам политическая регионалистика занимается ис­следованием международных отношений в той их части, которая имеет субнацио­нальное измерение.

Политическая регионалистика и другие направления региональных исследований

В политической науке развито такое направление, как сравнительная политология. Оно в основном занимается сравнительными исследованиями политических яв­лений (особенно — политических систем) в различных странах мира. Это еще раз доказывает отсутствие необходимости использовать расширительное толкование политической регионалистики, поскольку на более высоких пространственных уровнях работает сравнительная политология. Точно так же тема межгосударст­венных отношений и союзов в достаточной степени развита в исследованиях ме­ждународных отношений (а также в геополитике), и политическая регионалисти­ка вряд ли привнесет в нее какое-то новое содержание.

Политическую регионалистику можно рассматривать как часть сравнитель­ной политологии, отличие которой состоит в уровне сравнительных исследований (если сравнительная политология занимается кросснациональными исследова­ниями, то политическая регионалистика — кроссрегиональными). В этом есть своя логика, но политическая регионалистика, используя наработки сравнительной по­литологии, равно как и политической географии, в состоянии развиваться в ка­честве особого направления, что мы постараемся показать далее.

Таким образом, целесообразно отделить политическую регионалистику от сравнительной политологии, установив, что политическая регионалистика в отли­чие от традиционной сравнительной политологии занимается исследованиями на уровне отдельно взятого государства как пространственного явления и, соответ-

р

in

Введение Теоретические основы политической регионалистики

ственно, его частей (которые и понимаются как регионы, в том числе политиче­ские регионы).

Иногда можно встретить понятие "региональная политология". Под регио­нальной политологией обычно понимаются региональные исследования, исполь­зующие принцип "прямого переноса" политологических методов на уровень от­дельных регионов. В результате проводится "обычное" политическое исследова­ние определенного региона. Соответственно, здесь не идет речь об использовании географических методов и изучении какого-либо пространственного измерения. В отличие от политической регионалистики, в региональной политологии нет почти ничего географического, за исключением того, что объектом исследования является отдельно взятый политический регион, и того, что хорошее исследова­ние отдельно взятого региона все-таки имплицитно выявляет отличие его политиче­ской системы от общенациональной.

Понятия " политическая регионология" и "регионоведение" являются продук­том современного словообразования в русскоязычном научном дискурсе. Регионо­логия претендует на статус специализированной науки, что заложено в самом ее названии. Регионоведение семантически смыкается с давно известным краеведе­нием, которое посвящено описанию и изучению тех или иных особенностей от­дельных регионов4.

Как правило, регионология и регионоведение сфокусированы на изучении отдельных регионов как комплексных явлений. Иными словами, они опираются на принцип локализации, мало применяя принцип дифференциации. Например, Ю. Гладкий и А. Чистобаев рассматривают регионоведение как субдисциплину географии. Регионоведение, судя по их определению, посвящено изучению специ­фики конкретных регионов: "область научного и образовательного знания, имею­щая своей целью изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, этноконфессионального, природного, экологического развития от­носительно целостных территориальных образований, именуемых регионами" [Гладкий, Чистобаев, 2000, с. 5].

Как справедливо отмечает В. Ковалев, "в силу в основном субъективных при­чин «регионология» все больше тяготеет к подробному изучению отдельных субъек­тов федерации, доходя порой даже до «политического краеведения»..." [Ковалев, 2001, с. 17]. Понятие "регионоведение" в силу особенностей названия восприни­мается в скорее описательном ключе и сближается с привычными, хотя и не вполне корректными, представлениями о географии, как о науке описательной. Специали­зация регионоведения — это изучение регионов как ограниченных в пространстве

4 Обычно в краеведении речь идет о культурных особенностях и истории региона. Регионоведение предлагает более широкий охват явлений, сконцентрированных в регио­нальном комплексе, включая экономику и политику.

Введение Теоретические основы политической регионалистики

комплексных и целостных образований, без специального акцента на политике, эко­номике или чем-то еще. В отличие от регионоведения политическая регионалистика делает акцент на политических явлениях, хотя и рассматривает их в неизбежной связи с другими явлениями, выступающими в роли внешних факторов, воздействующих на политику в рамках регионального комплекса.

Что касается регионологии, то ее, несмотря на декларируемое "громкое" на­звание, трудно выделить в качестве особой науки. По одним аспектам она смыка­ется с регионоведением (комплексное изучение отдельных регионов5), по другим — с политической регионалистикой. При этом регионалистика в силу особенностей современного отечественного дискурса имеет большие основания для того, чтобы претендовать на статус аналога региональной науки, известной из зарубежной лите­ратуры (с указанными выше оговорками).

Прикладное значение политической регионалистики

Прикладное значение политической регионалистики во многом связано с таким ее особым направлением, как региональный политический анализ.

Политический анализ принято рассматривать как форму ситуационного научного исследования, при котором ситуация или событие рассматриваются как целостность [Соловьев, 2000, с. 435]. По определению А. Соловьева, политический анализ "описывает способы и процедуры исследования конкретных политических проблем" [Там же, с. 431]. Изучаемые проблемы "затрагивают различные области политического пространства и не имеют строго определенных, однотипных источ­ников, связей и иных аналогичных параметров" [Там же, с. 432]. Процесс политиче­ского анализа, в соответствии с классической работой Дж.Б. Мангейма и Р.К. Рича, включает концептуализацию проблемы, моделирование проблемы, составление про­граммы исследования, выбор методов исследования [Мангейм, Рич, 1999].

Региональный политический анализ позволяет комплексно исследовать по­литическую ситуацию, складывающуюся в определенном регионе, или сравнивать политические ситуации в различных регионах. Такой анализ широко востребован при политическом консультировании, если заказчик исследования является пред­ставителем данного региона или имеет в этом регионе свои интересы.

Однако не только анализ конкретных региональных ситуаций имеет при­кладное значение в политической регионалистике. Государственная политика, как и само государство, имеет пространственное измерение и может рассматриваться, на­пример, с точки зрения эффективности. Знания политической регионалистики по-

5 Что соответствует переводу названия — наука о регионах.

Введение Теоретические основы политической регионалистики

зволяют осуществлять политическое консультирование и в сфере государственной политики, неотъемлемой частью которой является региональная политика.

Литература

Гельман В.Я., Рыженков СИ. Политическая регионалистика: от общественного интере­са к отрасли знания // Социальная наука в России. М., 1998. Геттнер А. География. Ее история, сущность и методы. Л., М., 1930. Гладкий ЮН., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966. Ковалев В.А. Политическая трансформация в регионе. Республика Коми в контексте российских преобразований. Сыктывкар, 2001.

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1999. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебник. М., 2002. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М., 2005. Родоман Б.Б. Уроки географии // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 36—47. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2000. Туровский Р.Ф. Политическая география. М.—Смоленск, 1999.

Fellmann J., Getis A., Getis J. Human Geography. Landscapes of Human Activities. Du­buque, 1992.

Ratzel F. Politische Geographie. Munchen, 1897. Taylor P.J. Political Geography. World-Economy, Nation-State and Locality. L., 1989.

Контрольные вопросы

1. Что такое региональные исследования? Как определить, является ли исследование региональным?

2. Как вы понимаете "пространственное измерение политического явления"?

3. Чем вызвано многообразие понятий, используемых для обозначения тех областей зна­ния, которые изучают пространственные измерения различных явлений?

4. В чем сходства и различия региональной науки и географии?

5. Чем отличаются и чем похожи политическая регионалистика и политическая гео­
графия?

Введение Теоретические основы политической регионалистики

6. По каким основаниям политическую регионалистику можно отделить от других политических, региональных и географических наук? Что сближает ее с этими науками?

7. Что является объектом и предметом политической регионалистики?

8. Приведите известные вам определения политической регионалистики и раскройте основное содержание этого научного направления.

9. Что такое регионоведение и регионология?

10. В чем, на ваш взгляд, состоит прикладное значение политической регионалистики?

1

глава

ТЕОРИЯ

И МЕТОДОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ

РЕГИОНАЛИСТИКИ

1.1

Региональная структура государства 1.1.1

Государство как территория

Обязательным и неотъемлемым атрибутом каждого государства является терри­тория. Это — ключевой тезис для политической регионалистики, поскольку изуче­ние отношений между государством и его территорией следует считать ее важ­нейшей научной задачей.

Большую известность имеет концепция территориальности, автором ко­торой является Р. Сак. В его работах территориальность определяется как "попыт­ка индивида или социальной группы контролировать или оказать влияние на лю­дей, явления и взаимосвязи путем делимитации и контроля над географическим ареалом" [Sack, 1986, р. 19]. Территориальность в политике — это особая модель поведения тех или иных политических субъектов, целью которой является освое­ние пространства и контроль за этим пространством. Создание государства служит, таким образом, проявлением территориальности со стороны государствообразую-щих субъектов, которыми могут быть определенные социальные, этнические и иные группы, а также конкретные лидеры. По аналогии формирование политиче­ских регионов является результатом деятельности регионообразующих субъектов, к числу которых относится как государство в целом (точнее — политические субъ­екты общенационального уровня, позиции которых могут не совпадать), так и по­литические субъекты, имеющие локальную привязку.

1.1

Региональная структура государства

Территория государства может изучаться по трем основным направлениям:

неоднородность (гетерогенность) территории — качественные различия между территориальными объектами;

иерархичность территории — отношения соподчиненности между терри­ториальными объектами;

эволюция территории — меняющаяся во времени структура неоднородно­сти и (или) иерархичности.

Государство в политической регионалистике рассматривается как гетеро­генная и многоуровневая (иерархически устроенная) территория. Другими словами, оно представляет собой трехмерное пространство, в котором на двумерной плос­кости (на горизонтали) расположены различные объекты, а по вертикали вы­строены их иерархические отношения. Существует и четвертое измерение — вре­менное, связанное с эволюцией иерархической территориальной структуры.

Исследуя государство как территорию, мы оперируем территориальными объектами и явлениями. Каждое политическое явление представляется нам в его территориальной проекции. Поэтому необходимо определить общие теоретические основы описания территориальных объектов и явлений.

По мнению географов, "географическое пространство структурно как с точки зрения составляющих его компонентов (компонентная структура), так и в террито­риальном отношении (территориальная структура). Ему присущи такие качества, как системность, динамичность, размерность, кривизна, плотность, концентрация, поляризация, а также энтропийность (т.е. мера внутренней неупорядоченности)" [Гладкий, Чистобаев, 2000, с. 13].

Для изучения территориальной неоднородности следует использовать под­ходы, которые разработаны в теоретической географии.

Базовыми концептами, применяемыми при исследовании объектов в про­странстве, являются положение, направление и расстояние. Положение отражает статичную ситуацию, направление показывает ее динамику, а расстояние характе­ризует различия в положении двух и более объектов. С помощью расстояния гео­графическое положение данного объекта рассматривается относительно других объектов (т.е. других положений) и путей (направлений).

Крупнейший российский специалист в области теоретической географии Б. Родоман дает такое определение пространственного положения: "пространст­венное положение есть совокупность таких пространственных аспектов отноше­ний объекта к другим объектам, которые существенны для рассматриваемого объек­та" [Родоман, 1999, с. 77]. Важно отметить, что положение объекта — это не только и не столько его "абсолютное" положение в системе географических координат, сколько "относительное" положение, определяемое относительно других объектов. Крупнейший зарубежный географ В. Бунге предложил, например, говорить об ис-

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

тинных расстояниях, которые определяются через затраты при движении и не со­ответствуют простому километражу. Аналогично и направление в реальной жиз­ни не является обязательно прямой линией.

Б. Родоман известен как разработчик концепции позиционного принципа. В соответствии с этим принципом существенные свойства объектов зависят от их положения в пространстве. Данная зависимость отмечается в виде законов и пра­вил. Законы утверждают зависимость существенных свойств вещей от их прост­ранственного положения. Правила предлагают использовать эту зависимость в практических целях [Родоман, 1999, с. 76]. Позиционный принцип позволяет на более современном языке описывать зависимость политических особенностей тех или иных территорий от их географического положения.

В соответствии с географической теорией, выдвинутой Б. Родоманом, сле­дует говорить о глобальных и локальных территориальных оптимумах. По его мне­нию, существует сила, которая определяется как давление места, или позицион­ное давление. Эта сила возникает в том случае, если объект не находится в точке своего территориального оптимума [Там же], и принуждает объект к перемещению в пространстве, изменению пространственного положения и, соответственно, сис­темы связей с другими территориальными объектами. Примером, близким к поли­тической регионалистике, может быть перемещение столицы государства из од­ного города в другой.

Однако следует заметить, что территориальный оптимум не всегда задан зара­нее и тоже относителен. В политике оптимальность размещения территориального объекта, обладающего политическими характеристиками, ставится под сомнение в том случае, если возникает вопрос о его переносе. Например, речь может идти о переносе столицы или иного административного центра. Тогда необходимо рассмат­ривать давление места через факторы и стимулы возможного перемещения данно­го объекта.

В зарубежной географии принято выделять атрибуты территориального объекта:

размер, т.е. величина объекта, его количественные характеристики, оп­ределяемые мерами протяженности, расстояния, площади;

масштаб, т.е. размер объекта, соотнесенный с определенным условным эталоном, в связи с чем можно проводить исследование объектов разного масштаба;

положение в пространстве, как абсолютное (в системе географических ко­ординат), так и относительное (относительно других объектов);

территория, т.е. ограниченная площадь, которую занимает объект, уча­сток земной поверхности;

границы, которые отделяют территорию объекта от территорий других объектов;

иерархия, т.е. место объекта в системе отношений соподчиненности меж­ду объектами.

1.1

Региональная структура государства

Наконец, любое явление, которое имеет территориальную проекцию, мо­жет рассматриваться с помощью следующих понятий:

плотность, т.е. мера присутствия явления на территории, обычно — отно­шение его количественных характеристик к площади территории;

дисперсия, т.е. мера рассеивания явления в пространстве и отклонения его местных характеристик от среднестатистических;

паттерн, т.е. территориальный рисунок явления, в том числе его воз­можные геометрические формы.

Направление региональных исследований, связанное с иерархией террито­риальных объектов, предполагает изучение таких отношений между ними, кото­рые ведут к соподчиненности. Выше говорилось о том, что иерархия рассматрива­ется как один из атрибутов территориального объекта.

В политической сфере достаточно очевидной является административная иерархия регионов или населенных пунктов. Наряду с формальной администра­тивной иерархией существует и неформальная иерархия, определяемая большими или меньшими ролями регионов в политической жизни страны. Поэтому нередко говорят о "вторых столицах" и пр.

Изучение иерархии предполагает определение таксономии (от греч. taxis — расположение, строй, порядок и nomos — закон) в политическом пространстве и выделение таксонов различного уровня и масштаба1. Таксоны более высокого таксономического уровня (более высокой таксономической категории) делятся на таксоны более низкого уровня, те в свою очередь делятся на таксоны еще бо­лее низкого уровня и т.д.2

Государство — это таксономическая категория политического пространст­ва, причем не самая высокая (методологическое уточнение: если государство — это пример таксономической категории, то конкретные государства — это отдель­ные таксоны). Мировое политическое пространство представляет собой единую иерархически выстроенную территориальную структуру, которая делится на по­литические образования с разным статусом и уровнем автономии. Государство является одним из примеров такого политического образования.

Общая иерархия территориально-политических таксономических категорий и соответствующих им таксонов выглядит следующим образом.

Глобальный уровень (макроуровень), на котором существуют территори­
альные макроструктуры мирового масштаба, политические и географические бло-

1 Под таксонами принято понимать группы объектов, связанных общностью свойств и
признаков. Таксоны в зависимости от их уровня могут относиться к разным категориям.

2 Таксономия и таксономические категории активно используются в биологии и фи­
зической географии (ландшафтоведении), но, на наш взгляд, могут быть применены и в по­
литической регионалистике.

¶2 Зак. 624

33

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

ки (объединения) государств. На этом уровне исследованиями занимается не по­литическая регионалистика, а геополитика.

Национальный уровень (мезоуровень). Здесь в центре внимания находит­ся отдельное государство. Могут рассматриваться как геополитические аспекты отношений этого государства с внешним миром, так и основные внутригосудар­ственные, региональные аспекты. Мы предлагаем называть соответствующее этому уровню научное направление географическим государствоведением.

Субнациональные и локальные уровни (микроуровни) представляют глав­ный интерес для политической регионалистики. Их количество определяется раз­мерами и уровнем неоднородности территории конкретного государства.

Именно субнациональные политические структуры находятся в центре вни­мания политической регионалистики. Однако политическая регионалистика рас­сматривает и само государство как целостность, представляющую собой системное единство в региональном (субнациональном) многообразии.

Важно отметить, что количество субнациональных уровней в различных государствах может быть разным. Ясно, что сложность внутреннего строения каж­дого государства зависит от его размеров, а также от степени неоднородности его территории. На практике для обозначения территориального уровня того или иного явления используются как понятие "региональный", так и понятие "мест­ный" ("локальный"). Провести между ними жесткую границу нельзя, но при этом следует помнить об основных различиях.

Понятие "местный" ("локальный") обычно используется применительно к территориям и сообществам, которые отличаются наименьшими размерами, наи­большей компактностью и плотностью внутренних коммуникаций. Обычно ком­пактность этих территорий такова, что в их пределах можно легко перемещаться за короткое время. Как правило, местный уровень — это уровень населенных пунктов и их достаточно компактных агломераций. В границах локальных сообществ обычно протекает повседневная жизнь человека, с ними, как правило, связаны так назы­ваемые пространственно-временные призмы (понятие Т. Хегерстранда)3.

Понятие "региональный" чаще используется применительно к территориям большего масштаба. Плотность внутренних коммуникаций здесь значительно ниже, чем в локальном сообществе. Регион формируется как в связи с целенаправленны­ми действиями государства (в виде политико-административной единицы), так и за счет культурно-исторической и (или) социально-экономической близости ло-

' Согласно Т. Хегерстранду, каждый индивидуум существует в пределах собствен­ной пространственно-временной призмы. Ее пространственная составляющая включает "дом-базу" (home-base) — место жительства, набор определенных маршрутов, которыми ин­дивид постоянно пользуется (работа, магазины, развлечения). Временная составляющая — это промежутки времени, необходимые для преодоления расстояний.

Региональная структура государства

кальных сообществ. По отношению к региональному уровню местный (локаль­ный) уровень является субрегиональным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.071 с.)