Лекция 2. Антикризисное управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Антикризисное управление



 

Рассматриваемые вопросы:

1. Понятие и сущность антикризисного управления.

2. Управленческие школы менеджмента в антикризисном управлении.

3. Антикризисное государственное регулирование.

 

2.1. Понятие и сущность антикризисного управления

 

Постепенное вхождение нашей страны в зону кризисного развития, реформирование экономических процессов, приватизация, дефолт, проблема неплатежей и долгое время недостаточное внимание к данной проблеме со стороны региональных и федеральных органов управления спровоцировали обострение кризиса в экономике России. Сложившаяся ситуация привела значительную часть предприятий всех отраслей в убыточное состояние, характеризующееся низким уровнем конкурентоспособности, неликвидностью активов, слабой платежеспособностью, низкой рентабельностью производства. Выводом предприятий из данного состояния является разработка и реализация мер и инструментов, называемых в практике антикризисным управлением.

Антикризисное управление включает в себя использование важнейших экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактическое планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их в единую систему, охватывающую диагностику, предупреждение, нейтрализацию и преодоление кризиса.

Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в двух значениях: широком и узком смысле.

В широком смысле антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики (микро-, мезо-, макро- и мегауровнях).

В узком смысле антикризисное управление – это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается при активном участии Федерального управления по делам о несостоятельности, причем обычно в судебном порядке.

Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный, стабильный характер. Это может быть достигнуто путем ускоренных, действенных реакций, на изменения как внешней, так и внутренней среды, реализуемых посредством заранее разработанных альтернативных вариантов программ мероприятий, предусматривающих различные действия в зависимости от той или иной сложившейся ситуации.

 

2.2. Управленческие школы менеджмента в антикризисном управлении

 

Процесс принятия решений и собственно сами решения относительно сложившихся кризисных явлений (либо событий) должны определяться в зависимости от конкретных ситуаций с учетом сохранения базовых характеристик организации, например, структура фондов, персонал, профиль деятельности, основные виды производимой продукции и пр. При этом при разработке антикризисных мероприятий следует учитывать факт наличия в классическом менеджменте ряда школ, исследования которых могут оказать существенную помощь в прогнозировании вариантов развития событий, в управлении персоналом в условиях кризиса, при анализе ситуации, а их методики – в выработке и реализации управленческих решений, направленных на локализацию кризиса.

Основные управленческие школы менеджмента:

– операционно-административная;

– школа человеческих отношений и поведения;

– количественная;

– системно-ситуационная;

– школа организационной культуры;

– процессуальная школа.

Рассмотрим основные направления этих школ и их применимость в антикризисном управлении.

Операционно-административная школа базируется на теории управления операциями и теории администрирования. Основоположниками школы принято считать Ф. Тейлора и А. Файоля. В переработке их теории к антикризисному управлению Р.А. Попов определил ряд следующих направлений:

– все действия должны быть согласованы и подчинены главной задаче – выходу из кризиса;

– посредством сплочения трудового коллектива, обеспечения сотрудничества управляющих и рабочих создать корпоративный дух на предприятии (даже путем уступок отдельных требований выдвинутых рядовым составом);

– с целью повышения эффективности производства, в условиях ограниченности (дефицита) ресурсов, создать условия для повышения производительности труда;

– необходим научный подход к анализу динамических процессов, к составлению перспективной модели и разработке механизмов по ее исполнению;

– разделить функции с целью устранения дублирования действий и сосредоточить группы работников на тех функциях, с которыми они справляются наиболее успешно;

– обеспечить справедливость в действиях руководства и разработать системы поощрений;

– обеспечить общее единоначалие и наделить менеджеров четкими полномочиями и конкретной ответственностью за результаты работы;

– обеспечить поддержание и ужесточение дисциплины на всех уровнях;

– достичь стабилизации внутренней среды, посредством сохранения неизменности рабочих мест и отказа от частых перемещений работников.

Основные направления школы человеческих отношений и поведения базируются на личностных и психологических качествах человека. Первые исследования этих факторов в процессе производства были связаны с работой Г. Мюнстерберга, затем исследования в этой области были продолжены Мэйо, Ретлисбергером и рядом ученых, которые на основе многолетних исследований (1927–1939) на заводе телеграфных аппаратов в г. Хоторне штата Иллинойс сформулировали «систему человеческих отношений».

При разработке антикризисных мероприятий согласно концепции школы человеческих отношений и поведения выделяются следующие направления:

– осуществлять индивидуальный подход к каждому члену коллектива, с тем, чтобы придать ему устойчивость и определить его функции в стабилизации обстановки;

– менеджерам необходимо уделять повышенное внимание к личным проблемам подчиненных, так как нерешенные личные проблемы отвлекают членов коллектива от своих обязанностей;

– нейтрализовать неформальные группы, так как они могут оказывать неблагоприятное влияние как на коллектив в целом, так и на отдельные его звенья;

– сформировать систему внутрифирменной информации, корпоративный дух;

– осуществлять выбор менеджеров, способных снять острые проблемы в коллективе и создать благоприятный климат.

Продолжением человеческих отношений явились исследования в области поведенческих проявлений в процессе трудовой деятельности.

Психологические взаимоотношения в коллективе и поведенческие проявления являются основой психологического поля организации, которое реагирует на изменение внутренней и внешней среды и участвует в достижении поставленных целей. Естественно, если предприятие находятся в кризисной ситуации, то его психологическое поле будет напряженным, а уровень психологической устойчивости слабым. Поэтому в данной ситуации задача антикризисных менеджеров ослабить напряженность и повысить психологическую устойчивость в коллективе.

Количественная школа сформировалась в 50–60-х годах ХХ в. в результате развития экономико-математического моделирования. Основоположниками школы принято считать таких ученых, как Леонтьев, Марч, Саймон, Канторович, Шаталин, Петракова и др.

Очень ценной для антикризисного управления оказалась имеющаяся в рамках данной школы способность достаточно быстро выполнять операции по принятию решений, оценки кризисной ситуации, а также в предоставлении большого количества вариантов решения конкретной проблемы и вариантов развития предприятия.

К приемам количественной школы в применении к антикризисному управлению относят: экономико-математический анализ, экономико-ма­те­матическое моделирование, методы количественных измерений, разделение процесса разработки решений на серию последовательных шагов. Применение приемов количественной школы предполагает использование компьютерной техники и АСУ, позволяющие максимально быстро обработать информацию и сделать выбор из предложенных оптимальных управленческих решений наиболее приемлемый для конкретной ситуации.

Системно-ситуационная школа представляет совокупность двух подходов системного и ситуационного.

Суть системного подхода заключается в том, что этот подход предлагает рассматривать все элементы организации (предприятия) в виде целостной системы, в которую могут быть включены различные подразделения производственные, маркетинговые, финансовые и прочие. Ситуационный подход является базовым по таким направлениям, как оценка состояния кризиса на предприятии, прогнозирование развития событий, разработка эффективных решений, т. е. требуется учет складывающихся ситуаций (обстоятельств), что особенно важно в организациях находящихся в состоянии стресса или кризиса.

Системно-ситуационный подход в антикризисном управлении предполагает осуществление мониторинга внутренней и внешней среды фирмы, экспресс-анализа состояния системы, составление прогнозов развития ситуации и разработку многовариантных управленческих решений, адекватных ее изменению.

Школа организационной культуры зародилась в Японии 80–90-х гг. ХХ в. «Организационная культура» по представлению приверженцев и последователей школы есть совокупность доминирующих в коллективе ценностей, убеждений, установок, а также общий моральный климат, которые помогают членам коллектива понять назначение организации в целом, механизм ее функционирования и тем самым создать нормы деятельности и поведения, правила следования им. Школа «организационной культуры» базируется:

– на усилении демократических начал в управлении (демократизация);

– усилении внимания к техническому уровню производства (технологизация);

– придание управлению международного характера и выравнивание национальных различий в менеджменте (интернационализация).

Школа организационной культуры проявляется в систематическом обучении персонала специальным, общетехническим и экономическим знаниям, в привитии повышенной организованности, маневренности, умении самостоятельно ориентироваться в форс-мажорных обстоятельствах, результаты которых в последствии должны выступить основой в антикризисном управлении.

Процессуальная школа самая молодая школа антикризисного управления. Она не имеет пока твердых научных позиций в менеджменте. Следовательно, с течением времени отдельные направления этой школы будут пересмотрены либо устранены, другие включены, но уже сегодня можно сказать, что суть процессуального подхода в том, что управление в целом рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. В антикризисном управлении в рамках процессуальной школы предполагается опираться на следующие принципы:

– программно-целевое построение всей управленческой деятельности;

– инновативность в планировании антикризисных мероприятий и функционировании управленческого персонала;

– стратегическое мышление управляющих;

– инициаторское отношение менеджеров к решению проблем;

– повышенную ответственность за принятые решения.

Представленные школы менеджмента, несмотря на то, что имеют различные направления и тенденции отражают основные факторы, на которые следует обратить внимание при разработке антикризисных мер по выводу предприятия из кризисной ситуации.

 

2.3. Антикризисное государственное регулирование

 

Жизненно важным на макроуровне экономики страны следует признать осуществление государством мер антикризисного регулирования, причем не только с позиции преодоления уже имеющих место кризисных явлений (событий), но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономических процессов, в том числе направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижение заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, заключающийся в недопущении возникновения назревающих конкретных кризисных явлений и в преодолении уже возникших кризисных ситуаций.

Антикризисное регулирование относится к государственным мерам в масштабах всей экономики страны, осуществляемых путем косвенного воздействия на товаропроизводителя на макроуровне.

К антикризисным мероприятиям, относимым к государственному регулированию кризисных ситуаций, относятся:

1) государственное регулирование экономических процессов;

2) действия осуществляемые государством с целью координации кризисных процессов.

Как любой функционирующей и развивающейся системе государству присущи жизненные циклы подъема и спада, что непосредственно отражается на выполнении им функций регулирования в экономике и разработке мер антикризисного регулирования и управления.

Выполнение функций по управлению экономическими процессами, государством исполняется через систему рычагов: на макроуровне – государственным бюджетом, на микроуровне – системой заказов, поддержкой среднего и малого бизнеса. Участие государства в регулировании экономических процессов на микроуровне может быть выражено в пассивной (банкротство) и активной (структурные преобразования, модернизация, инновации) формах.

Антикризисное регулирование со стороны государства осуществляется посредством ряда инструментов организационно-экономического и нормативно-правового воздействия, которые направлены на защиту предприятий от кризисных явлений (ситуаций), а также на предотвращение банкротства или их ликвидацию. К таким инструментам относятся:

– нормативно-законодательная деятельность, базирующаяся на ряде законодательных актов таких, как «Гражданский кодекс Российской Федерации», «Конституция РФ», Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»;

– финансовое регулирование представляет собой управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства (бюджет), а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования;

– регулирование производства осуществляется посредством внедре­ния достижений научно-технического прогресса, изменений в направлениях экспорта, финансовой поддержкой промышленных предприятий, государственными заказами, разработкой специальных программ развития производства;

– перераспределение дохода предполагает предотвращение абсолютной бедности и массовой безработицы, поддержание уровня жизни бедных слоев населения не ниже прожиточного минимума, назначение пенсий, стипендий, пособий.

Таким образом, основными направлениями государственного антикризисного регулирования следует считать:

– совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

– осуществление мер по оздоровлению жизнеспособности предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

– принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

– создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральное управление по делам о несостоятельности или финансовому оздоровлению (ФУДН или ФСДН) при Госкомимуществе РФ.

Функциями Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий являются:

– анализ экономического и финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, а также подготовка рекомендаций по их устранению;

– проведение работ по формированию критериев оценки платежеспособности предприятий, а также учет неплатежеспособных предприятий;

– в случаях, когда необходимо участие собственника предприятия в ходе осуществляемых процедур признания предприятия банкротом ФУДН может выступать уполномоченным представителем собственника государственного предприятия.

Следует отметить, что методы воздействия, исходящие от кредиторов и/или предприятия-должника осуществляются в рамках закона. Закон в свою очередь исходит от государства, поэтому меры по отношению к предприятию-должнику на микроуровне можно рассматривать как антикризисное государственное регулирование.

Методы воздействия государства на предприятие-должника заключаются:

1) в оказании предприятию финансовой помощи со стороны собственника, органов власти федерального, регионального и местного уровней;

2) реорганизации и реконструкции предприятия, изменении системы, методов управления и инвестиционной политики, в обновлении кадров;

3) продаже части имущества предприятия и в погашении задолженности перед кредиторами;

4) продаже предприятия на открытом аукционе либо по инвестиционному конкурсу;

5) ликвидации предприятия по решению арбитражного суда;

6) заключении добровольного соглашения с кредиторами.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое антикризисное управление?

2. Перечислите основные управленческие школы менеджмента и дайте им характеристику.

3. В чем заключается основная концепция антикризисного регулирования?

4. Назовите инструменты антикризисного регулирования.

5. Какой государственный орган проводит политику антикризисного регулирования и каковы его функции?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.61 (0.034 с.)