Психология «несобранной публики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология «несобранной публики»



 

Несобранная публика — это всего лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, и которые ведут себя сходным образом.

Несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов.

Развитие прогресса порождает все новые общности. Сегодня уже необходимо всерьез рассматривать в качестве пока, разумеется, совершенно несобранной, но часто уже достаточно единой публики «жителей Интернета».

В несобранной публике внешне вообще явно не проявляются явления, характерные для толпы или собранной публики. Не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает полностью рефлексивность и не возникает в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это — заражение со стороны «черного ящика» (радио- или телеприемника). Разумеется, «ящик» активно стремится и к снижению рефлексивности, и к деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, это трудно достижимо.

Психология аудитории

В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Особенность – собираются ради общей определенной цели, собравшиеся более управляемы, но в случае каких- либо инцидентов возможны случаи выхода ситуации из-под контроля организаторов.

Пример: студенты на парах, конференция?

Феномены массового поведения

Психология слухов

Слухи — это форма искаженной (трансформированной) информации о значимом объекте, циркулирующей в больших группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

Если вы сообщаете «на ушко подружке» о своем отношении или оценке общего знакомого (нравится — не нравится), это не слухи, а сплетни. Циркуляция слуха происходит тогда, когда вы сопровождаете оценки, мнения, отношения, планы и доктрины неизвестными собеседнику сведениями о предмете — факты из биографии того самого знакомого, нечто прочитанное в журнале и т.д.

Приведите, пожалуйста, пример слухов? (— Ой, что деется! Вчерась траншею рыли ‑

Откопали две коньячные струи!; — Говорят, шпионы воду отравили самогоном,

Ну а хлеб теперь — из рыбной чешуи! B. C. Высоцкий)

Социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими:

• слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами. Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется;

• слухи возникают в условиях неопределенности, когда информация совсем отсутствует, или явно недостаточна, или противоречива и тем самым порождает неопределенность;

• важное условие, способствующее зарождению и распространению слухов, — политическая и экономическая нестабильность в обществе. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей;

• благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек стремится передать ее другим людям - это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи выполняют некоторые важные функции:

• слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;

• слухи в значительной степени снимают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

• социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые с некоторой задержкой по времени могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание. В этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношение к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

Стратегия профилактики слухов заключается в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Исходя из этого, для предотвращения слухов необходимо следующее:

• стремиться к высокой степени информированности больших групп о

наиболее важных событиях. Информация должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снять неопределенность. В экстремальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;

• целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;

• позитивное воздействие на профилактику слухов оказывают условия политической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие группы (город, регион или общество в целом); это существенно снижает состояние тревоги, напряженности людей и предотвращает слухи;

• в тех случаях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные причины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся социальную ситуацию и будут к ней относиться менее эмоционально;

• выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу, поскольку активные распространители слухов (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстремальности условия жизни людей) — благоприятная предпосылка для разрастания слухов — могут представлять серьезную угрозу.

Задача управления слухами становится наиболее важной в любых условиях, опасных для нормального проживания людей, а именно: предвоенная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей.

 

Психология паники

Паника - стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Когда может возникнуть паника, при каких обстоятельствах, какими характеристиками может обладать паника?

Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

· паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

· паника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимом угрозе;

· паника — это чаше всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

· для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.021 с.)