Психологические особенности масс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности масс.



Индивида в массе, как и индивида в толпе характеризует следующее:

Ø анонимность

Ø бессознательность

Ø ощущение неодолимой силы

Ø состояние единения

Ø заражаемость

Ø безответственность

Ø аморфность (стираются индивидуальные различия)

Ø внушаемость

Ø эмоциаональность

Но в то же время, в массе не происходит социальной деградации личности, человек не способен буйствовать и разрушать. А если это происходит, то масса превращается в толпу.

Вожаки масс.

Четыре основных типа таких «вожаков»:

a) Первый — убежденные проповедники, апостолы неких верований (независимо, религиозных, социальных или сугубо политических). «Загипнотизированные поработившей их верою, они готовы на все жертвы для ее распространения и кончают даже тем, что исключительно целью своей жизни ставят воцарение этой веры. Эти люди находятся как в полубреду, изучение их требует патологического исследования их умственного состояния, но, несмотря на это, они всегда играли в истории громадную роль». Такой «апостол всегда представляет собой религиозно настроенный ум, одержимый желанием распространить свое верование; но вместе с тем и прежде всего это ум простой, совершенно не поддающийся влиянию доводов разума. Его логика — элементарна. Законы и всякие разъяснения совершенно недоступны его пониманию». Г. Лебон особо подчеркивал внешнюю «простодушную наивность» этих людей. Ничто их не затрудняет. Для них ничего нет легче, чем перестроить общество. «Поддаваясь все более и более гипнозу двух или трех непрестанно повторяемых формул, проповедник-социалист чувствует жгучую потребность распространять свою веру...». В структуре поведения этого типа личности особенно выделяется жажда разрушения: «По-видимому, почти во все времена имел силу общий психологический закон, по которому нельзя быть апостолом чего-либо, не ощущая настойчивой потребности кого-либо умертвить или что-либо разрушить».

b) Второй тип лидеров массы — фанатики одной идеи. «Повседневно встречаются очень умные люди, даже выдающиеся, теряющие способность рассуждать, когда дело касается некоторых вопросов. Увлеченные тогда своей политическою или религиозною страстью, они обнаруживают изумительное непонимание и нетерпимость. Это случайные фанатики, фанатизм которых становится опасным лишь тогда, когда его раздражают». Это «помощники апостолов», часто движимые яростью (манией) преследования.

c) Третий тип лидеров массы «принадлежит к обширной семье дегенератов. Занимая, благодаря своим наследственным порокам, физическим или умственным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятся естественными врагами общества, к которому они не могут приспособиться вследствие своей неизлечимой неспособности и наследственной болезненности. Они — естественные защитники доктрин, которые обещают им и лучшую будущность, и как бы возрождение». У данного типа мало фанатизма, нет увлечения одной идеей и даже особой стойкости веры. Тут все решает личная заинтересованность.

d) Четвертый тип лидеров массы, обычно приходящий на смену предыдущим «вожакам» и овладевающий массой после того, как фанатики ее сформировали и основательно «разогрели» — обычный тиран или диктатор. Он может сочетать в себе некоторые черты предшествующих «проповедников», но не это главное. Он умеет заставить массу полюбить себя и возбудить боязнь к себе.

Пример: вожди войск: «Не на жизнь, а на смерть».

Специфические требования к вожакам:

· Следует отметить, что человек, желающий стать безусловным лидером должен фанатически верить в излагаемые им идеи, чтобы они могли заразить толпу, снизив критичность ее восприятия.

· Претендент на роль лидера должен иметь некоторое обаяние или имидж. Он должен быть узнаваемым и одновременно восприниматься как «один из нас», чтобы у многих членов массы могла легко сформироваться иллюзия идентификации себя с лидером. Задача имиджа – получение полного и безусловного доверия массы, на которую хочет опереться лидер.

· Помимо этого лидер должен обладать обаянием. Можно выделить две главные категории: обаяние приобретенное и обаяние личное.

- Приобретенное обаяние – то, которое доставляется именем, богатством, репутацией. Этот вид обаяния гораздо больше распространен. Уже одного того факта, что какой-нибудь индивид занимает известное социальное положение, обладает богатством, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние.

- Личное же обаяние носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством. Этот род обаяния составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает им какое-то магнетическое очарование, действующее на окружающих, несмотря даже на то, что они не обладают никакими средствами для утверждения своего господства. Под влиянием неудачи обаяние исчезает внезапно. Оно может прийти в упадок и вследствие оспаривания, но это совершается медленнее.

Массы легко создают, но и легко сбрасывают своих кумиров с пьедесталов. Это случилось со многими кумирами нашей истории. Причем отчетливо выражается следующая черта массовой психологии: чем безогляднее масса шла за своим кумиром, тем с большим злорадством и сладострастием она предает его поруганию, если он не оправдал ее надежд.

Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться. Для вождя массы – это неразумные дети, которые не ведают, что хотят и что творят, а он сам – отец и покровитель, заботящийся о своей большой семье, наделяющий ее благами, карающий и вообще берущий на себя всю ответственность.

На этих принципах основаны все тоталитарные системы. Вся идеология Гитлера выражала призыв к массам отречься от себя и подчиниться власти вождя. Для тоталитарного общества вообще характерно наличие вождя, наделенного харизматическими чертами, выступающего орудием превращения народа в некритически мыслящую массу, готовую переложить на него ответственность. В рамках тоталитарной системы вождь сам начинает верить в свои сверхъестественные способности и силу, во многом сам начинает подчиняться инстинктам масс.

В отличие от групп, больших и малых, всегда так или иначе организованных и структурированных, массы — это принципиально неорганизованные и неструктурированные субъекты. В основе психологии масс лежит массовое сознание.

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, реальная форма его практического существования. Это особый вид общественного сознания, свойственный большим неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение (совмещение или пересечение) основных, наиболее значимых компонентов сознания большого числа «классических» групп (больших и малых), однако несводимый к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя, массовое сознание в основном носит обыденный характер.

 

 

Психология публики

Публика одна из форм стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе.

Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Приведите примеры публики (читатели журнала «Лиза», политические собрания).

Публика делится на собранную и несобранную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.005 с.)