Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах



А) Заражение -бессознатель­на невольная подверженность индивида определенный психическим состояниям.

Феномен зараже­ния был известен на самых ранних этапах челове­ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время:

- ритуальных танцев,

- спортивного азарта,

- ситуаций паники и пр.

Заражение проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организован­ного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваи­вает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Важным вопросом при исследовании заражения является во­прос о той роли, которую играет уровень общности оценок и уста­новок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, вклю­чающим предшествующую заражению общность оценок, напри­мер популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыг­рать роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана осо­бая концепция повышения эффективности воздействия на откры­тую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит и от общего уровня развития личностей, состав­ляющих аудиторию, и от уровня развития их самосознания. В современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Чем выше уровень развития общества, тем кри­тичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекаю­щим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.

Б) Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу.

При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии.

Внуше­ние иначе называют «суггестия». Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внуше­ния, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый дополнительный фактор воздействия – доверие к источнику информации.

В отечественной литера­туре впервые вопрос о значении социальной суггестии был по­ставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общест­венной жизни» (1903). При анализе внушения как специфическо­го средства воздействия встает вопрос о соотноше­нии внушения и заражения.

Отличия внушения от зара­жения:

1) при заражении осу­ществляется сопереживание большой массой людей общего пси­хического состояния, внушение не предлагает такого «равенст­ва» в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не под­вержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс вну­шения имеет одностороннюю направленность — это не спонтан­ная тонизация состояния группы, а персонифицированное, актив­ное воздействие одного человека на другого или на группу;

2) вну­шение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные сред­ства (восклицания, ритмы и пр.)

Внушение отличается, от убеждения тем, что не­посредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обо­снования добиться согласия от человека, принимающего инфор­мацию. При внушении же достигается «его согласие, а просто при­нятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим ин­формацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет со­бой преимущественно интеллектуальное, а внушение — преиму­щественно эмоционально-волевое воздействие.

В) Подражание -воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний.

Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принад­лежит теория подражания.

В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом раз­вития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реали­зуется через наследственность, то в человеческом обществе — че­рез подражание. Оно выступает источником прогресса: периоди­чески в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в струк­туру общества и вновь осваиваются путем подражания.» (Тард, 1892).

Различается несколько видов подражания:

Ø логическое и внелогическое,

Ø внут­реннее и внешнее,

Ø подражание-мода и подражание-обычай,

Ø под­ражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Существуют законы подражания:

· подражание осуществляется от внутрен­него к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обря­дам);

· низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королев­скому двору) и т.д.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в дет­ской психологии поэтому проводится основная масса эксперимен­тальных исследований подражания.

Типы стихийных групп

Толпа

Толпа - стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения

Признаки толпы:

• многочисленность (повышенное скопление людей на небольшой территории);

• высокая контактность (каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства);

• эмоциональная возбужденность (волнение людей, повышенная эмоциональная активность и вовлеченность в происходящие события);

• неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

• отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель

неясна или слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными, и т. п.).

Какие условия, способствующие образованию толпы вы можете назвать?

К условиям, способствующим образованию толпы, относятся:

• стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, смерчи);

• общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро, аэропорты);

• проведение массовых зрелищ (спортивных матчей, эстрадных концертов, развлекательных представлений);

• политические акции (демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста);

• места массовых гуляний и отдыха (набережные, площади и улицы городов, помещения и площадки индустрии развлечений) и др.

Толпа имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом она полностью подчиняет себе действия отдельного человека. "Стадное чувство" ведет к тому, что человек практически перестает разделять собственное "я" и абстрактное "мы" толпы и как бы растворяется в ней.

По мнению ряда исследователей, члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. Я.Щепаньский пишет: «...это лишь некий краткий оборот, обозначающий степень интенсивности действия сходных импульсов и эмоций у всех членов толпы. Этот «гипноз» действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов».

Выделяется ряд условий действия такого «гипноза»:

§ Во-первых, предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей групп или институтов.

§ Во-вторых, убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям.

§ В-третьих, молодой возраст и отсутствие социально-политического опыта.

§ В-четвертых, низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля и отсутствие твердости политических взглядов.

 

Классификация толпы

1 Стихийная толпа. Формируется без какого-либо организующего начала. 2 Ведомая толпа. Формируется под воздействием, влиянием лидера. 3 Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов: 1 Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию. Приведите пример. (дорожная авария, пожар, драка и т.п.). 2 Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. 3 Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.) 4 Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.). 5 Действующая толпа. Формируется — как и конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя подвиды: - Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п. - Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

• более высокой степенью угрозы для людей;

• полной утратой всякой организации;

• поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия;

• психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно.

- Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.). - Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

(доп. материал)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.02 с.)