Общая характеристика стихийных групп, механизмы стихийного поведения, способы воздействия, организуемые в стихийных группах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика стихийных групп, механизмы стихийного поведения, способы воздействия, организуемые в стихийных группах.



Общая характеристика стихийных групп, механизмы стихийного поведения, способы воздействия, организуемые в стихийных группах.

Большая стихийная группа – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но может быть весьма активной. Одним из важных факторов формирования стихийных групп является общественное мнение, которое является выразителем массового сознания. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют: толпу, массу, публику.

Исследованием психологии больших стихийных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева и М.Г.Макаров, Г. Г. Дилигенский; О. И. Зотова, В. В. Новиков и Е. В. Шорохова; Е. С. Кузьмин; И.Т.Лсвыкин; А. Р. Лурия; Б. Д. Парыгин; Б Ф. Поршнев В В.Шаронов и др.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо поговорить об общих механизмах стихийного поведения и способы воздействия реализуемые в стихийных группах.

Общие механизмы стихийного поведения

Типы стихийных групп

Толпа

Толпа - стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения

Признаки толпы:

• многочисленность (повышенное скопление людей на небольшой территории);

• высокая контактность (каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства);

• эмоциональная возбужденность (волнение людей, повышенная эмоциональная активность и вовлеченность в происходящие события);

• неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

• отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель

неясна или слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными, и т. п.).

Какие условия, способствующие образованию толпы вы можете назвать?

К условиям, способствующим образованию толпы, относятся:

• стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, смерчи);

• общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро, аэропорты);

• проведение массовых зрелищ (спортивных матчей, эстрадных концертов, развлекательных представлений);

• политические акции (демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста);

• места массовых гуляний и отдыха (набережные, площади и улицы городов, помещения и площадки индустрии развлечений) и др.

Толпа имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом она полностью подчиняет себе действия отдельного человека. "Стадное чувство" ведет к тому, что человек практически перестает разделять собственное "я" и абстрактное "мы" толпы и как бы растворяется в ней.

По мнению ряда исследователей, члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. Я.Щепаньский пишет: «...это лишь некий краткий оборот, обозначающий степень интенсивности действия сходных импульсов и эмоций у всех членов толпы. Этот «гипноз» действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов».

Выделяется ряд условий действия такого «гипноза»:

§ Во-первых, предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей групп или институтов.

§ Во-вторых, убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям.

§ В-третьих, молодой возраст и отсутствие социально-политического опыта.

§ В-четвертых, низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля и отсутствие твердости политических взглядов.

 

Классификация толпы

1 Стихийная толпа. Формируется без какого-либо организующего начала. 2 Ведомая толпа. Формируется под воздействием, влиянием лидера. 3 Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов: 1 Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию. Приведите пример. (дорожная авария, пожар, драка и т.п.). 2 Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. 3 Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.) 4 Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.). 5 Действующая толпа. Формируется — как и конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя подвиды: - Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п. - Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

• более высокой степенью угрозы для людей;

• полной утратой всякой организации;

• поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия;

• психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно.

- Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.). - Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

(доп. материал)

Управление толпой.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода: 1 – побудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение; 2 - предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу. Эффективными средствами могут считаться следующие: - переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается; - объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; - обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; - применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще, с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

2.1.5. Характеристика толпы на примере футбольных фанатов.

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «футбольные фанаты»?

Неуправляемая группа разрисованных, беснующихся, чаще молодых людей затевающих драку или крушащих чей-то автомобиль, преградивший им путь. Лучше держаться от них подальше, они ведь на все способны. И такое мнение имеет под собой основание. Чаще всего фанаты – ведомая толпа, подчиняющаяся конкретному лидеру, но иногда она может принимать и другие виды, например, после поражения любимой команды – агрессивной толпы (они бьют витрины, совершают поджоги, устраивают битвы). Ими движет нелюбовь к оппоненту, подогретая идеологией, почему его клуб лучше, чем команда соперника.

Удивительная вещь - психология футбольного фаната. «Стоит только надеть шарф и ты сразу начинаешь выделяться в толпе простых смертных и чувствуешь множество взглядов на себе. Но и сам ты уже выпал из своей привычной "роли" пассажира и мирного гражданина. И в группе себе подобных уже можешь и громко скандировать любимые лозунги и вести так, как не позволил бы себе раньше. Вообще толпа обладает удивительным свойством - стоит влиться в нее и затянуть на марше "походные" песни, как перестаешь обращать внимание на множество обстоятельств, а реакция окружающих только подхлестывает и раззадоривает.» Вот высказывание типичного фаната одного футбольного клуба. В чем же причина такого поведения? Ответ прост – толпа. Отдельный человек приобретает в толпе те качества, которые ему не свойственны в изолированном состоянии. Он теряется в «безликой массе», поступает «как все», перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда вытекает и особая жестокость толпы вообще и футбольных фанатов в частности. Исчезает сознательная личность, а вместе с ней и способность к наблюдению и критике собственного поведения. На пути агрессивно настроенных футбольных фанатов часто встречаются посторонние, случайно оказавшиеся рядом люди. Такие встречи редко остаются без последствий. Человек, находящийся в толпе не может оказать помощь жертве без ущерба для собственной безопасности. И, возможно, каждый из участников в отдельности никогда бы не стал так или иначе поступать, поджигать и громить машины, бить стекла, но в данной ситуации все они являются частью одного целого – толпы, которая существует по своим законам, мыслит и чувствует иначе. Становясь частицей толпы, индивид опускается на ступень ниже в своем интеллектуальном развитии, здесь он уже не культурное, а инстинктивное существо, варвар. Невозможного не существует! Все дозволено, ведь он анонимен и ни за что не отвечает. Побыв некоторое время среди действующей толпы, человек впадает в состояние, напоминающее гипноз. Он уже не осознает своих поступков. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Индивиды безоговорочно принимают позицию, мнение лидера, не сомневаются в его правоте. Внушенное толпе фанатов чувство обожания, заставляет их, в некоторых случаях, жертвовать собой ради любимой команды.

 

Вывод:

Практически все наше общество можно назвать толпой, подчиняющейся определенным законам: мы смотрим одни и те же программы по телевизору, слушаем одну и ту же музыку, носим одинаковую одежду и т.д. Все это способствует тому, что в наших головах возникают схожие мысли, мы придерживаемся подобных моделей поведения.

Знание психологии толпы в настоящее время представляет собой последнее средство, имеющееся в руках человека, которое может помочь ему, по крайней мере, не давать толпе слишком много власти над собой, потому что управлять толпой уже невозможно.

 

Психология масс

Масса – более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Масса — это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.

Приведите пожалуйста, примеры масс (манифестации, демонстрации, митинги).

 

Основные признаки масс

Общие социально-психологические признаки, основными среди которых являются следующие:

· размытые, т. е. нечетко очерченные границы; ее составляет неопределенная совокупность людей;

· слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для них характерны, во-первых, локальные связи (например, между членами семей, близкими родственниками, соседями, по месту жительства или сослуживцами по работе), а во-вторых, опосредствованные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;

· высокая динамичность, изменчивость, т, е. ее состав легко может меняться: люди могут выходить и входить в массу без затруднений, поэтому она относится к числу открытых и высокомобильных групп;

· низкая интегрированность, слабая сплоченность; однако это может не относиться к отдельным локальным ее частям.

З. Фрейд писал: «Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться нс только личному интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного».

Вожаки масс.

Четыре основных типа таких «вожаков»:

a) Первый — убежденные проповедники, апостолы неких верований (независимо, религиозных, социальных или сугубо политических). «Загипнотизированные поработившей их верою, они готовы на все жертвы для ее распространения и кончают даже тем, что исключительно целью своей жизни ставят воцарение этой веры. Эти люди находятся как в полубреду, изучение их требует патологического исследования их умственного состояния, но, несмотря на это, они всегда играли в истории громадную роль». Такой «апостол всегда представляет собой религиозно настроенный ум, одержимый желанием распространить свое верование; но вместе с тем и прежде всего это ум простой, совершенно не поддающийся влиянию доводов разума. Его логика — элементарна. Законы и всякие разъяснения совершенно недоступны его пониманию». Г. Лебон особо подчеркивал внешнюю «простодушную наивность» этих людей. Ничто их не затрудняет. Для них ничего нет легче, чем перестроить общество. «Поддаваясь все более и более гипнозу двух или трех непрестанно повторяемых формул, проповедник-социалист чувствует жгучую потребность распространять свою веру...». В структуре поведения этого типа личности особенно выделяется жажда разрушения: «По-видимому, почти во все времена имел силу общий психологический закон, по которому нельзя быть апостолом чего-либо, не ощущая настойчивой потребности кого-либо умертвить или что-либо разрушить».

b) Второй тип лидеров массы — фанатики одной идеи. «Повседневно встречаются очень умные люди, даже выдающиеся, теряющие способность рассуждать, когда дело касается некоторых вопросов. Увлеченные тогда своей политическою или религиозною страстью, они обнаруживают изумительное непонимание и нетерпимость. Это случайные фанатики, фанатизм которых становится опасным лишь тогда, когда его раздражают». Это «помощники апостолов», часто движимые яростью (манией) преследования.

c) Третий тип лидеров массы «принадлежит к обширной семье дегенератов. Занимая, благодаря своим наследственным порокам, физическим или умственным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятся естественными врагами общества, к которому они не могут приспособиться вследствие своей неизлечимой неспособности и наследственной болезненности. Они — естественные защитники доктрин, которые обещают им и лучшую будущность, и как бы возрождение». У данного типа мало фанатизма, нет увлечения одной идеей и даже особой стойкости веры. Тут все решает личная заинтересованность.

d) Четвертый тип лидеров массы, обычно приходящий на смену предыдущим «вожакам» и овладевающий массой после того, как фанатики ее сформировали и основательно «разогрели» — обычный тиран или диктатор. Он может сочетать в себе некоторые черты предшествующих «проповедников», но не это главное. Он умеет заставить массу полюбить себя и возбудить боязнь к себе.

Пример: вожди войск: «Не на жизнь, а на смерть».

Специфические требования к вожакам:

· Следует отметить, что человек, желающий стать безусловным лидером должен фанатически верить в излагаемые им идеи, чтобы они могли заразить толпу, снизив критичность ее восприятия.

· Претендент на роль лидера должен иметь некоторое обаяние или имидж. Он должен быть узнаваемым и одновременно восприниматься как «один из нас», чтобы у многих членов массы могла легко сформироваться иллюзия идентификации себя с лидером. Задача имиджа – получение полного и безусловного доверия массы, на которую хочет опереться лидер.

· Помимо этого лидер должен обладать обаянием. Можно выделить две главные категории: обаяние приобретенное и обаяние личное.

- Приобретенное обаяние – то, которое доставляется именем, богатством, репутацией. Этот вид обаяния гораздо больше распространен. Уже одного того факта, что какой-нибудь индивид занимает известное социальное положение, обладает богатством, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние.

- Личное же обаяние носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством. Этот род обаяния составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает им какое-то магнетическое очарование, действующее на окружающих, несмотря даже на то, что они не обладают никакими средствами для утверждения своего господства. Под влиянием неудачи обаяние исчезает внезапно. Оно может прийти в упадок и вследствие оспаривания, но это совершается медленнее.

Массы легко создают, но и легко сбрасывают своих кумиров с пьедесталов. Это случилось со многими кумирами нашей истории. Причем отчетливо выражается следующая черта массовой психологии: чем безогляднее масса шла за своим кумиром, тем с большим злорадством и сладострастием она предает его поруганию, если он не оправдал ее надежд.

Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться. Для вождя массы – это неразумные дети, которые не ведают, что хотят и что творят, а он сам – отец и покровитель, заботящийся о своей большой семье, наделяющий ее благами, карающий и вообще берущий на себя всю ответственность.

На этих принципах основаны все тоталитарные системы. Вся идеология Гитлера выражала призыв к массам отречься от себя и подчиниться власти вождя. Для тоталитарного общества вообще характерно наличие вождя, наделенного харизматическими чертами, выступающего орудием превращения народа в некритически мыслящую массу, готовую переложить на него ответственность. В рамках тоталитарной системы вождь сам начинает верить в свои сверхъестественные способности и силу, во многом сам начинает подчиняться инстинктам масс.

В отличие от групп, больших и малых, всегда так или иначе организованных и структурированных, массы — это принципиально неорганизованные и неструктурированные субъекты. В основе психологии масс лежит массовое сознание.

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, реальная форма его практического существования. Это особый вид общественного сознания, свойственный большим неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение (совмещение или пересечение) основных, наиболее значимых компонентов сознания большого числа «классических» групп (больших и малых), однако несводимый к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя, массовое сознание в основном носит обыденный характер.

 

 

Психология публики

Публика одна из форм стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе.

Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Приведите примеры публики (читатели журнала «Лиза», политические собрания).

Публика делится на собранную и несобранную.

Психология аудитории

В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Особенность – собираются ради общей определенной цели, собравшиеся более управляемы, но в случае каких- либо инцидентов возможны случаи выхода ситуации из-под контроля организаторов.

Пример: студенты на парах, конференция?

Психология слухов

Слухи — это форма искаженной (трансформированной) информации о значимом объекте, циркулирующей в больших группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

Если вы сообщаете «на ушко подружке» о своем отношении или оценке общего знакомого (нравится — не нравится), это не слухи, а сплетни. Циркуляция слуха происходит тогда, когда вы сопровождаете оценки, мнения, отношения, планы и доктрины неизвестными собеседнику сведениями о предмете — факты из биографии того самого знакомого, нечто прочитанное в журнале и т.д.

Приведите, пожалуйста, пример слухов? (— Ой, что деется! Вчерась траншею рыли ‑

Откопали две коньячные струи!; — Говорят, шпионы воду отравили самогоном,

Ну а хлеб теперь — из рыбной чешуи! B. C. Высоцкий)

Социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими:

• слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами. Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется;

• слухи возникают в условиях неопределенности, когда информация совсем отсутствует, или явно недостаточна, или противоречива и тем самым порождает неопределенность;

• важное условие, способствующее зарождению и распространению слухов, — политическая и экономическая нестабильность в обществе. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей;

• благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек стремится передать ее другим людям - это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи выполняют некоторые важные функции:

• слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;

• слухи в значительной степени снимают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

• социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые с некоторой задержкой по времени могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание. В этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношение к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

Стратегия профилактики слухов заключается в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Исходя из этого, для предотвращения слухов необходимо следующее:

• стремиться к высокой степени информированности больших групп о

наиболее важных событиях. Информация должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снять неопределенность. В экстремальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;

• целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;

• позитивное воздействие на профилактику слухов оказывают условия политической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие группы (город, регион или общество в целом); это существенно снижает состояние тревоги, напряженности людей и предотвращает слухи;

• в тех случаях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные причины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся социальную ситуацию и будут к ней относиться менее эмоционально;

• выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу, поскольку активные распространители слухов (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстремальности условия жизни людей) — благоприятная предпосылка для разрастания слухов — могут представлять серьезную угрозу.

Задача управления слухами становится наиболее важной в любых условиях, опасных для нормального проживания людей, а именно: предвоенная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей.

 

Психология паники

Паника - стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Когда может возникнуть паника, при каких обстоятельствах, какими характеристиками может обладать паника?

Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

· паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

· паника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимом угрозе;

· паника — это чаше всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

· для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Подведение итогов

«Итак, сегодня на лекции мы с вами рассмотрели психологию больших стихийных групп, остановились на механизмах стихийного поведения, назовите, пожалуйста, 4 этапа действия механизмов стихийного поведения (циркуляная реакция, эмоциональное кружение, появление нового общего объекта, активизация членов общества через дополнительное стимулирование) выделили 3 типа больших стихийных групп, перечислите их (толпа, масса, публика), поговорили о феноменах массового поведения. Спасибо за работу, до свидания!»

 

 

 

Общая характеристика стихийных групп, механизмы стихийного поведения, способы воздействия, организуемые в стихийных группах.

Большая стихийная группа – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но может быть весьма активной. Одним из важных факторов формирования стихийных групп является общественное мнение, которое является выразителем массового сознания. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют: толпу, массу, публику.

Исследованием психологии больших стихийных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева и М.Г.Макаров, Г. Г. Дилигенский; О. И. Зотова, В. В. Новиков и Е. В. Шорохова; Е. С. Кузьмин; И.Т.Лсвыкин; А. Р. Лурия; Б. Д. Парыгин; Б Ф. Поршнев В В.Шаронов и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 2531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.082 с.)