![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К методам управления привлеченными ресурсами коммерческого банка относят: 1) анализ привлеченных ресурсов банка; 2) улучшение структуры привлеченных средств; диверсификацию ресурсов (в том числе введение новых видов депозитов и услуг), привлечение новых клиентов. Анализ ресурсной базы банка начинается с того, что рассчитывается объем каждого вида ресурсов в квартальном разрезе и на конец года, определяются их значимость для банка, а также динамика изменений. Для оценки структуры привлеченных средств могут использоваться структурные коэффициенты, такие, как удельный вес обязательств до востребования, срочных вкладов, МБК полученных, а также собственных векселей банка в привлеченных средствах — брутто. Выявляются тенденции развития отдельных видов обязательств, определяются темпы роста показателей. Поскольку основную часть расходов банка составляют расходы по формированию его ресурсной базы, зависящие от объема, структуры и средней цены привлечения ресурсов, необходимо определить среднюю стоимость депозитных и недепозитных ресурсов. Она определяется как процентное отношение затрат (начисленных и уплаченных процентов с учетом резервирования по депозитам и налогообложения по межбанковским кредитам) к средней величине соответствующих ресурсов. Однако главная задача при анализе ресурсной базы состоит в определении стабильности ресурсов банка. При этом основное внимание уделяется оценке депозитных ресурсов. Анализ депозитов осуществляется по срокам и категориям вкладчиков, условиям внесения и изъятия вкладов, размеру уплачиваемых процентов, возможностям установления льгот по пассивным и активным операциям для постоянных клиентов, а также по другим направлениям. Расчетные и текущие счета являются основными для клиента, поскольку через них проходит весь его денежный оборот, а следовательно, по ним можно проследить как приток, так и отток средств. Банк, имеющий солидную клиентскую базу, т.е. большой объем расчетных и текущих счетов, на основании изучения динамики средств по счетам может выявить их минимальный неснижаемый уровень. Устойчивая (неснижаемая) часть остатков на расчетных и текущих счетах клиентов позитивно характеризует структуру ресурсной базы банка. Эту часть ресурсов (обычно не более 20% ежедневных остатков средств на клиентских счетах) банки могут использовать относительно длительное время. При определении неснижаемой части остатков в расчет не следует принимать остатки средств на счетах, которые появляются периодически и динамику которых трудно предусмотреть.
Качество депозитной базы во многом зависит от того, к какой категории юридических лиц относятся его основные клиенты. Остатки на их счетах обычно очень мобильны, а стабильность и размер остатков во многом зависят от вида деятельности предприятия. В то же время эта часть ресурсной базы относительно предсказуема: известны сроки выплаты заработной платы, платежей в бюджет, можно определить сезонность колебаний в потоках денежных средств и т.п. Динамика средств на этих счетах требует постоянного изучения, а прогноз размера остатков — почти ежедневной корректировки. При анализе динамики клиентских счетов можно выделить: 1) обороты с точно известными датами и суммами — например, клиентские платежные поручения с определенной датой исполнения, когда имеется информация о предстоящих платежах или поступлениях от клиента, от его контрагента или от другого банка; 2) обороты с точно известными датами и неточно известными суммами — платежи в бюджет, выплаты заработной платы и т.п., при планировании этих платежей в значительной степени можно опираться на использование данных за предыдущие месяцы; 3) обороты с точно известными суммами, но приблизительно известными датами — например, платежи и поступления по обслуживаемым в банке экспортно-импортным контрактам либо получение кредита в другом банке. Для оценки стабильности депозитов банки могут использовать как сложные математические процедуры, так и такие показатели, как средний срок хранения денежных средств, уровень оседания (или оттока) клиентских средств, а также доля средств на счетах до востребования, которая может быть использована как стабильный ресурс. Средний срок хранения денежных средств определяется по формуле: где Сд — средний срок хранения в днях; Оср — средний остаток вкладов; В — оборот по выдаче вкладов;
Д — количество дней в периоде. При помощи этого показателя оценивается возможность использования средств на счетах в качестве ресурсов краткосрочного кредитования. Уровень оседания средств, поступивших во вклады, рассчитывается по формуле: где Уо — уровень оседания средств во вклады, %; Ок — остаток вкладов на конец периода; Он — остаток вкладов на начало периода; П — поступления во вклады. Показатель Уо должен быть в идеале максимально большим, его нулевое значение говорит о неподвижном состоянии остатков. Большинство банков максимально использует в качестве ресурса средства на счетах клиентов с соблюдением допустимого уровня трансформации. Для этого на основании данных о платежном обороте по счетам до востребования определяется объем остатка средств, который может быть использован как стабильный ресурс: где Дс — доля средств, хранящаяся в течение определенного, расчетного периода на счетах до востребования, которые могут быть использованы как стабильные ресурсы в течение следующего аналогичного по сроку промежутка времени; Оср — средний остаток на счетах за расчетный период; К — кредитовый оборот по счетам до востребования за расчетный период. Для оценки качества ресурсной базы анализируется структура клиентских счетов по величине остатка. По каждому счету определяется среднемесячный остаток (как среднее арифметическое) и в соответствии с полученными данными производится разбивка клиентов по следующим условным группам: - с ничтожно малыми остатками, - с малыми остатками, со средними остатками, - с достаточно большими остатками, - с очень большими остатками. Аналогичным методом определяется структура клиентов по силе колебаний. Для каждого счета вычисляется среднемесячная сила колебаний (как среднеквадратичное отклонение от среднего) и производится подразделение клиентов на группы в зависимости от колебаний остатков по счетам: - с очень слабыми колебаниями остатков, - со слабыми колебаниями, - со средними колебаниями, - с сильными колебаниями, - с очень сильными для данного банка колебаниями остатка. Чем больше счетов с сильно колеблющимися остатками, тем выше риск банка. Сумма остатков на счетах может определяться также с учетом качества. Для этого вводится функция качества счета, которая зависит от силы колебаний (чем сильнее колебания, тем ниже качество) и от величины остатка (чем больше остаток, тем выше качество). С помощью этой функции определяется качество каждого счета, затем среднее качество, а после этого — сумма остатков с учетом качества. Показатель эффективности клиентской базы определяется как отношение суммы остатков с учетом качества к сумме всех остатков средств по счетам клиентов. Необходимо также определить, связывают ли крупнейших клиентов и банк другие отношения, кроме расчетно-платежных: являются ли они акционерами, заемщиками банка и т.п. С одной стороны, наличие таких связей можно расценивать положительно, поскольку в этом случае крупнейшие клиенты останутся при банке, с другой стороны, большая зависимость банка от таких клиентов нежелательна. Бюджетные счета открываются организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет федерального и местных бюджетов. Государственные организации работают в рамках госзаказа и утвержденной сметы, вследствие чего в принципе они имеют более четкий график поступлений и платежей.
Иногда на этих счетах аккумулируются значительные средства, дающие банку большую и дешевую ресурсную базу. В то же время получить в клиенты такого солидного клиента весьма непросто. Обычно работа с подобными клиентами осуществляется в индивидуальном порядке и во многом зависит от взаимоотношений между высшим менеджментом банка и руководителями соответствующего государственного органа. Однако зачастую государственные предприятия имеют дотационный характер, а зависимость от бюджета того или иного уровня, поступления средств из которого могут в силу российской специфики носить нерегулярный характер, не позволяет уверенно планировать размер остатков на этих счетах. Также в значительной мере сложно прогнозировать остатки на корреспондентских счетах Лоро, которые банки-контрагенты используют не только для проведения собственных платежей, но и для операций своих клиентов. Иногда по этим счетам банки получают межбанковские кредиты (например, при проведении так называемых ролловерных операций). В то же время следует иметь в виду, что в кризисной ситуации эти ресурсы первыми покидают банк. Участники межбанковского рынка, как правило, владеют информацией «из первых рук» и быстрее всех успевают реагировать в случае ухудшения финансового состояния банка или его репутации. На отзыв МБК может потребоваться несколько дней, а средства с Лоро-счетов можно забрать в тот же день. Таким образом, изо всех банковских ресурсов остатки на корреспондентских Лоро-счетах характеризуются самой быстрой маневренностью. Обычно банки открывают друг другу парные корреспондентские счета — Лоро и Ностро. Если при сопоставлении их остатков выясняется, что величина остатков по счетам Ностро или их доля в составе активов не изменяется, а остатки по счетам Лоро снижаются, то это тревожный сигнал как для руководства банка, так и для его вкладчиков. При анализе привлеченных средств определяется зависимость банка от получения межбанковских кредитов. Некоторые банкиры считают, что межбанковский кредит является источником, аналогичным задолженности по собственным векселям банка. Действительно, при возникновении у банка затруднений держатели векселей стремятся, так же как и банки-кредиторы, как можно скорее получить свои денежные средства, а размещение собственных векселей по сложности сопоставимо с получением межбанковского кредита. Совокупная задолженность по полученным МБК и собственным векселям банка в любом случае не должна превышать 35% суммы привлеченных ресурсов.
Вклады до востребования в целом положительно характеризуют структуру ресурсов банка. Однако они обходятся банку несколько дороже, чем остатки на расчетных и текущих счетах, поскольку процентные ставки по ним обычно превышают ставки процентов, начисляемых банком за остаток денег на счете, хотя и значительно ниже ставок по срочным депозитам. Кроме того, их динамика труднопредсказуема, поэтому эти остатки обычно менее прогнозируемы по сравнению с остатками средств на расчетных и текущих счетах. Из видов операций по привлечению вкладов до востребования особого внимания заслуживают операции с мастиковыми карточками, которые являются одним из самых перспективных направлений банковской деятельности. В основном карточки используются гражданами, но могут применяться и юридическими лицами. Пластиковые карты представляют несомненное удобство для клиента, а банку позволяют аккумулировать значительные средства без выплаты высоких процентов. Подсчитано, например, что при зачислении на карточные счета заработной платы через полгода после открытия счета остаток средств на нем в среднем составляет около двух месячных заработков, тогда как проценты начисляются по ставкам, установленным для вкладов до востребования. Однако использование данного вида ресурсов требует больших первоначальных затрат на специальное оборудование, программное обеспечение, проведение рекламной кампании по привлечению клиентов. К депозитам до востребования относятся средства в расчетах, которые представляют собой совокупность незавершенных расчетных операций. К ним относятся неиспользованные остатки на счетах аккредитивов, расчетных чеков, невыплаченных переводов и др. При активном проведении банком подобных операций средства на таких счетах, несомненно, будут оставаться некоторое время, что позволяет формировать дополнительные, хотя и краткосрочные ресурсы. Срочные депозиты подразделяются по срокам, установленным в договорах. Исходя именно из формальных сроков Центральный банк оценивает выполнение коммерческими банками нормативов ликвидности. Однако в ходе управления пассивными операциями следует учитывать, что подписание клиентом договора банковского вклада на определенный срок еще не означает, что он не может забрать из банка деньги ранее оговоренного срока, особенно в критической ситуации. Поэтому часть срочных депозитов коммерческому банку также следует относить к категории «горячих денег». При управлении срочными депозитами целесообразно разграничивать крупных и мелких вкладчиков, поскольку их поведение зачастую различается. Обычно поведение мелких вкладчиков легче прогнозировать, они не так быстро реагируют на изменение ситуации на рынке (нехватка денег, рост процентных ставок и появление новых услуг банков-конкурентов), как владельцы крупных вкладов.
Выделение крупнейших для данного банка вкладчиков производится на основе среднего остатка и оборотов за период. Можно определить следующие показатели: процент крупнейших клиентов, доля этой группы в общем обороте и в общем среднем остатке. Чем эта доля выше, тем сильнее банк зависит от деятельности крупнейших клиентов. Предпочтительней для банка, чтобы основную часть депозитов обеспечивали мелкие и средние клиенты. В целях обеспечения устойчивости коммерческого банка желательно, чтобы доля срочных вкладов в банковских депозитах составляла не менее 30—36%. При управлении депозитами следует учитывать существенные особенности сберегательных вкладов. Так, в соответствии со ст. 837 ГК РФ гражданин имеет право на получение вклада по первому требованию. Таким образом, банк не может быть полностью уверен, что срочные сберегательные вклады не будут изъяты до окончания срока договора. Частные вкладчики обычно очень требовательны к процентным ставкам по вкладам. Кроме того, зачастую население относится к своим «кровным» деньгам гораздо более трепетно, чем к деньгам фирмы, и легко поддается панике в случае возникновения кризисной ситуации. При наступлении такой ситуации банку лучше договориться об отсрочке платежа с одним - двумя крупными клиентами, но не останавливать выдачу вкладов частным вкладчикам. В то же время эффективная политика по сберегательным операциям позволяет банкам формировать значительные дополнительные источники ресурсов. Формирование ресурсной базы подразумевает учет изменения потребностей вкладчиков для удержания существующей клиентуры и привлечения новых клиентов, а также постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов. В последние годы в России, так же как за рубежом, широкое развитие получили гибридные счета, сочетающие элементы банковского вклада и банковского счета. Создание солидной клиентской базы требует больших затрат времени и денег. Привлечение новых клиентов невозможно без исследования потребностей и поведения потенциальных вкладчиков, кредиторов и заемщиков банка, затрат на рекламу, установления более привлекательных, чем у конкурентов, цен на продукты и услуги. В целях привлечения новых клиентов зарубежные банки, например, могут вводить поощрения, в том числе разного рода подарки (например, путевку на отдых, либо ящик шампанского, либо часы и т.п.) для того, кто приведет в банк солидного клиента. Иногда банк оплачивает услуги ресистеров, т.е. тех лиц, которые по роду своей деятельности имеют возможность рекламировать услуги банка (преподаватели, таксисты и т.п.). Считается, что удерживать клиентов дешевле, чем завоевывать новые рынки или присоединять другой банк. Инструментами управления депозитными ресурсами являются различного рода ограничения (на остаток средств, на срок размещения депозита, на первый или последующие взносы, на суммарные обороты по счету и т.п.), блокировки (остатков или на списание средств), комиссии, плата за обслуживание, а также процентные ставки. В качестве ограничения на остаток может служить минимальная сумма на счете, на которую начисляются проценты. При наличии у клиента нескольких счетов (например, в разных валютах) возможно установление единого ограничения на остаток по всем счетам в рублевом эквиваленте. Если ограничения на первый взнос и на минимальный остаток средств на счете не совпадают, то минимальный остаток устанавливается в меньшей сумме, чем первоначальный взнос. Ограничения на суммарный оборот по счету могут быть установлены в виде лимитов на величину разового списания либо на число движений по депозиту. Кроме того, они могут дифференцироваться в зависимости от способа списания (наличного или безналичного) либо от вида платежа (платежи в другой банк или клиенту данного банка). Ограничения обычно устанавливаются сразу для большого количества счетов на неопределенные сроки, они не всегда связаны с прекращением операций по счетам. Блокировки, в отличие от ограничений, относятся к конкретным счетам и устанавливаются на определенное время. Так, при аресте имущества обычно применяется блокировка всех операций по счету, при использовании накопительного счета — блокировка на списание, может применяться блокировка остатков, когда часть средств на расчетном счете используется как срочный депозит без перевода на депозитный счет (условия должны быть оговорены). Комиссии, взимаемые банком за расчетное обслуживание, начисляются за проведение каждой операции по счету, при небольшом количестве операций по счету они обычно составляют относительно небольшие суммы, равномерно распределенные во времени. Поэтому их использование целесообразно при обслуживании мелких клиентов. Плата за обслуживание, которую банки могут взимать с клиентов, обычно включает расходы банка по расчетно-кассовому обслуживанию, но в отличие от комиссии начисляется за период, обычно за месяц либо квартал. Размер платы может быть дифференцирован в зависимости от принадлежности клиента к той или иной группе либо в зависимости от остатка средств на счете, что позволяет воздействовать на формирование ресурсов. Начисление процентов на остатки средств на счетах и во вкладах представляет собой один из наиболее действенных инструментов управления пассивами коммерческого банка. Теоретически увеличение процентных ставок по сравнению со ставками конкурентов приводит к увеличению вкладов, а снижение — к оттоку. Однако на практике как за рубежом, так и в России ставки на рынке обычно выравниваются. На современном этапе резкое увеличение процентных ставок банком может быть расценено вкладчиками как негативный сигнал, свидетельствующий о тяжелом финансовом состоянии банка и недоступности для него дешевых ресурсов. В то же время банку необходимо дифференцировать процентные ставки по видам вкладов в зависимости от спроса на кредитные ресурсы, сроков хранения средств, категорий вкладчиков, сумм и т.д. Кроме того, процентная политика банка должна строиться с учетом процентного риска. Обычно процентная ставка тем выше, чем длительней срок действия договора или срок предварительного уведомления об изъятии вклада вследствие влияния на стоимость денег доходов будущего периода и частых скачков кривой доходов. В большинстве случаев процентная ставка тем выше, чем больше вклад. Наиболее крупные и надежные банки могут предлагать довольно низкие процентные ставки, в то время как ставки по депозитам и межбанковским кредитам, привлекаемым другими банками, обычно выше этого уровня. Банки, которые • ведут агрессивную маркетинговую политику за привлечение вкладов, обычно предлагают более высокие ставки, чтобы переманить клиентов у конкурентов. На уровень процентной ставки воздействуют как общие факторы (соотношение спроса и предложения на деньги, цели и направления денежно-кредитной политики Банка России в данный период времени, уровень инфляции), так и частные факторы. Для банка уровень процента определяется уровнем процента по активным операциям банка, сроком и размером привлекаемого депозита, надежностью банка. Необходимо учитывать, что российское банковское законодательство накладывает ряд ограничений на процентную политику коммерческих банков: публичный характер договоров банковского вклада с гражданами, запретна предоставление льгот акционерам банка и т.п.
11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала. Управление капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста объема балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных нормативными актами пропорций между различными элементами капитала с целью достижения установленных банком параметров. Российская практика пока не создала достаточно эффективного инструментария планирования и управления собственным капиталом. Постоянные изменения в области нормативного регулирования и в состоянии финансовых рынков не позволяют банкам оценить результативность принимаемых управленческих решений. В большинстве коммерческих банков России работа по управлению капиталом ограничивается выполнением требований надзорных органов, руководство банков часто не видит самостоятельного объекта управления в том, что объединяется в понятие собственного капитала. Значительный опыт управления капиталом накоплен мировой банковской практикой. Однако используемые приемы и методы приспособлены к условиям развитой банковской системы и не могут быть прямо перенесены на российские банки. Объектами управления являются: абсолютная величина собственного капитала, соотношение между капиталом I и II уровней, структура по элементам внутри каждого уровня, затраты на формирование и рентабельность капитала. В последние годы банки всего мира испытывают все большую необходимость в увеличении объема капитала для поддержания роста активов и уменьшения уровня риска для вкладчиков. Дополнительная потребность в собственном капитале у банков связана с рядом факторов. Одним из наиболее важных из них является инфляция, которая одновременно увеличивает объемы активов и пассивов и уменьшает собственный капитал. Другим фактором является неустойчивый характер экономики, что ведет к возрастанию рисков в банковской деятельности и снижению стабильности в получении банком доходов. При этом с отменой регулирования процентных ставок по депозитам возросли издержки на привлеченные средства клиентов, что привело к уменьшению прибыли банка — главного источника устойчивого роста капитала. Усиливающееся давление на банки по поводу увеличения ими собственного капитала порождает необходимость в долгосрочном планировании объемов и источников роста капитала. Банковской практике известно множество способов планирования капитала, но все они преимущественно включают следующие основные этапы: 1) разработка общего финансового плана; 2) определение величины капитала, необходимого банку с учетом его целей, предполагаемых новых услуг, приемлемой степени подверженности риску, условий государственного регулирования; 3) определение величины капитала, который можно привлечь за счет внутренних источников; 4) оценка и выбор наиболее подходящего к потребностям и целям банка источника капитала. Источники прироста банковского капитала традиционно делятся на внутренние (прибыль, переоценка фондов) и внешние (выпуск акций, капитальных долговых обязательств (облигаций). Соотношение между этими источниками нередко определяется размером банка и его стратегией. Крупные банки, имеющие доступ к национальным и международным финансовым рынкам, имеют возможность выпускать обыкновенные, привилегированные акции или облигации для поддержания непрерывного роста своей деятельности. У небольших банков такие возможности весьма ограничены. Они, как правило, не могут привлечь инвесторов из-за отсутствия соответствующей репутации, более низкого уровня платежеспособности. Кроме того, небольшие по размеру выпуски ценных бумаг плохо реализуются на открытом рынке, их размещение связано с большими издержками и рисками. Поэтому небольшим банкам больше приходится полагаться на внутренние источники наращивания собственного капитала. Рассмотрим более подробно названные источники прироста капитала, их преимущества и недостатки. Внутренние источники прироста собственного капитала.. Основным источником собственного капитала для банка является накопление прибыли в виде различных фондов или в нераспределенном виде. Это нередко самый легкий и наименее дорогостоящий метод пополнения капитала, особенно для банков, деятельность которых характеризуется высокой нормой прибыли. Кроме того, привлечение капитала за счет внутренних источников не несет в себе угрозы потери контроля над банком существующими акционерами и снижения доходности их акций. Недостатком такого внутреннего способа увеличения капитала является то, что прибыль, направляемая на прирост капитала, полностью облагается федеральными налогами. Значительное влияние на прибыль оказывают изменения экономических условий, процентных ставок, валютного курса и т.п., т.е. изменения, которыми банк не имеет возможности прямо управлять. Кроме того, прибыль банка является результатом его кредитной, инвестиционной, финансовой и дивидендной политики, поэтому итоги деятельности могут привести как к увеличению собственного капитала, так и к его сокращению вследствие убытков. Вторым источником прироста собственного капитала является дивидендная политика. Величина прибыли, остающейся в распоряжении банка, имеет первостепенное значение для управления капиталом банка. Низкий уровень прибыли ведет к медленному росту внутренних источников капитала, повышая тем самым риск банкротства и сдерживая рост активов и соответственно доходов. Высокая доля прибыли, направляемая на прирост капитала, приводит к снижению выплачиваемых дивидендов. В то же время высокие дивиденды ведут к росту курсовой стоимости акций банка, что облегчает наращивание капитала за счет внешних источников. Дивиденды в этом случае выполняют двойную функцию: увеличивают доходы имеющихся акционеров и облегчают наращивание капитала путем дополнительного выпуска акций. В сегодняшних условиях предпочтительным было бы большую часть прибыли направлять на прирост капитала, т.е. выплачивать дивиденды в минимальных размерах или вообще отказаться от их выплат. Однако многие акционеры могут предпочесть немедленное увеличение текущих дивидендов возможным будущим доходам. Более остро эта проблема стоит в тех банках, где велика доля мелких акционеров, особенностью поведения которых является высокая требовательность к уровню дивидендов. Оптимальной дивидендной политикой будет та, которая максимизирует рыночную стоимость инвестиций акционеров. Банк сможет привлекать новых акционеров и сохранять старых, если доходность акционерного капитала, по крайней мере, равна доходности инвестиций в другие сферы бизнеса с той же степенью риска. В условиях развитого рынка важной задачей для банков является выработка стабильной дивидендной политики. Когда доля дивидендов поддерживается на относительно постоянном уровне, инвесторы рассматривают их как достаточно стабильные доходы и банк выглядит для них более привлекательно. Решающим фактором, влияющим на управленческое решение банка о приемлемой доле удержания прибыли и доле дивидендов, является планируемый рост активов. Банк не может допустить чрезмерного снижения отношения величины собственного капитала к сумме активов. Другими словами, необходимо рассчитать, как быстро должна расти прибыль банка, чтобы обеспечить неизменным отношение собственного капитала к активам, если банк продолжает платить дивиденды своим акционерам по постоянной ставке. В этом случае в качестве инструмента управления капиталом используется коэффициент внутреннего роста капитала, показывающий способность банка самостоятельно наращивать собственные средства. Коэффициент внутреннего роста капитала (Кк) определяется величиной прибыли банка на капитал и долей нераспределяемой, т.е. накапливаемой, прибыли: Кк = ПНК*Кнак, где ПНК— прибыль на единицу собственного капитала (ПНК= чистая прибыль/ капитал); Кнак — коэффициент накопления (доля удержания прибыли). Для более детального анализа факторов, влияющих на темпы внутреннего капиталообразования, формулу (1) необходимо представить в следующем виде: Кк = ПР*ИА* МК* Кнак, где ПР — прибыльность (ПР = чистая прибыль после налогообложения / текущие доходы); ИА — коэффициент использования активов (ИА = текущие доходы / активы); МК — мультипликатор капитала {МК = активы / собственный капитал); Кнак — коэффициент накопления (доля удержания прибыли). Приведенная формула показывает, что при необходимости увеличения объема капитала за счет внутренних источников надо увеличить или чистую прибыль, или долю ее удержания, или и то и другое. В свою очередь, прибыль на капитал находится под влиянием трех факторов: прибыльности, эффективности использования активов (доходность активов), мультипликатора капитала. Увеличение любого из элементов формулы при прочих неизменных условиях повышает уровень внутреннего капиталообразования. Таким образом, если банк стремится улучшить обеспеченность собственным капиталом, он должен сосредоточиться на сокращении издержек, повышении прибыльности, оптимизации финансовой и дивидендной политики. Управляя собственным капиталом, руководство банка должно прежде всего оценить указанные факторы, а затем определить источники прироста капитала. Взаимосвязь между числовыми значениями ПИК и Кнак можно продемонстрировать матрицей капиталообразования (табл. 1). Каждое число этой матрицы представляет собой показатель внутреннего капиталообразования (Кк), получаемый умножением соответствующих значений столбца и строки. Таблица 11.1 – Матрица капиталообразования
Матрица капиталообразования является полезным инструментом планирования. Прирост стоимости имущества за счет переоценки собственных зданий и оборудования является существенным источником капитала для банков, имеющих вложения в недвижимость с повышающейся ценой. Однако этот источник не является достаточно надежным, так как стоимость материальных активов подвержена значительным колебаниям особенно в условиях нестабильной экономики. Банки, растущие быстрее, чем это позволяет норма внутреннего роста капитала, должны привлекать дополнительный капитал из внешних источников. Внешними источниками прироста собственного капитала банка выступают: продажа обыкновенных и привилегированных акций, эмиссия капитальных долговых обязательств, продажа активов и аренда некоторых видов основных фондов, в частности принадлежащих банку зданий. Выбор одного из указанных способов зависит главным образом от того, какой эффект это будет иметь по отношению к доходам акционеров, который обычно измеряется прибылью на одну акцию. Другими важными факторами, которые должны быть учтены руководством, являются: - относительные издержки, связанные с каждым источником капитальных средств (включая процентные расходы, расходы и комиссионные платежи по размещению ценных бумаг, а также инспекционные расходы); - влияние на собственность и контроль за деятельностью банка существующих и потенциальных акционеров; - относительный риск, связанный с каждым источником капитала; - общая подверженность банка риску, выражаемая такими показателями, как соотношение совокупного объема выданных кредитов и активов банка, либо депозитов, либо капитала банка; - сила и слабость рынков капитала, на которых может осуществляться привлечение новых капитальных средств; - регулирующие нормативные акты, касающиеся как объема, так и структуры собственного капитала. Выпуск и продажа обыкновенных и привилегированных акций относятся к наиболее дорогим способам привлечения внешнего капитала из-за высоких издержек по подготовке новой эмиссии и размещению акций. Кроме того, возникает риск, связанный с доходами акционеров по сравнению с держателями долговых обязательств. В отечественной практике дополнительный выпуск акций ведет, как правило, к росту сразу трех элементов собственного капитала банка: уставного капитала, эмиссионного дохода и резервного капитала, минимальный размер которого привязан к величине уставного капитала. Помимо того, что дополнительный выпуск акций сопровождается высокими издержками и риском снижения доходов акционеров, использование данного источника капитала несет в себе угрозу размывания существующей структуры акционерного капитала, контрольных пакетов акций. Во многих случаях стремление сохранить контроль над банком побуждает акционеров налагать вето на новые выпуски акций. Поскольку владельцы привилегированных акций имеют первичное право на прибыль банка по отношению к держателям обыкновенных акций, дивидендные выплаты последним могут снизиться после выпуска привилегированных акций. Однако по сравнению с долговыми обязательствами они обладают большей гибкостью, так как выплата дивидендов по ним не всегда является обязательной. Для поддержания своей деятельности банки иногда продают имеющееся у них здание и берут затем его в аренду у новых владельцев. Такая сделка обеспечивает дополнительный приток денежных средств, а также существенную добавку к собственному капиталу, что усиливает капитальную позицию банка. В последние годы банки стали широко использовать так называемую бонусную эмиссию. При росте рыночной стоимости каких-либо активов банка (преимущественно зданий) по сравнению с их балансовой стоимостью банку невыгодно продавать такие активы. Для покрытия разницы между балансовой и рыночной стоимостью создаются резервы для переоценки собственности, эти резервы капитализируются в виде бесплатного размещения акций между акционерами банка, что и составляет бонусную эмиссию. Новые акции увеличивают акционерный капитал, но не распыляют собственность банка и не уменьшают стоимость выпущенных до этого акций. Выбор способа привлечения внешнего капитала должен производиться на основе тщательного финансового анализа имеющихся альтернатив и их потенциального влияния прежде всего на доходы акционеров. Банки, имеющие доступ к источникам внешнего капитала, обладают большей свободой в выборе стратегий роста и использовании благоприятной конъюнктуры финансового рынка. В России в условиях потери доверия к банковской системе конъюнктура финансовых рынков резк
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.247.133 (0.018 с.) |