Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.



К методам управления привлеченными ресурсами коммерческого банка относят:

1) анализ привлеченных ресурсов банка;

2) улучшение структуры привлеченных средств; диверсификацию ресур­сов (в том числе введение новых видов депозитов и услуг), привлече­ние новых клиентов.

Анализ ресурсной базы банка начинается с того, что рассчитывает­ся объем каждого вида ресурсов в квартальном разрезе и на конец года, определяются их значимость для банка, а также динамика изменений.

Для оценки структуры привлеченных средств могут использовать­ся структурные коэффициенты, такие, как удельный вес обязательств до востребования, срочных вкладов, МБК полученных, а также собст­венных векселей банка в привлеченных средствах — брутто. Выявля­ются тенденции развития отдельных видов обязательств, определяют­ся темпы роста показателей.

Поскольку основную часть расходов банка составляют расходы по формированию его ресурсной базы, зависящие от объема, структуры и средней цены привлечения ресурсов, необходимо определить среднюю стоимость депозитных и недепозитных ресурсов. Она определяется как процентное отношение затрат (начисленных и уплаченных процентов с учетом резервирования по депозитам и налогообложения по межбан­ковским кредитам) к средней величине соответствующих ресурсов.

Однако главная задача при анализе ресурсной базы состоит в опре­делении стабильности ресурсов банка. При этом основное внимание уделяется оценке депозитных ресурсов. Анализ депозитов осуществля­ется по срокам и категориям вкладчиков, условиям внесения и изъятия вкладов, размеру уплачиваемых процентов, возможностям установле­ния льгот по пассивным и активным операциям для постоянных кли­ентов, а также по другим направлениям.

Расчетные и текущие счета являются основными для клиента, по­скольку через них проходит весь его денежный оборот, а следователь­но, по ним можно проследить как приток, так и отток средств. Банк, имеющий солидную клиентскую базу, т.е. большой объем расчетных и текущих счетов, на основании изучения динамики средств по счетам может выявить их минимальный неснижаемый уровень.

Устойчивая (неснижаемая) часть остатков на расчетных и текущих счетах клиентов позитивно характеризует структуру ресурсной базы бан­ка. Эту часть ресурсов (обычно не более 20% ежедневных остатков средств на клиентских счетах) банки могут использовать относительно длительное время. При определении неснижаемой части остатков в рас­чет не следует принимать остатки средств на счетах, которые появляются периодически и динамику которых трудно предусмотреть.

Качество депозитной базы во многом зависит от того, к какой катего­рии юридических лиц относятся его основные клиенты.

Остатки на их счетах обычно очень мобильны, а стабильность и размер остатков во многом зависят от вида деятельности предприятия. В то же время эта часть ресурсной базы относительно предсказуема: известны сроки выплаты заработной платы, платежей в бюджет, можно определить сезонность колебаний в потоках денежных средств и т.п. Динамика средств на этих счетах требует постоянного изучения, а прогноз размера остатков — почти ежедневной корректировки.

При анализе динамики клиентских счетов можно выделить:

1) обороты с точно известными датами и суммами — например, клиентские платежные поручения с определенной датой исполнения, когда имеется информация о предстоящих платежах или поступлениях от клиента, от его контрагента или от другого банка;

2) обороты с точно известными датами и неточно известными сум­мами — платежи в бюджет, выплаты заработной платы и т.п., при пла­нировании этих платежей в значительной степени можно опираться на использование данных за предыдущие месяцы;

3) обороты с точно известными суммами, но приблизительно изве­стными датами — например, платежи и поступления по обслуживаемым в банке экспортно-импортным контрактам либо получение кре­дита в другом банке.

Для оценки стабильности депозитов банки могут использовать как сложные математические процедуры, так и такие показатели, как сред­ний срок хранения денежных средств, уровень оседания (или оттока) клиентских средств, а также доля средств на счетах до востребования, которая может быть использована как стабильный ресурс.

Средний срок хранения денежных средств определяется по формуле:

где Сд — средний срок хранения в днях;

Оср — средний остаток вкладов;

В — оборот по выдаче вкладов;

Д — количество дней в периоде.

При помощи этого показателя оценивается возможность исполь­зования средств на счетах в качестве ресурсов краткосрочного креди­тования.

Уровень оседания средств, поступивших во вклады, рассчитывает­ся по формуле:

где Уо — уровень оседания средств во вклады, %;

Ок — остаток вкладов на конец периода;

Он — остаток вкладов на начало периода;

П — по­ступления во вклады.

Показатель Уо должен быть в идеале максимально большим, его нулевое значение говорит о неподвижном состоянии остатков.

Большинство банков максимально использует в качестве ресурса средства на счетах клиентов с соблюдением допустимого уровня транс­формации. Для этого на основании данных о платежном обороте по счетам до востребования определяется объем остатка средств, который может быть использован как стабильный ресурс:

где Дс — доля средств, хранящаяся в течение определенного, расчетно­го периода на счетах до востребования, которые могут быть использо­ваны как стабильные ресурсы в течение следующего аналогичного по сроку промежутка времени;

Оср — средний остаток на счетах за расчет­ный период;

К — кредитовый оборот по счетам до востребования за расчетный период.

Для оценки качества ресурсной базы анализируется структура клиентских счетов по величине остатка. По каждому счету определяет­ся среднемесячный остаток (как среднее арифметическое) и в соответ­ствии с полученными данными производится разбивка клиентов по следующим условным группам:

- с ничтожно малыми остатками,

- с ма­лыми остатками, со средними остатками,

- с достаточно большими остатками,

- с очень большими остатками.

Аналогичным методом определяется структура клиентов по силе колебаний. Для каждого счета вычисляется среднемесячная сила коле­баний (как среднеквадратичное отклонение от среднего) и произво­дится подразделение клиентов на группы в зависимости от колебаний остатков по счетам:

- с очень слабыми колебаниями остатков,

- со слабы­ми колебаниями,

- со средними колебаниями,

- с сильными колебания­ми,

- с очень сильными для данного банка колебаниями остатка.

Чем больше счетов с сильно колеблющимися остатками, тем выше риск банка.

Сумма остатков на счетах может определяться также с учетом каче­ства. Для этого вводится функция качества счета, которая зависит от силы колебаний (чем сильнее колебания, тем ниже качество) и от ве­личины остатка (чем больше остаток, тем выше качество). С помощью этой функции определяется качество каждого счета, затем среднее ка­чество, а после этого — сумма остатков с учетом качества. Показатель эффективности клиентской базы определяется как отношение суммы остатков с учетом качества к сумме всех остатков средств по счетам клиентов.

Необходимо также определить, связывают ли крупнейших клиен­тов и банк другие отношения, кроме расчетно-платежных: являются ли они акционерами, заемщиками банка и т.п. С одной стороны, нали­чие таких связей можно расценивать положительно, поскольку в этом случае крупнейшие клиенты останутся при банке, с другой стороны, большая зависимость банка от таких клиентов нежелательна.

Бюджетные счета открываются организациям и учреждениям, ко­торым выделяются средства за счет федерального и местных бюджетов. Государственные организации работают в рамках госзаказа и утверж­денной сметы, вследствие чего в принципе они имеют более четкий график поступлений и платежей.

Иногда на этих счетах аккумулируются значительные средства, даю­щие банку большую и дешевую ресурсную базу. В то же время получить в клиенты такого солидного клиента весьма непросто. Обычно работа с по­добными клиентами осуществляется в индивидуальном порядке и во многом зависит от взаимоотношений между высшим менеджментом бан­ка и руководителями соответствующего государственного органа.

Однако зачастую государственные предприятия имеют дотацион­ный характер, а зависимость от бюджета того или иного уровня, по­ступления средств из которого могут в силу российской специфики но­сить нерегулярный характер, не позволяет уверенно планировать раз­мер остатков на этих счетах.

Также в значительной мере сложно прогнозировать остатки на корреспондентских счетах Лоро, которые банки-контрагенты исполь­зуют не только для проведения собственных платежей, но и для опера­ций своих клиентов. Иногда по этим счетам банки получают межбан­ковские кредиты (например, при проведении так называемых ролловерных операций).

В то же время следует иметь в виду, что в кризисной ситуации эти ресурсы первыми покидают банк. Участники межбанковского рынка, как правило, владеют информацией «из первых рук» и быстрее всех успевают реагировать в случае ухудшения финансового состояния бан­ка или его репутации. На отзыв МБК может потребоваться несколько дней, а средства с Лоро-счетов можно забрать в тот же день. Таким об­разом, изо всех банковских ресурсов остатки на корреспондентских Лоро-счетах характеризуются самой быстрой маневренностью.

Обычно банки открывают друг другу парные корреспондентские счета — Лоро и Ностро. Если при сопоставлении их остатков выясня­ется, что величина остатков по счетам Ностро или их доля в составе ак­тивов не изменяется, а остатки по счетам Лоро снижаются, то это тре­вожный сигнал как для руководства банка, так и для его вкладчиков.

При анализе привлеченных средств определяется зависимость банка от получения межбанковских кредитов. Некоторые банкиры считают, что межбанковский кредит является источником, аналогичным задол­женности по собственным векселям банка. Действительно, при возник­новении у банка затруднений держатели векселей стремятся, так же как и банки-кредиторы, как можно скорее получить свои денежные средст­ва, а размещение собственных векселей по сложности сопоставимо с получением межбанковского кредита. Совокупная задолженность по полученным МБК и собственным векселям банка в любом случае не должна превышать 35% суммы привлеченных ресурсов.

Вклады до востребования в целом положительно характеризуют структуру ресурсов банка. Однако они обходятся банку несколько до­роже, чем остатки на расчетных и текущих счетах, поскольку процент­ные ставки по ним обычно превышают ставки процентов, начисляе­мых банком за остаток денег на счете, хотя и значительно ниже ставок по срочным депозитам. Кроме того, их динамика труднопредсказуема, поэтому эти остатки обычно менее прогнозируемы по сравнению с остатками средств на расчетных и текущих счетах.

Из видов операций по привлечению вкладов до востребования особо­го внимания заслуживают операции с мастиковыми карточками, которые являются одним из самых перспективных направлений банковской дея­тельности. В основном карточки используются гражданами, но могут применяться и юридическими лицами. Пластиковые карты представля­ют несомненное удобство для клиента, а банку позволяют аккумулиро­вать значительные средства без выплаты высоких процентов. Подсчита­но, например, что при зачислении на карточные счета заработной платы через полгода после открытия счета остаток средств на нем в среднем со­ставляет около двух месячных заработков, тогда как проценты начисля­ются по ставкам, установленным для вкладов до востребования. Однако использование данного вида ресурсов требует больших первоначальных затрат на специальное оборудование, программное обеспечение, прове­дение рекламной кампании по привлечению клиентов.

К депозитам до востребования относятся средства в расчетах, ко­торые представляют собой совокупность незавершенных расчетных операций. К ним относятся неиспользованные остатки на счетах ак­кредитивов, расчетных чеков, невыплаченных переводов и др. При ак­тивном проведении банком подобных операций средства на таких сче­тах, несомненно, будут оставаться некоторое время, что позволяет формировать дополнительные, хотя и краткосрочные ресурсы.

Срочные депозиты подразделяются по срокам, установленным в до­говорах. Исходя именно из формальных сроков Центральный банк оценивает выполнение коммерческими банками нормативов ликвид­ности. Однако в ходе управления пассивными операциями следует учитывать, что подписание клиентом договора банковского вклада на определенный срок еще не означает, что он не может забрать из банка деньги ранее оговоренного срока, особенно в критической ситуации. Поэтому часть срочных депозитов коммерческому банку также следует относить к категории «горячих денег».

При управлении срочными депозитами целесообразно разграни­чивать крупных и мелких вкладчиков, поскольку их поведение зачас­тую различается. Обычно поведение мелких вкладчиков легче прогно­зировать, они не так быстро реагируют на изменение ситуации на рын­ке (нехватка денег, рост процентных ставок и появление новых услуг банков-конкурентов), как владельцы крупных вкладов.

Выделение крупнейших для данного банка вкладчиков произво­дится на основе среднего остатка и оборотов за период. Можно опреде­лить следующие показатели: процент крупнейших клиентов, доля этой группы в общем обороте и в общем среднем остатке. Чем эта доля выше, тем сильнее банк зависит от деятельности крупнейших клиен­тов. Предпочтительней для банка, чтобы основную часть депозитов обеспечивали мелкие и средние клиенты.

В целях обеспечения устойчивости коммерческого банка жела­тельно, чтобы доля срочных вкладов в банковских депозитах составля­ла не менее 30—36%.

При управлении депозитами следует учитывать существенные осо­бенности сберегательных вкладов. Так, в соответствии со ст. 837 ГК РФ гражданин имеет право на получение вклада по первому требованию. Таким образом, банк не может быть полностью уверен, что срочные сберегательные вклады не будут изъяты до окончания срока договора. Частные вкладчики обычно очень требовательны к процентным став­кам по вкладам. Кроме того, зачастую население относится к своим «кровным» деньгам гораздо более трепетно, чем к деньгам фирмы, и легко поддается панике в случае возникновения кризисной ситуации. При наступлении такой ситуации банку лучше договориться об от­срочке платежа с одним - двумя крупными клиентами, но не останавли­вать выдачу вкладов частным вкладчикам.

В то же время эффективная политика по сберегательным операци­ям позволяет банкам формировать значительные дополнительные ис­точники ресурсов.

Формирование ресурсной базы подразумевает учет изменения по­требностей вкладчиков для удержания существующей клиентуры и привлечения новых клиентов, а также постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов. В последние годы в России, так же как за рубежом, широкое развитие получили гибридные счета, соче­тающие элементы банковского вклада и банковского счета.

Создание солидной клиентской базы требует больших затрат вре­мени и денег. Привлечение новых клиентов невозможно без исследова­ния потребностей и поведения потенциальных вкладчиков, кредито­ров и заемщиков банка, затрат на рекламу, установления более привле­кательных, чем у конкурентов, цен на продукты и услуги.

В целях привлечения новых клиентов зарубежные банки, напри­мер, могут вводить поощрения, в том числе разного рода подарки (на­пример, путевку на отдых, либо ящик шампанского, либо часы и т.п.) для того, кто приведет в банк солидного клиента. Иногда банк оплачи­вает услуги ресистеров, т.е. тех лиц, которые по роду своей деятельно­сти имеют возможность рекламировать услуги банка (преподаватели, таксисты и т.п.). Считается, что удерживать клиентов дешевле, чем за­воевывать новые рынки или присоединять другой банк.

Инструментами управления депозитными ресурсами являются различного рода ограничения (на остаток средств, на срок размещения депозита, на первый или последующие взносы, на суммарные обороты по счету и т.п.), блокировки (остатков или на списание средств), ко­миссии, плата за обслуживание, а также процентные ставки.

В качестве ограничения на остаток может служить минимальная сум­ма на счете, на которую начисляются проценты. При наличии у клиента нескольких счетов (например, в разных валютах) возможно установление единого ограничения на остаток по всем счетам в рублевом эквиваленте. Если ограничения на первый взнос и на минимальный остаток средств на счете не совпадают, то минимальный остаток устанавливается в меньшей сумме, чем первоначальный взнос. Ограничения на суммарный оборот по счету могут быть установлены в виде лимитов на величину разового спи­сания либо на число движений по депозиту. Кроме того, они могут диф­ференцироваться в зависимости от способа списания (наличного или безналичного) либо от вида платежа (платежи в другой банк или клиенту данного банка). Ограничения обычно устанавливаются сразу для боль­шого количества счетов на неопределенные сроки, они не всегда связаны с прекращением операций по счетам.

Блокировки, в отличие от ограничений, относятся к конкретным счетам и устанавливаются на определенное время. Так, при аресте имущества обычно применяется блокировка всех операций по счету, при использовании накопительного счета — блокировка на списание, может применяться блокировка остатков, когда часть средств на рас­четном счете используется как срочный депозит без перевода на депо­зитный счет (условия должны быть оговорены).

Комиссии, взимаемые банком за расчетное обслуживание, начисля­ются за проведение каждой операции по счету, при небольшом коли­честве операций по счету они обычно составляют относительно не­большие суммы, равномерно распределенные во времени. Поэтому их использование целесообразно при обслуживании мелких клиентов.

Плата за обслуживание, которую банки могут взимать с клиентов, обычно включает расходы банка по расчетно-кассовому обслужива­нию, но в отличие от комиссии начисляется за период, обычно за ме­сяц либо квартал. Размер платы может быть дифференцирован в зави­симости от принадлежности клиента к той или иной группе либо в за­висимости от остатка средств на счете, что позволяет воздействовать на формирование ресурсов.

Начисление процентов на остатки средств на счетах и во вкладах представляет собой один из наиболее действенных инструментов управления пассивами коммерческого банка.

Теоретически увеличение процентных ставок по сравнению со ставками конкурентов приводит к увеличению вкладов, а снижение — к оттоку. Однако на практике как за рубежом, так и в России ставки на рынке обычно выравниваются. На современном этапе резкое увеличе­ние процентных ставок банком может быть расценено вкладчиками как негативный сигнал, свидетельствующий о тяжелом финансовом состоянии банка и недоступности для него дешевых ресурсов.

В то же время банку необходимо дифференцировать процентные ставки по видам вкладов в зависимости от спроса на кредитные ресур­сы, сроков хранения средств, категорий вкладчиков, сумм и т.д. Кроме того, процентная политика банка должна строиться с учетом процент­ного риска.

Обычно процентная ставка тем выше, чем длительней срок дейст­вия договора или срок предварительного уведомления об изъятии вклада вследствие влияния на стоимость денег доходов будущего пери­ода и частых скачков кривой доходов. В большинстве случаев процент­ная ставка тем выше, чем больше вклад. Наиболее крупные и надеж­ные банки могут предлагать довольно низкие процентные ставки, в то время как ставки по депозитам и межбанковским кредитам, привлека­емым другими банками, обычно выше этого уровня. Банки, которые • ведут агрессивную маркетинговую политику за привлечение вкладов, обычно предлагают более высокие ставки, чтобы переманить клиентов у конкурентов.

На уровень процентной ставки воздействуют как общие факторы (соотношение спроса и предложения на деньги, цели и направления де­нежно-кредитной политики Банка России в данный период времени, уровень инфляции), так и частные факторы. Для банка уровень процен­та определяется уровнем процента по активным операциям банка, сро­ком и размером привлекаемого депозита, надежностью банка.

Необходимо учитывать, что российское банковское законодатель­ство накладывает ряд ограничений на процентную политику коммер­ческих банков: публичный характер договоров банковского вклада с гражданами, запретна предоставление льгот акционерам банка и т.п.

 

11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.

Управление капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста объема балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных норматив­ными актами пропорций между различными элементами капитала с целью достижения установленных банком параметров.

Российская практика пока не создала достаточно эффективного инструментария планирования и управления собственным капиталом. Постоянные изменения в области нормативного регулирования и в состоянии финансовых рынков не позволяют банкам оценить результа­тивность принимаемых управленческих решений. В большинстве коммерческих банков России работа по управлению капиталом ограничи­вается выполнением требований надзорных органов, руководство банков часто не видит самостоятельного объекта управления в том, что объединяется в понятие собственного капитала.

Значительный опыт управления капиталом накоплен мировой банковской практикой. Однако используемые приемы и методы при­способлены к условиям развитой банковской системы и не могут быть прямо перенесены на российские банки.

Объектами управления являются: абсолютная величина собствен­ного капитала, соотношение между капиталом I и II уровней, структу­ра по элементам внутри каждого уровня, затраты на формирование и рентабельность капитала.

В последние годы банки всего мира испытывают все большую необ­ходимость в увеличении объема капитала для поддержания роста акти­вов и уменьшения уровня риска для вкладчиков. Дополнительная по­требность в собственном капитале у банков связана с рядом факторов. Одним из наиболее важных из них является инфляция, которая одновре­менно увеличивает объемы активов и пассивов и уменьшает собствен­ный капитал. Другим фактором является неустойчивый характер эконо­мики, что ведет к возрастанию рисков в банковской деятельности и сни­жению стабильности в получении банком доходов. При этом с отменой регулирования процентных ставок по депозитам возросли издержки на привлеченные средства клиентов, что привело к уменьшению прибыли банка — главного источника устойчивого роста капитала.

Усиливающееся давление на банки по поводу увеличения ими соб­ственного капитала порождает необходимость в долгосрочном плани­ровании объемов и источников роста капитала. Банковской практике известно множество способов планирования капитала, но все они пре­имущественно включают следующие основные этапы:

1) разработка общего финансового плана;

2) определение величины капитала, необходимого банку с учетом его целей, предполагаемых новых услуг, приемлемой степени подвер­женности риску, условий государственного регулирования;

3) определение величины капитала, который можно привлечь за счет внутренних источников;

4) оценка и выбор наиболее подходящего к потребностям и целям банка источника капитала.

Источники прироста банковского капитала традиционно делятся на внутренние (прибыль, переоценка фондов) и внешние (выпуск ак­ций, капитальных долговых обязательств (облигаций).

Соотношение между этими источниками нередко определяется размером банка и его стратегией. Крупные банки, имеющие доступ к национальным и международным финансовым рынкам, имеют возможность выпускать обыкновенные, привилегированные акции или облигации для поддержания непрерывного роста своей деятельности. У небольших банков такие возможности весьма ограничены. Они, как правило, не могут привлечь инвесторов из-за отсутствия соответству­ющей репутации, более низкого уровня платежеспособности. Кроме того, небольшие по размеру выпуски ценных бумаг плохо реализуются на открытом рынке, их размещение связано с большими издержками и рисками. Поэтому небольшим банкам больше приходится полагаться на внутренние источники наращивания собственного капитала. Рас­смотрим более подробно названные источники прироста капитала, их преимущества и недостатки.

Внутренние источники прироста собственного капитала..

Основным источником собственного капита­ла для банка является накопление прибыли в виде различных фондов или в нераспределенном виде. Это нередко самый легкий и наименее дорогостоящий метод пополнения капитала, особенно для банков, де­ятельность которых характеризуется высокой нормой прибыли. Кроме того, привлечение капитала за счет внутренних источников не несет в себе угрозы потери контроля над банком существующими акционера­ми и снижения доходности их акций. Недостатком такого внутреннего способа увеличения капитала является то, что прибыль, направляемая на прирост капитала, полностью облагается федеральными налогами. Значительное влияние на прибыль оказывают изменения экономиче­ских условий, процентных ставок, валютного курса и т.п., т.е. измене­ния, которыми банк не имеет возможности прямо управлять. Кроме того, прибыль банка является результатом его кредитной, инвестици­онной, финансовой и дивидендной политики, поэтому итоги деятель­ности могут привести как к увеличению собственного капитала, так и к его сокращению вследствие убытков.

Вторым источником прироста собственного капитала является дивидендная политика. Величина прибыли, остающейся в распоряже­нии банка, имеет первостепенное значение для управления капиталом банка. Низкий уровень прибыли ведет к медленному росту внутренних источников капитала, повышая тем самым риск банкротства и сдерживая рост активов и соответственно доходов. Высокая доля прибыли, направ­ляемая на прирост капитала, приводит к снижению выплачиваемых ди­видендов. В то же время высокие дивиденды ведут к росту курсовой стои­мости акций банка, что облегчает наращивание капитала за счет внешних источников. Дивиденды в этом случае выполняют двойную функцию: увеличивают доходы имеющихся акционеров и облегчают наращивание капитала путем дополнительного выпуска акций.

В сегодняшних условиях предпочтительным было бы большую часть прибыли направлять на прирост капитала, т.е. выплачивать дивиденды в минимальных размерах или вообще отказаться от их выплат. Однако многие акционеры могут предпочесть немедленное увеличение текущих дивидендов возможным будущим доходам. Более остро эта проблема сто­ит в тех банках, где велика доля мелких акционеров, особенностью пове­дения которых является высокая требовательность к уровню дивидендов.

Оптимальной дивидендной политикой будет та, которая максими­зирует рыночную стоимость инвестиций акционеров. Банк сможет привлекать новых акционеров и сохранять старых, если доходность ак­ционерного капитала, по крайней мере, равна доходности инвестиций в другие сферы бизнеса с той же степенью риска.

В условиях развитого рынка важной задачей для банков является выработка стабильной дивидендной политики. Когда доля дивидендов поддерживается на относительно постоянном уровне, инвесторы рас­сматривают их как достаточно стабильные доходы и банк выглядит для них более привлекательно.

Решающим фактором, влияющим на управленческое решение банка о приемлемой доле удержания прибыли и доле дивидендов, яв­ляется планируемый рост активов. Банк не может допустить чрезмер­ного снижения отношения величины собственного капитала к сумме активов. Другими словами, необходимо рассчитать, как быстро дол­жна расти прибыль банка, чтобы обеспечить неизменным отношение собственного капитала к активам, если банк продолжает платить диви­денды своим акционерам по постоянной ставке. В этом случае в каче­стве инструмента управления капиталом используется коэффициент внутреннего роста капитала, показывающий способность банка само­стоятельно наращивать собственные средства. Коэффициент внутрен­него роста капитала (Кк) определяется величиной прибыли банка на капитал и долей нераспределяемой, т.е. накапливаемой, прибыли:

Кк = ПНК*Кнак,

где ПНК— прибыль на единицу собственного капитала (ПНК= чистая прибыль/ капитал);

Кнак — коэффициент накопления (доля удержания прибыли).

Для более детального анализа факторов, влияющих на темпы внут­реннего капиталообразования, формулу (1) необходимо предста­вить в следующем виде:

Кк = ПР*ИА* МК* Кнак,

где ПР — прибыльность (ПР = чистая прибыль после налогообложе­ния / текущие доходы);

ИА — коэффициент использования активов (ИА = текущие доходы / активы);

МК — мультипликатор капитала {МК = активы / собственный капитал);

Кнак — коэффициент накопле­ния (доля удержания прибыли).

Приведенная формула показывает, что при необходимости увели­чения объема капитала за счет внутренних источников надо увеличить или чистую прибыль, или долю ее удержания, или и то и другое. В свою очередь, прибыль на капитал находится под влиянием трех факторов: прибыльности, эффективности использования активов (доходность активов), мультипликатора капитала. Увеличение любого из элемен­тов формулы при прочих неизменных условиях повышает уровень внутреннего капиталообразования.

Таким образом, если банк стремится улучшить обеспеченность собственным капиталом, он должен сосредоточиться на сокращении издержек, повышении прибыльности, оптимизации финансовой и ди­видендной политики. Управляя собственным капиталом, руководство банка должно прежде всего оценить указанные факторы, а затем опре­делить источники прироста капитала.

Взаимосвязь между числовыми значениями ПИК и Кнак можно про­демонстрировать матрицей капиталообразования (табл. 1). Каждое число этой матрицы представляет собой показатель внутреннего капита­лообразования (Кк), получаемый умножением соответствующих значе­ний столбца и строки.

Таблица 11.1 – Матрица капиталообразования

ПИК     Коэффициент накопления нак)
0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0,80 1,00
0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,00 0,01 0,02 0,03 0,04 0,05 0,06 0,00 0,015 0,030 0,045 0,060 0,075 0,090 0,00 0,02 0,04 0,06 0,08 0,10 0,12 0,00 0,025 0,050 0,075 0,100 0,125 0,150 0,00 0,03 0,06 0,09 0,12 0,15 0,18 0,00 0т04 0,08 0,12 0,16 0,20 0,24 0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30

 

Матрица капиталообразования является полезным инструментом планирования.

Прирост стоимости имущества за счет переоценки собственных зданий и оборудования является суще­ственным источником капитала для банков, имеющих вложения в не­движимость с повышающейся ценой. Однако этот источник не являет­ся достаточно надежным, так как стоимость материальных активов подвержена значительным колебаниям особенно в условиях нестабиль­ной экономики.

Банки, растущие быстрее, чем это позволяет норма внутреннего роста капитала, должны привлекать дополнительный капитал из внешних источников.

Внешними источниками прироста собственного капитала банка выступают: продажа обыкновенных и привилегированных акций, эмиссия капитальных долговых обязательств, продажа активов и арен­да некоторых видов основных фондов, в частности принадлежащих банку зданий.

Выбор одного из указанных способов зависит главным образом от того, какой эффект это будет иметь по отношению к доходам акционе­ров, который обычно измеряется прибылью на одну акцию. Другими важными факторами, которые должны быть учтены руководством, яв­ляются:

- относительные издержки, связанные с каждым источником ка­питальных средств (включая процентные расходы, расходы и комис­сионные платежи по размещению ценных бумаг, а также инспекцион­ные расходы);

- влияние на собственность и контроль за деятельностью банка су­ществующих и потенциальных акционеров;

- относительный риск, связанный с каждым источником капитала;

- общая подверженность банка риску, выражаемая такими пока­зателями, как соотношение совокупного объема выданных кредитов и активов банка, либо депозитов, либо капитала банка;

- сила и слабость рынков капитала, на которых может осущест­вляться привлечение новых капитальных средств;

- регулирующие нормативные акты, касающиеся как объема, так и структуры собственного капитала.

Выпуск и продажа обыкновенных и привилегированных акций отно­сятся к наиболее дорогим способам привлечения внешнего капитала из-за высоких издержек по подготовке новой эмиссии и размещению акций. Кроме того, возникает риск, связанный с доходами акционеров по сравнению с держателями долговых обязательств.

В отечественной практике дополнительный выпуск акций ведет, как правило, к росту сразу трех элементов собственного капитала бан­ка: уставного капитала, эмиссионного дохода и резервного капитала, минимальный размер которого привязан к величине уставного капи­тала.

Помимо того, что дополнительный выпуск акций сопровождается высокими издержками и риском снижения доходов акционеров, ис­пользование данного источника капитала несет в себе угрозу размыва­ния существующей структуры акционерного капитала, контрольных пакетов акций. Во многих случаях стремление сохранить контроль над банком побуждает акционеров налагать вето на новые выпуски акций.

Поскольку владельцы привилегированных акций имеют первич­ное право на прибыль банка по отношению к держателям обыкновен­ных акций, дивидендные выплаты последним могут снизиться после выпуска привилегированных акций. Однако по сравнению с долговы­ми обязательствами они обладают большей гибкостью, так как выпла­та дивидендов по ним не всегда является обязательной.

Для поддержа­ния своей деятельности банки иногда продают имеющееся у них зда­ние и берут затем его в аренду у новых владельцев. Такая сделка обес­печивает дополнительный приток денежных средств, а также сущест­венную добавку к собственному капиталу, что усиливает капитальную позицию банка.

В последние годы банки стали широко использовать так называе­мую бонусную эмиссию. При росте рыночной стоимости каких-либо ак­тивов банка (преимущественно зданий) по сравнению с их балансовой стоимостью банку невыгодно продавать такие активы. Для покрытия разницы между балансовой и рыночной стоимостью создаются резер­вы для переоценки собственности, эти резервы капитализируются в виде бесплатного размещения акций между акционерами банка, что и составляет бонусную эмиссию. Новые акции увеличивают акционер­ный капитал, но не распыляют собственность банка и не уменьшают стоимость выпущенных до этого акций.

Выбор способа привлечения внешнего капитала должен производить­ся на основе тщательного финансового анализа имеющихся альтерна­тив и их потенциального влияния прежде всего на доходы акционеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.065 с.)