Понятие и аксиомы потенциальной опасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и аксиомы потенциальной опасности



 

Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение, которое, по сути, является исходной аксиомой науки безопасности жизнедеятельности: любая деятельность потенциально опасна.

Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение.Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.

Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается её негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:

- опасность реально существует;

- человек находится в зоне действия опасности;

- человек не имеет достаточных средств защиты.

Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.

Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.

Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.

Под опасностью понимаются явления, процессы, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Признаками, определяющими опасность, являются:

- угроза для жизни;

- возможность нанесения ущерба здоровью;

- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека

Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.

Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).

Источники опасности могут быть:

- внешние (состояние производственной среды и ошибки персонала);

- внутренние (ложные особенности работающего).

По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):

- уровень «0» - событие называется отклонением от нормы;

- уровни «1-3 балла» - инцидент;

- уровни «4-7 баллов» - авария (разрушение технических средств и выброс опасных веществ).

Инцидент (ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)– отказ или повреждение технических устройств, отключение от режима технологического процесса, нарушение положений ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ, нормативно - технических документов, установленных правил ведения работ на опасном производственном объекте (без выброса и разгерметизации)..

Таксономия опасностей — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Приведем лишь некоторые примеры.

По происхождению различают 6 групп опасностей:

природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.

По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.

Это:

- острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;

- неровности поверхности, по которой перемещается человек;

- уклоны, подъемы;

- незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Современное общество стоит на эгоцентристских позициях и утверж­дает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности.

Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невоз­можно обеспечить нулевой риск, так как в соответствии с исходной аксиомой безопасности жизнедеятельности любая деятельность потенциально опасна. Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей (), которые обусловлены рядом причин при­родного, техногенного (антропогенного) и социального характера. Пол­ностью обезопасить человека введением превентивных средств защиты () в указанное поле опасностей не удается, а возможно только снизить опасность до некоторой величины остаточного риска ().

В общем виде можно записать:

 

(1)

 

В наиболее благоприятном случае может достигать уровня прием­лемого риска ( ), когда устранимый риск () сводится к минимуму ().

Концепция приемлемого (допустимого) риска.

Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве — обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практи­ка, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей Потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно,

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв.

В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска. Субъективность в оценке риска подтверждает необходимость поиска приемов и методологий, лишенных этого недостатка. По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей предпочтительнее, чем использование традиционных показателей.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны.

Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 в год.

Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.

Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза.

На самом деле приемлемые риски на 2-3 порядка «строже» фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека.

Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы.

Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?» По зарубежным исследованиям, человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.

Анализ зависимости (1) позволяет выделить три основные проблемы на пути достижения допустимого уровня безопасности, рассматриваемые в курсе БЖД:

1. Идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей с указанием их количественных и качественных характеристик, временных и пространственных координат. Это одна из наиболее сложных задач, т. к. требует глубоких знаний в области функционирования сложных технических систем, а также четких представлений о психо-физиологических особен­ностях поведения человека в стандартных и критических ситуациях.

2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат с выгода­ми, т. е. компромисса между достигнутым уровнем безопасности и его экономической стоимостью. Защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.

3. Ликвидация отрицательных последствий. Исходя из концепции ос­таточного риска, необходимо учесть и такую потребность. В курсе БЖД должны рассматриваться закономерности чрезвычайных ситуаций, методы, средства и приемы их ликвидации.

Различают также априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.

Идентификация опасностей

Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.

Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.

Можно говорить о разной степени идентификации:

- более или менее полной,

- приближенной,

- ориентировочной и т. п.

Причины и следствия.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.

Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.

Триада «опасность — причины — нежелательные следствия» — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины.

В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.

Квантификация опасностей

Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

В. Машалл дает следующее определение: риск — частота реализации опасностей.

Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего?

Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т. к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный риск (точнее — групповой) — это риск для группы людей. Социальный риск — это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

В качестве примера могут быть приведены зарубежные данные, характеризующие индивидуальный риск (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Индивидуальный риск фатального исхода в год,

обусловленный различными причинами

(по данным, относящимся ко всему населению США)

Причины Степень риска
Автомобильный транспорт   3·10-4  
Падения   9·10-5  
Пожар и ожог 4·10-5
Утопление   3·10-5  
Отравление   2·10-5  
Огнестрельное оружие   1·10-5  
Станочное оборудование   1·10-5
Водный транспорт   9·10-6  
Воздушный транспорт   9·10-6  
Падающие предметы   6·10-6  
Электрический ток   6·10-6  
Железная дорога   4·10-7  
Молния   5·10-7  
Все прочие   4·10-5  
Общий риск   6·10-4  
Ядерная энергия   2·10-10  

 

Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности - превентивный анализ источ­ников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в простран­стве и во времени.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профи­лактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере [0.4]. К ним относятся:

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюде­ние предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности че­ловека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную сре­ду.

Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.

Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических систе­мах, при неправильном использовании технических систем, а также из- за наличия отходов, сопро­вождающих эксплуатацию технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных си­туаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формировани­ем вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в огра­ниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных раз­рушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, огра­ничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧЭАЭС.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространст­ва. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоно-разрушающих газов, посту­пление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.

Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают нега­тивное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Человек и окружающая его техносфера, находясь в не­прерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек - техносфера» Одновременно существует и система «техносфера - природная среда» (рис. 0.5). Техноген­ные опасности не действуют избирательно, они негативно воз­действуют на все составляющие вышеупомянутых систем од­новременно, если последние оказываются в зоне влияния опас­ностей.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к де­градации природной среды.

Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопро­вождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы. Для воздействия таких фак­торов характерны значительные материальные потери.

Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влия­ние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболевани­ям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации представителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы.

При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием ис­точников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защи­ты, применением защитных мер.

Уменыпить потоки веществ, энергий или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности (или увеличением расстояния от источни­ка до человека). Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: за­щитную технику, организационные мероприятия и т.п.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необ­ходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных ме­ханизмов защиты от них, все это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасно­стей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обуче­ния вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного обра­зования, а конечный - с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у че­ловека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недоста­точным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пре­небрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено челове­ком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов - ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воз­действие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.

В общем случае в условиях техносферы негативные взаимодействия в системе «человек-среда обитания» характеризуются как: комфортные (оптимальные), допустимые, опасные и чрезвычайно опасные.

Комфортные (оптимальные), когда потоки соответствуют оп­тимальным условиям взаимодействия (создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и продуктивной деятельности); гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;

Допустимые, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека; соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

Опасные, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и (или) приводят к деградации природной среды;

Чрезвычайно опасные, когда потоки высоких уровней за ко­роткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятель­ности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) — недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Одним из наиболее важных элементов обеспечения эффективности трудовой деятельности человека является оптимизация параметров производственной среды (микроклимат, освещение и др.).

Нормы производственного микроклимата установлены системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.1.005—88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Они едины для всех производств и всех климатических зон с некоторыми незначи­тельными отступлениями. В этих нормах отдельно нормируется каж­дый компонент микроклимата в рабочей зоне производственного по­мещения.

 

 

1.4 Сущность и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

 

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла (Б3) ООП по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) бакалавр).

Изучение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» опирается на компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе, на дисциплину «Концепции современного естествознания» базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2).

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает изучение учебной дисциплины «Основы управления персоналом» базовой части профессионального цикла (Б3) и учебные дисциплины по выбору «Антикризисное управление в ЧС», «Устойчивость объектов экономики в ЧС» вариативной части профессионального цикла (Б3).

Цели освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:

· достижение понимания приоритетности обеспечения безопасности в жизнедеятельности людей;

· достижение общекультурного уровня и профессионализма в обеспечение безопасности жизнедеятельности.

В процессе освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся формирует и демонстрирует

общекультурные компетенции:

· владение основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);

профессиональные компетенции:

· способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4).

Задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:

· изучение теоретических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;

· овладение методами обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях;

· формирование умений принимать решения по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.

В ходе изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающийся по очной и заочной форме обучения выполняет контрольную работу (реферат). Контрольные работы (рефераты) выполняются в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению контрольных работ разработанных кафедрой.

В содержание дисциплины включены следующие темы:

1. Основы безопасности жизнедеятельности.

2. Негативные факторы жизнедеятельности.

3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

4. Защита в чрезвычайных ситуациях.

5. Выявление последствий чрезвычайных ситуаций.

6. Управление безопасностью жизнедеятельности

Каждый день средства информации сообщают о различных авариях, катастрофах, стихийных бедствий в нашей стране и за рубежом.

Формой итоговой отчетности является зачет.

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Сущность понятий: «Жизнедеятельность Человека», «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности».

2. Уровни обеспечения БЖД.

3. Среда обитания человека: бытовая, производственная, социальная, природная.

4. Сущность понятий: «Потенциальная опасность, опасные и вредные факторы», «Источники опасности»,«Основные показатели опасности».

5. Квантификация, интенсивность и риск.

6. Таксономия. Классификация видов опасности.

7. Виды взаимодействия человека с окружающей средой.

8. Раскрыть содержание понятия «Идентификация опасности».

9. Системы безопасности человека.

10. Принципы обеспечения безопасности.

11. Методы обеспечения безопасности.

12. Основы физиологии труда. Виды труда.

13. Физический и умственный труд.

14. Тяжесть и напряженность труда.

15. Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды.

16. Классификация основных форм деятельности человека.

17. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

18. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

19. Влияние перегревания и переохлаждения, повышенной влажности на состояние здоровья человека.

20. Понятие об эргономике и организации рабочих мест.

21. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

22. Классификация основных форм деятельности человека.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.109 с.)