Классификация моторных масел по ГОСТу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация моторных масел по ГОСТу



Согласно отечественной классификации, с 1950 по 1974 гг. масла классифицировали в зависимости от типа двигателя (А – для автомобильных и автотракторных двигателей, их называли автолами, Д – для дизелей), от способа очистки (С – селективный, К – кислотно-щелочной) и вязкости (цифрами, соответствующими кинематической вязкости при 100 °С в мм2/с), например АС–8, АКЗп–6, Дп–8. Буква п обозначала присутствие в масле присадки, буква З указывала, что масло загущено.

С 1 января 1974 г. введен в действие ГОСТ 17479–72 “Масла моторные. Классификация” для всех видов двигателей внутреннего сгорания (за исключением авиационных). В настоящее время взамен ГОСТа 1972 года действует ГОСТ 17479.1–85, однако в него уже введен ряд изменений, учитывающих тенденции развития нефтехимической отрасли и рост требований к эксплуатационным свойствам масел для современных двигателей. В соответствии с последними изменениями стандарта 1985 года масла разделены на шесть групп в зависимости от типа двигателя и степени его форсирования – группы А, Б, В, Г, Д и Е. Масла различных групп отличаются между собой количеством и эффективностью присадок. Кроме этого, моторные масла маркируют по классам вязкости, в соответствии с которыми, масла могут быть летними, зимними и всесезонными. Масла групп Б, В, Г, Д и Е по условиям эксплуатации подразделяют также на масла для бензиновых ДВС (они имеют индекс 1) и дизелей (индекс 2). Если в маркировке масел указанных групп цифровой индекс отсутствует, то такие масла называются универсальными и предназначены они как для бензиновых двигателей, так и для дизелей (табл. 32 и 33).

Таблица 32. Классификация моторных масел по эксплуатационным
свойствам по ГОСТ 17479.1–85, с учетом Изменения №3

Группа масел Область применения и краткая характеристика масел
  А Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели. Содержат небольшое (до 3%) количество антиокислительных и антикоррозионных присадок. В настоящее время практически не применяются
    Б, Б1, Б2 Малофорсированные двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников. Содержат небольшое количество (3…5 %) моющих, антиокислительных и антикоррозионных присадок. Наибольшее распространение в этой группе получило масло М-8-Б1, применяемое в автомобильных карбюраторных двигателях 50-60-х годов выпуска
  В, В1, В2 Среднефорсированные двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла, коррозии и образованию отложений всех видов. Содержат моющие, антиокислительные, противоизносные, противокоррозионные и противопенные присадки в количестве 4…7 %. Достаточно широко масла этой группы применяются в автотракторных двигателях, преимущественно 60-80-х годов выпуска (бензиновые – как правило, работающие на бензине А-76)

 

Окончание табл. 32

Группа масел Область применения и краткая характеристика масел
  Г, Г1, Г2 Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, интенсивной коррозии и образованию отложений всех видов. Содержат тот же комплекс присадок, что и группа В, но в больших концентрациях (7…12 %). Масла данной группы предназначены для работы при высоких удельных давлениях и скоростях трущихся пар, применяются они в большинстве современных транспортных ДВС
  Д, Д1, Д2 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в более тяжелых условиях, чем для масел группы Г. Содержат тот же комплекс присадок, что и масла групп В и Г, но их количество достигает 18…25 %. Кроме того, дизельные масла этой группы обладают высокой щелочностью (для работы на топливах с повышенным содержанием серы – до 1,5 %). Применяются в современных транспортных и судовых высоко- и среднеоборотных ДВС
    Е, Е1, Е2 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д. Содержание присадок достигает 35 %. Масла обладают повышенной диспергирующей способностью и лучшими противоизносными свойствами. Масла группы Е1 применимы для бензиновых двигателей последних годов выпуска, в том числе иномарок. Масла группы Е2 применяются в судовых и стационарных крейцкопфных и тронковых малооборотных ДВС с лубрикаторной и циркуляционной системами смазки, работающих на тяжелом топливе с содержанием серы до 3,5…5 % и обладают очень высокой щелочностью

Стандарт требует, чтобы масла разных марок, выпускаемые различными отечественными заводами-изготовителями, в пределах одной группы были совместимыми без ухудшения эксплуатационных свойств.

Моторные масла маркируют в зависимости от их вязкости и эксплуатационных свойств. Рассмотрим для примера расшифровку марки масла М-6з/10-Г1. Буква М означает, что масло моторное, т.е. предназначено для ДВС, цифры 6з/10, характеризующие класс вязкости, указывают на то, что масло имеет вязкость при минус 18 °С в пределах 6000…10400 мм2/с и при 100 °С – 9,3…11,5 мм2/с. Индекс з означает, что в масло введены загущающие присадки, а индекс Г1 показывает, что оно предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей. После принятия Изменения № 3, возможна такая маркировка масла: М-4з/8-В2Г1. Это означает, что масло применимо для высокофорсированных бензиновых двигателей и среднефорсированных дизелей. Кроме того, в скобках может быть указана комбинация строчных букв и цифр, обозначающих дополнительную характеристику области применения, например М-14-Г2(цс) – означает, что это масло циркуляционное, судовое. Другие индексы означают: (цл) – циркуляционные и лубрикаторные смазочные системы; (цл20) – то же со щелочным числом около 20 мг KOH/г масла.

Таблица 33. Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1–85

Класс вязкости n100, мм2 n-18, мм2/с, не более Класс вязкости n100, мм2 n-18, мм2/с, не более
Сезонные – летние (ИВ³90) и зимние Всесезонные (ИВ³115)
3з ³3,8   3з/8 7,0…9,3  
4з ³4,1   4з/6 5,6…7,0  
5з ³5,6   4з/8 7,0…9,3  
6з ³5,6   4з/10 9,3…11,5  
  5,6…7,0 5з/10 9,3…11,5  
  7,0…9,3 5з/12 11,5…12,5  
  9,3…11,5 5з/14 12,5…14,5  
  11,5…12,5 6з/10 9,3…11,5  
  12,5…14,5 6з/12* 11,5…12,5  
  14,5…16,3 6з/14 12,5…14,5  
  16,3…21,9 6з/16 14,5…16,3  
  21,9…26,1      

* в последней редакции ГОСТа отсутствует

Следует отметить, что в прежней нормативной документации дополнительные характеристики вводились в обозначение масел без скобок: М-14ГБ – содержит бариевую присадку, М-8ГИ – буква И указывает, что в масле содержатся импортные присадки. Иногда в конце шифра ставили буквы З или Л (зимнее или летнее). Для обозначения масел, прошедших регенерацию, к их марке добавляли индекс Р. Индекс РК говорил о том, что это масло рабоче-консервационное. В маркировку масел, обладающих высокой щелочностью, включали значение щелочного числа (например, М-16Е-30 или М-16Е-60). С учетом Изменения № 3 от 1999 г. аналогичные и другие обозначения могут указываться только в скобках в конце марки масла с использованием строчных букв. Например, индекс (к) ставится в марках масел, применяемых в двигателях семейства КамАЗ: М-10-Г2(к) – летнее, М-8-Г2(к) – зимнее; индекс (т) говорит о возможности применения данного масла в качестве трансмиссионного (взамен устаревших групп моторно-трансмиссионных масел, имевших обозначение МТ); индекс (м) ставится в марках малозольных масел.

Масла различных эксплуатационных групп в своем составе содержат далеко не весь спектр масел по классам вязкости. К примеру, в группе А представлены только классы вязкости 8 и 10, а всесезонные масла отсутствуют. Остальные группы масел содержат классы вязкости широкого спектра – от 6 до 24, причем количество марок всесезонных масел возрастает с увеличением эксплуатационных свойств. Масла групп Д и Е не имели всесезонных марок до введения в действие Изменения № 3 и предназначались только для дизелей.

Требования к качеству моторных масел регламентированы государственными стандартами ГОСТ 10541–78, ГОСТ 8581–78, ГОСТ 12337–84, и ГОСТ 25770–83, которые охватывают наиболее распространенные автотракторные и судовые марки масел, а также масла для дизелей транспортных машин. Помимо ГОСТов требования к моторным маслам могут быть регламентированы различными отраслевыми стандартами или техническими условиями, к примеру ОСТ 38.01-370–84, ТУ 38.301-41-148–92,
ТУ 38.00148636-069–94, ТУ 0253-001-03474138–97 и многими другими, что в конце 90-х годов приняло массовый характер по причине быстрого развития нефтяной отрасли и проникновения на внутренний рынок зарубежных фирм, поставляющих пакеты присадок для моторных масел. Это также обусловлено достаточно продолжительным промежутком времени, требуемым для обновления отечественных стандартов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.006 с.)