Классификация моторных масел по SAE 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация моторных масел по SAE



Классификация SAE была разработана Американским обществом автомобильных инженеров совместно с ASTM и впервые принята в Западной Германии под индексом DIN 51 511. В дальнейшем она претерпела определенные изменения и была принята ведущими мировыми державами.

Согласно классификации SAE J 300 1982 г. все моторные масла разделены на 10 классов вязкости – шесть зимних, имеющих буквенный индекс W (winter) и четыре летних, не имеющих буквенного индекса. Это классы SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и SAE 10, 20, 30, 40, 50. После внесенных изменений в 1997 г. летних классов вязкости стало пять: появился класс вязкости 60, чем было учтено изменение требований к моторным маслам по повышению удельной мощности и тепловой напряженности современных двигателей. Сезонные масла зимнего ряда различаются по максимальным вязкостям низкотемпературной проворачиваемости и прокачиваемости, а также по минимальной кинематической вязкости при 100 °С. Степень вязкости сезонных масел летнего ряда определяется по заданному диапазону кинематической вязкости при 100 °С и по минимальной динамической вязкости при 150 °С и скорости сдвига 106 1/с.

Показатель низкотемпературной проворачиваемости определяется на имитаторе запуска холодного двигателя, согласно ASTM D 5293, и представляет собой максимально допустимую вязкость масла, измеряемую в мПа×с (миллипаскаль×секунда или сантипуаз), при которой обеспечивается вращение коленчатого вала со скоростью, необходимой для запуска двигателя.

Вязкость прокачиваемости, определяемая на миниротационном вискозиметре в соответствии с ASTM D 4684, характеризует возможность поступления масла в насос и систему смазки для создания нужного давления при холодном запуске двигателя. Она не должна превышать определенной величины (60 000 мПа×с в последней редакции SAE J 300).

Максимальную и минимальную кинематическую вязкость при 100 °С (сСт) определяют на капиллярном вискозиметре, согласно ASTM D 445.

Максимально допустимую динамическую вязкость при высоких температурах и скоростях сдвига (мПа×с) определяют на коническом имитаторе подшипника в соответствии с ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90 (в Европе).

Помимо сезонных масел классификация SAE предусматривает применение всесезонных масел, тогда в маркировку входят две группы свойств, которые присущи данному маслу. Марка масла, к примеру, записывается следующим образом: SAE 10W-30 (это значит, что при отрицательных температурах свойства масла соответствуют зимнему классу 10W, а при положительных – летнему классу 30). Полный ряд всесезонных масел по SAE: 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40,
15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60.

Таблица 34. Классификация моторных масел по вязкости
SAE J 300 (июнь 2001 г.)

Класс вязкости по SAE Вязкость проворачиваемости, мПа×с, не более Предельная температура прокачиваемости, °С, не выше* Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2 Вязкость при 150 °С и скорости сдвига 106 1/с, мПа×с, не менее
0W 6 200 при -35 °С -40 Не менее 3,8
5W 6 600 при -30 °С -35 Не менее 3,8
10W 7 000 при -25 °С -30 Не менее 4,1
15W 7 000 при -20 °С -25 Не менее 5,6
20W 9 500 при -15 °С -20 Не менее 5,6
25W 13 000 при -10 °С -15 Не менее 9,3
  - - 5,6…9,3 2,6
  - - 9,3…12,6 2,9
  - - 12,6…16,3 2,9** / 3,7***
  - - 16,3…21,9 3,7
  - - 21,9…26,1 3,7

* Соответствует предельной вязкости 60 000 мПа×с;

** Для масел SAE 0W-40, 5W-40, 10W-40;

*** Для масел SAE 15W-40, 20W-40, 25W-40.

Последняя редакция SAE J 300 вступила в силу в июне 2001 г. (см. табл. 34). Она отличается от предыдущей версии 1997 г. изменением пределов вязкости проворачиваемости. Температура, при которой проводят измерение вязкости проворачиваемости, понижена на 5 °С, а предельные значения вязкости проворачиваемости значительно увеличены (примерно в 2 раза) для всех W-степеней. Эти изменения обусловлены все более широким применением синтетических и гидрокрекинговых масел с высокими индексами вязкости, а также лучшими возможностями современных двигателей к низкотемпературному запуску (смесеобразование, мощности стартеров, аккумуляторных батарей и т.д.).

Таким образом, класс вязкости SAE определяет возможный температурный диапазон эксплуатации моторного масла, однако он характеризует только изменение вязкости масла и не дает информации о его эксплуатационных свойствах, которые определяются уже по другим классификациям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.004 с.)