Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие классификации моторных масел⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Классификацию моторных масел для европейских двигателей разработал ССМС (табл. 36). Классы масел ССМС сопоставимы со свойствами по API и соответствуют стандартам ASTM, CEC, IP или DIN. Таблица 36. Классификация CCMC моторных масел
Классификация ССМС, действовавшая до конца 1996 г., в настоящее время отменена. Тем не менее многие фирмы продолжают использовать ее для обозначения моторных масел, используемых в автомобилях, выпускавшихся до 1996 г. Необходимо отметить, что в России в настоящий момент существует классификация масел, подобная CCMC. Ее разработала “Ассоциация автомобильных инженеров Российской Федерации” (ААИ). Согласно стандарту “СТ ААИ 003-98. Масла моторные для автомобильной техники. Классификация, обозначение и технические требования”, масла классифицируются по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам. В зависимости от вязкостных характеристик моторные масла делятся на классы вязкости по SAE J 300. Классификация масел по эксплуатационным свойствам производится в соответствии с табл. 37.
Таблица 37. Классификация ААИ моторных масел
Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях, должны иметь двойное обозначение, например Д3/Б3, Б4/Д2 и т.д. Условные обозначения моторных масел разных предприятий-изготовителей должны отличаются фирменной торговой маркой, например Ангрол SAE 30 ААИ Д2, Уфалюб SAE 10W-30 ААИ Б2/Д1, Лукойл-Стандарт 15W-40 ААИ Б3/Д1. К сожалению, классификация масел ААИ, хотя и отражает специфические требования отечественных производителей автомобилей, к настоящему моменту так и не нашла всеобщего признания. Этому, по всей видимости, способствует наличие большого количества быстро развивающихся зарубежных классификаций, которые явно перекрывают требования ААИ. В странах Западной Европы c 1 января 1996 года взамен классификации ССМС введена новая классификация моторных масел, учитывающая высокий уровень форсировки автомобильных двигателей европейского производства (общий уровень форсирования ДВС производства США относительно ниже, чем в Европе). Ее разработала Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA), объединяющая шестнадцать ведущих европейских фирм-производителей. АСЕА предъявляет более высокие требования к качеству масел, чем API и CCMC.
Согласно АСЕА, моторные масла по своим свойствам первоначально были подразделены на классы: для бензиновых двигателей – А1-96, Наиболее весомые изменения и дополнения в классификации ACEA произведены в 1998 и 2002 гг. Действующие классификации этих лет приведены в табл. 38 и 39. Таблица 38. Классификация эксплуатационных свойств
Продолжение табл. 38
Окончание табл. 38
Таблица 39. Классификация эксплуатационных свойств
Окончание табл. 39
Новая классификация АСЕА введена в действие с 1 ноября 2004 г. Она существенно отличается от предыдущих тем, что в ней учтены требования по токсичности ОГ автомобилей Евро 4. Кроме этого, сокращено количество категорий и подразделяются они на три новых класса: “A/B” – для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков, “C” – совместимые с нейтрализаторами отработавших газов, “E” – для мощных дизелей грузовых автомобилей, имеющих сажевые фильтры и нейтрализаторы ОГ. Область применения и краткая характеристика свойств масел новых классов АСЕА приведены в табл. 40.
Таблица 40. Классификация эксплуатационных свойств
Окончание табл. 40
Сертификация масел на соответствие требованиям классификации АСЕА проводится на основе лабораторных и моторных испытаний, преимущественно в двигателях европейского производства. Методы испытаний стандартизованы СЕС и строго контролируются им. Использование в двигателях европейского производства масел, не имеющих аттестации по АСЕА, может привести к ряду неприятных последствий: к залеганию поршневых колец (вследствие недостаточности моющих свойств) и к повышенному износу трущихся деталей особенно при чрезмерно длительной бессменной работе масла. Автомобильные фирмы США и Японии, сотрудничающие с ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов), с целью согласования уровней свойств сформулировали минимальные требования к моторным маслам для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Первоначально в классификации ILSAC имелись два класса, обозначаемые GF-1 (уже отмененн) и GF-2, которые соответственно близки классам SH и SJ классификации API. С 2002 г. действуют требования GF-3, а с 2004 г. – GF-4. По своему уровню они практически идентичны требованиям к маслам классов SJ и SL по API, но обязательно предъявляют высокие требования по экономии топлива и отсутствию компонентов, отрицательно влияющих на каталитический нейтрализатор ОГ. Для этого масла должны обладать низкой высокотемпературной вязкостью (2,6…2,9 мПа×с при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1), малой испаряемостью, хорошей фильтруемостью при низких температурах, низкой склонностью к пенообразованию, высокой стабильностью к сдвигу и малым содержанием фосфора (для предотвращения засорения катализатора). Японская организация автомобильных стандартов (JASO) создала собственную спецификацию на продаваемые за границу моторные масла для дизельных двигателей японских производителей. Это было вызвано недостаточностью требований категорий дизельных масел API по степени износа некоторых деталей, по нагарообразованию и возможному применению систем рециркуляции ОГ. В настоящее время существует единственная спецификация JASO DX-1, принятая в 2001 г., которая включает процедуры испытаний, применяемые в США, Европе и Японии. В числе других, менее распространенных, но весьма важных классифицирующих систем необходимо выделить военные спецификации армии США, которые имеют обозначение MIL (в частности MIL-L-хх предназначено для моторных масел). Эти спецификации созданы совместно ASTM, API и SAE для обеспечения работы военной техники. В США приняты две основные спецификации моторных масел: MIL-L-46152 – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, работающих в условиях средней напряженности (штабные машины, снабжение и пр.); MIL-L-2104 – моторные масла главным образом для дизелей с наддувом, для тактических транспортных средств; при необходимости могут применяться и в бензиновых двигателях. Приблизительное соответствие категорий API и MIL отражено в табл. 35. Однако военные спецификации содержат дополнительные тре-бования к моторным маслам (ограниченное число классов вязкости, Рассмотренные классификации содержат базовые требования к моторным маслам, согласованные с производителями автомобилей. Вместе с тем многие автомобильные фирмы предъявляют к маслам дополнительные требования, в которых учитывается специфика конструкции двигателей, применяемых в них материалов и особенности эксплуатации. Эти требования формулируются в специальных фирменных спецификациях, предусматривающих проведение стендовых и эксплуатационных испытаний. Допуск к применению моторного масла на двигателях конкретной фирмы выдается после проведения соответствующих испытаний на предприятии-изготовителе. Среди наиболее распространенных спецификаций производителей автомобилей можно выделить требования MAN (MAN 270, MAN M3275, MAN M3277 и др.); BMW (“Special oils”, BMW M610); Ford (Ford При маркировке современных масел используют все спецификации, по которым фирме-производителю удалось пройти лицензионные испытания. В правила “хорошего тона” также входит указание на источник базового масла (не важно, на каком языке). В качестве примера маркировки современных зарубежных моторных масел приведем маркировку некоторых масел немецкой фирмы MANNOL. Минеральное универсальное всесезонное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей: Mineraloelbasis SAE 10W-30, API SF/CD, CCMC G2, PD2, MIL-L-2104E, MAN 271. Полусинтетическое универсальное всесезонное масло для двигателей с турбонаддувом: Teylsynthetic SAE 10W-40, API CF-4/SJ, ACEA A3-96, B3-96, E3-96; CCMC D5, G5, PD-2. Полностью синтетическое универсальное всесезонное (для особо низких температур) энергосберегающее масло: Vollsynthetic SAE 0W-30, API SJ/CF/EC-II, ACEA A3-96, B3-96. Для отечественных производителей моторных масел обязательно указание маркировки масла в соответствии с ГОСТ 17479.1. Отдельный вопрос представляет собой классификация масел для двухтактных двигателей мото- и сельхозтехники, лодочных моторов, снегоходов, мотосаней и пр. Масла для этих двигателей отличаются особой спецификой и критериями оценки. Основным здесь является то, что в большинстве случаев 2Т-масла используются в смеси с бензином (в соотношениях от 1:16 до 1:150) и выносятся из двигателя вместе с ОГ. Поэтому эти масла должны обладать высокими смазывающими свойствами, низкой склонностью к образованию отложений, малой зольностью, хорошей смешиваемостью с углеводородами топлива, высокой экологичностью (биоразлагаемостью) и т.д., при этом особо высоких требований к ВТХ масла не предъявляется. Типичные физико-химические показатели 2Т-масел: кинематическая вязкость при 100 °С – 6,1…12,2 сСт, ИВ 90…130, щелочность 4,7…6,5 мг KOH/г масла, коксуемость не более 0,19…0,35 мас. %, температура вспышки – не ниже 70 °С. Классификация и маркировка 2Т-масел осуществляются в соответствии со спецификациями API, ISO, ASTM, CEC, JASO, NMMA и других организаций (табл. 41). Таблица 41. Основные классификации свойств масел
* В скобках приводятся устаревшие обозначения и ныне отмененные классы. Следует отметить, что все рассмотренные классификации моторных масел быстро развиваются (в сторону увеличения буквенно-цифровых индексов), поэтому в ближайшие годы следует ожидать появления новых масел, имеющих в своей марке более высокие индексы и обладающих более высокими эксплуатационными свойствами, чем предыдущие. 8.12. Ассортимент и применение В системах смазки двигателей внутреннего сгорания применяют товарные моторные масла. Их получают путем смешения (компаундирования) базовых масел с пакетами присадок. Сам процесс компаундирования в общей цепочке производства моторных масел является наименее сложным, поэтому зачастую осуществляется на небольших маслосмесительных предприятиях. Это же определяет наличие достаточно большого количества фирм, присваивающих маслам свои торговые марки, осуществляющих только компаундирование и расфасовку из базовых масел и присадок, поставляемых на рынок крупными фирмами-производителями. Следует отметить, что качество масел от этого обычно не страдает, а малые предприятия, наоборот, могут конкурировать с крупными компаниями по скорости реагирования на постоянно изменяющиеся потребности рынка смазывающих материалов. Компаундирование масел проводят на установках с периодическим (при небольших объемах производства) или непрерывным процессом (для многотоннажной продукции). Смешиваемые компоненты обычно нагревают до температур 50…60 °С, при которых не происходит термического разложения и окисления базовых масел и присадок. На рис. 43 показана схема установки для периодического смешения. В установку входят емкости для компонентов базового масла и присадок, дозирующие устройства, обогреваемые мешалки и емкость для готовой продукции. Предварительное смешение одной из присадок с базовым маслом при повышенной температуре осуществляют в случае пониженной ее растворимости в масле. После этого проводят окончательное смешение компонентов и готовая продукция сливается в сборный танк. Далее масло направляется либо на расфасовку, либо затаривается в крупные емкости. Все товарные моторные масла подразделяются на ассортиментные группы в зависимости от типа транспортных средств (или типа установок с ДВС), типа применяемых двигателей, режимов их работы и сезонности применения. Очень важное значение имеет выбор масла нужной ассортиментной группы с оптимальным значением вязкости, что определяется конструкцией двигателя и его узлов трения. Так, масла с повышенной рабочей вязкостью требуются для двигателей высоконагруженных, низкооборотных или работающих в условиях напряженного теплового режима. При этом чем выше вязкость масла в работающем двигателе, тем надежнее уплотнение, меньше вероятность прорыва газов, меньше потерь на угар (поскольку в его составе меньше легко испаряющихся фракций). С учетом этого применение масел с повышенной вязкостью целесообразно также в значительно изношенных двигателях. Масла с меньшей вязкостью (в том числе энергосберегающие) применяют обычно в малонагруженных быстроходных двигателях. В этом случае легче осуществить запуск двигателя, лучше прокачиваемость масла по системе смазки при низких температурах, лучше отводится тепло от рабочих деталей, улучшается их очистка от продуктов износа и примесей. В современной литературе по обслуживанию двигателей часто приводятся графики температурных диапазонов, в которых рекомендуется использовать масла соответствующих классов вязкости. Однако следует иметь в виду, что за основу для выбора моторного масла не следует принимать температуру окружающей среды, которая является второстепенным фактором. Работу масла в большей мере будут определять уровень форсировки двигателя, его теплонапряженности и основные режимы работы (трассовый, городской, внедорожный и т.п.). Тем не менее возможный температурный диапазон эксплуатации двигателя накладывает определенные требования и к вязкости, и к ВТХ масла и определяет применяемость масел по сезонности и климатическим условиям. При эксплуатации двигателей в широком температурном диапазоне предпочтительны всесезонные масла с пологим характером протекания ВТХ. Приблизительно те же соображения относятся и к выбору уровня свойств моторного масла для конкретного типа двигателя. Для двигателей невысокого уровня форсировки вполне достаточно среднего уровня свойств, а для современных форсированных двигателей требуются масла с высокими свойствами. В связи с этим возникает естественный вопрос, а стоит ли использовать в двигателях более раннего выпуска масла последних марок? Однозначного ответа на данный вопрос дать, естественно, невозможно. Однако в общем случае применение масел с чрезмерно избыточными свойствами (равно как и с недостаточными) не только экономически невыгодно, но может привести к повышенному износу узлов трения. Причиной данного явления может служить несовместимость примененных в двигателе конструкционных материалов и их термохимической обработки с избыточными свойствами масла по образованию граничных пленок. Поскольку некоторые присадки вступают в химическое соединение с металлическими поверхностями, то при разрушении таких пленок будут быстро образовываться новые с большими, чем это требуется, скоростью и толщиной, а также с менее эффективными противоизносными свойствами. Быстро повторяющиеся процессы такого рода и могут дать повышенный износ поверхностей. Помимо этого, необходимо обращать внимание на совместимость новых марок масел с типами примененных в двигателе уплотнений и материалов, из которых они выполнены. Рекомендованными к применению могут быть масла, прошедшие аттестацию на заводе-изготовителе. Считается допустимым превышение уровня свойств по API на две ступени (например, масел групп SH и SJ вместо SG), но не более. Немаловажный вопрос при выборе масла – соответствие отечественной классификации масел зарубежным. Поскольку классификации API и SAE являются общепринятыми, рассмотрим этот вопрос по отношению к ним. Соответствие классов вязкости ГОСТ и SAE приведены в табл. 42, а уровней свойств ГОСТ и API – в табл. 43. Следует обратить внимание, что нет прямого соответствия категорий ГОСТ, SAE и API из-за различия применяемых методов оценки вязкости и свойств. Таблица 42. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.1 и SAE J 300
* В отечественной классификации отсутствуют большинство классов Таблица 43. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.1 и API
При анализе материалов таблиц можно сделать неутешительное заключение о том, что отечественная классификация, несмотря на вносимые изменения, еще значительно отстает от зарубежных, поскольку в ней пока нет места для моторных масел, отвечающих современным жестким требованиям к эксплуатационным качествам, что может привести в скором времени к полному замещению ее другими классификациями. При наличии на рынке большого количества масел на различных основах возникает необходимость правильного выбора масла на той или иной основе, а также решения вопроса о возможности их смешивания. Минеральные масла применимы во всех видах бензиновых и дизельных двигателей за исключением случаев, когда фирмой-изготовителем техники предписано применение другого типа масла. Полусинтетические масла применимы практически во всех современных бензиновых и дизельных двигателях, исключая устаревшие модели, выпущенные до 1990 года. Синтетические масла следует применять в современных высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях (с турбонаддувом и нейтрализаторами ОГ), выпущенных после 1990 г. В некоторых случаях альтернативы “синтетике” нет. Это касается двигателей спортивных автомобилей, двухтактных бензиновых ДВС (только полиэфирные и жировые масла обеспечивают биоразлагаемость выбросов), мощных дизелей с продленными интервалами замены масла и т.д. Немаловажный фактор применения масел – их совместимость с конструкционными материалами. Она оценивается коррозионными свойствами масла по отношению к металлам и по воздействию на резинотехнические изделия и уплотнительные материалы. Коррозия вызывает не только окисление металлов, но и интенсивный коррозионный износ вследствие образования соединений с высокой твердостью (например, гидратированный оксид трехвалентного железа Fe2O3´H2O). Моторные масла оказывают физическое и химическое воздействие на немаслостойкие резины, паронит и другие материалы, вследствие чего происходят их набухание или усыхание, потеря прочности и эластичности, появление хрупкости и трещин. Именно эти свойства ограничивают применение синтетических масел в старых ДВС.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.043 с.) |