Другие классификации моторных масел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие классификации моторных масел



Классификацию моторных масел для европейских двигателей разработал ССМС (табл. 36). Классы масел ССМС сопоставимы со свойствами по API и соответствуют стандартам ASTM, CEC, IP или DIN.

Таблица 36. Классификация CCMC моторных масел
по эксплуатационным свойствам

Класс масла Рекомендуемая область применения
Масла для дизелей
D1 Двигатели без наддува выпуска 1971–1980 гг., работающие в обычных условиях (соответствует API CC + европейские тесты)
D2 Двигатели без наддува, работающие в тяжелых условиях или с наддувом в умеренных условиях, 1971–1989 гг. выпуска (API CE + …)
D3 Двигатели с наддувом выпуска 1971–1989 гг. работающие в особо тяжелых условиях эксплуатации и с удлиненным сроком смены масла (API CD + …)
D4 Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях, выпуска после 1990 г., заменяет D2
D5 Двигатели с высоким наддувом выпуска после 1990 г., работающие в особо тяжелых условиях (API CF + …), заменяет D3
PD-1 Высокооборотные дизели легковых автомобилей выпуска 1980–1989 гг. (API CD + …)
PD-2 Двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей выпуска после 1990 г., предъявляющих особые требования к диспергирующим свойствам масел, заменяет PD-1
Масла для бензиновых двигателей
G1 Двигатели выпуска 1974–1980 гг., работающие в обычных условиях (соответствует API SE + европейские тесты)
G2 Двигатели легковых автомобилей выпуска 1980–1989 гг., работающие в ужесточенных условиях (API SF + …)
G3 Двигатели перспективных автомобилей выпуска 1980–1989 гг., предъявляющие высокие требования к вязкостным и противоокислительным свойствам масла (API SF + …)
G4 Двигатели современных и перспективных автомобилей выпуска после 1989 г., используемые для езды на скоростных автострадах (API SG + …), заменяет G2
G5 Двигатели скоростных и спортивных автомобилей выпуска после 1989 г., предъявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам (API SG + …), заменяет G3

Классификация ССМС, действовавшая до конца 1996 г., в настоящее время отменена. Тем не менее многие фирмы продолжают использовать ее для обозначения моторных масел, используемых в автомобилях, выпускавшихся до 1996 г.

Необходимо отметить, что в России в настоящий момент существует классификация масел, подобная CCMC. Ее разработала “Ассоциация автомобильных инженеров Российской Федерации” (ААИ). Согласно стандарту “СТ ААИ 003-98. Масла моторные для автомобильной техники. Классификация, обозначение и технические требования”, масла классифицируются по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам. В зависимости от вязкостных характеристик моторные масла делятся на классы вязкости по SAE J 300. Классификация масел по эксплуатационным свойствам производится в соответствии с табл. 37.

Таблица 37. Классификация ААИ моторных масел
по эксплуатационным свойствам

Класс масла Рекомендуемая область применения
Класс Б – бензиновые двигатели
Б1 Двигатели грузовых автомобилей
Б2 Двигатели легковых автомобилей выпуска до 1996 г.
БЗ Двигатели легковых автомобилей выпуска после 1996 г.
Б4 Перспективные бензиновые двигатели, имеющие повышенные экологические показатели
Класс Д – дизели
Д1 Дизели грузовых автомобилей без наддува
Д2 Дизели грузовых автомобилей с наддувом и без наддува, работающие в тяжелых условиях
Д3 Дизели грузовых автомобилей с наддувом, работающие в тяжелых условиях и имеющие повышенные экологические показатели

Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях, должны иметь двойное обозначение, например Д3/Б3, Б4/Д2 и т.д. Условные обозначения моторных масел разных предприятий-изготовителей должны отличаются фирменной торговой маркой, например Ангрол SAE 30 ААИ Д2, Уфалюб SAE 10W-30 ААИ Б2/Д1, Лукойл-Стандарт 15W-40 ААИ Б3/Д1.

К сожалению, классификация масел ААИ, хотя и отражает специфические требования отечественных производителей автомобилей, к настоящему моменту так и не нашла всеобщего признания. Этому, по всей видимости, способствует наличие большого количества быстро развивающихся зарубежных классификаций, которые явно перекрывают требования ААИ.

В странах Западной Европы c 1 января 1996 года взамен классификации ССМС введена новая классификация моторных масел, учитывающая высокий уровень форсировки автомобильных двигателей европейского производства (общий уровень форсирования ДВС производства США относительно ниже, чем в Европе). Ее разработала Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA), объединяющая шестнадцать ведущих европейских фирм-производителей. АСЕА предъявляет более высокие требования к качеству масел, чем API и CCMC.

Согласно АСЕА, моторные масла по своим свойствам первоначально были подразделены на классы: для бензиновых двигателей – А1-96,
А2-96 и А3-96; для дизелей легковых автомобилей – В1-96, В2-96 и В3-96; для дизелей грузовых автомобилей – Е1-96, Е2-96 и Е3-96, где первая цифра (1, 2, 3 и т.д.) указывает категорию, а последние – год выпуска. Кроме этого, в обозначении может присутствовать номер издания (issue), например А2-96 issue 2 – при обновлении технических требований без специального ужесточения категории.

Наиболее весомые изменения и дополнения в классификации ACEA произведены в 1998 и 2002 гг. Действующие классификации этих лет приведены в табл. 38 и 39.

Таблица 38. Классификация эксплуатационных свойств
моторных масел ACEA, 1998 г.

Класс масла Характеристика Назначение
“A” – бензиновые двигатели легковых автомобилей
A1-96 Предотвращение образования отложений на поршне и шлама, стойкость к высокотемпературному окислению, защита от износа Масло с максимальным топливо-сберегающим эффектом. Стандарт для моторных масел с низкой вязкостью при 150 °С (для двигателей без турбонаддува)
А1-98 То же, что и А1-96 Улучшены энергосберегающие характеристики

Продолжение табл. 38

Класс масла Характеристика Назначение
А2-96 То же, что и А1-96, но с лучшей защитой подшипников Стандарт для двигателей современных и перспективных автомобилей для скоростных автострад (с наддувом и без него)
А3-96 То же, что и А2-96, но с лучшей стойкостью к высокотемпературному окислению, чем предыдущих классов. Превосходит ССМС G5 Для двигателей скоростных автомобилей с наддувом и без него, предъявляющих особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла
А3-98 То же, что и А3-96, но с лучшей стойкостью к пенообразованию и высокотемпературному окислению Экстракласс для двигателей с наддувом и без него, предъявляющих повышенные требования к пенообразованию, противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам
“B” – дизельные двигатели легковых автомобилей
В1-96 Предотвращение образования отложений на поршне, диспергирование сажи, защита кулачков распределительного вала от износа Масло с максимальным топливо-сберегающим эффектом. Стандарт для моторных масел с низкой вязкостью при 150 °С (для двигателей без турбонаддува)
В1-98 То же, что и В1-96, но с повышенными требованиями по приросту вязкости и образованию шлама То же с улучшением энергосберегающего эффекта
В2-96 То же, что и В1-96, но с лучшей защитой подшипников Стандартный класс для дизелей легковых автомобилей с наддувом и без него
В2-98 То же, что и В2-96, но с лучшими эксплуатационными свойствами Дизели легковых автомобилей с турбонаддувом и без него
В3-96 То же, что и В2-96, но с лучшей защитой кулачков распределительного вала от износа, способность диспергировать сажу и сохранять ВТХ Экстракласс для дизелей с турбонаддувом для легковых автомобилей и автофургонов

Окончание табл. 38

Класс масла Характеристика Назначение
В3-98 То же, что и В3-96, но с лучшими эксплуатационными свойствами То же, что и В3-96
В4-98 То же, что и В3-98, но с лучшими эксплуатационными свойствами То же, что и В3-98
“Е” – дизельные двигатели грузовых автомобилей
Е1-96 Заменяет ССМС D4, но более высокого качества. Высокая стойкость к термоокислению, минимальное образование шла-ма, высокая защита от износа ЦПГ и клапанного механизма Масло для мощных двигателей без турбонаддува с продленным интервалом замены для более старых двигателей
Е2-96 То же, что и Е1-96, но с лучшими характеристиками по тем же показателям Стандартный класс для дизелей с высоким наддувом и без него, работающих в легких и тяжелых условиях
Е3-96 То же, что и Е2-96, но с лучшей способностью диспергировать сажу и сохранять ВТХ. Выше ССМС D5 Экстракласс для дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях.
Е4-99 То же, что и Е3-96, но с лучшими эксплуатационными свойствами Класс для нового поколения быстроходных дизелей грузовых автомобилей Euro 1, 2, 3
Е5-99 То же, что и Е4-99, но с увеличенными интервалами замены свыше 80000 км пробега Для быстроходных дизелей грузовых автомобилей нового поколения Euro 3

Таблица 39. Классификация эксплуатационных свойств
моторных масел ACEA, 2002 г.

Класс масла Рекомендуемая область применения и свойства
“A” – бензиновые двигатели легковых автомобилей
А1-02 Двигатели, допускающие применение маловязких при высокой температуре (150 °С) энергосберегающих масел и скорости сдвига до 3,5 мПа×с
А2-96 выпуск 3 Большинство умеренно форсированных двигателей с нормальным интервалом замены масла

Окончание табл. 39

Класс масла Рекомендуемая область применения и свойства
А3-02 Высокофорсированные двигатели и/или при увеличенных интервалах замены масла. Тяжелые условия эксплуатации. Масла стойкие к деструкции загущающих присадок
А4-хх Зарезервирована для двигателей с непосредственным впрыском в КС
А5-02 Высокофорсированные двигатели, конструкция которых допускает применение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига
“B” – дизельные двигатели легковых автомобилей и автофургонов
В1-02 Дизели, допускающие применение маловязких при высокой температуре (150 °С) энергосберегающих масел и высокой скорости сдвига
В2-98 выпуск 2 Большинство дизелей, преимущественно с разделенной КС, с нормальным интервалом замены масла. Непригодны для высокофорсированных ДВС
В3-98 выпуск 2 Высокофорсированные дизели и/или при увеличенных интервалах замены масла. Тяжелые условия эксплуатации. Масла, стойкие к деструкции загущающих присадок
В4-02 Дизели с открытой КС. Масла, стойкие к деструкции
В5-02 Дизели, допускающие применение энергосберегающих масел (маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига). Масла, долгоработающие и стойкие к деструкции
“Е” – дизельные двигатели грузовых автомобилей
Е2-96 выпуск 4 Большинство дизелей без наддува и с ним, работающие в средних и тяжелых условиях эксплуатации с нормальным интервалом замены масла
Е3-96 выпуск 4 Дизели, выполняющие требования Euro 1 и 2, работающие в тяжелых условиях. Допускают увеличенный интервал замены масла. Имеют высокие моющие свойства, стойкость к старению, препятствуют полировке цилиндра, износу, росту вязкости и накоплению сажи
Е4-99 выпуск 2 Высокофорсированные дизели, выполняющие требования Euro 1, 2 и 3, работающие в особо тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены масла. Масла, стойкие к деструкции, другие аналогичные свойства выше, чем Е3-96 выпуск 4
Е5-02 Высокофорсированные дизели, выполняющие требования Euro 2 и 3, работающие в особо тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены масла. Масла, стойкие к деструкции и увеличению вязкости, другие аналогичные свойства выше, чем Е3-96 выпуск 4

Новая классификация АСЕА введена в действие с 1 ноября 2004 г. Она существенно отличается от предыдущих тем, что в ней учтены требования по токсичности ОГ автомобилей Евро 4. Кроме этого, сокращено количество категорий и подразделяются они на три новых класса: “A/B” – для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков, “C” – совместимые с нейтрализаторами отработавших газов, “E” – для мощных дизелей грузовых автомобилей, имеющих сажевые фильтры и нейтрализаторы ОГ. Область применения и краткая характеристика свойств масел новых классов АСЕА приведены в табл. 40.

Таблица 40. Классификация эксплуатационных свойств
моторных масел ACEA, 2004 г.

Класс масла Рекомендуемая область применения и свойства
Класс “A/B” – бензиновые двигатели и дизели
A1/B1-04 Бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированные для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел с динамической вязкостью от 2,6 до 3,5 мПа·с
A3/B3-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла
A3/B4-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели с непосредственным впрыскиванием топлива. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3-04
A3/B5-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированные для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел с динамической вязкостью от 2,9 до 3,5 мПа·с при 150 °С. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла
Класс “C” – для автомобилей, снабженных нейтрализаторами ОГ
С1-04 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей и легких грузовиков. Совместимы с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами отработавших газов. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам с динамической вязкостью 2,9 мПа×с при 150 °С. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей

Окончание табл. 40

  Класс масла Рекомендуемая область применения и свойства
C2-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированные для использования маловязких энергосберегающих масел с динамической вязкостью 2,9 мПа×с при 150 °С. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей  
C3-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы.  
Класс “Е” – мощные дизели грузовых автомобилей  
E2-96 выпуск 5 Дизели с турбонаддувом и без него, работающие в средних и тяжелых условиях, с обычными интервалами замены моторного масла  
E4-99 выпуск 3 1. Высокооборотные дизели, соответствующие экологическим нормам Евро 1, 2, 3 и 4, работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. 2. Дизели с турбонаддувом, снабженные системой снижения оксидов азота. 3. Автомобили без сажевых фильтров. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и стабильность свойств  
E6-04 1. Высокооборотные дизели, соответствующие экологическим нормам Евро 1, 2, 3 и 4, работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. 2. Дизели с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005 %. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств  
E7-04 1. Высокооборотные дизели, соответствующие экологическим нормам Евро 1, 2, 3 и 4, работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. 2. Дизели с турбонаддувом без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенные системой снижения выброса оксидов азота. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств. Снижают нагарообразование в турбокомпрессоре  
         

Сертификация масел на соответствие требованиям классификации АСЕА проводится на основе лабораторных и моторных испытаний, преимущественно в двигателях европейского производства. Методы испытаний стандартизованы СЕС и строго контролируются им.

Использование в двигателях европейского производства масел, не имеющих аттестации по АСЕА, может привести к ряду неприятных последствий: к залеганию поршневых колец (вследствие недостаточности моющих свойств) и к повышенному износу трущихся деталей особенно при чрезмерно длительной бессменной работе масла.

Автомобильные фирмы США и Японии, сотрудничающие с ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов), с целью согласования уровней свойств сформулировали минимальные требования к моторным маслам для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Первоначально в классификации ILSAC имелись два класса, обозначаемые GF-1 (уже отмененн) и GF-2, которые соответственно близки классам SH и SJ классификации API. С 2002 г. действуют требования GF-3, а с 2004 г. – GF-4. По своему уровню они практически идентичны требованиям к маслам классов SJ и SL по API, но обязательно предъявляют высокие требования по экономии топлива и отсутствию компонентов, отрицательно влияющих на каталитический нейтрализатор ОГ. Для этого масла должны обладать низкой высокотемпературной вязкостью (2,6…2,9 мПа×с при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1), малой испаряемостью, хорошей фильтруемостью при низких температурах, низкой склонностью к пенообразованию, высокой стабильностью к сдвигу и малым содержанием фосфора (для предотвращения засорения катализатора).

Японская организация автомобильных стандартов (JASO) создала собственную спецификацию на продаваемые за границу моторные масла для дизельных двигателей японских производителей. Это было вызвано недостаточностью требований категорий дизельных масел API по степени износа некоторых деталей, по нагарообразованию и возможному применению систем рециркуляции ОГ. В настоящее время существует единственная спецификация JASO DX-1, принятая в 2001 г., которая включает процедуры испытаний, применяемые в США, Европе и Японии.

В числе других, менее распространенных, но весьма важных классифицирующих систем необходимо выделить военные спецификации армии США, которые имеют обозначение MIL (в частности MIL-L-хх предназначено для моторных масел). Эти спецификации созданы совместно ASTM, API и SAE для обеспечения работы военной техники.

В США приняты две основные спецификации моторных масел:

MIL-L-46152 – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, работающих в условиях средней напряженности (штабные машины, снабжение и пр.);

MIL-L-2104 – моторные масла главным образом для дизелей с наддувом, для тактических транспортных средств; при необходимости могут применяться и в бензиновых двигателях.

Приблизительное соответствие категорий API и MIL отражено в табл. 35. Однако военные спецификации содержат дополнительные тре-бования к моторным маслам (ограниченное число классов вязкости,
проверка на работоспособность в агрегатах трансмиссий, возможность
использования в двухтактных двигателях и др.). Новейшие спецификации
MIL-L-2004 имеют индексы E и F, а последняя, MIL-PRF-2004G выпуска 1997 г., превышает требования API CG-4.

Рассмотренные классификации содержат базовые требования к моторным маслам, согласованные с производителями автомобилей. Вместе с тем многие автомобильные фирмы предъявляют к маслам дополнительные требования, в которых учитывается специфика конструкции двигателей, применяемых в них материалов и особенности эксплуатации. Эти требования формулируются в специальных фирменных спецификациях, предусматривающих проведение стендовых и эксплуатационных испытаний. Допуск к применению моторного масла на двигателях конкретной фирмы выдается после проведения соответствующих испытаний на предприятии-изготовителе.

Среди наиболее распространенных спецификаций производителей автомобилей можно выделить требования MAN (MAN 270, MAN M3275, MAN M3277 и др.); BMW (“Special oils”, BMW M610); Ford (Ford
WSE-M2C 903 в Европе, Ford E3E-M2C153-E в США); General Motors
(GM 6094 M, GM 4718 M и т.д.); Mercedes-Benz (MB 226.9, MB 227.0,
MB 227.1 и многие другие); MTU (MTU Type 1, MTU Type 2); Rover
(RES 22 OL G-4, RES 22 OL PD-2, RES 22 OL D-5); Scania LDF;
Volkswagen (VW 500.00, VW 501.01, VW 596.00 и пр.); Volvo (Volvo VDS, Volvo VDS-2). Даже АвтоВАЗ имеет свои спецификации с индексом ТТМ.

При маркировке современных масел используют все спецификации, по которым фирме-производителю удалось пройти лицензионные испытания. В правила “хорошего тона” также входит указание на источник базового масла (не важно, на каком языке). В качестве примера маркировки современных зарубежных моторных масел приведем маркировку некоторых масел немецкой фирмы MANNOL.

Минеральное универсальное всесезонное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей: Mineraloelbasis SAE 10W-30, API SF/CD, CCMC G2, PD2, MIL-L-2104E, MAN 271. Полусинтетическое универсальное всесезонное масло для двигателей с турбонаддувом: Teylsynthetic SAE 10W-40, API CF-4/SJ, ACEA A3-96, B3-96, E3-96; CCMC D5, G5, PD-2. Полностью синтетическое универсальное всесезонное (для особо низких температур) энергосберегающее масло: Vollsynthetic SAE 0W-30, API SJ/CF/EC-II, ACEA A3-96, B3-96.

Для отечественных производителей моторных масел обязательно указание маркировки масла в соответствии с ГОСТ 17479.1.

Отдельный вопрос представляет собой классификация масел для двухтактных двигателей мото- и сельхозтехники, лодочных моторов, снегоходов, мотосаней и пр. Масла для этих двигателей отличаются особой спецификой и критериями оценки. Основным здесь является то, что в большинстве случаев 2Т-масла используются в смеси с бензином (в соотношениях от 1:16 до 1:150) и выносятся из двигателя вместе с ОГ. Поэтому эти масла должны обладать высокими смазывающими свойствами, низкой склонностью к образованию отложений, малой зольностью, хорошей смешиваемостью с углеводородами топлива, высокой экологичностью (биоразлагаемостью) и т.д., при этом особо высоких требований к ВТХ масла не предъявляется.

Типичные физико-химические показатели 2Т-масел: кинематическая вязкость при 100 °С – 6,1…12,2 сСт, ИВ 90…130, щелочность 4,7…6,5 мг KOH/г масла, коксуемость не более 0,19…0,35 мас. %, температура вспышки – не ниже 70 °С.

Классификация и маркировка 2Т-масел осуществляются в соответствии со спецификациями API, ISO, ASTM, CEC, JASO, NMMA и других организаций (табл. 41).

Таблица 41. Основные классификации свойств масел
для двухтактных бензиновых двигателей

Рекомендованная область применения ISO API, CEC JASO NMMA
Двигатели воздушного охлаждения с рабочим объемом до 50 см3 (мопеды, газонокосилки, электрогенераторы) L-E-TA TA, (TSC-1)* FA
Двигатели с рабочим объемом от 50 до 200 см3 (мотоциклы, мотороллеры, мотопилы) L-E-TB (TB), (TSC-2) FB, FC
Двигатели с рабочим объемом от 200 до 500 см3 (кроме ПЛМ водяного охлаждения) L-E-TC TC, (TSC-3) FB, FC
Для подвесных лодочных моторов водяного охлаждения L-E-TD (TD), (TSC-4) (TC-W), (TC-W2), TC-W3

* В скобках приводятся устаревшие обозначения и ныне отмененные классы.

Следует отметить, что все рассмотренные классификации моторных масел быстро развиваются (в сторону увеличения буквенно-цифровых индексов), поэтому в ближайшие годы следует ожидать появления новых масел, имеющих в своей марке более высокие индексы и обладающих более высокими эксплуатационными свойствами, чем предыдущие.

8.12. Ассортимент и применение
товарных моторных масел

В системах смазки двигателей внутреннего сгорания применяют товарные моторные масла. Их получают путем смешения (компаундирования) базовых масел с пакетами присадок. Сам процесс компаундирования в общей цепочке производства моторных масел является наименее сложным, поэтому зачастую осуществляется на небольших маслосмесительных предприятиях. Это же определяет наличие достаточно большого количества фирм, присваивающих маслам свои торговые марки, осуществляющих только компаундирование и расфасовку из базовых масел и присадок, поставляемых на рынок крупными фирмами-производителями. Следует отметить, что качество масел от этого обычно не страдает, а малые предприятия, наоборот, могут конкурировать с крупными компаниями по скорости реагирования на постоянно изменяющиеся потребности рынка смазывающих материалов.

Компаундирование масел проводят на установках с периодическим (при небольших объемах производства) или непрерывным процессом (для многотоннажной продукции). Смешиваемые компоненты обычно нагревают до температур 50…60 °С, при которых не происходит термического разложения и окисления базовых масел и присадок.

На рис. 43 показана схема установки для периодического смешения. В установку входят емкости для компонентов базового масла и присадок, дозирующие устройства, обогреваемые мешалки и емкость для готовой продукции. Предварительное смешение одной из присадок с базовым маслом при повышенной температуре осуществляют в случае пониженной ее растворимости в масле. После этого проводят окончательное смешение компонентов и готовая продукция сливается в сборный танк. Далее масло направляется либо на расфасовку, либо затаривается в крупные емкости.

Все товарные моторные масла подразделяются на ассортиментные группы в зависимости от типа транспортных средств (или типа установок с ДВС), типа применяемых двигателей, режимов их работы и сезонности применения.

Очень важное значение имеет выбор масла нужной ассортиментной группы с оптимальным значением вязкости, что определяется конструкцией двигателя и его узлов трения. Так, масла с повышенной рабочей вязкостью требуются для двигателей высоконагруженных, низкооборотных или работающих в условиях напряженного теплового режима. При этом чем выше вязкость масла в работающем двигателе, тем надежнее уплотнение, меньше вероятность прорыва газов, меньше потерь на угар (поскольку в его составе меньше легко испаряющихся фракций). С учетом этого применение масел с повышенной вязкостью целесообразно также в значительно изношенных двигателях. Масла с меньшей вязкостью (в том числе энергосберегающие) применяют обычно в малонагруженных быстроходных двигателях. В этом случае легче осуществить запуск двигателя, лучше прокачиваемость масла по системе смазки при низких температурах, лучше отводится тепло от рабочих деталей, улучшается их очистка от продуктов износа и примесей.

В современной литературе по обслуживанию двигателей часто приводятся графики температурных диапазонов, в которых рекомендуется использовать масла соответствующих классов вязкости. Однако следует иметь в виду, что за основу для выбора моторного масла не следует принимать температуру окружающей среды, которая является второстепенным фактором. Работу масла в большей мере будут определять уровень форсировки двигателя, его теплонапряженности и основные режимы работы (трассовый, городской, внедорожный и т.п.). Тем не менее возможный температурный диапазон эксплуатации двигателя накладывает определенные требования и к вязкости, и к ВТХ масла и определяет применяемость масел по сезонности и климатическим условиям. При эксплуатации двигателей в широком температурном диапазоне предпочтительны всесезонные масла с пологим характером протекания ВТХ.

Приблизительно те же соображения относятся и к выбору уровня свойств моторного масла для конкретного типа двигателя. Для двигателей невысокого уровня форсировки вполне достаточно среднего уровня свойств, а для современных форсированных двигателей требуются масла с высокими свойствами.

В связи с этим возникает естественный вопрос, а стоит ли использовать в двигателях более раннего выпуска масла последних марок? Однозначного ответа на данный вопрос дать, естественно, невозможно. Однако в общем случае применение масел с чрезмерно избыточными свойствами (равно как и с недостаточными) не только экономически невыгодно, но может привести к повышенному износу узлов трения. Причиной данного явления может служить несовместимость примененных в двигателе конструкционных материалов и их термохимической обработки с избыточными свойствами масла по образованию граничных пленок. Поскольку некоторые присадки вступают в химическое соединение с металлическими поверхностями, то при разрушении таких пленок будут быстро образовываться новые с большими, чем это требуется, скоростью и толщиной, а также с менее эффективными противоизносными свойствами. Быстро повторяющиеся процессы такого рода и могут дать повышенный износ поверхностей. Помимо этого, необходимо обращать внимание на совместимость новых марок масел с типами примененных в двигателе уплотнений и материалов, из которых они выполнены. Рекомендованными к применению могут быть масла, прошедшие аттестацию на заводе-изготовителе. Считается допустимым превышение уровня свойств по API на две ступени (например, масел групп SH и SJ вместо SG), но не более.

Немаловажный вопрос при выборе масла – соответствие отечественной классификации масел зарубежным. Поскольку классификации API и SAE являются общепринятыми, рассмотрим этот вопрос по отношению к ним. Соответствие классов вязкости ГОСТ и SAE приведены в табл. 42, а уровней свойств ГОСТ и API – в табл. 43. Следует обратить внимание, что нет прямого соответствия категорий ГОСТ, SAE и API из-за различия применяемых методов оценки вязкости и свойств.

Таблица 42. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.1 и SAE J 300

ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE
0W     0W-20 4з/10 10W-30
3з 5W     0W-30 5з/10 15W-30
4з 10W     3з/8 5W-20 5з/12 15W-30
5з 15W     5W-30* 6з/10 20W-30
6з 20W     5W-60 6з/12 20W-30
25W     4з/6 10W-20 6з/14 20W-40
        4з/8 10W-20 6з/16 20W-40

* В отечественной классификации отсутствуют большинство классов
вязкости с высокими низкотемпературными свойствами (0W, 5W и всесезонные масла с такими же свойствами), а также всесезонные высоковязкие масла типа 10W-50, 10W-60, 20W-50, 20W-60.

Таблица 43. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.1 и API

ГОСТ API ГОСТ API ГОСТ API ГОСТ API
А SB В1 SD Д1 SF CH-4
Б SC/CA В2 CB Д2 CD SH
Б1 SC Г SE/CC Е1 SG SJ
Б2 CA Г1 SE Е2 CF-4 SL
В SD/CB Г2 CC CG-4 SM

При анализе материалов таблиц можно сделать неутешительное заключение о том, что отечественная классификация, несмотря на вносимые изменения, еще значительно отстает от зарубежных, поскольку в ней пока нет места для моторных масел, отвечающих современным жестким требованиям к эксплуатационным качествам, что может привести в скором времени к полному замещению ее другими классификациями.

При наличии на рынке большого количества масел на различных основах возникает необходимость правильного выбора масла на той или иной основе, а также решения вопроса о возможности их смешивания.

Минеральные масла применимы во всех видах бензиновых и дизельных двигателей за исключением случаев, когда фирмой-изготовителем техники предписано применение другого типа масла.

Полусинтетические масла применимы практически во всех современных бензиновых и дизельных двигателях, исключая устаревшие модели, выпущенные до 1990 года.

Синтетические масла следует применять в современных высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях (с турбонаддувом и нейтрализаторами ОГ), выпущенных после 1990 г. В некоторых случаях альтернативы “синтетике” нет. Это касается двигателей спортивных автомобилей, двухтактных бензиновых ДВС (только полиэфирные и жировые масла обеспечивают биоразлагаемость выбросов), мощных дизелей с продленными интервалами замены масла и т.д.

Немаловажный фактор применения масел – их совместимость с конструкционными материалами. Она оценивается коррозионными свойствами масла по отношению к металлам и по воздействию на резинотехнические изделия и уплотнительные материалы. Коррозия вызывает не только окисление металлов, но и интенсивный коррозионный износ вследствие образования соединений с высокой твердостью (например, гидратированный оксид трехвалентного железа Fe2O3´H2O). Моторные масла оказывают физическое и химическое воздействие на немаслостойкие резины, паронит и другие материалы, вследствие чего происходят их набухание или усыхание, потеря прочности и эластичности, появление хрупкости и трещин. Именно эти свойства ограничивают применение синтетических масел в старых ДВС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.043 с.)