Классификация моторных масел по API 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация моторных масел по API



До 40-х годов XX столетия в ДВС общего назначения преимущественно использовались моторные масла без присадок. Сроки замены масла при этом были катастрофически малы. Введение в эксплуатацию масел с присадками повлекло необходимость их классификации как по области применения, так и по уровню свойств. Первые шаги в этом направлении были предприняты API в 1947–1951 гг. До современного вида система классификации API развивалась с 1969 г. в тесном контакте с SAE и ASTM. В настоящий момент классификация API является наиболее распространенной в мире и динамично развивающейся системой.

Классификация API связывает свойства масел с условиями работы двигателей (табл. 35). В марку масла входит индекс, состоящий из двух букв, первая определяет тип двигателя: S (Service Station) – бензиновые двигатели и C (Commercial) – дизельные двигатели; вторая (A, B, C, D, E, F и т.д. за определенным исключением) определяет уровень эксплуатационных свойств. Классы дизельных масел, начиная с CD, подразделяются на масла для двух- и четырехтактных дизелей, обозначаемые дополнительной цифрой (например, CD II, CF-2, CG-4). На сегодняшний день в классификации API присутствуют четыре класса категории S и восемь классов категории С. Устаревшие классы моторных масел SA…SG и СА…СE исключены из спецификации. Однако производители продолжают выпускать масла отмененных классов, поскольку автомобили со старыми двигателями еще находятся в эксплуатации и есть потребность в их применении.

Марка масла API может быть дробной, тогда это означает, что масло является универсальным – для бензиновых и дизельных двигателей
(API CF-4/SH, SF/CC и др.). Масло может иметь дополнительное обозначение ЕС (Energy Concerving), свидетельствующее о том, что оно обладает энергосберегающими свойствами и способно уменьшать расход топлива. Обозначение ЕС ставится, если обеспечивается экономия топлива не менее 1,5 %, ЕС II – не менее 2,7 % и ЕС III – не менее 3,0 %. Добиться эффекта экономии топлива удается за счет применения масел с пониженной вязкостью и эффективным пакетом – присадок.

Таблица 35. Классификация условий применения моторных масел
API выпуска 2008 г. (с учетом устаревших марок)

Обозначение Условия применения и характеристика свойств масел
Масла для дизелей
CA* Для двигателей малой мощности, работающих в легких условиях эксплуатации. Обладают моющими, противокоррозионными и противоизносными свойствами, необходимыми для работы двигателей на малосернистом топливе (MIL-L-2104A)
CB* Для двигателей без наддува, работающих в условиях эксплуатации средней напряженности на топливе с повышенным содержанием серы. Обладают моющими, противокоррозионными и противоизносными свойствами, необходимыми для обеспечения работы дизелей на сернистом топливе (MIL-L-2104A)
CC* Для двигателей выпуска до 1970 г. с наддувом и без него, работающих в умеренных и тяжелых условиях эксплуатации. Обладают теми же свойствами, что и CB, а также способностью предотвращать образование низко- и высокотемпературных отложений на деталях двигателей (MIL-L-2104В)
CD* CD+* – для дизелей японских автомобилей Для двигателей выпуска 1970–1983 гг. с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации на топливе с повышенным содержанием серы. Обладают антиокислительными, противокоррозионными, высокими моющими и противоизносными свойствами, необходимыми для обеспечения работы дизелей с наддувом на сернистых топливах (MIL-L-2104C)
CD-II* То же, с учетом специфических требований двухтактных дизелей. Тот же уровень свойств, что и CD
CЕ* Для двигателей с высоким наддувом (выпуска с 1983 г.), эксплуатируемых в тяжелых условиях при высоких нагрузках и малой частоте вращения. Свойства выше, чем у CD, полностью заменяют группы CC и CD (MIL-L-2104C)
CF-4 Для четырехтактных дизелей грузовых автомобилей моделей с 1990 г., осуществляющих перевозки по автострадам. Обладают лучшими моющими свойствами, чем масла класса CD и СЕ, и экологическими показателями по выбросам при сгорании (MIL-L-2104E)

Продолжение табл. 35

Обозначение Условия применения и характеристика свойств масел
CF Для дизелей внедорожной техники и форсированных двигателей, выпускаемых с 1994 г., с наддувом и без него, работающих в тяжелых условиях, на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Заменяет масла группы CD
CF-2 Аналог CD-II для двухтактных двигателей выпуска после 1994 г. Улучшенные свойства по отношению к CD-II (MIL-L-2104D)
CG-4 Для четырехтактных дизелей грузовых автомобилей выпуска с 1994 г., работающих на малосернистом (менее 0,05 % серы), а также для дизелей внедорожной техники, работающих на сернистом топливе (менее 0,5 % серы), отвечающих нормам токсичности ОГ 1994 г. В сравнении с маслами класса CF-4 обладают лучшими моющими, противоизносными и антикоррозионными свойствами, меньшей вспениваемостью при высокой температуре и хорошо сочетаются с малосернистым дизельным топливом. Могут быть использованы вместо масел групп CF и CF-4
CH-4 Масла для четырехтактных двигателей выпуска с 1998 г., предназначенные для длительной работы без смены в условиях интенсивного загрязнения масла частицами сажи и удовлетворяющие экологическим нормам по содержанию твердых частиц и оксида азота в отработавших газах, введенным в США в 1998 г. Допускаются для применения в двигателях, работающих на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обладают улучшенными характеристиками относительно CG-4 с ужесточением требований к токсичности отработавших газов. Могут быть использованы вместо моторных масел групп CF-4 и CG-4
CI-4 Категория разработана в 2002 г. Масла предназначены для двигателей, работающих на топливе c содержанием серы до 0,05 %. Заменяет предыдущие категории
CI-4 Plus Категория разработана в 2004 г. Масла предназначены для дизельных двигателей, эксплуатируемых в особо тяжелых условиях, в том числе на топливах с содержанием серы до 0,5 %. Заменяет предыдущие категории
CJ-4 Категория разработана в 2007 г. специально для новых двигателей, соответствующих экологическим стандартам выбросов ОГ и оснащенным новой системой фильтрации (DPF). Масла этой категории благодаря небольшому содержанию серы подходят к двигателям с более низкими требованиями к маслам

Продолжение табл. 35

Обозначение Условия применения и характеристика свойств масел
Масла для бензиновых двигателей
SA* Для двигателей старых автомобилей, работающих в очень легких условиях эксплуатации. Используются минеральные масла без присадок или с добавлением депрессорной и противопенной присадок
SB* Для двигателей, работающих в легких условиях эксплуатации при умеренных нагрузках. Обладают антиокислительными, противокоррозионными и противозадирными свойствами
SC* Для двигателей, работающих в условиях эксплуатации средней напряженности. Обладают моющими, противокоррозионными и противоизносными свойствами, необходимыми для работы двигателей выпуска 1964–67 гг.
SD* Для двигателей, предъявляющих повышенные требования к качеству масла, работающих в условиях эксплуатации средней напряженности. Обладают повышенными, чем у SC, моющими, противокоррозионными и противоизносными свойствами, необходимыми для работы двигателей выпуска 1968–71 гг.
SE* Для двигателей, предъявляющих высокие требования к качеству масла, работающих в условиях эксплуатации средней напряженности. Обладают высокими моющими, противокоррозионными и противоизносными свойствами (выше, чем у SD), необходимыми для работы двигателей выпуска 1972–79 гг. (MIL-L-46152A)
SF* Для двигателей, предъявляющих особенно высокие требования к качеству масла, работающих в условиях эксплуатации средней напряженности. Обладают высокими антиокислительными, противокоррозионными, моющими и противоизносными свойствами, необходимыми для работы двигателей 1980–1988 гг. выпуска. Могут использоваться вместо масел групп SC, SD, SF (MIL-L-46152B)
SG* Масла для двигателей, работающих в тяжелых условиях, выпускавшихся в 1989–1993 гг., предназначенных для легковых автомобилей, легких грузовиков и микроавтобусов. Обладают характеристиками, лучшими, чем масла группы SF. Могут быть использованы вместо моторных масел групп SE, SF, SE/CC, SF/CC, CC, CD (MIL-L-46152C)
SH Масла для двигателей, работающих в тяжелых условиях, выпускавшихся в 1993–1995 гг. Могут быть использованы вместо моторных масел групп SG (MIL-L-46152D)
SJ Масла для двигателей, выпускавшихся в 1996–2001 гг. Содержат меньшее количество экологически вредных примесей, чем масла группы SH, обладают энергосберегающими свойствами

Окончание табл. 35

Обозначение Условия применения и характеристика свойств масел
SL Масла для двигателей, выпускаемых с 2001 г. Обладают существенно улучшенными моющими, антиокислительными, противоизносными и энергосберегающими свойствами, пониженной летучестью и хорошей совместимостью с нейтрализаторами ОГ
SM Масла для двигателей, выпускаемых с 2004 г. Масла данной категории соответствуют повышенным требованиям производителей двигателей нового поколения. Эти масла также заменяют предыдущие категории SL, SJ и более ранние категории

* Отмененные классы масел (новые лицензии на их производство не выдаются).

Сертификация масла на соответствие какой-либо категории API происходит в ходе специальных испытаний на полноразмерных двигателях или моторных установках. Оценка масла производится по широкому спектру характеристик: по моющим, диспергирующим, противоизносным, антиокислительным, антикоррозионным и другим свойствам при многократных испытаниях по одному методу на разных стендах.

Для обеспечения прохождения указанных (и весьма дорогостоящих) мероприятий API совместно с другими организациями, создал Систему лицензирования и сертификации EOLCS (Engine Oil Licensing and Certification System). Лицензирование и присвоение марки проводится после проведения испытаний масел по всему комплексу методов в аккредитованных испытательных центрах по правилам СМА (СМА Code of Practice). Лицензионное соглашение между API, как владельцем прав на лицензирование по EOLCS, и производителем моторного масла заключается сроком на один год. Лицензиат получает сертификат, подтверждающий качество масла и право использовать символ или сертификационную марку API при маркировке своей продукции.

Масла, прошедшие официальные испытания API и SAE, имеют на своих этикетках специальный “ API символ обслуживания ” (API Service Symbol или donut mark), наносимый на емкости с продукцией, что подтверждает ее соответствие требованиям классификаций [22]. В верхнем полукольце указываются категория и класс API, в нижнем – надпись “ENERGY CONSERVING”, если масло прошло испытание на соответствие энергосберегающим свойствам. В центре указывается вязкость по SAE. Использование в надписях устаревших (отмененных) классов запрещено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.017 с.)