Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Термоокислительная стабильность масел
При нагревании в присутствии воздуха и продуктов неполного сгорания протекают процессы окисления и термического разложения молекул масла. В нефтяных моторных маслах при температурах до 280 °С в присутствии кислорода преимущественно протекают реакции окисления. Способность масла противостоять окислению при повышенных температурах характеризуется его термоокислительной стабильностью. На характер окисления масла кроме температуры оказывают влияние специфические условия его работы в двигателе: большие поверхности контакта масла с воздухом вследствие образования масляных пленок, масляного тумана и вспенивания масла в картере. Значительную роль играет присутствие металлов. Например, железо, медь, свинец оказывают каталитическое действие, а алюминий и олово не влияют или даже тормозят окисление (являются ингибиторами окисления). Наиболее интенсивное окисление наблюдается в относительно тонких слоях масла, находящихся на сильно нагретых металлических поверхностях. Различные группы углеводородов, входящих в базовое масло, дают разные по химическому составу и физическим свойствам конечные продукты окисления. Парафиновые и нафтеновые углеводороды при окислении образуют растворимые в масле соединения повышенной вязкости, ароматические – образуют нерастворимые в масле отложения (смолисто-асфальтовые вещества). Поэтому преимущественно парафиновые и нафтеновые базовые масла склонны к повышению вязкости и кислотности (благодаря чему повышается их коррозионная агрессивность), но даже в тяжелых условиях работы двигателя дают малое количество отложений. Стабильность моторных масел против окисления определяется в соответствии с ГОСТ 981–75 путем пропускания кислорода через испытуемое масло при повышенных температурах в присутствии катализатора (рис. 33) и определения физико-химических показателей масла до и после окисления. Стабильность масла характеризуется изменением кислотного числа, вязкости, коксуемости, содержания смол, а также количеством нерастворимого осадка и летучих низкомолекулярных кислот. Кроме этого, в соответствии с ГОСТ 11063–77 определяют индукционный период осадкообразования (максимальное время окисления, в течение которого массовая доля осадка в окисленном масле не превышает 0,5 %).
Для повышения устойчивости масел против окисления в них вводят антиокислительные присадки (антиоксиданты). Они подразделяются на присадки-ингибиторы, замедляющие окисление масла в сравнительно толстом слое (объеме), и термоокислительные присадки, уменьшающие окисление масла в тонком слое на нагретых металлических поверхностях. Присадки-ингибиторы разлагаются при температурах свыше 180…230 °С. Термоокислительные присадки обладают более высокой эффективностью и термостойкостью, поэтому их широко используют при изготовлении моторных масел. В качестве присадок-ингибиторов применяют в основном соединения серы и фосфора, однако они обладают высокой коррозионной агрессивностью по отношению к различным металлам. Это диалкилсульфиды, полисульфиды, тиогликоли, тиоальдегиды, триарил- и триалкилфосфаты и т.д. Применение этих веществ в моторных маслах в настоящее время весьма ограничено. К более перспективным препаратам этой группы можно отнести соединения на основе селена, мышьяка и фенолов. В качестве антиокислительных присадок в моторных маслах в настоящее время обычно используют диалкилдитиофосфаты металлов, получаемые в результате реакции P2S5 с высшими спиртами с последующей реакцией с оксидом металла. Присадки ДФ-1 (раствор диалкилдитиофосфата бария в веретенном масле) и ДФ-11 (раствор диалкилдитиофосфата цинка в веретенном масле) являются многофункциональными. Введение присадки ДФ-1 улучшает также антикоррозионные, моющие и депрессорные свойства масел, присадка ДФ-11 повышает противоизносные свойства. К маслам добавляют до 1 % антиокислительных присадок. Для уменьшения каталитического воздействия металлов (Cu, Fe, Mn) на окисление моторных масел в них вводят пассивирующие присадки (деактиваторы металлов). К ним относят такие соединения, как салицилиден-этиламины, фосфорная, лимонная, глюконовая кислоты и др. Принцип действия этих присадок заключается в том, что они образуют на поверхности металла пленку, предотвращающую непосредственный контакт масла с металлом, и затрудняют эмиссию ионов металла в масло. Особенно эффективны деактиваторы металлов в сочетании с другими антиоксидантами, проявляя сильный синергизм. На этом же эффекте основаны и консервационные свойства масел. При создании товарных моторных масел проводят продолжительные эксплуатационные испытания, поскольку только испытания на двигателе позволяют определить высокотемпературную эффективность композиции присадок и выявить возможные антагонистические эффекты диспергирующих присадок и ингибиторов окисления.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.004 с.) |