Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
П Р И Л О Ж Е Н И Е 3. Основные показатели качества моторных масел
Таблица 3.1 - Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85
Класс вязкости по
ГОСТ 17479.1-85
| Кинематическая вязкость,
мм /с, при температуре
|
Соответствующий класс по SAE
| +100 °С
| -18 °С
| не менее
| не более
| не более
|
| 3,8
| -
|
| 5W
|
| 4,1
| -
|
| 10W
|
| 5,6
| -
|
| 15W
|
| 5,6
| -
|
| 20W
|
| 5,6
| 7,0
| -
|
|
| 7,0
| 9,3
| -
|
| 9,3
| 11,5
| -
|
|
| 11,5
| 12,5
| -
|
| 12,5
| 14,5
| -
|
|
| 14,5
| 16,3
| -
|
| 16,3
| 21,9
| -
|
|
| 21,9
| 26,1
| -
|
| 33/8
| 7,0
| 9,5
|
| 5W/20
| 43/6
| 5,6
| 7,0
|
|
10W/20
| 43/8
| 7,0
| 9,3
|
| 43/10
| 9,3
| 11,5
|
| 10W/30
| 53/10
| 9,3
| 11,5
|
|
15W/30
| 53/12
| 11,5
| 12,5
|
| 53/14
| 12,5
| 14,5
|
| 15W/40
| 63/10
| 9,3
| 11,5
|
|
20W/30
| 63/12
| 11,5
| 12,5
|
| 63/14
| 12,5
| 14,5
|
|
20W/40
| 63/16
| 14,5
| 16,3
|
| Таблица 3.2 - Группы эксплуатационных свойств моторных масел по ГОСТ 17479.1-85
Группы масел
по ГОСТ 17479.1-
|
Рекомендуемая область применения
| А
| Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
|
Б1
| Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в ус-
ловиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
| Б2
| Малофорсированные дизели
|
В1
| Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в ус-
ловиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
|
В2
| Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные
требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также к их склонности к образованию высокотемпера- турных отложений
|
Г1
| Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образо- ванию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
|
Г2
| Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным
наддувом, работающие в условиях, способствующих образова-
нию высокотемпературных отложений
|
Д1
| Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в
эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
|
Д2
| Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяже-
лых эксплуатационных условиях или тогда, когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализую- щей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов от- ложений
|
Е1
| Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, ра- ботающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2
|
Е2
|
Отличаются повышенной диспергирующей способностью, луч-
шими противоизносными свойствами
| Таблица 3.3 - Международная классификация моторных масел по API
API
|
Область применения
|
|
| Для бензиновых двигателей
|
SA
| Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требо-
ванию производителя
|
SB
| Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя
|
SC
| Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (годы выпуска авто-
мобилей 1964–1967)
|
SD
| Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях (годы выпуска автомобилей 1968–1971)
|
SE
|
Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях (годы выпуска автомобилей 1972–1979)
|
SF
| Масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года
и старше, питаемых этилированным бензином. Они имеют более эффек- тивные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоиз- носные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака
|
SG
| Масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше, рабо- тающих на неэтилированном бензине с оксигенатами. Удовлетворяют тре- бованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей категории API CC и CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Выдача лицензий прекра- щена в конце 1995 года
| Для дизелей
|
CB
| Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышен-
ных нагрузках на сернистом топливе
|
CC
| Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), ра- ботающие в тяжелых условиях. Масла для дизельных двигателей без над- дува. Допускается применение для двигателей с турбонаддувом, работаю-
щих в легком или среднем режиме и для бензиновых двигателей большой
мощности. Масла данной категории содержат антикоррозийные присадки и присадки, предотвращающие образование высоко- и низкотемпературных отложений
|
CD
| Высокофорсированные двигатели с высоким наддувом, работающие в тя- желых условиях на высокосернистом топливе. Типичная категория масел для дизельных двигателей с турбонаддувом и без, для которых требуется эффективный контроль за накоплением продуктов износа. Допускается применение топлива с повышенным содержанием серы. Масла содержат присадки, предотвращающие образование высокотемпературных отложе- ний и предохраняющие подшипники от коррозии.
| Продолжение табл. 3.3
|
|
CD+
| Категория создана для удовлетворения требованиям японских автопроиз-
водителей. Масла обладают повышенной устойчивостью к окислению, за- гущению (под влиянием накопления сажи) и повышенной защитой клапан- ного механизма от износа
|
CE
| Высокофорсированные перспективные двигатели с высоким турбонадду-
вом, работающие в тяжелых условиях. Масла предназначены для форсиро- ванных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работаю- щих как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при больших обо- ротах и больших нагрузках
|
CF
| Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели, работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% масс. Масла дан- ной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников
|
CF-4
| Для высокоскоростных, четырехтактных двигателей с турбонаддувом.
Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных ди- зельных двигателей с турбонаддувом и без него. Отвечают всем требовани- ям качества категории API CE и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. Отве- чают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов
|
CG-4
| Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четы-
рехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% масс. и не- магистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% масс.). Эф- фективно подавляют образование высокотемпературного нагара на порш- нях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 года)
|
CH-4
| Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырех-
тактных двигателей, выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требова- ниям не только американских, но и европейских производителей дизель- ных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигате- лях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% масс. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с со- держанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в стра- нах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Амери- ка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара
|
CI-4
| Введен в 2002 г. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, разработан-
ных в соответствии с требованиями стандарта 2002 года по эмиссии вы- хлопных газов. Для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов. Для ис- пользования с топливами с < 0,5% серы
| Таблица 3.4 - Основные физико-химические показатели качества масел для автотракторных дизелей по ГОСТ 8581-78
Показатели качества
| Марка масла
|
М-8В2
|
М-10В2
|
М-8Г2
|
М-10Г2
|
М-8Г2к
|
М-10Г2к
| Кинематическая вяз- кость, мм2/с (сСт) при 100 °С
|
8±0,5
|
11±0,5
|
8±0,5
|
11±0,5
|
8±0,5
|
11±0,5
| Индекс вязкости, не менее
|
|
|
|
|
|
| Зольность, %, не бо-
лее
|
1,3
|
1,3
|
1,65
|
1,65
|
1,15
|
1,15
| Щелочное число,
мг/г, не менее
|
3,5
|
3,5
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,0
| Моющие свойства
ПЗВ, баллы, не более
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
0,5
|
0,5
| Температура, °С:
- вспышки не ниже
|
|
|
|
|
|
| - застывания не ниже
| -25
| -15
| -25
| -15
| -30
| -15
| Моторные испыта-
ния по ГОСТ 17479-
|
Выдерживает
|
Примечание: 1. Вязкость зимних масел при 0°С не должна превышать 1200 сСт.
2. Содержание механических примесей не должно превышать
0,015%, а воды – следы.
Таблица 3.5 - Основные физико-химические показатели качества масел для карбюраторных двигателей по ГОСТ 10541-78
Показатели качества
| Марка масла
|
М-8А
|
М-8Б1
|
М-8В1
|
М-8Г1
|
М63/10Г2
|
М-12Г1
| Кинематическая вяз- кость, мм2/с (сСт) при температуре:
100 °С;
0 °С, не более;
-18 °С, не более
|
8±0,5
-
|
8±0,5
-
|
8±0,5
-
|
8±0,5
-
-
|
10±0,5
|
12±0,5
-
-
| Индекс вязкости,
не менее
|
|
|
|
|
|
| Зольность, %,
не более
|
0,45
|
1,0
|
0,95
|
1,3
|
1,65
|
1,3
| Щелочное число,
мг/г, не менее
|
1,2
|
3,4
|
4,0
|
8,5
|
10,5
|
8,5
| Моющие свойства
ПЗВ, баллы, не более
|
1,5
|
1,0
|
0,5
|
0,50
|
0,5
|
0,5
| Коррозионность на
пластинах из свинца,
г/м2, не более
|
|
|
|
Отсутствие
| Температура, °С
- вспышки не ниже
|
|
|
|
|
|
| - застывания не ниже
| -25
| -25
| -25
| -30
| -32
| -20
| Моторные
испытания по ГОСТ
17479-72
|
Выдерживает
|
Примечание. Содержание механических примесей не должно превышать 0,015%, воды
- следы.
Таблица 3.6 - Основные показатели качества загущенных масел
Показатели качества
|
Марка масла
|
АСЗп-6 (М-4з/681)
ТУ 38.10114-75
|
АСЗп-10
ТУ 38.101267-72
|
М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В) ТУ 38.101155-76
| Кинематическая вяз- кость, мм2/с (сСт) при температуре:
100 °С;
0 °С;
-18 °С
|
6±0,5
1300…2600
|
10±0,5
-
|
10±0,5
не более 6000
| Индекс вязкости, не ме-
нее
|
|
|
| Зольность, % не более
| 1,3
| 0,48
| 1,3
| Щелочное число, мг/г, не менее
|
5,6
|
-
|
5,5
| Моющие свойства ПЗВ,
баллы, не более
|
1,5
|
-
|
1,0
| Температура, °С
- вспышки не ниже
|
|
|
| - застывания не ниже
| -42
| -36
| -30
|
Таблица 3.7 - Показатели качества масел для современных дизелей
Показатели качества
| Марка масла
|
М-10Дм
|
М–4з/8В2
| Кинематическая вязкость,
мм2/с (сСт) при температуре:
100 °С;
0 °С;
-18 °С
|
10,5±1,5
-
-
|
8±0,5
| Индекс вязкости, не менее
|
|
| Температура, °С
- вспышки не ниже
- застывания не ниже
|
-15
|
-40
| Щелочное число, мг/г, не менее
| 8,0
| 6,0
| Зольность, %. не более
| 1,5
| 1,1
| Содержание, %, не более:
- механических примесей
- воды
|
0,03
следы
|
0,015
следы
| Коррозионность на пластинах из свинца, г/м2, не более
|
отсутствие
|
|
|