Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
П Р И Л О Ж Е Н И Е 4. Показатели качества трансмиссионных масел
Таблица 4.1 - Классы вязкости трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2
Класс вязкости
|
Кинематическая вязкость при температуре 100°С, мм2/с (сСт)
| Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с, °С, не выше
|
| 6,00…10,99
| -35
|
| 11,00…13,99
| -26
|
| 14,00…24,99
| -18
|
| 25,00…41,00
| -
|
Таблица 4.2 - Классификация трансмиссионных масел по группам эксплуатационных свойств в соответствии с ГОСТ 17479.2
Группа
|
Состав масла
|
Область применения
|
|
Минеральное масло без присадок
| Цилиндрические, конические и червяч-
ные передачи, работающие при кон-
тактных напряжениях от 900 до
1600 МПа и температуре масла в объе-
ме до 90 °С
|
|
Минеральное масло с противоиз-
носными присадками
| То же, при контактных напряжениях до
2100 МПа и температуре масла в объе-
ме до 130 °С
|
|
Минеральное масло с противоза- дирными присадками умеренной эффективности
| Цилиндрические, конические, спираль- но-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряже- ниях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
|
|
Минеральное масло с противоза- дирными присадками высокой эф- фективности
| Цилиндрические, спирально - кониче-
ские и гипоидные передачи, работаю-
щие при контактных напряжениях до
3000 МПА и температуре масла в объе-
ме до 150 °С
|
| Минеральное масло с противоза-
дирными присадками высокой эф- фективности и многофункцио- нального действия, а также уни- версальные масла
|
Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и темпе- ратуре масла в объеме до 150 °С
|
Таблица 4.3 - Классификация SAE J306 по вязкости автомобильных трансмиссионных масел
Класс вязкости по SAE
| Максимальная температура дос- тижения динамической вязкости 150 Па·с, °С
| Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с
| минимум
| максимум
| 70W
| -55
| 4,1
| -
| 75W
| -40
| 4,1
| -
| 80W
| -26
| 7,0
| -
| 85W
| -12
| 11,0
| -
|
| -
| 7,0
| 11,0
|
| -
| 11,0
| 13,5
|
| -
| 13,5
| 24,0
|
| -
| 24,0
| 41,0
|
| -
| 41,0
| -
|
Таблица 4.4 - Соответствие классов вязкости и групп эксплуатационных свойств трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2 зарубежным классификациям SAE J306 и API
Класс вязкости по
ГОСТ 17479.2
|
Класс вязкости по
SAE J306
|
Группа масла по
ГОСТ 17479.2
|
Группа масла по
API
|
| 75W
| ТМ-1
| GL-1
|
| 80W/85W
| ТМ-2
| GL-2
|
|
| ТМ-3
| GL-3
|
|
| ТМ-4
| GL-4
| -
| 80W-90
| ТМ-5
| GL-5
| -
| 75W-90
|
|
|
П Р И Л О Ж Е Н И Е 5. Показатели качества пластичных смазок
Таблица 5.1 - Характеристики пластичных смазок
Марка смазки
|
Примерный состав
|
Эффективная вязкость при 0°С и скорости
|
Число пенетрации при 25°С
|
Предел прочности при
не менее
|
Температура каплепадения, °С
| Температурный
предел работоспособности
|
Область применения
|
нижний
|
верхний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СМАЗКИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
| Солидолы жировые
(ГОСТ 1033-79):
- солидол Ж
- пресс-солидол Ж
| Индустриальное
масло, кальцие- вые мыла расти- тельных масел
|
100…200
70…90
|
230…290
330…350
|
200…350
|
≥ 75
≥ 75
|
- 25
- 30
|
| Общего назначе-
ния, среднеплав- кие, влагостойкие. Предназначены для узлов автомобилей, тракторов, комбай- нов, сельхозмашин, оборудования
ферм, станочного оборудования, от- крытых зубчатых цепных передач. Марки смазок от- личаются количе- ством загустителя
| Солидолы синтети-
ческие
(ГОСТ 4366-76):
- солидол С
- пресс-солидол С
| Индустриальное
масло, кальцие-
вые мыла синте-
тических жир-
ных кислот
|
100…200
50…100
|
260…310
310…350
|
200…350
100…180
|
85…105
85…95
|
-20
-30
|
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Графитная
(ГОСТ 3333-80)
| Масло цилинд-
ровое, кальцие- вые мыла синте- тических жир- ных кислот
| 55…100
| 250…280
| 120…250
| 77…85
| -20
|
| Рессоры автомоби-
лей, подвеска ходо-
вой части тракто-
ров, тросы, домкра-
ты, открытые шес-
терни, тяжело на-
груженные узлы
при небольших
скоростях сколь-
жения
| ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР
| 1-13 жировая
(ОСТ 38.01145-80)
| Смесь масел ин- дустриальных, трансформатор- ного, веретенно- го АУ, прибор- ного МВП, на- риево- кальцие- вые мыла
| 250…500
| 180…250
| 300…700
| 130…150
| -20
|
| Тугоплавкие, нево- достойкие, для подшипников сту- пиц колес, кардан- ных валов, осей и шарниров педалей управления, элек- тродвигателей.
| Консталин
(ГОСТ 1957-73)
- консталин 1
- консталин 2
| Очищенное или
выщелоченное нефтяное масло, натриевое мыло касторового масла
|
250…500
250…500
|
225…275
175…225
|
300…600
|
130…150
≥ 150
|
-20
-20
|
|
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| МНОГОЦЕЛЕВЫЕ СМАЗКИ
| Литол-24
(ГОСТ 21150-87)
| Смесь масел ве- ретенного АУ и индустриально- го И-50А, ли- тиевые мыла 12-
оксистеариновой
кислоты (13 %)
| 200…280
| 220…250
| 400…600
| 185…205
| -40
| 120 (130)
| Водостойка даже в
кипящей воде. В
узлах трения всех
типов: подшипни-
ках скольжения и
качения, шарнирах,
зубчатых и иных
передачах. Можно
использовать в ка-
честве единой ав-
томобильной смаз-
ки
| Фиол –1
(ТУ 38 201247-80)
| То же, загусти-
тель 8%
| 80…130
| 310…340
| 200…250
| 185…200
| -40
|
| В гибких тросах
управления, в на-
правляющих сиде-
ний, в узлах, сма-
зываемых через
пресс-масленки
| Фиол –2
(ТУ 38 201188-79)
| То же, загусти-
тель 10,5%
| 100…220
| 265…295
| 200…250
| 188…200
| -40
|
| В подшипниках
качения и скольже-
ния, в зубчатых
маломощных ре-
дукторах, переда-
чах станков, транс-
портеров и в дру-
гих аналогичных
устройствах
| Фиол –3
(ТУ 38 201324-79)
| То же, загусти-
тель 13%, с кра-
сителем
| 200…280
| 220…260
| 400…600
| 190…200
| -40
|
| Идентична Литол-
24, но лучше удер-
живается в узлах
трения.
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фиол –2М
(ТУ 38. 101233-75)
| То же, литиевое
мыло гидростеа- ринового касто- рового масла
| 100…220
| 265…295
| 300…450
| 180…195
| -40
|
| Улучшенные про-
тивоизносные и
противозадирные
свойства. Применя-
ется для смазок оси
октан-корректора,
прерывателя-
распределителя ав-
томобиля ВАЗ
| ТЕРМОСТОЙКИЕ СМАЗКИ
| Униол-1
(ТУ 38 2-01-150-78)
| Авиационное
масло МС-20,
комплексное
кальциевое мы-
ло
| 100…150
| 280…320
| 250…600
| 230…260
| -30
(-40)
|
| Применяется в го-
рячих узлах метал-
лургического обо-
рудования, в под-
шипниках горячих
конвейеров в каче-
стве многоцелевой
смазки для узлов
трения троллейбу-
сов и трамваев. В
100 раз дешевле
смазок типа ЦИА-
ТИМ
| ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-80)
| Полиэтилсилок-
сановая жид-
кость, комплекс-
ное кальциевое
мыло
| 80…200
| 280…360
| 120…250
| 200…250
| -60
|
| В подшипниках
электромашин
(предпочтительно
авиационных). До-
пускает перегрев
до 180°С
| Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аэрол
(ТУ 38 201171-79)
| Авиационное
масло МС-20,
нефтяное масло
М-20А, загусти-
тель силикагель-
аэросил (17%)
| 300...700
| 265...295
| 200...500
| ≥ 250
| -15
|
| Для смазывания
подшипников тяго- вых цепей транс- портеров в су- шильных камерах ВАЗ
| Графитол
(ТУ 38 201172-77)
| То же, загусти-
тель 18%
| 300...600
| 265...295
| 200...600
| ≥ 250
| -15
|
| Механизмы дверей
сушильных камер,
подшипники вен-
тиляторов горячего
воздуха закалоч-
ных печей
| Силикол
(ТУ 38 2-01-149-73)
| Полиэтилсилок-
сановая жид-
кость ПЭС-5,
загуститель тот
же (18 %)
| ≤ 550
| 220...250
| ≥ 300
| ≥ 250
| -40
|
| Для малонагру-
женных подшип- ников качения го- рячих вентилято- ров печей цемента- ции
| МОРОЗОСТОЙКИЕ СМАЗКИ
а) т у г о п л а в к и е
| ЦИАТИМ-201
(ГОСТ 6267-74)
| Приборное мас-
ло МПВ, литие-
вое масло (11%)
| 80...170
| 265...310
| 250...500
| 175...190
| -60
|
| Авиационная смаз-
ка. Применяется в
узлах трения само-
летов и вертолетов
(шасси). Можно
использовать для
машин на крайнем
Севере (например,
для смазки рулево-
го управления)
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЦИАТИМ-203
(ГОСТ 8773-73)
| Трансформатор-
ное масло, ли- тиевое мыло (6,5%), техниче- ский саломас (5,7%) и асидол осерненный (4,3%)
| 100...300
| 250...300
| 350...450
| 165...195
| -50
|
| Предназначена для
зубчатых передач
(в том числе чер-
вячных редукто-
ров), опор сколь-
жения и подшип-
ников качения с
максимальным на-
пряжением до
2500 МПа. Применяют в авиа- ционных механиз- мах силовых при- водов, нагружен- ных редукторах, винтовых парах и др.
| Лита
(ОСТ 38.01295-83)
| Масло веретен-
ное АУ, литие- вое мыло, цере- зин-80
| 160...350
| 240...265
| 180...400
| 170...195
| -50
|
| Рекомендуется для
разнообразных уз-
лов трения машин
и механизмов, экс-
плуатируемых под
открытым небом в зимнее время
| Зимол
(ТУ 38 201285-82)
| Масло АСВ-5,
литиевое мыло
12-гидростеари-
новой кислоты
| 100...260
| 240...290
| 370...700
| 190...200
| -50
|
| Является морозо-
стойким аналогом
многоцелевой
смазки Литол-24
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| б) н и з к о п л а в к и е
| ГСИ-54п
(ГОСТ 3276-74)
| Приборное мас-
ло МВП, цере-
зин 75 или 80
(26…30%)
| 70...110
| 200...245
| при 40˚С
150...390
| 60...70
| -40
|
| Используется в ос-
новном для консер-
вации точных ме-
ханизмов и прибо-
ров на срок до 5 лет
| МС-70
(ГОСТ 9762-76)
| Приборное мас-
ло МВП, барие- вое, алюминие- вое мыла стеа- риновой кисло- ты, церезин 80
| 120...230
| 220...260
| 100...300
| 85...115
| -50
|
| Предназначена для механизмов, непо- средственно сопри-
касающихся с мор-
ской водой, в т.ч.
для забортного оборудования под-
водных лодок и морских судов
| Морская МУС-3А
(ТУ 3810171-74)
| То же с присад-
кой молибдена
| 160...190
| 220...260
| 120...240
| 85...115
| -50
|
| Является модифи-
кацией МС-70. От-
личается лучшими
противозадирными и консервацион-
ными свойствами
| АВТОМОБИЛЬНЫЕ СМАЗКИ
| Автомобильная (ГОСТ 9432-60) (бывшая ЯНЗ-2)
| Масло индуст- риальное И-12А, натриево- кальциевое мы- ло
| 100...200
|
| 180...400
| 160...170
| -30
|
| Применяется в сту-
пицах колес, под-
шипников водяного
насоса и др. Вы-
тесняется Литолом-
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЛСЦ-15
(ТУ 38 201224-80)
| Смесь индуст-
риального и ве-
ретенного масел,
литиевое мыло
гидрированного
касторового
масла
| 150...280
| 250...280
| 300...500
| 185...200
| -40
|
| Литиевая смазка с
оксидом цинка. Применяют в каче- стве несменяемой в узлах трения авто- мобилей ВАЗ: в шарнирах и осях привода педали га- за, шлицевых со- единениях, меха- низмах стекло- подъемника, втул- ки педали сцепле- ния и др. Наряду с Литолом-24 – в ступицах колес.
| ШРБ-4
(ТУ 38 201143-77)
| Индустриальное
масло, ком- плексное барие- вое мыло хлоп- кового масла, синтетические жирные кислоты
| 80...160
| 265...295
| 100...130
| 235...240
| -30
|
| В шарнирах перед-
ней подвески, на- конечниках руле- вых тяг автомоби- лей ВАЗ
| АМ - карданная
(ГОСТ 5730-84)
| Масло АК-15
натриевое мыло технического саломаса, хлоп- кового масла, касторового масла, сосновой канифоли
| 300...600
| 220...270
| 250...400
| 130...155
| -10
|
| Применяется в
шарнирах равных угловых скоростей передней ведущих мостов
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| ШРУС-4
(ТУ 38 201312-81)
| Нефтяное масло,
литиевое мыло
12 - гидростеа- риновой кисло- ты
| ≤ 250
| 250...280
|
| ≥ 190
| -40
|
| То же
| Фиол-2У
(ТУ 38 201266-79)
| То же, но другая
концентрация
| 100...140
| 255...295
| 400...530
| 185...195
| -30
(-40)
|
(120)
| Применяется для
смазывания иголь- чатых подшипни- ков карданных шарниров
| № 158
(ТУ 38.101320-77)
| Авиационное
масло, литиево- калиевые мыла, касторовое мас- ло, канифоль
| 200...350
|
| 150...500
| 140...180
| -30
(-40)
|
(120)
| Применяется в
подшипниках авто- тракторного элек- трооборудования (без смены), в игольчатых под- шипниках кардан- ных шарниров
| ЛЗ-31
(ГОСТ 24300-80)
| Сложный эфир
№ 2 с вязкост-
ной присадкой
совол, литиевое
мыло стеарино-
вой кислоты (19
%)
| 250...280
| 220...250
| 300...600
| ≥ 188
| -40
(-50)
|
| Неводостойка. Ис-
пользуется в за-
крытых подшипни-
ках электромашин,
в выжимных под-
шипниках сцепле-
ния автомобилей
ГАЗ, ЗИЛ.
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Литол 459/5
(ТУ 38.101207-75)
| Масло индуст-
риальное, ли-
тиевое мыло 12-
гидросте-
ариновой кисло-
ты
| -
| -
| ≥ 1200
при 80˚С
| -
| -40
|
| Применяется в рас-
пределителях за- жигания автомоби- лей ВАЗ. Выпуска- ется ограниченно, по заказам
| КСБ
(ТУ 38 2-01-115-76)
| Масло индуст-
риальное И-50А,
натриевое мыло
саломаса (7%) и
гидростеарин
(12%)
| 400...800
| 245...275
| 200...400
| 170...190
| -30
|
| Специализирован-
ная токопроводя- щая смазка (ис- пользуется для смазывания кон- тактов электриче- ского переключа- теля указателей по- воротов автомоби- ля ВАЗ
| ДТ-1
(ТУ 38 2-01-116-76)
| Касторовое мас-
ло (90%), на-
триевое мыло
касторового
масла (10%)
|
| 315...345
|
| ≥ 110
| -40
|
| Хорошо контакти-
рует с резиновыми изделиями. Ис- пользуется как монтажная при сборке дисковых тормозов автомо- билей ВАЗ.
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| МЗ-10
(ТУ 38.101622-76)
| Масло МВП,
цинковое мыло
стеариновой ки-
слоты, церезин
| 70...220
|
| 100...150
| ≥ 70
| -40
|
| Для смазывания
стеклоподъемни- ков, замков, сто- порных механиз- мов дверей на ав- томобилях ЗИЛ
| Дисперсол-1
| Масло индуст-
риальное И-40А,
комплексное
кальциевое мы-
ло
| -
| 270...310
| -
| ≥ 85
| -
| -
| Аналогичные дета-
ли автомобилей
ВАЗ. В смазку,
разбавленную уайт-
спиритом, окунают
замки дверей и
другие детали
| КОНСЕРВАЦИОННЫЕ СМАЗКИ
| Пушечная
(до 1983 г. ПВК ГОСТ 19537-83)
| Сплав петрола-
тума, масла ба-
зового М-11 и
церезина всех
марок
| 1500...400
|
| 50...180
| 60...67
| -
|
| Для защиты от
коррозии любых
металлических из-
делий в течение 5-
10 лет
| Вазелин техниче-
ский для резиновой промышленности (ОСТ 38.0156-79)
| Петролатум
| 2500...400
| 170...175
| 60...80
| ≥ 54
| -
|
| Применяют в каче-
стве компонента
(мягчителя) рези-
новых смесей, а
также для консер-
вации металлоиз-
делий – немного
уступает пушечной
смазке по темпера-
туре плавления
|
Продолжение табл. 5.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вазелин техниче-
ский волокнистый
ВТВ-1
| Веретенное мас-
ло АУ с церези-
ном и парафи-
ном
| 100...160
| -
|
| 54...64
| -
|
| Для смазывания
клемм аккумуля-
торных батарей
| Автосмазка ВТВ-1 в аэрозольной упа-
ковке
(ТУ 6-15-954-80)
| Вазелин техни-
ческий волокни-
стый ВТВ-1 с
45% бензина-
растворителя и
35% пропеллен-
та (хладона-12)
|
|
|
|
| -40
|
| Удобно наносить для защиты от кор-
розии на неокра- шенные декора- тивные металличе-
ские поверхности и клеммы аккумуля-
торов, для предо-
хранения от замер-
зания замки дверей
(до -40˚). После ис-
парения раствори-
теля – свойства
аналогичны ВТВ-1
| Состав предохрани- тельный ПП-95/5 (ГОСТ 411-80)
| Сплав петрола-
тума с парафи-
ном
| ≈ 10000
при 10˚С
| 160 (без пе- ремеши- вания
| 190...270
| 58...68
| -
|
| Для предохранения
от коррозии бое-
припасов при особо
долгом хранении
| Антикоррозионная
АК
(ТУ 32 ЦТ552-78)
| Сплав церезина
и масла цилинд-
рового
|
|
|
| ≥ 60
| -
|
| Для защиты от
коррозии стальных
тросов и деталей
контактной сети
электрифициро-
ванных железных
дорог (в 3…6 раз
дороже остальных
консервационных
смазок)
|
Литература
1. Арабян С.Г. и др. Масла и присадки для тракторных и комбайно-
вых двигателей. – М.: Машиностроение, 1984. – 208 с.
2. Ваванов В.В., Вайншток В.В., Гуреев А.А. Автомобильные пла-
стичные смазки. – М.: Транспорт, 1986. – 144 с.
3. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы. -
М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.
4. Гуреев А.А., Фукс И.Г., Лашхи В.Л. Химмотология: - Учебник для втузов. – М.: Химия, 1986. – 367 с.
5. Итинская Н.И., Кузнецов А.В. Топливо, масла и технические жид-
кости // Справочник. - М.: Агропромиздат, 1989. - 304 с.
6. Итинская Н.И., Кузнецов Н.А., Быстрицкая А.П. Экономное ис-
пользование нефтепродуктов. - М.: Колос, 1984. - 150 с.
7. Климов К.И. Антифрикционные пластичные смазки. – М.: Химия,
1988. – 160 с.
8. Кузнецов А.В., Кульчев М.А. Практикум по топливу и смазочным материалам. - М.: Агропромиздат, 1987. - 224 с.
9. Лышко Г.П. Топливо и смазочные материалы. - М.: Агропромиз-
дат, 1985. - 336 с.
10. Покровский Г.П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. - М.: Машиностроение, 1985. – 200 с.
11. Синицын В.В. Пластичные смазки в СССР. – М.: Химия, 1984. –
192 с.
12. Химики-автомобителям: Справ. изд. / Под ред. А.Я.Маликова. –
Л.: Химия, 1990. – 320 с.
13. Памятка по снижению расхода нефтепродуктов на предприятиях и в организациях агропрома. – Киров: НИИСХ Северо-Востока, 1986. – 49 с.
14. Рекомендации по экономии топлива на автотранспорте агропро-
ма. - Киров: НИИСХ Северо-Востока, 1986. – 42 с.
15. Таблицы смазки автомобилей сельскохозяйственного назначе-
ния. – Киров: Агропромышленный комитет Кировской области, 1987. – 42
с.
16. Лиханов В.А. Топливо и смазочные материалы. - Киров: Вятская
ГСХА, 2000. - 71 с.
17. Лиханов В.А. Эксплуатационные материалы. - Киров: Вятская
ГСХА, 2003. - 71 с.
18. Лиханов В.А. Современные отечественные моторные масла. -
Киров: Вятская ГСХА, 2001. - 64 с.
19. Расход топлива и ГСМ. – М.: «Издательство Приор», 2002. – 48 с.
|