П Р И Л О Ж Е Н И Е 4. Показатели качества трансмиссионных масел



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П Р И Л О Ж Е Н И Е 4. Показатели качества трансмиссионных масел



 

 

Таблица 4.1 - Классы вязкости трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2

 

  Класс вязкости   Кинематическая вязкость при температуре 100°С, мм2/с (сСт) Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с, °С, не выше
6,00…10,99 -35
11,00…13,99 -26
14,00…24,99 -18
25,00…41,00 -

 

Таблица 4.2 - Классификация трансмиссионных масел по группам эксплуатационных свойств в соответствии с ГОСТ 17479.2

 

  Группа   Состав масла   Область применения
    Минеральное масло без присадок Цилиндрические, конические и червяч- ные передачи, работающие при кон- тактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объе- ме до 90 °С
    Минеральное масло с противоиз- носными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объе- ме до 130 °С
    Минеральное масло с противоза- дирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спираль- но-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряже- ниях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
    Минеральное масло с противоза- дирными присадками высокой эф- фективности Цилиндрические, спирально - кониче- ские и гипоидные передачи, работаю- щие при контактных напряжениях до 3000 МПА и температуре масла в объе- ме до 150 °С
  Минеральное масло с противоза- дирными присадками высокой эф- фективности и многофункцио- нального действия, а также уни- версальные масла   Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и темпе- ратуре масла в объеме до 150 °С

 

Таблица 4.3 - Классификация SAE J306 по вязкости автомобильных трансмиссионных масел

 

Класс вязкости по SAE Максимальная температура дос- тижения динамической вязкости 150 Па·с, °С Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с
минимум максимум
70W -55 4,1 -
75W -40 4,1 -
80W -26 7,0 -
85W -12 11,0 -
- 7,0 11,0
- 11,0 13,5
- 13,5 24,0
- 24,0 41,0
- 41,0 -

 

Таблица 4.4 - Соответствие классов вязкости и групп эксплуатационных свойств трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2 зарубежным классификациям SAE J306 и API

 

  Класс вязкости по ГОСТ 17479.2   Класс вязкости по SAE J306   Группа масла по ГОСТ 17479.2   Группа масла по API
75W ТМ-1 GL-1
80W/85W ТМ-2 GL-2
ТМ-3 GL-3
ТМ-4 GL-4
- 80W-90 ТМ-5 GL-5
- 75W-90    

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е 5. Показатели качества пластичных смазок

Таблица 5.1 - Характеристики пластичных смазок

 

    Марка смазки   Примерный состав   Эффективная вязкость при 0°С и скорости     Число пенетрации при 25°С   Предел прочности при   не менее     Температура каплепадения, °С Температурный предел работоспособности   Область применения
    нижний     верхний
СМАЗКИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
Солидолы жировые (ГОСТ 1033-79):   - солидол Ж - пресс-солидол Ж Индустриальное масло, кальцие- вые мыла расти- тельных масел     100…200 70…90     230…290 330…350     200…350     ≥ 75 ≥ 75     - 25 - 30     Общего назначе- ния, среднеплав- кие, влагостойкие. Предназначены для узлов автомобилей, тракторов, комбай- нов, сельхозмашин, оборудования ферм, станочного оборудования, от- крытых зубчатых цепных передач. Марки смазок от- личаются количе- ством загустителя
Солидолы синтети- ческие (ГОСТ 4366-76):   - солидол С - пресс-солидол С Индустриальное масло, кальцие- вые мыла синте- тических жир- ных кислот   100…200 50…100   260…310 310…350   200…350 100…180   85…105 85…95   -20 -30  

 

Продолжение табл. 5.1

 

Графитная (ГОСТ 3333-80) Масло цилинд- ровое, кальцие- вые мыла синте- тических жир- ных кислот 55…100 250…280 120…250 77…85 -20 Рессоры автомоби- лей, подвеска ходо- вой части тракто- ров, тросы, домкра- ты, открытые шес- терни, тяжело на- груженные узлы при небольших скоростях сколь- жения
ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР
1-13 жировая (ОСТ 38.01145-80) Смесь масел ин- дустриальных, трансформатор- ного, веретенно- го АУ, прибор- ного МВП, на- риево- кальцие- вые мыла 250…500 180…250 300…700 130…150 -20 Тугоплавкие, нево- достойкие, для подшипников сту- пиц колес, кардан- ных валов, осей и шарниров педалей управления, элек- тродвигателей.
Консталин (ГОСТ 1957-73)     - консталин 1 - консталин 2 Очищенное или выщелоченное нефтяное масло, натриевое мыло касторового масла     250…500 250…500     225…275 175…225     300…600     130…150 ≥ 150     -20 -20      

 

Продолжение табл. 5.1

 

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ СМАЗКИ
Литол-24 (ГОСТ 21150-87) Смесь масел ве- ретенного АУ и индустриально- го И-50А, ли- тиевые мыла 12- оксистеариновой кислоты (13 %) 200…280 220…250 400…600 185…205 -40 120 (130) Водостойка даже в кипящей воде. В узлах трения всех типов: подшипни- ках скольжения и качения, шарнирах, зубчатых и иных передачах. Можно использовать в ка- честве единой ав- томобильной смаз- ки
Фиол –1 (ТУ 38 201247-80) То же, загусти- тель 8% 80…130 310…340 200…250 185…200 -40 В гибких тросах управления, в на- правляющих сиде- ний, в узлах, сма- зываемых через пресс-масленки
Фиол –2 (ТУ 38 201188-79) То же, загусти- тель 10,5% 100…220 265…295 200…250 188…200 -40 В подшипниках качения и скольже- ния, в зубчатых маломощных ре- дукторах, переда- чах станков, транс- портеров и в дру- гих аналогичных устройствах
Фиол –3 (ТУ 38 201324-79) То же, загусти- тель 13%, с кра- сителем 200…280 220…260 400…600 190…200 -40 Идентична Литол- 24, но лучше удер- живается в узлах трения.

 

Продолжение табл. 5.1

 

Фиол –2М (ТУ 38. 101233-75) То же, литиевое мыло гидростеа- ринового касто- рового масла 100…220 265…295 300…450 180…195 -40 Улучшенные про- тивоизносные и противозадирные свойства. Применя- ется для смазок оси октан-корректора, прерывателя- распределителя ав- томобиля ВАЗ
ТЕРМОСТОЙКИЕ СМАЗКИ
Униол-1 (ТУ 38 2-01-150-78) Авиационное масло МС-20, комплексное кальциевое мы- ло 100…150 280…320 250…600 230…260 -30 (-40) Применяется в го- рячих узлах метал- лургического обо- рудования, в под- шипниках горячих конвейеров в каче- стве многоцелевой смазки для узлов трения троллейбу- сов и трамваев. В 100 раз дешевле смазок типа ЦИА- ТИМ
ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-80) Полиэтилсилок- сановая жид- кость, комплекс- ное кальциевое мыло 80…200 280…360 120…250 200…250 -60 В подшипниках электромашин (предпочтительно авиационных). До- пускает перегрев до 180°С

Продолжение табл. 5.1

 

Аэрол (ТУ 38 201171-79) Авиационное масло МС-20, нефтяное масло М-20А, загусти- тель силикагель- аэросил (17%) 300...700 265...295 200...500 ≥ 250 -15 Для смазывания подшипников тяго- вых цепей транс- портеров в су- шильных камерах ВАЗ
Графитол (ТУ 38 201172-77) То же, загусти- тель 18% 300...600 265...295 200...600 ≥ 250 -15 Механизмы дверей сушильных камер, подшипники вен- тиляторов горячего воздуха закалоч- ных печей
Силикол (ТУ 38 2-01-149-73) Полиэтилсилок- сановая жид- кость ПЭС-5, загуститель тот же (18 %) ≤ 550 220...250 ≥ 300 ≥ 250 -40 Для малонагру- женных подшип- ников качения го- рячих вентилято- ров печей цемента- ции
МОРОЗОСТОЙКИЕ СМАЗКИ а) т у г о п л а в к и е
ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74) Приборное мас- ло МПВ, литие- вое масло (11%) 80...170 265...310 250...500 175...190 -60 Авиационная смаз- ка. Применяется в узлах трения само- летов и вертолетов (шасси). Можно использовать для машин на крайнем Севере (например, для смазки рулево- го управления)

 

Продолжение табл. 5.1

 

ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-73) Трансформатор- ное масло, ли- тиевое мыло (6,5%), техниче- ский саломас (5,7%) и асидол осерненный (4,3%) 100...300 250...300 350...450 165...195 -50 Предназначена для зубчатых передач (в том числе чер- вячных редукто- ров), опор сколь- жения и подшип- ников качения с максимальным на- пряжением до 2500 МПа. Применяют в авиа- ционных механиз- мах силовых при- водов, нагружен- ных редукторах, винтовых парах и др.
Лита (ОСТ 38.01295-83) Масло веретен- ное АУ, литие- вое мыло, цере- зин-80 160...350 240...265 180...400 170...195 -50 Рекомендуется для разнообразных уз- лов трения машин и механизмов, экс- плуатируемых под открытым небом в зимнее время
Зимол (ТУ 38 201285-82) Масло АСВ-5, литиевое мыло 12-гидростеари- новой кислоты 100...260 240...290 370...700 190...200 -50 Является морозо- стойким аналогом многоцелевой смазки Литол-24

 

Продолжение табл. 5.1

 

б) н и з к о п л а в к и е
ГСИ-54п (ГОСТ 3276-74) Приборное мас- ло МВП, цере- зин 75 или 80 (26…30%) 70...110 200...245 при 40˚С 150...390 60...70 -40 Используется в ос- новном для консер- вации точных ме- ханизмов и прибо- ров на срок до 5 лет
МС-70 (ГОСТ 9762-76) Приборное мас- ло МВП, барие- вое, алюминие- вое мыла стеа- риновой кисло- ты, церезин 80 120...230 220...260 100...300 85...115 -50 Предназначена для механизмов, непо- средственно сопри- касающихся с мор- ской водой, в т.ч. для забортного оборудования под- водных лодок и морских судов
Морская МУС-3А (ТУ 3810171-74) То же с присад- кой молибдена 160...190 220...260 120...240 85...115 -50 Является модифи- кацией МС-70. От- личается лучшими противозадирными и консервацион- ными свойствами
АВТОМОБИЛЬНЫЕ СМАЗКИ
Автомобильная (ГОСТ 9432-60) (бывшая ЯНЗ-2) Масло индуст- риальное И-12А, натриево- кальциевое мы- ло 100...200 180...400 160...170 -30 Применяется в сту- пицах колес, под- шипников водяного насоса и др. Вы- тесняется Литолом-

 

Продолжение табл. 5.1

 

ЛСЦ-15 (ТУ 38 201224-80) Смесь индуст- риального и ве- ретенного масел, литиевое мыло гидрированного касторового масла 150...280 250...280 300...500 185...200 -40 Литиевая смазка с оксидом цинка. Применяют в каче- стве несменяемой в узлах трения авто- мобилей ВАЗ: в шарнирах и осях привода педали га- за, шлицевых со- единениях, меха- низмах стекло- подъемника, втул- ки педали сцепле- ния и др. Наряду с Литолом-24 – в ступицах колес.
ШРБ-4 (ТУ 38 201143-77) Индустриальное масло, ком- плексное барие- вое мыло хлоп- кового масла, синтетические жирные кислоты 80...160 265...295 100...130 235...240 -30 В шарнирах перед- ней подвески, на- конечниках руле- вых тяг автомоби- лей ВАЗ
АМ - карданная (ГОСТ 5730-84) Масло АК-15 натриевое мыло технического саломаса, хлоп- кового масла, касторового масла, сосновой канифоли 300...600 220...270 250...400 130...155 -10 Применяется в шарнирах равных угловых скоростей передней ведущих мостов

 

Продолжение табл. 5.1

 

ШРУС-4 (ТУ 38 201312-81) Нефтяное масло, литиевое мыло 12 - гидростеа- риновой кисло- ты ≤ 250 250...280 ≥ 190 -40 То же
Фиол-2У (ТУ 38 201266-79) То же, но другая концентрация 100...140 255...295 400...530 185...195 -30 (-40) (120) Применяется для смазывания иголь- чатых подшипни- ков карданных шарниров
№ 158 (ТУ 38.101320-77) Авиационное масло, литиево- калиевые мыла, касторовое мас- ло, канифоль 200...350 150...500 140...180 -30 (-40) (120) Применяется в подшипниках авто- тракторного элек- трооборудования (без смены), в игольчатых под- шипниках кардан- ных шарниров
ЛЗ-31 (ГОСТ 24300-80) Сложный эфир № 2 с вязкост- ной присадкой совол, литиевое мыло стеарино- вой кислоты (19 %) 250...280 220...250 300...600 ≥ 188 -40 (-50) Неводостойка. Ис- пользуется в за- крытых подшипни- ках электромашин, в выжимных под- шипниках сцепле- ния автомобилей ГАЗ, ЗИЛ.

 

Продолжение табл. 5.1

 

Литол 459/5 (ТУ 38.101207-75) Масло индуст- риальное, ли- тиевое мыло 12- гидросте- ариновой кисло- ты - - ≥ 1200 при 80˚С - -40 Применяется в рас- пределителях за- жигания автомоби- лей ВАЗ. Выпуска- ется ограниченно, по заказам
КСБ (ТУ 38 2-01-115-76) Масло индуст- риальное И-50А, натриевое мыло саломаса (7%) и гидростеарин (12%) 400...800 245...275 200...400 170...190 -30 Специализирован- ная токопроводя- щая смазка (ис- пользуется для смазывания кон- тактов электриче- ского переключа- теля указателей по- воротов автомоби- ля ВАЗ
ДТ-1 (ТУ 38 2-01-116-76) Касторовое мас- ло (90%), на- триевое мыло касторового масла (10%) 315...345 ≥ 110 -40 Хорошо контакти- рует с резиновыми изделиями. Ис- пользуется как монтажная при сборке дисковых тормозов автомо- билей ВАЗ.

 

Продолжение табл. 5.1

 

МЗ-10 (ТУ 38.101622-76) Масло МВП, цинковое мыло стеариновой ки- слоты, церезин 70...220 100...150 ≥ 70 -40 Для смазывания стеклоподъемни- ков, замков, сто- порных механиз- мов дверей на ав- томобилях ЗИЛ
Дисперсол-1 Масло индуст- риальное И-40А, комплексное кальциевое мы- ло - 270...310 - ≥ 85 - - Аналогичные дета- ли автомобилей ВАЗ. В смазку, разбавленную уайт- спиритом, окунают замки дверей и другие детали
КОНСЕРВАЦИОННЫЕ СМАЗКИ
Пушечная (до 1983 г. ПВК ГОСТ 19537-83) Сплав петрола- тума, масла ба- зового М-11 и церезина всех марок 1500...400 50...180 60...67 - Для защиты от коррозии любых металлических из- делий в течение 5- 10 лет
Вазелин техниче- ский для резиновой промышленности (ОСТ 38.0156-79) Петролатум 2500...400 170...175 60...80 ≥ 54 - Применяют в каче- стве компонента (мягчителя) рези- новых смесей, а также для консер- вации металлоиз- делий – немного уступает пушечной смазке по темпера- туре плавления

 

Продолжение табл. 5.1

 

Вазелин техниче- ский волокнистый ВТВ-1 Веретенное мас- ло АУ с церези- ном и парафи- ном 100...160 - 54...64 - Для смазывания клемм аккумуля- торных батарей
Автосмазка ВТВ-1 в аэрозольной упа- ковке (ТУ 6-15-954-80) Вазелин техни- ческий волокни- стый ВТВ-1 с 45% бензина- растворителя и 35% пропеллен- та (хладона-12)         -40 Удобно наносить для защиты от кор- розии на неокра- шенные декора- тивные металличе- ские поверхности и клеммы аккумуля- торов, для предо- хранения от замер- зания замки дверей (до -40˚). После ис- парения раствори- теля – свойства аналогичны ВТВ-1
Состав предохрани- тельный ПП-95/5 (ГОСТ 411-80) Сплав петрола- тума с парафи- ном ≈ 10000 при 10˚С 160 (без пе- ремеши- вания 190...270 58...68 - Для предохранения от коррозии бое- припасов при особо долгом хранении
Антикоррозионная АК (ТУ 32 ЦТ552-78) Сплав церезина и масла цилинд- рового   ≥ 60 - Для защиты от коррозии стальных тросов и деталей контактной сети электрифициро- ванных железных дорог (в 3…6 раз дороже остальных консервационных смазок)

Литература

 

 

1. Арабян С.Г. и др. Масла и присадки для тракторных и комбайно-

вых двигателей. – М.: Машиностроение, 1984. – 208 с.

2. Ваванов В.В., Вайншток В.В., Гуреев А.А. Автомобильные пла-

стичные смазки. – М.: Транспорт, 1986. – 144 с.

3. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы. -

М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.

4. Гуреев А.А., Фукс И.Г., Лашхи В.Л. Химмотология: - Учебник для втузов. – М.: Химия, 1986. – 367 с.

5. Итинская Н.И., Кузнецов А.В. Топливо, масла и технические жид-

кости // Справочник. - М.: Агропромиздат, 1989. - 304 с.

6. Итинская Н.И., Кузнецов Н.А., Быстрицкая А.П. Экономное ис-

пользование нефтепродуктов. - М.: Колос, 1984. - 150 с.

7. Климов К.И. Антифрикционные пластичные смазки. – М.: Химия,

1988. – 160 с.

8. Кузнецов А.В., Кульчев М.А. Практикум по топливу и смазочным материалам. - М.: Агропромиздат, 1987. - 224 с.

9. Лышко Г.П. Топливо и смазочные материалы. - М.: Агропромиз-

дат, 1985. - 336 с.

10. Покровский Г.П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. - М.: Машиностроение, 1985. – 200 с.

11. Синицын В.В. Пластичные смазки в СССР. – М.: Химия, 1984. –


192 с.


 

 

12. Химики-автомобителям: Справ. изд. / Под ред. А.Я.Маликова. –


Л.: Химия, 1990. – 320 с.

13. Памятка по снижению расхода нефтепродуктов на предприятиях и в организациях агропрома. – Киров: НИИСХ Северо-Востока, 1986. – 49 с.

14. Рекомендации по экономии топлива на автотранспорте агропро-

ма. - Киров: НИИСХ Северо-Востока, 1986. – 42 с.

15. Таблицы смазки автомобилей сельскохозяйственного назначе-

ния. – Киров: Агропромышленный комитет Кировской области, 1987. – 42

с.

16. Лиханов В.А. Топливо и смазочные материалы. - Киров: Вятская

ГСХА, 2000. - 71 с.

17. Лиханов В.А. Эксплуатационные материалы. - Киров: Вятская

ГСХА, 2003. - 71 с.

18. Лиханов В.А. Современные отечественные моторные масла. -

Киров: Вятская ГСХА, 2001. - 64 с.

19. Расход топлива и ГСМ. – М.: «Издательство Приор», 2002. – 48 с.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.015 с.)