Тема 10: судебная власть РФ. Правоохранительные органы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10: судебная власть РФ. Правоохранительные органы.



Понятие и конституционные принципы судебной власти в РФ.

Федеральные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, специальной юрисдикции.

Конституционные суды (уставные) субъектов РФ, мировые судьи.

Министерство юстиции РФ и его органы (нотариат, адвокатура, прокуратура).

Министерство внутренних дел и его органы.

 

1.

Судебная система РФ включает: федеральные суды: конституционные суды (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 года, что обеспечивает её единство. Кроме того, единство судебной системы РФ обеспечивается путём:

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных ФЗ правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции РФ ФКЗ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституции (уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами РФ и основываются на следующих конституционных принципах:

осуществление правосудия только судом;

законность;

независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и ФЗ;

коллегиальность;

состязание и равноправие сторон;

гласность судебного разбирательства;

принцип государственного языка судопроизводства;

презумпция невиновности;

недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление;

право на пользование квалифицированной юридической помощью.

Судебная власть – это действенный и необходимый инструмент, посредство которого право воздействует на общественные отношения, инструмент не единственный, но главенствующий в конфликтных ситуациях.

Структура судебной власти.

2.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства.

Основным (нижним) звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские) суды. Они рассматривают основную массу дел, им подсудны практически все дела, кроме тех, которые переданы в ведение вышестоящих судов. На эти суды возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, контроль за деятельностью и законностью действий органов, ведущих расследование дел, в частности, за законностью арестов.

Суды среднего звена – это суды субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Количество судей в этих судах неодинаково и зависит от численности населения субъекта Федерации. Они рассматривают по первой инстанции дела о наиболее опасных преступлениях (например, дела о взятках, крупных хищениях), выступают в роли судов второй (кассационной) инстанции, а также осуществляют проверку решений судов нижнего звена (в порядке надзора).

Военные суды – это специализированные суды, но они являются органичной частью судебной системы, о чём свидетельствует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов является Верховный Суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды военных округов, флотов групп войск, судов видов, родов войск) и, наконец, высшего звена (Военная коллегия Верховного Суда РФ). Военные суды рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и военнообязанных, совершённых во время военных сборов, и некоторые другие.

Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Его полномочия:

рассмотрение дел по первой инстанции, если они отличаются особой сложностью и особой важностью;

проверка обоснованности и законности решений, не вступивших в законную силу (по второй кассационной инстанции);

проверка приговоров, вступивших в законную силу (в порядке надзора).

Организационные полномочия Верховного суда также очень значимы:

изучение и обобщение судебной практики, судебной статистики;

дача руководящих разъяснений законов, которые обязательны для всех судов (вынесение постановлений Пленумом Верховного Суда РФ);

осуществление права законодательной инициативы.

Арбитражные суды разрешают споры между юридическими лицами, в том числе гражданами-предпринимателями, государственными органами:

в сфере экономики (о заключении и расторжении договоров, исполнении договорных обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков и др.);

в сфере управления, касающейся действий органов исполнительной власти;

между органами исполнительной власти субъектов РФ;

о банкротстве;

о защите чести, достоинства и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке и др.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

Федеральные окружные арбитражные суды являются судами по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный Суд в первой инстанции рассматривает жалобы на ненормативные акты Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей, а также экономически споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ. В его компетенцию входит и рассмотрение дел в порядке надзора. В обязанности Высшего Арбитражного Суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законом, он может выступать с законодательной инициативой и др.

 

3.

Конституционный Суд РФ и конституционные суды в республиках, а также уставные суды в краях и областях составляют первую ветвь судебной власти. Их основная задача состоит в проверке на соответствие Конституции РФ актов органов государственной власти.

Состав Конституционного Суда (статья 125 и Закон о Конституционном Суде): Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента России. Полномочия КС не ограничены сроком. Полномочия же конкретного судьи такое ограничение имеют: он не может занимать должность более 12 лет. Ограничен и предельный возраст для пребывания в должности судьи – 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Структура Конституционного Суда. В его составе выделяются две палаты, включающие соответственно десять и девять судей. Персональный состав определяется путём жеребьёвки, проводимой в соответствии с Регламентом Конституционного Суда. Состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Полномочия председательствующего на заседаниях палаты выполняются судьями палаты по очереди. Судом проводятся пленарные заседания, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы. Возглавляет КС Председатель, который руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них; представляет КС в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, осуществляет общее руководство аппаратом Суда и др. Председатель КС издаёт приказы и распоряжения. Заместитель Председателя КС выполняет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет другие обязанности, возложенные на него КС. Судья-секретарь осуществляет непосредственное руководство работой аппарата, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом; организует информационное обеспечение судей и др. Избираются указанные должностные лица сроком на три года на пленарном заседании КС тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей.

Принципы деятельности Конституционного Суда:

независимость;

коллегиальность;

гласность;

состязательность;

равноправие сторон.

Компетенция Конституционного Суда:

1. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

4. Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

5. Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Внутренняя деятельность КС регулируется его Регламентом. Решения КС обязательны для всех и обжалованию не подлежат.

17 декабря 1998 года был принят ФЗ «О мировых судьях в РФ», согласно которому мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, и другие дела.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются законами субъектов РФ из расчёта численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Срок полномочий мировых судей также устанавливается законом субъекта РФ: он не может превышать пять лет. До назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

 

4.

Минюст РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста. В его систему входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Минюст возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Минюст вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций должностных лиц и граждан.

Основные задачи Минюста РФ:

Реализация государственной политики в сфере юстиции.

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обеспечение прав и законных интересов личности и государства.

принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц;

принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также представительств иностранных религиозных организаций;

осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности, и ведет реестр национально-культурных автономий;

организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;

представляет по поручению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении РФ положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

даёт в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов, осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства РФ, регулирующего деятельность адвокатуры.

Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности.

осуществляет функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленные законами Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и "О правовой охране топологий интегральных микросхем";

подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере;

обеспечение установленного порядка деятельности судов;

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов;

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России.

Обеспечение исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов.

обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Прокуратура – орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями. Не остаются без присмотра на это счёт органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Органы милиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, уголовно-исполнительные учреждения также находятся под надзором прокуратуры. Помимо этого прокуратура – это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуратура ведёт также расследование тяжких преступлений.

Нотариат – это система органов, в функции которых входят удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им достоверности и др. Нотариальная деятельность придаёт законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Задача адвокатуры – оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбирательстве, но и тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

 

5.

Основные функции МВД РФ и его органов – охрана законности и общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, расследование преступлений и розыск скрывшихся лиц, организация исправления и перевоспитания осужденных.

Основные задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в системе органов внутренних дел выполняет милиция. На службе в милиции – от 18 до 35 лет не имевшие судимость.

Основные задачи криминальной милиции – предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д. Подчиняется МВД.

Основные задачи милиции общественной безопасности – обеспечение личной безопасности, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В её состав входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, подразделения вневедомственной охраны, участковые инспектора милиции и иные подразделения. Подчиняется МВД и органам исполнительной власти субъектов РФ.

Обязанности милиции:

предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

выявлять и раскрывать преступления;

возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;

обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию РФ.

Права милиции:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание,

входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.064 с.)