Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4: Особенности федеративного устройства России.
Федеративное устройство РФ как национально-территориальной политической организации. Многообразие видов субъектов РФ. Основные принципы федеративного устройства РФ.
1. Федерация – одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное государство). Федеративное устройство Российского государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. ФУ Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (глава 3). Государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства, имеющиеся у РФ: Суверенитет РФ, распространяющийся на всю её территорию и проявляющийся в верховенстве Конституции и ФЗ. Федеральная конституция и ФЗ. Федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ. Государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Единое гражданство РФ. Государственный язык. Единые Вооружённые Силы. Единая денежная единица – рубль. Государственные символы: Государственный флаг, герб и гимн РФ. Столица РФ.
2. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов (всего 89 субъектов) (статья 5). Их несколько видов: республики – 21, края – 6, области – 49, города федерального значения – 2, автономная область – 1, автономные округа – 10. Республики – это государства в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ: конституция республик, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики; территория; республиканское гражданство, государственный язык; собственные символы государства.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные – по территориальному. Для конституционного статуса этих субъектов Федерации характерно наличие устава, своего законодательства, системы органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации, территории. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
3. государственная целостность. РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава РФ. единство системы государственной власти. Проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю её территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов. Существует перечень вопросов ведения РФ и предметы совместного ведения РФ. принципы равноправия и самоопределения народов в РФ. равноправие субъектов РФ. Равноправие всех субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Тема 5: Президент РФ. Конституционный статус президента РФ и его компетенция. Порядок выборов и прекращение полномочий президента. Полномочия по изданию указов и распоряжений.
1. Президент РФ является главой государства – должностным лицом, занимающим высшее место в системе органов государства (статья 50). Виды правового положения Президента в системе высших государственных органов государства: президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (ФРГ); президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (США);
президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти (РФ). Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате. Ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет в соответствии с Конституцией и ФЗ. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом: ограниченность периода полномочий Президента (4 года); всенародные прямые выборы; альтернативный характер выборов; недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд; возможность отрешения его от должности; возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда. Функции Президента РФ (статья 80): является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, т.е. несёт персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека; гарант суверенитета РФ, т.е. он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Компетенция Президента Российской Федерации: 1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти (статья 83): назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. 2. Полномочия по отношению власти законодательной (статья 84): назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; подписывает и обнародует федеральные законы; обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу; подаёт запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о её толковании; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. 3. Полномочия во внешнеполитической области (статья 86): осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. 4. Полномочия в военной области: утверждает военную доктрину РФ (статья 83); является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (статья 87); в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (статья 87); при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (статья 88). 5. Полномочия по отношению к гражданам (статья 89): решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование. 6. Правотворческие полномочия Президента (статья 90): издаёт указы (акт нормативного характера) и распоряжения (акт индивидуального характера), которые обязательны для исполнения на всей территории РФ; они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.
2. Порядок выборов Президента России определяется статьёй 81 Конституции и ФЗ «О выборах Президента РФ». президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ; избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; президентом РФ может быть избран гражданин РФ; президентом РФ может быть избран человек не моложе 35 лет; условие постоянного проживания в РФ не менее 10 лет; одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд; выдвигать кандидата в президенты вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек; субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 1 млн. подписей избирателей; избранным считается кандидат, получивший более ½ голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования. Варианты прекращения полномочий Президента (статья 92): нормальный порядок, т.е. полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ; досрочное прекращение полномочий: в случае его отставки, т.е. инициативы самого Президента; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; отрешения от должности (статья 93) Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в совершении государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок выше 5 лет. 3. Издаёт указы (акт нормативного характера) и распоряжения (акт индивидуального характера), которые обязательны для исполнения на всей территории РФ; они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.
Тема 6: Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ, его структура. Порядок деятельности Федерального Собрания.
1. Федеральное Собрание - парламент РФ; оно совместно и Президентом, Правительством, судами РФ и другими государственными органами осуществляет государственную власть и является представительным и законодательным органом РФ в системе разделения властей. Общая характеристика Федерального Собрания (глава 5): парламент имеет представительный характер. Он рассматривается как выразитель интересов и воли народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов, выражает его волю в законах и иных актах, не будучи никому подконтролен. В Федеральном Собрании представлены все граждане (в ГД) и все субъекты (в Совете Федерации). парламент – это законодательный орган. Принятие законов – основная задача ФС, также есть ещё: утверждение бюджета, принятие правил внутреннего распорядка работы парламента, парламентский контроль.
ФС олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Указаны конкретные даты начала и окончания сессии, а также каникул. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Решения Совета Федерации адресуются всей России. ГД представляет всё население РФ. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместно лишь заслушивают послания Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации, утверждая или отклоняя законы, принятые ГД, как бы контролирует и сдерживает её и поэтому ещё называется верхней палатой парламента.
Предусмотрена возможность досрочного роспуска одной из палат ФС – Государственной Думы: после трёхкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; если ГД в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству. Во втором и третьем пунктах Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства. Комитеты (Комитет по бюджету, налогам и финансам) – это постоянно действующие органы палат. Одни из них имеют отраслевую направленность, другие – функциональную, т.е. создаются для рассмотрения специальных вопросов. Комитеты по вопросам, отнесённым к их ведению. Осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности и др. В задачу комитетов входит и вынесение заключений по проекту федерального бюджета. В Комитетах иногда создаются подкомитеты. Комиссии – это структуры палат, носящие временный характер и созданные для выполнения определённых задач (комиссия для подсчёта результатов тайного голосования). Имеет место и образование согласительных комиссий (комиссия для решения вопросов, связанных с законами, принятыми ГД, но отвергнутые СФ). Вправе создавать рабочие группы. Назначение комитетов и комиссий состоит в том, чтобы содействовать депутатам в осуществлении ими своих полномочий.
2. Порядок работы Совета Федерации: Деятельность Совета Федерации основывается на принципе коллективности. Обсуждения рассматриваемых вопросов и принятие по ним решений проходят свободно и открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата вправе проводить закрытое заседание. Решением палаты на её заседании могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, учёные, специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам и законам. Могут присутствовать на заседании и представители СМИ, депутаты ГД. Президент, представитель Правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Заседание палаты считается правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации. Заседаниями руководит Председатель Совета Федерации, которые не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим. Работа в СФ ведётся на русском языке. Используются следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, а также справки, информации, заявления, обращения. Решения СФ принимаются открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронной системы подсчёта голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются большинством не менее ¾ голосов). Порядок работы Государственной Думы: Деятельность ГД проходит на основе принципов коллегиальности, свободного обсуждения вопросов и открытости. На заседаниях вправе присутствовать члены СФ, могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по вопросам, рассматриваемым ГД. Аккредитуются и представители СМИ. Но по решению палаты могут быть проведены и закрытые заседания. Президент или его полномочный представитель в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор, Председатель ЦИК вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты имеют лишь короткие зимние и более продолжительные летние каникулы. Предусматриваются различные формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета ГД, её комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп, обсуждение вопросов на парламентских слушаниях, работа с избирателями. Заседание ГД считается правомочным, если на нём присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведётся на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности ГД осуществляет её аппарат. Решения ГД принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронных средств подсчётов голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллетеней и путём опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам – от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.062 с.) |