Тема 4: Особенности федеративного устройства России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4: Особенности федеративного устройства России.



Федеративное устройство РФ как национально-территориальной политической организации.

Многообразие видов субъектов РФ.

Основные принципы федеративного устройства РФ.

 

1.

Федерация – одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное государство). Федеративное устройство Российского государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.

ФУ Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (глава 3).

Государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства, имеющиеся у РФ:

Суверенитет РФ, распространяющийся на всю её территорию и проявляющийся в верховенстве Конституции и ФЗ.

Федеральная конституция и ФЗ.

Федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ.

Государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Единое гражданство РФ.

Государственный язык.

Единые Вооружённые Силы.

Единая денежная единица – рубль.

Государственные символы: Государственный флаг, герб и гимн РФ.

Столица РФ.

 

2.

По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов (всего 89 субъектов) (статья 5). Их несколько видов:

республики – 21,

края – 6,

области – 49,

города федерального значения – 2,

автономная область – 1,

автономные округа – 10.

Республики – это государства в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ: конституция республик, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики; территория; республиканское гражданство, государственный язык; собственные символы государства.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные – по территориальному. Для конституционного статуса этих субъектов Федерации характерно наличие устава, своего законодательства, системы органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации, территории.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

 

3.

государственная целостность. РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава РФ.

единство системы государственной власти. Проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю её территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов. Существует перечень вопросов ведения РФ и предметы совместного ведения РФ.

принципы равноправия и самоопределения народов в РФ.

равноправие субъектов РФ. Равноправие всех субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

 

Тема 5: Президент РФ.

Конституционный статус президента РФ и его компетенция.

Порядок выборов и прекращение полномочий президента.

Полномочия по изданию указов и распоряжений.

 

1.

Президент РФ является главой государства – должностным лицом, занимающим высшее место в системе органов государства (статья 50).

Виды правового положения Президента в системе высших государственных органов государства:

президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (ФРГ);

президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (США);

президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти (РФ).

Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате. Ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет в соответствии с Конституцией и ФЗ.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом:

ограниченность периода полномочий Президента (4 года);

всенародные прямые выборы;

альтернативный характер выборов;

недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

возможность отрешения его от должности;

возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Функции Президента РФ (статья 80):

является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, т.е. несёт персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека;

гарант суверенитета РФ, т.е. он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента Российской Федерации:

1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти (статья 83):

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

принимает решение об отставке Правительства РФ;

представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

формирует Администрацию Президента РФ;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

2. Полномочия по отношению власти законодательной (статья 84):

назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

подписывает и обнародует федеральные законы;

обладает правом отлагательного вето;

вносит законопроекты в Государственную Думу;

подаёт запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о её толковании;

назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3. Полномочия во внешнеполитической области (статья 86):

осуществляет руководство внешней политикой РФ;

ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

подписывает ратификационные грамоты;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

4. Полномочия в военной области:

утверждает военную доктрину РФ (статья 83);

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (статья 87);

в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (статья 87);

при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (статья 88).

5. Полномочия по отношению к гражданам (статья 89):

решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

осуществляет помилование.

6. Правотворческие полномочия Президента (статья 90):

издаёт указы (акт нормативного характера) и распоряжения (акт индивидуального характера), которые обязательны для исполнения на всей территории РФ; они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

 

2.

Порядок выборов Президента России определяется статьёй 81 Конституции и ФЗ «О выборах Президента РФ».

президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ;

избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

президентом РФ может быть избран гражданин РФ;

президентом РФ может быть избран человек не моложе 35 лет;

условие постоянного проживания в РФ не менее 10 лет;

одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд;

выдвигать кандидата в президенты вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек;

субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 1 млн. подписей избирателей;

избранным считается кандидат, получивший более ½ голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.

Варианты прекращения полномочий Президента (статья 92):

нормальный порядок, т.е. полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ;

досрочное прекращение полномочий:

в случае его отставки, т.е. инициативы самого Президента;

стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

отрешения от должности (статья 93) Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в совершении государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок выше 5 лет.

3.

Издаёт указы (акт нормативного характера) и распоряжения (акт индивидуального характера), которые обязательны для исполнения на всей территории РФ; они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

 

Тема 6: Федеральное Собрание Российской Федерации.

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ, его структура.

Порядок деятельности Федерального Собрания.

 

1.

Федеральное Собрание - парламент РФ; оно совместно и Президентом, Правительством, судами РФ и другими государственными органами осуществляет государственную власть и является представительным и законодательным органом РФ в системе разделения властей.

Общая характеристика Федерального Собрания (глава 5):

парламент имеет представительный характер. Он рассматривается как выразитель интересов и воли народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов, выражает его волю в законах и иных актах, не будучи никому подконтролен. В Федеральном Собрании представлены все граждане (в ГД) и все субъекты (в Совете Федерации).

парламент – это законодательный орган. Принятие законов – основная задача ФС, также есть ещё: утверждение бюджета, принятие правил внутреннего распорядка работы парламента, парламентский контроль.

ФС олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль.

Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Указаны конкретные даты начала и окончания сессии, а также каникул.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Решения Совета Федерации адресуются всей России. ГД представляет всё население РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместно лишь заслушивают послания Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации, утверждая или отклоняя законы, принятые ГД, как бы контролирует и сдерживает её и поэтому ещё называется верхней палатой парламента.

  Совет Федерации Государственная Дума
Полномочия: исключительные утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; а также заместителя Председателя Счетной. дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с ФКЗ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
законодательные В течение 14 дней палата может рассмотреть и одобрить или отклонить закон, принятый ГД. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более ½ от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Обязательному рассмотрению ФЗ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; все ФЗ конституционные; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Реализует их в форме принятия ФЗ и ФКЗ. Конституционные законы, утверждаемы большинством, издаются по таким вопросам, как: принятие в РФ и образование в её составе нового субъекта; изменение статуса субъекта РФ; описание и порядок официального использования флага, герба и гимна; референдум; режим военного положения, чрезвычайного положения; порядок деятельности правительства; установление судебной системы; определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам принимаются ФЗ.
по самоорганизации Порядок работы и структура СФ устанавливаются Конституцией РФ, ФЗ. Но особое значение имеют постановления и регламент, принимаемые самим СФ. Избрание из своего состава Председателя и его заместителей, ведущих заседания и ведающих внутренним распорядком; образование комитетов, комиссий; проведение парламентских слушаний, принятие Регламента, постановлений.
Состав: По два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и по одному от исполнительного органа (всего 178 человек). Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года: 225 избираются по мажоритарной системе, а 225 – по пропорциональной. Депутатом может быть избран только гражданин, достигший 21года.
Структура Председатель Совета Федерации; три его заместителя; формируются комитеты; могут создаваться комиссии (временный и конкретный характер; аппарат палаты. Председатель; первый заместитель Председателя; другие заместители (число устанавливается Регламентом); создаются депутатские объединения – фракции и депутатские группы (для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым ГД; Совет ГД: Председатель, руководители фракций и депутатских групп – для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат, рассматриваемым ГД; заместители Председателя и председатели комитетов – право совещательного голоса в работе Совета; комитеты – структурные подразделения ГД, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению; аппарат ГД – техническая работа.;

Предусмотрена возможность досрочного роспуска одной из палат ФС – Государственной Думы:

после трёхкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ;

если ГД в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ;

при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству.

Во втором и третьем пунктах Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства.

Комитеты (Комитет по бюджету, налогам и финансам) – это постоянно действующие органы палат. Одни из них имеют отраслевую направленность, другие – функциональную, т.е. создаются для рассмотрения специальных вопросов. Комитеты по вопросам, отнесённым к их ведению. Осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности и др. В задачу комитетов входит и вынесение заключений по проекту федерального бюджета. В Комитетах иногда создаются подкомитеты.

Комиссии – это структуры палат, носящие временный характер и созданные для выполнения определённых задач (комиссия для подсчёта результатов тайного голосования). Имеет место и образование согласительных комиссий (комиссия для решения вопросов, связанных с законами, принятыми ГД, но отвергнутые СФ). Вправе создавать рабочие группы. Назначение комитетов и комиссий состоит в том, чтобы содействовать депутатам в осуществлении ими своих полномочий.

 

2.

Порядок работы Совета Федерации:

Деятельность Совета Федерации основывается на принципе коллективности. Обсуждения рассматриваемых вопросов и принятие по ним решений проходят свободно и открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата вправе проводить закрытое заседание. Решением палаты на её заседании могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, учёные, специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам и законам. Могут присутствовать на заседании и представители СМИ, депутаты ГД. Президент, представитель Правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Заседание палаты считается правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации.

Заседаниями руководит Председатель Совета Федерации, которые не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим.

Работа в СФ ведётся на русском языке. Используются следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, а также справки, информации, заявления, обращения.

Решения СФ принимаются открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронной системы подсчёта голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются большинством не менее ¾ голосов).

Порядок работы Государственной Думы:

Деятельность ГД проходит на основе принципов коллегиальности, свободного обсуждения вопросов и открытости. На заседаниях вправе присутствовать члены СФ, могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по вопросам, рассматриваемым ГД. Аккредитуются и представители СМИ. Но по решению палаты могут быть проведены и закрытые заседания. Президент или его полномочный представитель в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор, Председатель ЦИК вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты имеют лишь короткие зимние и более продолжительные летние каникулы. Предусматриваются различные формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета ГД, её комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп, обсуждение вопросов на парламентских слушаниях, работа с избирателями.

Заседание ГД считается правомочным, если на нём присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведётся на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности ГД осуществляет её аппарат.

Решения ГД принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронных средств подсчётов голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллетеней и путём опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам – от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.062 с.)