Раздел 1. Государство и право, их роль в жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Государство и право, их роль в жизни общества



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Воронежский филиал

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

Утверждено

Учебно-методическим советом

ВФ РГТЭУ

Протокол № от «» 200 г.

 

Н.Ю. Елецких

«Электронные лекции по правоведению»

 

Рекомендовано к изданию

кафедрой социально – гуманитарных

наук ВФ РГТЭУ

Протокол № __ от «__» ______ 200_г.

 

Воронеж 2007


Составители:

 

к.и.н., доц. Елецких Н.Ю.

 

 

Рецензенты:

 

Елецких Н.Ю.

 

– Воронеж: Изд-во «Научная книга», 200. – с.

 

© Елецких Н.Ю., 2007

 


Содержание:

 

Рекомендуемая литература. 4

к курсу лекций по дисциплине «Правоведение». 4

Средства обеспечения освоения дисциплины. 4

Раздел 1. Государство и право, их роль в жизни общества. 4

Раздел 2. Конституционное право Российской Федерации. 15

Раздел 3. Основы гражданского права. 66

Тема 8: Общие положения об обязательствах. 99

Раздел 4. Семейное право. 108


Рекомендуемая литература

к курсу лекций по дисциплине «Правоведение»

I. Основная.

1. Российское право. Учебник для вузов / Под ред. Т.В.Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: Норма, 2005. – 800 с.

2. Правоведение: учеб. / Под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с.

3. Правоведение: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 408с.

II. Дополнительная.

1. Основы права: Учеб. / В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 429 с.

2. Правоведение: учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. С.Н. Бабурина. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – 592 с.

3. Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. – М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 1997. – 526 с.

 

Средства обеспечения освоения дисциплины.

 

1. Обучающая система «Гарант»

2. Обучающая система «Кодекс»

3. Обучающая система «Консультант плюс»

Раздел 1. Государство и право, их роль в жизни общества

Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты:

 

1. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций / А.В. Демин. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 184 с.

2. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / С.А. Комаров. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Юристъ, 1995. – 312 с.

 

Тема 2: Основные понятия и категории российского права.

Понятие права, его основные функции, соотношение права и экономики.

Правовая норма, её сущность, признаки и структура.

Отрасли и источники права. Правотворчество в государстве.

Правовые отношения.

 

1.

Право – система общеобязательных норм, установленных и гарантированных государством и выступающими в качестве регулятора общественных отношений.

Функции права:

регулятивная функция – право регулирует общественные отношения и предписывает участникам данных отношений определённые правила поведения;

охранительная функция – право охраняет личность, общество, государство от правонарушений;

воспитательная функция – право показывает участникам общественных отношений, какое поведение желательно, а какое – нет.

Соотношение права и экономики: Право наряду с другими частями надстройки (политика, религия) в конченом счёте обусловлено экономикой (базис). Воля государства, выраженная в праве, определяется условиями жизни общества. В свою очередь право активно влияет на экономику, выступает в качестве средства, обеспечивающего регулирование экономических процессов. Право закрепляет экономические отношения, сохраняет и содействует их развитию.

«Экономика определяет политику». (В.И. Ленин)

 

2.

Правовая норма – обязательное, установленное и или санкционированное государством правило поведения, которое выражает обусловленные материальными условиями жизни общества, волю, интересы народа, активно воздействующие на общественные отношения в целях их упорядочения.

Признаки правовых норм:

правила поведения общего характера, т.е. она обращена ко всем и рассчитана на неоднократное применение;

обязательна для исполнения независимо от их желания.

Основа права – норма морали, а также обычаи, традиции общества.

Структура правовой нормы:

гипотеза – указание конкретных, фактических, жизненных обстоятельств, при которых данная норма права вступает в действие;

диспозиция – указание на правило поведения, которому должны подчиниться субъекты, если они оказались причастными к условиям, перечисленным в гипотезе;

санкция – вид и мера возможного наказания, если субъекты не выполнили предписание диспозиции или поощрение за совершение рекомендательных действий.

 

3.

Источники права – совокупность способов формирования своеобразного документирования государственной воли.

Виды источников права:

Нормативно-правовой акт (НПА) – письменный документ соответствующего государственного органа, в котором устанавливается, изменяется или прекращается норма права.

Юридический прецедент – письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой при рассмотрении всех последующих аналогичных дел.

Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе в результате длительного по времени применения и ставшее традицией.

Нормативный договор – на его основе формируются остальные нормативно-правовые акты.

В РФ официальными источниками права являются НПА и нормативны договор.

В мире существует две системы права:

англосаксонская система права (Англия, США, колонии Англии);

континентальная система права (РФ) – в основе древнеримское право.

Виды нормативно-правовых актов:

Закон – норма, обладающая высшей юридической силой, принимаемая в строго определённом особом порядке, устанавливающая основные нормы всех отраслей права и регулирующая наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона – первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила.

Виды закона – конституционные, федеральные, местные.

Подзаконный нормативно-правовой акт – указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, НПА, принимаемые министерствами, ведомствами, федеральными службами, государственными комитетами в форме инструкций, приказов, правил, уставов, положений, распоряжений.

Действие НПА во времени обусловлено вступлением НПА в силу и утратой силы.

Вступление НПА в силу:

по истечении общего, заранее предусмотренного срока, если он определён в тексте НПА;

по истечении специально предусмотренного срока для конкретного НПА после его официального опубликования;

немедленного после официального опубликования.

Утрата силы НПА:

специально указан срок действия;

возможно приостановление действия акта;

отмена действия акта.

Действие НПА по кругу лиц имеет силу в отношение всех физических и юридических лиц, других участников правоотношений, находящихся на территории действия НПА. Действие НПА в пространстве – территория принявшего его органа.

Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Вся система права состоит из отраслей права – совокупностей правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасли права состоят из правовых институтов. Отрасли российского права:

конституционное право;

административное право;

гражданское право;

финансовое право;

трудовое право;

семейное право;

уголовное право;

природоохранительное право;

земельное право;

исправительно-трудовое право;

гражданско-процессуальное право;

уголовно-процессуальное право;

уголовно-процессуальное право;

административно-процессуальное право;

конституционно-процессуальное право.

Особое положение занимает публичное международное право – система правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

 

4.

Правовые отношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых наделены определёнными правами и обязанностями.

Состав правоотношений:

Субъект – физические, юридические лица, государство, субъекты РФ и муниципальные образования.

Объект – то, на что направлено правоотношение или по поводу чего оно возникает.

Содержание – права и обязанности участников правоотношения.

Правоотношение выступает как особая форма общественной связи и форма реализации права. Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношения выступают юридические факты, предусмотренные в гипотезе нормы права. Юридический факт – предусмотренные в законе обстоятельства, служащие основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Юридические факты делятся на событие (происходит помимо воли людей) и действия (по воле людей, различают правомерные и неправомерные действия).

 

Общественное движение

Общественный фонд

Общественное учреждение

Тема 5: Президент РФ.

Конституционный статус президента РФ и его компетенция.

Порядок выборов и прекращение полномочий президента.

Полномочия по изданию указов и распоряжений.

 

1.

Президент РФ является главой государства – должностным лицом, занимающим высшее место в системе органов государства (статья 50).

Виды правового положения Президента в системе высших государственных органов государства:

президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (ФРГ);

президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (США);

президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти (РФ).

Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате. Ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет в соответствии с Конституцией и ФЗ.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом:

ограниченность периода полномочий Президента (4 года);

всенародные прямые выборы;

альтернативный характер выборов;

недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

возможность отрешения его от должности;

возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Функции Президента РФ (статья 80):

является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, т.е. несёт персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека;

гарант суверенитета РФ, т.е. он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента Российской Федерации:

1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти (статья 83):

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

принимает решение об отставке Правительства РФ;

представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

формирует Администрацию Президента РФ;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

2. Полномочия по отношению власти законодательной (статья 84):

назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

подписывает и обнародует федеральные законы;

обладает правом отлагательного вето;

вносит законопроекты в Государственную Думу;

подаёт запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о её толковании;

назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3. Полномочия во внешнеполитической области (статья 86):

осуществляет руководство внешней политикой РФ;

ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

подписывает ратификационные грамоты;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

4. Полномочия в военной области:

утверждает военную доктрину РФ (статья 83);

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (статья 87);

в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (статья 87);

при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (статья 88).

5. Полномочия по отношению к гражданам (статья 89):

решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

осуществляет помилование.

6. Правотворческие полномочия Президента (статья 90):

издаёт указы (акт нормативного характера) и распоряжения (акт индивидуального характера), которые обязательны для исполнения на всей территории РФ; они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

 

2.

Порядок выборов Президента России определяется статьёй 81 Конституции и ФЗ «О выборах Президента РФ».

президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ;

избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

президентом РФ может быть избран гражданин РФ;

президентом РФ может быть избран человек не моложе 35 лет;

условие постоянного проживания в РФ не менее 10 лет;

одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд;

выдвигать кандидата в президенты вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек;

субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 1 млн. подписей избирателей;

избранным считается кандидат, получивший более ½ голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.

Варианты прекращения полномочий Президента (статья 92):

нормальный порядок, т.е. полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ;

досрочное прекращение полномочий:

в случае его отставки, т.е. инициативы самого Президента;

стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

отрешения от должности (статья 93) Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в совершении государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок выше 5 лет.

3.

Издаёт указы (акт нормативного характера) и распоряжения (акт индивидуального характера), которые обязательны для исполнения на всей территории РФ; они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

 

Тема 6: Федеральное Собрание Российской Федерации.

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ, его структура.

Порядок деятельности Федерального Собрания.

 

1.

Федеральное Собрание - парламент РФ; оно совместно и Президентом, Правительством, судами РФ и другими государственными органами осуществляет государственную власть и является представительным и законодательным органом РФ в системе разделения властей.

Общая характеристика Федерального Собрания (глава 5):

парламент имеет представительный характер. Он рассматривается как выразитель интересов и воли народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов, выражает его волю в законах и иных актах, не будучи никому подконтролен. В Федеральном Собрании представлены все граждане (в ГД) и все субъекты (в Совете Федерации).

парламент – это законодательный орган. Принятие законов – основная задача ФС, также есть ещё: утверждение бюджета, принятие правил внутреннего распорядка работы парламента, парламентский контроль.

ФС олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль.

Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Указаны конкретные даты начала и окончания сессии, а также каникул.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Решения Совета Федерации адресуются всей России. ГД представляет всё население РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместно лишь заслушивают послания Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации, утверждая или отклоняя законы, принятые ГД, как бы контролирует и сдерживает её и поэтому ещё называется верхней палатой парламента.

  Совет Федерации Государственная Дума
Полномочия: исключительные утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; а также заместителя Председателя Счетной. дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с ФКЗ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
законодательные В течение 14 дней палата может рассмотреть и одобрить или отклонить закон, принятый ГД. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более ½ от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Обязательному рассмотрению ФЗ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; все ФЗ конституционные; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Реализует их в форме принятия ФЗ и ФКЗ. Конституционные законы, утверждаемы большинством, издаются по таким вопросам, как: принятие в РФ и образование в её составе нового субъекта; изменение статуса субъекта РФ; описание и порядок официального использования флага, герба и гимна; референдум; режим военного положения, чрезвычайного положения; порядок деятельности правительства; установление судебной системы; определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам принимаются ФЗ.
по самоорганизации Порядок работы и структура СФ устанавливаются Конституцией РФ, ФЗ. Но особое значение имеют постановления и регламент, принимаемые самим СФ. Избрание из своего состава Председателя и его заместителей, ведущих заседания и ведающих внутренним распорядком; образование комитетов, комиссий; проведение парламентских слушаний, принятие Регламента, постановлений.
Состав: По два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и по одному от исполнительного органа (всего 178 человек). Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года: 225 избираются по мажоритарной системе, а 225 – по пропорциональной. Депутатом может быть избран только гражданин, достигший 21года.
Структура Председатель Совета Федерации; три его заместителя; формируются комитеты; могут создаваться комиссии (временный и конкретный характер; аппарат палаты. Председатель; первый заместитель Председателя; другие заместители (число устанавливается Регламентом); создаются депутатские объединения – фракции и депутатские группы (для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым ГД; Совет ГД: Председатель, руководители фракций и депутатских групп – для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат, рассматриваемым ГД; заместители Председателя и председатели комитетов – право совещательного голоса в работе Совета; комитеты – структурные подразделения ГД, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению; аппарат ГД – техническая работа.;

Предусмотрена возможность досрочного роспуска одной из палат ФС – Государственной Думы:

после трёхкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ;

если ГД в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ;

при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству.

Во втором и третьем пунктах Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства.

Комитеты (Комитет по бюджету, налогам и финансам) – это постоянно действующие органы палат. Одни из них имеют отраслевую направленность, другие – функциональную, т.е. создаются для рассмотрения специальных вопросов. Комитеты по вопросам, отнесённым к их ведению. Осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности и др. В задачу комитетов входит и вынесение заключений по проекту федерального бюджета. В Комитетах иногда создаются подкомитеты.

Комиссии – это структуры палат, носящие временный характер и созданные для выполнения определённых задач (комиссия для подсчёта результатов тайного голосования). Имеет место и образование согласительных комиссий (комиссия для решения вопросов, связанных с законами, принятыми ГД, но отвергнутые СФ). Вправе создавать рабочие группы. Назначение комитетов и комиссий состоит в том, чтобы содействовать депутатам в осуществлении ими своих полномочий.

 

2.

Порядок работы Совета Федерации:

Деятельность Совета Федерации основывается на принципе коллективности. Обсуждения рассматриваемых вопросов и принятие по ним решений проходят свободно и открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата вправе проводить закрытое заседание. Решением палаты на её заседании могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, учёные, специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам и законам. Могут присутствовать на заседании и представители СМИ, депутаты ГД. Президент, представитель Правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Заседание палаты считается правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации.

Заседаниями руководит Председатель Совета Федерации, которые не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим.

Работа в СФ ведётся на русском языке. Используются следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, а также справки, информации, заявления, обращения.

Решения СФ принимаются открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронной системы подсчёта голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются большинством не менее ¾ голосов).

Порядок работы Государственной Думы:

Деятельность ГД проходит на основе принципов коллегиальности, свободного обсуждения вопросов и открытости. На заседаниях вправе присутствовать члены СФ, могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по вопросам, рассматриваемым ГД. Аккредитуются и представители СМИ. Но по решению палаты могут быть проведены и закрытые заседания. Президент или его полномочный представитель в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор, Председатель ЦИК вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты имеют лишь короткие зимние и более продолжительные летние каникулы. Предусматриваются различные формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета ГД, её комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп, обсуждение вопросов на парламентских слушаниях, работа с избирателями.

Заседание ГД считается правомочным, если на нём присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведётся на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности ГД осуществляет её аппарат.

Решения ГД принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронных средств подсчётов голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллетеней и путём опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам – от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов.

 

Тема 8: Общие положения об обязательствах.

  1. Понятие и содержание обязательства.
  2. Основания возникновения обязательства.
  3. Стороны в обязательстве.
  4. Исполнение обязательств.
  5. Способы обеспечения исполнения обязательств.
  6. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  7. Прекращение обязательств.

 

1.

Гражданско-правовое обязательство представляет собой определённое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённые действия, либо воздержаться от совершения таких действий (статья 307 ГК РФ).

По общему правилу ГПО не могут создавать обязанности для лиц, не участвующих в них в качестве сторон.

Гражданские права, возникающие из ГПО, носят относительный характер, т.е. им всегда противостоят обязанности конкретного лица, от которого можно потребовать их исполнения. В форму ГПО облекают соотношения экономического оборота по передаче материальных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг, уплате денег.

Предметом ГПО становятся любые соглашения, не нарушающие общественную нравственность и не запрещённые законом. Субъекты ГПО: должник и кредитор. Содержание ГПО – субъективные права и обязанности сторон. Предмет ГПО – совершение определённых действий или воздержание от их совершения.

2.

Основанием возникновения ГПО выступают юридические факты, с которыми закон связывает возникновение обязательных прав и обязанностей:

1. Договорные обязательства:

a. договор – соглашение двух или более лиц, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений;

b. односторонние сделки – когда лицо своими единоличными действиями порождает у других лиц субъективные права и обязанности.

2. Недоговорные обязательства:

a. причинение вреда, содержание данного ГПО – обязанность лица, причинившего вред личности или имуществу гражданина или юридического лица возместить его в полном объёме и соответственно право потерпевшего лица – требовать возмещение причинённого вреда;

b. неосновательное обогащение – должник – лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело имущество за счёт другого лица (кредитора);

c. судебное решение – кого суд обяжет;

d. акты государственных органов и органов местного самоуправления.

 

3.

Должник – лицо, обязанное передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, совершить иные действия или воздержаться от их совершения.

Кредитор – лицо, которое вправе потребовать от должника исполнения его обязанностей.

В односторонних договорных ГПО стороны занимают относительно предмета исполнения полярные позиции, т.е. у одной стороны только права, у другой – только обязанности. Классический пример – договор займа. В двусторонних договорных ГПО – одна и та же сторона одновременно занимает позицию должника и кредитора, например, договор купли-продажи.

Множественность лиц ГПО – когда в ГПО участвует несколько кредиторов и (или) несколько должников. Различают пассивную множественность (несколько должников) и активную множественность (несколько кредиторов).

Различают ГПО:

1. Солидарные ГПО – кредитору принадлежит право требовать исполнения ГПО в полном объёме от любого из содолжников, а исполнения ГПО любым из его содолжников освобождает остальных от долга перед данным кредитором. Различают пассивную и активную солидарность.

2. Долевые ГПО – в таких ГПО каждый из содолжников отвечает перед кредитором (кредиторами) лишь в рамках приходящегося на его долю долга. А каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения лишь в рамках приходящегося на его долю требования. Должник не несёт ответственности за исполнение ГПО в целом.

В зависимости от того, происходит ли в ГПО замена кредитора или должника различают:

ðуступку требования – прежний кредитор посредством соглашения уступает обращённое к должнику право требовать исполнения ГПО новому кредитору; предметом здесь не могут выступать требования, связанные непосредственно с личностью кредитора;

ðперевод долга – замена должника новым исполнителем ГПО, нужно согласие кредитора.

Форма соглашения о переводе долга или уступки требования та же, в которую были обличены сделки, породившие ГПО.

4.

Исполнение ГПО считается совершение должником в пользу кредитора определённых действий либо воздержание от совершения данного действия. Здесь действует принцип безусловного выполнения принятых на себя обязательств.

Не допускается односторонний отказ от исполнения ГПО за исключением случаев, предусмотренных законом или соглашением сторон.

Исполнение ГПО – это нормальная способность их прекращения. Принципы исполнение ГПО:

1. надлежащее исполнение ГПО;

2. реальное исполнение ГПО;

3. экономичность исполнения ГПО;

4. сотрудничество сторон при исполнении ГПО.

Надлежащим признаётся исполнение ГПО, которое произведено:

1. надлежащей стороной и предоставлено надлежащей стороне;

2. по надлежащему предмету;

3. в надлежащее время;

4. в надлежащем месте.

Исполнение, произведённое с нарушением любого из вышеперечисленных условий, признаётся ненадлежащим и влечёт за собой гражданско-правовую ответственность. Исключения:

ð вместо должника исполнение может быть произведено его представителем, если это не противоречит закону или соглашению;

ð вместо кредитора исполнение может быть предоставлено представителю или иному уполномоченному лицу.

Принимая исполнение, кредитор обязан удовлетворить требование должника о выдаче расписки, квитанции, подтверждающей принятие исполнения полностью или в части.

Должник обязан предоставить кредитору то материальное благо, которое предусмотрено ГПО. Должник исполнит ГПО по надлежащему предмету, если предоставит имущество надлежащего качества и надлежащего количества. Исполнение по частям возможно только с согласия кредиторов.

Должник обязан совершить исполнение в срок, указанный в договоре. Досрочное исполнение ГПО допустимо при согласии кредитора.

Надлежащее место – место, указанное в обязательстве либо вытекающее из указанного закона, обычаев делового оборота или самого сущ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.151 с.)