Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память 19 ноября / 2 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Поиск

В миру Удалов Иван Иванович, родился 5 / 18 апреля 1886 года в городе Уфе в семье часового мастера.

В 1900 году окончил Уфимское духовное училище, в 1906 году - Уфимскую духовную семинарию. Его духовником во время учёбы в семинарии был схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

В 1910 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В этом же году был пострижен в монашество архиепископом Антонием (Храповицким), оказавшим на него значительное влияние, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Житомирского училища пастырства.

С 3 / 16 октября 1911 года был назначен на должность помощника инспектора Казанской духовной академии.

В 1912 году - исполнял обязанности настоятеля Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и председателя Совета миссионерских курсов в сане игумена.

В 1915 году возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем Педагогического Совета курсов (1915-1917 гг.), состоял заведующим Казанскими миссионерскими курсами).

В период гражданской войны был членом епархиального совета при временно управлявшем епархией епископе Анатолии (Грисюке), являлся его ближайшим сотрудником.

25 июля 1920 года хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. После ареста митрополита Кирилла (Смирнова) и высылки владыки Анатолия (Грисюка), временно управлял Казанской епархией.

С 1922 года - епископ Чистопольский, викарий той же епархии.

В 1922 выступил против обновленческого движения, некоторое время был вынужден служить тайно. В 1923 принимал в епархии покаяние у возвращавшихся в Патриаршую церковь бывших обновленцев, переосвящал (малым чином) ранее принадлежавшие им храмы. Однако ему не удалось легализовать (зарегистрировать) православное епархиальное управление, а в ноябре 1923 власти запретили ему проводить богослужения, сам епископ ненадолго был арестован.

12 декабря 1923 года в ГПУ поступил донос и на самого епископа Иоасафа, в котором говорилось, что владыка, "не имея официального разрешения от гражданской власти на организацию Епархиального Управления, фактически управляет епархией"[157]. В доносе также был намек на связь с "бывшим Патриархом" Тихоном, от которого владыка Иоасаф "на днях ожидал получить руководящие указания о работе епархии". В этот же день, 12 декабря, постановлением ГПУ было решено изъять всю переписку владыки Иоасафа. 24 декабря в ОГПУ из почтовой конторы забираются письмо Патриарха Тихона к епископу Иоасафу, а также список о наградах и несколько документов административного характера (на которых стояла подпись архиепископа Илариона (Троицкого)). Характерно, что некоторые документы изымались чекистами и с других адресов, поскольку корреспонденция для владыки Иоасафа шла не только на его имя, но и на конспиративные адреса. Однако даже это его не спасло, и письма были изъяты, ибо перлюстрация писем, по всей видимости, была тотальной. Тем не менее, этого оказалось недостаточно для основательного обвинения владыки Иоасафа.

Из Казани в Москву по линии ОГПУ шли откровенные депеши о том, что "в кантонах плодотворная работа обновленцев может быть только в том случае, если тамошние тихоновцы лишатся своего наиболее умного и хитрого руководителя (епископа Иоасафа Удалова)". Власти запретили епископу Иоасафу совершать богослужения, но он продолжал совершать их тайно.

С 1924 по 1926 годы был заведующим Миссионерскими курсами в Казани.

16 мая 1924 года вызван ОГПУ в Москву, где был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. 24 августа освобожден под подписку о невыезде, затем был оправдан. Проживал в Даниловом монастыре.

12 апреля 1925 года принимал участие в погребении Патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Осенью 1925 года по поручению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра составил проект декларации об отношениях между Русской Православной Церковью и советским государством.

18 ноября 1925 года арестован в Даниловом монастыре, проходил по групповому "делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г.". Обвинялся в "пособничестве и укрывательстве группы монархических епископов и мирян, поставившей себе задачей использование церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата". 21 мая 1926 года приговорен к трём годам ссылки в Зырянский край. Во время следствия содержался во Внутренней тюрьме ОГПУ в Москве. 17 июня 1926 года был отправлен в ссылку.

В 1926 - 1929 годах жил в ссылке в Туруханске Енисейской губернии. Позднее об этой ссылке он вспоминал так: "... тяжкие испытания в ссылке, приходилось голодать, замерзать, валяться с больным сердцем в грязи, в тюрьмах" [158].

После выхода июльской Декларации 1927 года перешел в оппозицию Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому).

В 1929 году обратился с просьбой к митрополиту Сергию (Страгородскому) отправить его на покой "по состоянию здоровья". Митрополит Сергий просьбу удовлетворил. С этого времени (конец 1929 года) и до своей кончины в 1937 году епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) находился на покое.

Согласно биографии на сайте «Русское Православие », принадлежал к Даниловскому расколу, предполагают, что в оппозицию против митрополита Сергия он стал не столько по идейности, сколько потому, что в отсутствие митрополита Кирилла управляющим Казанской епархией сделали не его, а епископа Афанасия (Малинина). Но по другим данным, эти события никоим образом не смутили епископа Иоасафа (как утверждают некоторые историки), а наоборот, обрадовали, т.к. он считал, что в Казанской епархии отныне будет мирное правление и власти не будут сталкивать православных архиереев, тем более что владыка Афанасий был достойнейшим архиереем, с которым епископ Иоасаф был знаком еще с Казанской духовной академии.

На обратном пути из ссылки два месяца он прожил в Енисейске и получил там новое постановление о высылке с прикреплением к определенному месту жительства, избрал город Козьмодемьянск Марийской АО, где поселился с конца 1929 года.

1 декабря 1930 года[159] был арестован, проходил по групповому "делу членов Казанского филиала "ИПЦ". Казань, 1932 г.", обвинялся в том, что "возглавлял и фактически руководил Казанской церковно-монархической организацией, оставшись активным деятелем ее после преобразования в филиал Всесоюзного центра контрреволюционной монархической организации ИПЦ".

На допросе показал:

"Мое отношение к разногласиям между митр. Кириллом и митр. Сергием по вопросу о создании последним около себя Синода таково: митр.Кирилл вправе, как один из старейших архиереев, притом указанный патриархом Тихоном первым своим после своей смерти заместителем, - требовать от митр.Сергия его документальных полномочий на созыв такого Синода, и при отсутствии таковых подвергнуть сомнению компетенцию этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на рассмотрение митрополита Петра, как еще живущего и сохраняющего свои полномочия Патриаршего Местоблюстителя, - это право апелляции к главе Церкви гарантировано многими церковными канонами. В силу этого решение митр.Сергия единолично возникшего между ними конфликта, отказ в передаче этого спора митрополиту Петру и наложение на митр.Кирилла репрессий в виде увольнения на покой по моему мнению канонически неправильно и подлежит отмене. Вышеизложенными обстоятельствами, т.е. узурпацией митр.Сергием принадлежащих ему прав, или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного их разъяснения, налагаемые им легко репрессии, и не на одного митр.Кирилла (подчеркиваю, митр.Кирилл в своем ответе резко и решительно отвергает политические мотивы своих разногласий с митр.Сергием, что и дает основание держаться строго церковной оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности - все это заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931г.) держаться в отдалении от митр.Сергия, но не в отделении; когда я получил бы свободу передвижения, то путем личного обмена мыслями с митр. Сергием возможно на многое вышеизложенное изменил бы свою настоящую точку зрения. К напечатанному в газетах "Интервью" митр.Сергия я отношусь так: приветствуя его желание всеми имеющимися средствами предотвратить готовящуюся новую человеческую бойню и рассеять многие неправильно сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что митр.Сергий не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал, не предусмотрел возражений."

Из показаний:

«"В своих личных отношениях к советской власти особых приступов враждебности я в себе не помню. Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному со слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство"

Проживая в Козьмодемьянске 2 года под бдительным надзором органов ОГПУ я не был ни разу заподозрен в чём-либо противосоветском, контрреволюционном. Опровергать отдельные факты обвинения мне не приходится, так как в обвинении не указано ни одного такового, касающегося лично меня и устанавливающего мое непосредственное участие в нем, а приведенные мною выше справки о моей жизни последних лет с неопровержимостью доказывают, что участия в казанской жизни я не мог иметь».

Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский

В период следствия содержался под стражей в изоляторе ПП ОГПУ города Казани. 5 января 1932 года приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1932 - 1934 годах в заключении в лагере под городом Кемерово, на рудниках в Араличеве. В лагере возил тачки с углем.

В 1934 году Особым Совещанием при НКВД СССР срок наказания увеличен на два года.

В 1936 году освобожден из лагеря. Жил на окраине Казани вместе с 80-летней матерью. С "сергианскими" архиереями митрополитом Серафимом (Александровым), архиепископами Венедиктом (Плотниковым), Никоном (Пурлевским) он не общался, но посещал "сергианскую" церковь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, иногда служил панихиды. К нему часто приезжали симпатизирующие "непоминающим" крестьяне. Владыка Иоасаф продолжал переписываться со ссыльным митрополитом Кириллом. Жил очень бедно, а продукты и одежду, передаваемые ему верующими, пересылал священникам, находившимся в тюрьме и ссылке. На вопрос одного протоиерея об отношении к советской власти ответил: "чтобы судить о советской власти, нужно побывать в концлагерях…".

В ноябре 1937 года арестован в Казани у ложа умирающей матери, содержался во внутренней тюрьме НКВД города Казани. Он был обвинён в организации контрреволюционного церковного подполья. По одному делу с ним были привлечены две монахини давно закрытого Богородицкого монастыря Евдокия (Двинских), Степанида (Макарова) и "сергианский" протоиерей Серафимовской церкви Николай Троицкий. На допросах сщмч. Иоасаф отказался признать себя виновным и отвечать на конкретные вопросы, а обвинения выдвигались самые нелепые - в том числе "восхваления Троцкого", "симпатии к фашизму".

29 ноября 1937 года тройка ОГПУ по ТАССР приговорила епископа Иоасафа (Удалова), протоиерея Николая Троицкого к расстрелу, а монахинь - к 10 годам лагерей.

Расстрелян 2 декабря 1937 года во внутренней тюрьме НКВД города Казани, похоронен на Архангельском кладбище.

Канонизирован Синодом Русской Православной Церкви заграницей в 1981 году.

Причислен к лику священномучеников 23 июня 2008 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Казанской епархии.

Литература

  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.125.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.387-388.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.397, 416, 976.
  • Журавский А.В. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Института: Материалы 1992-1996. М., 1996. С.356-363.
  • Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). С.44.
  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.351,490-491.
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.37.
  • Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208с., илл.Просим освободить С.169-171.
  • "Прав. Собес." 1913, июль-август, с. 324.
  • "Церк. Вед." 1910, № 35, с. 353, 1912, № 29, с. 284, 1915, № 17, с. 145.
  • "Именной список рект. и инспект. Дух. Акад. и семинарий на 1917 год", с. 37.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 18.
  • ФПС I, № 99, с. 4, III, с. 4.
  • ФАМ I, № 125, с. 10.
  • Regel'son 579f.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...XAt
  • Колясев А., свящ. Преосвященный Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Аресты 20-х гг. ХХ века. (Из материалов на канонизацию):
    • http://kds.eparhia.ru/www/script/ps17_38_97285879630.html
  • Жизнеописание на сайте Казанской духовной семинарии:
    • http://kds.eparhia.ru/bibliot/istoriakazeparhii/arhipastyri/...14/
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4201


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.009 с.)