Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священномученик протоиерей Сергий Константинов

Поиск

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 14 / 27Ноября

Священномученик Сергий родился 15 / 28 августа 1877 года в селе Рогачево Дмитровского уезда Московской губернии в семье протоиерея Вячеслава Константинова и его супруги Елены. Первоначальное образование получил в духовном училище, где преподавателем был его отец, а затем учился в Вифанской Духовной семинарии. Окончив ее в 1900 году, он стал учителем фабричной школы в городе Яхроме Московской губернии.

В 1906 году Сергей Вячеславович женился на девице Антонине, дочери диакона Василия Смирнова, который впоследствии был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи в селе Дьяково Московской губернии. Он стал последним настоятелем этого храма во время гонений на Русскую Православную Церковь. Храм был закрыт в 1923 году, отец Василий остался жить в селе. Скончался он в конце двадцатых годов и был погребен за алтарем храма.

Священномученик протоиерей Сергий Константинов

Антонина Васильевна в 1904 году блестяще окончила Московское епархиальное Филаретовское женское училище и в 1906 году получила свидетельство на звание домашней учительницы с правом преподавать русский и церковнославянский язык, словесность, арифметику, геометрию, всеобщую и русскую географию, гражданскую историю — общую и отечественную, физику, дидактику и французский язык. Впоследствии у отца Сергия и Антонины Васильевны родилось десять детей, из которых трое умерли в младенчестве.

В 1906 году Сергей Вячеславович был рукоположен во священника ко храму Воскресения Христова в селе Воскресенском Московской губернии. Храм был выстроен в 1898 году. В 1908 году была возведена колокольня. Один из колоколов был доставлен на станцию Воскресенск по железной дороге, а затем километр от станции до храма прихожане несли его на руках.

В 1911 году отец Сергий был переведен в Троицкий храм в городе Яхроме. Впоследствии он был назначен настоятелем этого храма и возведен в сан протоиерея. Храм был выстроен при бумагопрядильной и ткацкой фабрике Товарищества Покровской мануфактуры на средства ее владельца, бывшего московского городского головы И. А. Лямина. В то время, когда в нем служил отец Сергий, была выстроена колокольня; сохранились фотографии, на которых запечатлен момент поднятия колокола на нововозведенную колокольню. В Яхроме, пока не начались гонения от безбожников, отец Сергий был директором школы и преподавал Закон Божий. По воспоминаниям всех знавших его, он был строг, но справедлив.

С началом гонений на Русскую Православную Церковь священника начали преследовать, и первое, что сделали,

это отобрали дом, что для большой семьи явилось серьезным испытанием. Отец Сергий снял комнату в соседнем селе, а затем, заняв денег, купил дом в селе Леонове. Чтобы расплатиться с долгом, он, не оставляя служения в церкви, стал работать на кирпичном заводе бухгалтером; однако, когда начальство узнало, что он служит в храме и не желает его оставлять, священника уволили. Жили они бедно, и Антонина Васильевна, чтобы одеть детей, шила дочерям платья из платков, которые дарили иногда отцу Сергию прихожане. Мальчишки дразнили на улице дочерей священника, что у них платья сшиты из платков.

В конце двадцатых годов, во время проведения раскулачивания, к священнику стали часто приходить представители властей для изъятия излишков. Иногда эти «излишки» заключались в пяти килограммах крупы. И это было все пропитание семьи на ближайшее время. У них уже не осталось почти никакого имущества, и на ночь ставили раскладушки, а поскольку и их было недостаточно, то укладывались на них по двое. Иногда власти вызывали отца Сергия на ночные допросы. Жена священника посылала вместе с ним дочь Юлию, которая усаживалась на деревянном диванчике в районном отделении НКВД и ждала, когда отпустят отца. А мать в это время дома молилась. В 1930 году храм был закрыт. Закрытию храма предшествовало снятие колоколов. Для священника это явилось большим потрясением, и, глядя на происходящее варварство, он заплакал.

В 1930 году архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) назначил протоиерея Сергия настоятелем Вознесенской церкви в городе Кимры. В этом храме отец Сергий прослужил до своего ареста.

13 ноября 1937 года власти арестовали священника. На следующий день состоялся допрос, после которого отец Сергий был препровожден в тюрьму в городе Кашине.

— Следствие от вас требует правдивых показаний, что вы, будучи враждебно настроены против существующего строя, среди населения проводили антисоветскую агитацию, группировали вокруг себя отсталую часть населения верующих, которым высказывали клевету на советскую власть. Признаете ли вы себя в этом виновным? — спросил следователь.

— Я антисоветской агитацией не занимался и виновным себя в этом не признаю, — ответил священник.

— Следствие от вас настойчиво требует правдивых показаний. Вы лжете и стараетесь укрыть следы

преступления от следствия — то, что, будучи враждебно настроены против советской власти, проводили антисоветскую агитацию.

— Я еще раз повторяю, что антисоветской агитацией я не занимался и контрреволюционных взглядов против советской власти не высказывал.

Поскольку священник отказался признавать себя виновным, были вызваны «дежурные свидетели», которые подписали необходимые следствию лжесвидетельства.

22 ноября следствие было закончено, и 2 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила протоиерея Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Первое время после приговора отец Сергий содержался в тюрьме в городе Кашине, а затем был отправлен в исправительно-трудовую колонию «Смутиха», расположенную неподалеку от станции Косова Гора Тверской области.

9 октября 1938 года отец Сергий писал жене Антонине Васильевне из лагеря: «Дорогие мои Тоня, детки и внучки! Я пока здоров, здоровы ли вы, особенно Тоня? Ведь ты, вероятно, ужасно прозябла, так как было в день твоей поездки ко мне 6 октября ветрено и холодно, — меня это очень интересует и немало беспокоит. За передачу очень и очень благодарю всех принимавших в ней участие, тебя и деток... Всех помнящих меня благодарю за внимание. Родным и знакомым шлю привет и добрые пожелания. Пиши, дорогая, не забывай меня, в скором времени жду от тебя письма».

Вскоре отец Сергий был отправлен в тюрьму в город Бежецк, оттуда в тюрьму в город Зубцов.

15 мая 1940 отец Сергий написал на имя прокурора области жалобу с просьбой переследовать дело и дать очные ставки с теми, кто давал против него ложные свидетельства. В ответ прокурор написал, что священник был осужден правильно и оснований для пересмотра дела нет.

Через некоторое время отец Сергий был переведен в исправительно-трудовую колонию, расположенную неподалеку от станции Лыкошино.

20 июня 1940 года отец Сергий писал Антонине Васильевне: «Последнее письмо я тебе писал 10 июня уже не из Зубцова, а из Лыкошина, куда меня привезли 6 июня, и каждый день все ждал от тебя посылку и письмо, но до сего времени ни того, ни другого нет; не знаю, чем это можно объяснить. Я имел даже дерзновение ждать и твоего личного посещения меня, так как ты писала, что тебе хочется повидаться со мною, а мне с тобою сугубо хочется повидаться, я очень и очень соскучился, да и сообщение теперь лучше, чем с Зубцовом; через Москву ехать не надо, а в Кимрах сядешь на Ленинградский поезд и до станции Бологое доедешь, или даже до самой станции Лыкошино, которая находится за тридцать пять верст от Бологого. Точно ты можешь узнать в городе Кимры или на станции Кимры; от станции Лыкошино до колонии Лыкошино № 3 версты три пешком и еще три версты до отделения колонии Красный Бор, бригада № 15, где я нахожусь, так что пешком верст шесть придется идти всего; по дороге бесконечно идет и идет народ, для точности всегда можно спросить, дорогу в Красный Бор все знают.

В настоящее время я настолько беден, что в течение всего времени моего заключения я такой бедности не испытывал; деньги у меня хотя и имеются в малом количестве, но ларька у нас нет, и купить нет возможности хотя бы кусок сахару или еще чего-нибудь. Сахару я давно не имею ни одного куска, и в будущем не представляется возможности иметь мне, как вновь приехавшему в исправительно-трудовую колонию № 3.

Снова буду ждать от тебя письма, которое, к удивлению моему, до сих пор от тебя не получаю, в это время мои

товарищи получили и с Кубани, и из Сибири, а ты, видно, дальше живешь? Если можно, пришли посылочку, а

еще лучше приезжай сама с ней, если это возможно».

В середине июля 1940 года отец Сергий тяжело заболел, о чем и сообщил жене, но потом встревожился сам, что принес ей беспокойство, и 20 июля написал ей: «16 июля я послал тебе письмо и теперь раскаиваюсь, так как чувствую, что оно причинило тебе беспокойство, но я и сам испугался — температура сразу повысилась, и ненормальность ее продолжалась 5–6 дней...» По состоянию здоровья отцу Сергию был необходим белый хлеб, и он писал в том же письме: «Белого хлеба совершенно нет, но он был необходим, а потому я к тебе и обратился с покорнейшей просьбой, если возможно достать, то пришли, пожалуйста, беленького хлебца, таких же сухариков или бараночек, сушечек, ну чего только можешь из белой муки, а уж если нельзя, то так и быть — люди живут, и мы проживем. У меня осталось почтовых марок только на одно письмо, прошу тебя прислать почтовых марок письма на три. Я боюсь, что с твоей предполагаемой поездкой ко мне не вышло бы недоразумения. Ведь наше положение вообще очень неустойчивое, сегодня здесь, а завтра где-то там. Прежде чем тебе поехать ко мне, ты мне напиши, и я тебе постараюсь дать ответ, письма туда и обратно идут 5–6 дней. Жду от тебя в скором времени письма — это прежде всего, а если возможно, и посылочки».

1 августа 1940 года отец Сергий написал письмо начальнику НКВД Берии. В нем он писал: «13 ноября 1937 года я был арестован районным отделением НКВД в Кимрах... причем при аресте был учинен тщательный обыск; что именно искали, не знаю, но знаю то, что ничего не нашли, о чем составлен был акт... 14 ноября я был вызван к следователю, который задал мне три вопроса, сводящихся к моей якобы агитации против советской власти. На заданные вопросы я отвечал твердо отрицательно... В политику я никогда не вмешивался, был совершенно аполитичен... Больше никаких допросов мне не учинялось. В декабре 1937 года мне был объявлен приговор... к 10 годам лишения свободы. В приговоре указано, что я вел агитацию против советской власти, но не упомянуто о конкретных фактах... В предъявленном мне обвинении виновным я себя не признаю, а поэтому и приговор считаю неверным и по существу основанным на кляузном, глубоко клеветническом извете злых людей на ни в чем не повинного человека... Никогда, нигде никакой агитации я не проводил, это всякий из жителей города Кимры, знающий мой образ жизни, подтвердит. Прошу Вас по моему делу приказать произвести расследование всех обстоятельств моего дела в Кимрах, где я состоял на службе, путем широкого опроса населения и, удостоверившись в моей невиновности, освободить меня от заключения и о Ваших распоряжениях мне сообщить».

30 августа 1940 года районное отделение НКВД в городе Кимры получило распоряжение доследовать дело. Сотрудникам НКВД вменялось в обязанность передопросить прежних свидетелей, а также вызвать трех дополнительных, которые должны были «подтвердить то, что он поп».

В тот же день был допрошен один из двух лжесвидетелей, который подтвердил данные им ранее показания о якобы антисоветской деятельности священника. Другого передопросить не удалось, так как через полтора месяца после данных им лжесвидетельств он сам был арестован. Были вызваны дополнительных три свидетеля, которые показали, что прекрасно знают настоятеля Вознесенской церкви протоиерея Сергия, но о его антисоветской деятельности им ничего не известно.

В сентябре 1940 года переследование было закончено. «По существу допрошенные вновь свидетели существенного по делу ничего не дали, лишь подтвердили принадлежность С. В. Константинова к духовенству». На основании изложенного постановили — приговор оставить в силе, о чем и сообщить осужденному.

Вскоре после получения этого ответа отец Сергий был отправлен в концлагерь, расположенный в Ниловой пустыни на острове Селигер, а 6 сентября 1941 года он был переведен в исправительно-трудовую колонию, находившуюся на окраине города Коврова Владимирской области.

Протоиерей Сергий Константинов скончался 26 ноября 1941 года. Причиной смерти стали непосильный труд и голод. В тот же день отец Сергий был погребен на лагерном кладбище, устроенном на окраине леса неподалеку от деревни Сергейцево Ковровского района, в могиле № 226.

По материалам: Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. - Тверь: "Булат", 2002 год, стр. 322-329.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в свято-Успенском соборе, где бдение служил о.Андрей Трофимов. Полиелей возглавлял о.Евгений Кузнецов. В числе сослужащих был о.Николай Ларионов. Пели штатный верхний хор и хор воспитанников регентско-псаломщических курсов. Распорядок пения, уже не раз упомянутый мной, был все тем же – антифонное пение стихир и еще целого ряда песнопений. Также при чтении канона возобновлена традиция пения катавасий (ирмосы канона, повторяемые после чтения всех тропарей, входящих в песнь), утраченная некоторое время тому назад. Служба воскресная была совмещена с полиелейной службой апостола Филиппа….

Евангелие (от Матфея): 1По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

По окончании службы ничего о возможном архиерейском служении в сам день не было сказано….

Литургия.

В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, на поздней литургии, которую служили о.Сергий Лукин, о.Николай Ларионов и о.Андрей Трофимов. Пели те же два хора, что и накануне. Все три антифона также пелись попеременно.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,- 6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

11Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, 12что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

Евангелие (от Луки): 25И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?

27Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Притча с примером милосердия. Некий из иудейских богословов спрашивает, искушая Христа, рассчитывая поставить в трудное положение, задав такой широкий вопрос, как дела, творя которые, можно войти в Царство. Но Господь сам его ловит на слове, так что он сам вынужден сказать, то, что хотел выпытать у Него. Он называет те самые известные слова из книг Левит и Второзакония, хорошо известные иудеям. Но теперь, дабы оправдаться за вопрос, на который он сам отлично знает ответ, он задает вопрос – кто же есть мой ближний. Некто из Отцов на это замечал, что имеющий в себе эту самую любовь к ближнему не имел бы нужды задавать такой вопрос, ибо эта любовь бы подсказывала ему все. Но законник сам свидетельствует о себе, что он далек от этой любви. Господь же отвечает этой притчей, в которой показывает невероятный для иудеев пример. Иудея, попавшегося разбойникам и лежащего израненным на дороге, спасает не соплеменник – священник или левит, а самарянин, член религиозно-этнической группы, исповедующей несколько отличную от канонической форму иудаизма. В силу этого факта иудея, считая их отступниками от веры, распространяли на них правило Закона о запрете общения с иноверцами, относясь к ним неприязненно. Надо ли говорить, что те платили им тем же? Это видно и по тому, как самаряне однажды прогнали Христа, когда он хотел войти в их город, так что возмущенные ученики хотели, чтобы с неба сошел огонь и сжег «неверных». Да и в другом случае, когда самаряне принимают Христа и массово обращаются к Нему, они удивлены тем, что с ними общается Иудей. Здесь же самарянин помогает иудею. Такое для иудеев слышать было делом невероятным. Однако притча вполне гармонично помещается среди прочих слов Христа. Не написано ли: «…. любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и взаймы давайте обижающим вас…», «… и если любите любящих вас – какая вам польза, ибо и грешники делают то же? И если творите добро тем, кто творит вам добро – какая вам польза, ибо и грешники делают то же? И если взаймы даете тем, от кого рассчитываете получить обратно, то что особенного делаете?, ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же? Но вы любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас и взаймы давайте, не ожидая обратно ничего и будете сынами Вышнего, ибо Он повелевает солнцу всходить и светить на праведных и на неправедных….». Цитаты можно приводить и приводить. Но и сам Господь охотно отвечает на просьбы тех, кто у иудеев считается изгоем, по причине нечистоты, с точки зрения буквы Закона, в том числе, общаясь с иноплеменниками – исцеляя от проказы самарянина, изгоняя беса из дочери некой хананеянки – представительницы одного из соседних с иудеями семитских племен. Я уже не говорю про случай общения с самарянкой, которую предание награждает греческим именем Фотина (возможно, не само имя, а перевод его), которая потом не толь уверовала сама, но и привела за собой всех своих собратьев. Господь здесь наставляет, дабы мы не делили ближних на «своих» и «чужих», но помнили, что все являются творением Божиим….. Также замечу, что существует и аллегорическое толкование притчи. Человек, идущий из Иерусалима, куда шел на поклонение в храм, в Иерихон, известный торговый центр Палестины, уподобляется душе, отошедшей от молитвы и общения с Богом, к своим повседневным делам и…. уловленной в сети врага рода человеческого, что со всеми нами бывает часто. Не всегда ущерб, нанесенный их кознями, бывает столь заметен для нас самих, но суть от этого не меняется. Самарянину же здесь уподобляется сам Господь, приходящий на помощь человеку, когда все его соплеменники оставляют его и даже если не так, то никто не может оказать помощь его «впавшей в разбойники» душе. Почему Он уподобляется самарянину? Не в силу ли отличности человека, погрязшего во грехе от чистоты и святости Божества, снисходящего к человеку? Не всем это толкование понятно¸но оно вполне отражает факт, что сам по себе человек наследовать спасение не может, но сам Господь спасает его, разумеется, не без содействия самого человека (ибо Господь лучшим своим даром нам считает свободу воли, не желая нарушать ее). Господи, спаси и помилуй нас!

И чтения праздника апостола Филиппа. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 3Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

7Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

8Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о

путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Евангелие (от Иоанна): 29На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

30Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

31Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

32И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

33Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

34И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́,- что значит: учитель,- где живешь?

39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с воскресным днем, а затем произнес проповедь на тему нынешнего рядового Евангелия. Ко Христу приходит один из иудейских богословов, задавая проокационный вопрос – что надо сделать, чтобы спастись, на что Господь сам спрашивает – как он, законник, сведующий в Писаниях и Законе, понимает их и как он сам разумеет спасение. В ответ на это тот говорит известные слова о любви к Богу и к ближнему. Когда же он, желая оправдать то, что он задает вопрос, на которые сам знает ответ, спрашивает о том, кто же для него – ближний, то Господь приводит странную для иудеев притчу. Человек, направляющийся из Иерсалима в Иерихон, возможно, купец с товаром, попадается разбойникам, которые ограбили его и избив, бросили на дороге. Далее Господь говорит о священники и левите, идущих мимо него. Левит, напомню – служитель, помощник священника у иудеев. В славянском тексте просто сказано, что они просто увидев, прошли мимо, однако в греческом тексте подчеркивается, что каждый из них не просто прошел мимо, а перешел на другую сторону дороги, чтобы не встречаться с ним. Мы однозначно осуждаем их за жестокосердие, однако Закон Моисеев запрещал иудеи прикасаться к крови, к окровавленному человеку, за ослушание же запрета полагались 20 дней очищения, а за прикосновение к мертвецу – 40 дней. Священник же в эти дни не мог совершать службы. Таким образом, для иудея такое поведение было понятно и логично, в то время как намек на осуждение обоих за немилосердие к попавшему в беду – непонятно. Вместе с тем, штат иерусалимского храма включал в себя такое число священников, что иной, совершив в течение недели рядо служб, потом мог месяц не показываться в храме, так что вполне мог даже оказать помощь этому человеку, а затем – без проблем пройти все эти обряды очищения. Но хуже того – попавшему в беду оказывает помощь не иудей, а самарянин, еретик, в понимании иудеев, так что иудеи и на них распространяли запрет Закона Моисеева на общение с неверными. Он помогает этому человеку, оказывает ему первую медицинскую помощь. как это понимали в те времена (маслом предохраняли раны от попадания в них воды, а вино использовали в качестве антмсептика), а затем приводит в гостиницу, где оказывает помощь, после чего передает его под опеку содержателю гостиницы, давая деньги, да еще обещая, что возвратит любую сумму, если на его содержание потрачено больше. И эта притча раскрывает мертвость всех этих иудейских правил. Заповеди: «не убивай», «не кради», «не пожелай ни дома, ни жены, ни вола, ни осла, ничего, что у ближнего твоего», понимались, как распространенные только на иудеев. Относительно прочих, как они считали, можно делать все, что угодно (известно, что родоначальниками европейской банковской системы были именно евреи, притом, что Закон запрещал иудею брать с ближнего своего проценты….. Но с прочих, как они считали – можно, отсюда и сей факт). Именно это и обличает Господь, ведь законничество забота об исполнении правил в мельчайших подробностях заслоняет собой любовь, о которой писал еще Моисей во Второзаконии и книге Левит. Для иудеев все эти слова были непонятны, но гармонично сочетались с прочим, что говорил Христос: «…. любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и взаймы давайте обижающим вас…», «… и если любите любящих вас – какая вам польза, ибо и грешники делают то же? И если творите добро тем, кто творит вам добро – какая вам польза, ибо и грешники делают то же? И если взаймы даете тем, от кого рассчитываете получить обратно, то что особенного делаете?, ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же? Но вы любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас и взаймы давайте, не ожидая обратно ничего и будете сынами Вышнего, ибо Он повелевает солнцу всходить и светить на праведных и на неправедных….». Не случайно высшей заповедью является заповедь любви. ибо любящий Бога, любит и творение Его, видя в ближнем образ и подобие Божие, оскверненные грехом, но не утраченные. Господь силен восстановить этого человек, потому любящий не будет желать зла и пакостить, как это на практике бывает – соседи или иные ближние пакостят нам, а мы – им. Но любящий, видя в ближнем образ Божий, ведет себя по отношении к нему соответствующим образом, то есть, не желая ему зла, но обращения и спасения, не строя козни, но умножая молитвы о нем. И об этом-то как раз и говорит Господь, давая пример любви и милосердия, которые выше правил. Здесь можно сказать о мертвости законничества и то, что с понедельника начинается пост. Многие понимают пост исключительно, как воздержание от пищи, но без молитвы, без сугубой работы над искоренением страстей и греховных привычек (что, вообще-то, полагается делать все 365 дней в году) оно бесполезно, ибо без духовной работы это не более чем диета. Тем более, не то, что входит в уста человека, оскверняет его, но то, что исходит из уст и воплощается в делах, то есть греховные слова и дела. Но все вместе – воздержание от пищи и все прочее, приносит добрый плод….

Также, говоря о посте, он говорил о том, что больным, которые не могут что-то соблюдать из положенного в пост и наоборот, им предписаны какие-то продукты, нет нужды подрывать свое здоровье через игнорирование своих немощей в пользу строго соблюдения всех правил. Бог знает причины, по которым он нарушает пост и прощает их….

Кроме этого, он снова говорил про строящийся храм Святых Жен-Мироносиц на кладбище Кабахаха, собирая средства на внутреннее убранство (иконостас, обустройство алтаря и прочее), также заметив, что ему обещали пожертвовать престол и паникадило…..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.013 с.)