Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому



Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /вселенную просвети: /
несребролюбия мирови сокровища сниска, /высоту нам смиренномудрия показа, /
но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, /моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Никифор Кесарийский

Мученики Антонин, пресвитер, Никифор и Герман, а также мученица Манефа.

День памяти: 13 / 26 Ноября.

Мученики Антонин, Никифор и Герман пострадали при императоре Максимиане Галерии. Старец, пресвитер Антонин, Никифор и юноша по имени Герман были схвачены в селении Маз (Μάζος) правителем Палестинской области, Фирмилианом, который принуждал их принести жертву идолам. Святые отказывались исполнить это и исповедовали Христа; за это они были отведены в главный город Палестины - Кесарию и там обезглавлены.

Одна девица, по имени Манефа из Скифополя (ныне Бейт-Шеан, Израиль), была также схвачена вместе со святыми мучениками Антонином, Никифором и Германом в Палестине. Ее для поругания нагою водили по городу и затем предали различным мучениям, из которых она с помощью Божиею вышла невредимою. Манефа сотворила бесчисленные чудеса, многих отвратила от идольского нечестия, научила истинной вере и привела ко Христу, за что была осуждена на сожжение. Когда печь была разожжена, она сама вошла в нее, где и предала душу свою в руки Господа.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был в Свято-Успенском соборе, где и в самом деле было отслужено всенощное бдение в честь нынешнего праздника. Бдения в честь праздника святителя Иоанна у нас не было никогда, хоть, судя по календарю, праздник этот действительно предусматривает служение всенощного бдения. Совершалось оно без чтения паремий, литии и благословения хлебов. Служил о.Андрей Трофимов. Пел один верхний хор.

Евангелие на бдении (Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.

Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Литургия.

В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где службу совершал также о.Андрей Трофимов.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

3Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: 4они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией; 6поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.

7А ка́к вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- та́к изобилуйте и сею добродетелью.

8Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.

9Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

10Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.

11Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.

12Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.

13Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.

14Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 15как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

О милостыне…. Апостол именует добродетель милосердия богатством и это воистину так и есть. Часто бывает, что материально богатый привязан к своему состоянию и боится потерять каждую копейку, словно от нее зависит его жизнь. Наоборот, бывает, что самыми милостивыми являются люди небогатые, для которых те деньги и вещи, которыми они одаривают нуждающихся, отнюдь не лишние. И это богатство способно принести большую пользу тому, кто изобилует им. Впрочем, гордость и тщеславие способны погубить и такое доброе дело…. Но да не будет сего…..

Евангелие (от Луки): 27Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

28После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.

29И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.

30И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; 31явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

32Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.

33И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии,- не зная, что́ говорил.

34Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.

35И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

36Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

37В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.

38Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.

40Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.

41Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.

42Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

43И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: 44вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

45Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

Господь преображается перед своими учениками, являя часть своей Божественной славы, дабы они осознали, что страдания, которые Он вскоре примет, не вынужденные – по невозможности избежать их, но вольные. Ученики испытывают такое блаженство, что не хотят, чтобы видение заканчивалось, желая, чтобы так продолжалось вечно. Однако Господь снова спускается с горы…. и они снова сталкивается с горем мира сего. Ко Христу приходит отец бесноватого юноши, с детства страдающего от злого духа. Он сетует на то, что он приходил к Его ученикам и они не смогли исцелить его. В одном из Евангелий на вопрос учеников, почему они не смогли помочь юноше, Господь отвечает – из-за неверия. Они усомнились в том, что смогут сделать это, хоть ранее Господь уже посылал их на проповедь дав им и власть изгонять бесов. Но теперь они оказались преданы собственной вере, которая оказалась немощной, как и само состояние их душ было младенческое. Потому они и не смогли исцелить. Также в одном из Евангелий подчеркивается, что и сам отец юноши сомневается, что сможет получить помощь и на вопрос – верит ли он, честно отвечает: «верую, Господи, помоги моему неверию!»…. сам же юноша, как отвечал отец юноши, страдает сим злом с детства, когда он не мог тяжко согрешить и уж если согрешал, то не настолько, чтобы быть преданному злому духу. В какой-то мере, эти страдания сына были воспитательной мерой для семьи, дабы они изменили собственную жизнь, так как родитель даже не представляет той меры, в какой его поступки определяют будущее поведения детей. некто цитирует известного педагога Макаренко: «… вы воспитываете ваших детей не только когда даете им какие-то наставления. Вы воспитываете их, когда спите, когда едите, когда читаете газету….». Короче говоря, то, что родители говорят детям ребенок сопоставляет с тем, что он делает на практике, а потому это очень сложная работа. Также эти страдания могли и самого сына оградить от каких-то будущих грехов, в какие он мог впасть, не будучи мучим от этого непрошенного жильца. Страдания же эти, а особенно, исцеление от беснования, могли способствовать исправлению юноши. так это было или нет – мы не знаем, но звидим пред собой этот пример милосердия Божия и…. страшные последствия, которые несет за собой грех, ибо совершающий его предает себя в руки диавола. Но да не будет сего на нас.

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы,- 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

По окончании службы о.Андрей вспомнил фразу из нынешнего праздничного Евангелия: «Аз есмь пастырь добрый и знаю моя и знают Мя моя…», после чего напомнил о том, что ныне совершается память святителя Иоанна Златоуста, выдающегося Учителя Церкви, создателя чина литургии, которая служится в течение всего года, практически каждый день, за некоторым исключением. Он, в широком смысле, один из тех самых овец, которых Господь познал и которые познали Господа и последовали за ним и. по слову Христа, ничто не смогло их отлучить от Него. Потому и Бог прославил таковых и в их числе, святителя Иоанна. Когда речь идет о святых, большинство склонно считать, что это что-то далекое от нас, чего нам никогда не достичь. Однако не сказано ли: «Будьте святы, как и Я, Бог ваш, свят есть» или в другом месте: «Будьте совершенны, как и Отец ваш небесный совершенен есть»? Душа человека становится прибежищем либо духа Божия, либо духа иного, препятствующего спасению человека, третьего не дано. Бог призывает всех одинаково и уже выбор человека – откликнуться на зов или нет. От этого выбора зависит и жизнь человека. Но зачастую человек не желает дать место Богу в своей жизни, даже в порядке заповеди о дне седьмом, не говоря уже о всем прочем, предпочитая свои суетные дела, либо ссылаясь на усталость. Но когда сил не хватает на молитву, посещение храма, они чудесным образом обретаются, когда человек решает заняться каким-нибудь своим делом, по дому или где-то еще, либо отправиться куда-нибудь к знакомым для развлечения. Также бывает, когда вместо молитвы или какого-нибудь полезного чтения человек избирает просмотр телевизора или что-нибудь еще суетное и бесполезное. Потому, когда Бог призывает на трапезу Свою всех, приходят лишь единицы, как и ныне, в праздник одного из величайших светильников Церкви литургию которого служат в храме почти каждый день, храм почти пуст. Бог оказывается на десятом месте, о нем вспоминают, когда находит какое-нибудь бедствие, в остальное же время в ответ на призыв каждый отказывается, ссылаясь на свои суетные дела: кто-то купил волов, кто-то – женился и тому подобное. Но в день Суда будут ли действенны эти отговорки, которые мы часто приводим, когда не хотим следовать чему-то из предписанного нам, либо просто дать место Богу в нашей жизни? Но, да живем не по нашему произволу, но по слову Господню. Сподоби Господи нас творити волютвою….

Воскресенье 27 ноября.

Этот день – последний день перед Рождественским постом, который наступает 28 ноября. Пост нестрогий – во все дни, кроме среды и пятницы разрешается рыба. В книгах, впрочем, упоминается, что такой распорядок поста сохраняется лишь до дня святителя Нниколая чудотворца 19 декабря, а после 2 января рыба запрещаетрся вообще. Впрочем, сегодня этих правил придерживаются даже не все монастыри, а у нас все ограничивается тем, о чем я писал выше. Многие сводят пост к одной лишь пище, вплоть до того, что доказывая необходимость поста, приводят страшилки о, якобы, вредности этих продуктов. Но будь эти продукты и в самом деле дурными или нечистыми, как пишут иные, то не было ли это отражено в Уставах Церкви? Но этого нет! Таким образом, пишущие это, погрешают, заниаая деление продуктов на чистые и нечистые, кошер и треф, впадая в иудейство. Плохи не продукты, но плох человек, чье естество повреждено и который попечения о плоти склонен превращать в похоти. Потому человеку и предписан пост, не для, якобы. отдыха от «вредных» продуктов, но дабы дать емы навык воздержания, начиная с самого простого – с пищи. А потом человек развивает этот навык (по крайней, мере, должен бы), употребляя накопленный опыт в повседневной борьбе сострастями, даже и в мясоед, когда ограничений в пище нет. Вдобавок, в пост челоеку полагается воздерживаться и от многих развлечений, большинство из которых и вне поста не очень полезны, а в пост и подавно. Таким обрзом, пост – не диета, а средство борьбы со страстями. Если же для нас пост не приносит никакой пользы, то лишь потому, что мы постимся формально, из формально разрешенный продуктов изобретая себе вкусные кушанья, «дабы пост прошел незаметно». Что говорить, целые книги посвящены этому. Увы, нам! А после этого мы сетуем, что не получаем пользы от поста. Притом, за воздержанием от пищи должно следовать и искоренение страстей, но делаем ли мы этого? Увы, сего я и в себе не обретаю, пишу же, подобно тому, как какой-нибудь пьяница рассуждает о том, как хорошо быть трезвым. Может, хоть этот пост принесет пользу? Господи, научи мя творити волю Твою!

Апостол от 12 Филипп

Дни памяти: 30 Июня / 12 Июля (12 ап.), 14 / 27 Ноября

Филипп апостол

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву

Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 - 22); наконец,

он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.

Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, - раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная змея. Апостол Филипп силой молитвы умертвил змею и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма змеи Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма змеи апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 / 24 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля / 2 марта).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.037 с.)