Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский
Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 10 / 23 Ноября
Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Беляев Александр Александрович) родился 28 февраля / 13 марта 1886 года в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. В семье было пятеро детей, и Александр был самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий, благочестивый настрой и проявилась искренняя любовь к храму. Владыка впоследствии рассказывал, что когда ему было шесть лет, родители не взяли его на Пасхальную службу, и он убежал из дома и спрятался на хорах в храме, и там за поздним часом уснул. После службы родители пришли домой и только тут обнаружили, что сына нет дома. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской Духовной Семинарии. В 1911 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1911 по 1920-й годы преподаёт в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. В 1913 г. женился на ученице старшего класса епархиального училища Юлии, дочери священника Александра Любимова, в семье родились две дочери - Юлия (1914 г.р.) и Нина (1919 г.р.). После революции Александр Александрович стал старостой храма. Был защитником Православия против раскольников, организовавших в Пензе так называемую "народную церковь", которую возглавлял лишенный архиерейского сана Владимир (Путята). 16 декабря 1919 году был арестован за "участие в контрреволюционной деятельности Пензенского братства православных христиан". 1 мая 1920 года был освобожден по амнистии ГЧК. 26 мая 1920 г. дело было прекращено постановлением ГЧК. 22 июня 1920 г. супруга скончалась от чахотки[56]. Старшей его дочери тогда было четыре с половиной года, младшей - восемь месяцев. Воспитывать детей ему помогала няня Анисия Ефимовна - неграмотная, но глубоко верующая женщина. В 1920 году был рукоположен в сан иерея с назначением в Рождественский храм города Пензы. В 1920 и 1922 годах подвергался кратковременным арестам по обвинению в «агитации против соввласти» и «сопротивлении изъятию церковных ценностей». В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке властей, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свободную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность».
17 сентября патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». Вскоре он был пострижен в мантию с именем Августин, став иеромонахом. 8 сентября 1923 года хиротонисан в епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. По прибытии в Иваново владыка часто служил и за каждой литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Многие обновленцы под его влиянием начали возвращаться в православие. Вскоре Владыка был выслан из города Иваново-Вознесенска и проживал в город Кинешме, но по ходатайству верующих разрешалось приезжать в г. Иваново-Вознесенск для совершения богослужений. Из доклада епископа Августина патриарху Тихону: "По прибытии на Иваново-Вознесенскую кафедру я нашел в некоторых приходах рознь между духовенством и мирянами, решительно не принимающими обновленческого епископа Иерофея. Последним духовенство запугано. Однако к концу всенощной на Воздвижение Креста Господня прибыли приходские советы 11 церквей и все духовенство за исключением духовенства Крестовоздвиженской церкви, состоящего в управлении обновленцев. На следующий день, 27 сентября 1923г. после совершения литургии я был вызван в местное ГПУ. По-видимому, злонамеренные люди сообщили обо мне ложные сведения как, якобы, административно высланном из Пензы. Я рассказал истинное положение вещей и получил предложение удалиться в Кинешму в 24 часа и жить там под подписку о невыезде до выяснения моей личности в Пензе. Отслужив после этого вечерню в Александро-Невской церкви при плаче верующих, наполнявших храм, я утром следующего дня выехал в Кинешму, где живу и служу доныне..." В 1924 году вновь его арестовывают. Обвинялся в том, что "используя религиозные предрассудки, направляет население против Соввласти, нарушение законодательства об отделении Церкви от государства (назначение следствия о возможности вступления некоего гражданина в третий брак)". 8 августа того же года был освобожден, дело прекращено. К концу ноября 1924 года Владыка проживал в Москве, там принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти священномученику митрополиту Петру (Полянскому). В мае 1925 года вернулся в Иваново, но местные власти всячески препятствовали служению в городе архипастыря и потребовали, чтобы он покинул город. С середины 1925 года ему пришлось жить в Москве и в Кинешме, приезжая в Иваново лишь для совершения богослужений, когда в связи с большими церковными праздниками православным удавалось добиться разрешения на приезд епископа в город. Православные г.Иваново-Вознесенска стали добиваться возвращения в город своего архиерея. Было собрано множество подписей, в том числе среди рабочих. Верующие отправили своих представителей во ВЦИК, и им удалось добиться отмены незаконного решения ГПУ о высылке епископа Августина из Иваново-Вознесенска. Владыка вернулся в Иваново-Вознесенск.
Главным храмом, где служил епископ Августин, был Покровский монастырский собор. Служил он часто и за каждой литургией после чтения Евангелия говорил проповедь. Владыка любил уставное богослужение, неспешное пение и чтение, чуждое духа театральности. После литургии он всегда сам давал крест и всех благословлял, запрещая торопить тех, кто хотел поговорить с ним. Иногда он выходил из храма только через два часа после окончания службы. Когда же он объезжал епархию, люди узнавали заранее, где он будет служить и ехали туда, невзирая на расстояние К ближним он был очень терпелив и добр, и, несмотря на свой высокий сан, смирялся перед каждым, даже перед нищими.
Жил он с дочерьми, келейником Борисом Семеновым и няней Анисией Ефимовной. Быт его был очень скромным. Владыка отказывался от всего, кроме самого необходимого. Имел только одну одежду, да и ту выбирал не сам, а носил, что давали. Иной раз верующие приносили ему продукты или цветы, но он все раздавал посетителям, оставив своим детям лишь несколько конфет или яблок. Если же в доме оставались какие-то гостинцы, то он откладывал их - на случай, если придет еще какой-то проситель или странник. Нередко к епископу приезжали духовные дети из других городов, и он оставлял жить их у себя в доме. По благословению владыки в городе были организованы религиозные кружки для детей. В одном из них, руководимом молодой учительницей Ларисой Николаевной Гладцыновой (впоследствии арестованной и высланной), занимались и его дочери.
Осенью 1926 г. начальник Иваново-Вознесенского ГПУ отправил донесение Тучкову, прося разрешения на высылку Владыки за пределы области: "Наглая уверенность Беляева в неприкосновенности вылилась в новые формы работы для создания нелегальных кружков пока не оформленных христиан, имеющих целью завлечь и возвратить в "лоно Церкви" детей вообще, и детей коммунистов в частности, в возрасте 13-16 лет. Работа по вербовке и наставничеству проводится монашенками Покровского монастырского собора... Указанные факты являются вопиющим требованием на немедленное удаление Беляева из пределов губернии навсегда". В 1926 году снова арестован в г. Иваново-Вознесенске и приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте, а с 1929 в Педжикенте. После освобождения с 1930 года Владыка занимал Сызранскую кафедру, но авторитет его среди верующих не нравился властям, а потому уже в 1931 году был снова арестован Сызранским О. Г. П. У. и осуждён ещё на три года концентрационных лагерей, которые отбывал в Свирлаге (Ленинградская область). Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Владыка некоторое время находился в тайной оппозиции к нему, и имени его за богослужением не поминал. После освобождения с 1934 по 1937-й годы Владыка являлся епископом Калужским и Боровским. От дома до храма великомученика Георгия, где он служил, всегда ходил пешком, в рясе, в клобуке, с панагией на груди и посохом в руке. Прохожие часто смеялись над ним, отпускали вслед оскорбительные реплики, владыка же словно не слышал их. Когда кто-нибудь подходил под благословение, он всегда останавливался и не спеша благословлял. Служил он часто и за богослужением всегда проповедовал. На его службах по-прежнему было много молящихся. И в своей келье владыка в любое время безотказно принимал всех приходящих. Преосвященный Августин благодушно нес крест постоянных скитаний по тюрьмам и ссылкам. На соболезнования окружающих он спокойно отвечал: "Что же тут удивительного? Это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом". Дочь Нина после окончания 7 класса переехала к нему в Калугу. Владыка, который был в курсе многих научных открытий, говорил с дочерью не только на религиозные, но и на научные темы. Так, он подробно объяснял что теория Дарвина отвергнута многими учеными и с научной точки зрения несостоятельна. В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был. 2 апреля 1936 г. возведен в сан архиепископа. В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был. В 1936 году Владыка возводится в сан архиепископа. Осенью 1937 г. в городе начались аресты. Архиепископ был уверен, что его непременно арестуют и спокойно и серьезно готовился к этому. Пересматривал записи, письма, уничтожал то, что могло кому-либо повредить. Накануне Рождества Богородицы ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Его и раньше вызывали в горсовет по церковным делам, но время в повестке было проставлено столь позднее, что он понял: вызывают для ареста. Через месяц он был приговорён к расстрелу. 10 (23 н. ст.) ноября 1937 года Владыка был расстрелян вместе с группой духовенства и мирян в городе Калуге. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.008 с.) |