Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский



Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 10 / 23 Ноября

Священномученик Августин (Беляев)

Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Беляев Александр Александрович) родился 28 февраля / 13 марта 1886 года в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. В семье было пятеро детей, и Александр был самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий, благочестивый настрой и проявилась искренняя любовь к храму. Владыка впоследствии рассказывал, что когда ему было шесть лет, родители не взяли его на Пасхальную службу, и он убежал из дома и спрятался на хорах в храме, и там за поздним часом уснул. После службы родители пришли домой и только тут обнаружили, что сына нет дома. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской Духовной Семинарии. В 1911 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1911 по 1920-й годы преподаёт в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. В 1913 г. женился на ученице старшего класса епархиального училища Юлии, дочери священника Александра Любимова, в семье родились две дочери - Юлия (1914 г.р.) и Нина (1919 г.р.). После революции Александр Александрович стал старостой храма. Был защитником Православия против раскольников, организовавших в Пензе так называемую "народную церковь", которую возглавлял лишенный архиерейского сана Владимир (Путята).

16 декабря 1919 году был арестован за "участие в контрреволюционной деятельности Пензенского братства православных христиан". 1 мая 1920 года был освобожден по амнистии ГЧК. 26 мая 1920 г. дело было прекращено постановлением ГЧК.

22 июня 1920 г. супруга скончалась от чахотки[56]. Старшей его дочери тогда было четыре с половиной года, младшей - восемь месяцев. Воспитывать детей ему помогала няня Анисия Ефимовна - неграмотная, но глубоко верующая женщина.

В 1920 году был рукоположен в сан иерея с назначением в Рождественский храм города Пензы. В 1920 и 1922 годах подвергался кратковременным арестам по обвинению в «агитации против соввласти» и «сопротивлении изъятию церковных ценностей». В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке властей, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свободную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность».

17 сентября патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». Вскоре он был пострижен в мантию с именем Августин, став иеромонахом. 8 сентября 1923 года хиротонисан в епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. По прибытии в Иваново владыка часто служил и за каждой литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Многие обновленцы под его влиянием начали возвращаться в православие. Вскоре Владыка был выслан из города Иваново-Вознесенска и проживал в город Кинешме, но по ходатайству верующих разрешалось приезжать в г. Иваново-Вознесенск для совершения богослужений. Из доклада епископа Августина патриарху Тихону:

"По прибытии на Иваново-Вознесенскую кафедру я нашел в некоторых приходах рознь между духовенством и мирянами, решительно не принимающими обновленческого епископа Иерофея. Последним духовенство запугано. Однако к концу всенощной на Воздвижение Креста Господня прибыли приходские советы 11 церквей и все духовенство за исключением духовенства Крестовоздвиженской церкви, состоящего в управлении обновленцев. На следующий день, 27 сентября 1923г. после совершения литургии я был вызван в местное ГПУ. По-видимому, злонамеренные люди сообщили обо мне ложные сведения как, якобы, административно высланном из Пензы. Я рассказал истинное положение вещей и получил предложение удалиться в Кинешму в 24 часа и жить там под подписку о невыезде до выяснения моей личности в Пензе. Отслужив после этого вечерню в Александро-Невской церкви при плаче верующих, наполнявших храм, я утром следующего дня выехал в Кинешму, где живу и служу доныне..." В 1924 году вновь его арестовывают. Обвинялся в том, что "используя религиозные предрассудки, направляет население против Соввласти, нарушение законодательства об отделении Церкви от государства (назначение следствия о возможности вступления некоего гражданина в третий брак)". 8 августа того же года был освобожден, дело прекращено. К концу ноября 1924 года Владыка проживал в Москве, там принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти священномученику митрополиту Петру (Полянскому). В мае 1925 года вернулся в Иваново, но местные власти всячески препятствовали служению в городе архипастыря и потребовали, чтобы он покинул город. С середины 1925 года ему пришлось жить в Москве и в Кинешме, приезжая в Иваново лишь для совершения богослужений, когда в связи с большими церковными праздниками православным удавалось добиться разрешения на приезд епископа в город. Православные г.Иваново-Вознесенска стали добиваться возвращения в город своего архиерея. Было собрано множество подписей, в том числе среди рабочих. Верующие отправили своих представителей во ВЦИК, и им удалось добиться отмены незаконного решения ГПУ о высылке епископа Августина из Иваново-Вознесенска. Владыка вернулся в Иваново-Вознесенск.

Главным храмом, где служил епископ Августин, был Покровский монастырский собор. Служил он часто и за каждой литургией после чтения Евангелия говорил проповедь. Владыка любил уставное богослужение, неспешное пение и чтение, чуждое духа театральности. После литургии он всегда сам давал крест и всех благословлял, запрещая торопить тех, кто хотел поговорить с ним. Иногда он выходил из храма только через два часа после окончания службы. Когда же он объезжал епархию, люди узнавали заранее, где он будет служить и ехали туда, невзирая на расстояние К ближним он был очень терпелив и добр, и, несмотря на свой высокий сан, смирялся перед каждым, даже перед нищими.

Епископ Августин с дочерьми Юлей (слева) и Ниной. 1926 год

Жил он с дочерьми, келейником Борисом Семеновым и няней Анисией Ефимовной. Быт его был очень скромным. Владыка отказывался от всего, кроме самого необходимого. Имел только одну одежду, да и ту выбирал не сам, а носил, что давали. Иной раз верующие приносили ему продукты или цветы, но он все раздавал посетителям, оставив своим детям лишь несколько конфет или яблок. Если же в доме оставались какие-то гостинцы, то он откладывал их - на случай, если придет еще какой-то проситель или странник. Нередко к епископу приезжали духовные дети из других городов, и он оставлял жить их у себя в доме.

По благословению владыки в городе были организованы религиозные кружки для детей. В одном из них, руководимом молодой учительницей Ларисой Николаевной Гладцыновой (впоследствии арестованной и высланной), занимались и его дочери.

Осенью 1926 г. начальник Иваново-Вознесенского ГПУ отправил донесение Тучкову, прося разрешения на высылку Владыки за пределы области:

"Наглая уверенность Беляева в неприкосновенности вылилась в новые формы работы для создания нелегальных кружков пока не оформленных христиан, имеющих целью завлечь и возвратить в "лоно Церкви" детей вообще, и детей коммунистов в частности, в возрасте 13-16 лет. Работа по вербовке и наставничеству проводится монашенками Покровского монастырского собора... Указанные факты являются вопиющим требованием на немедленное удаление Беляева из пределов губернии навсегда".

В 1926 году снова арестован в г. Иваново-Вознесенске и приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте, а с 1929 в Педжикенте.

После освобождения с 1930 года Владыка занимал Сызранскую кафедру, но авторитет его среди верующих не нравился властям, а потому уже в 1931 году был снова арестован Сызранским О. Г. П. У. и осуждён ещё на три года концентрационных лагерей, которые отбывал в Свирлаге (Ленинградская область). Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Владыка некоторое время находился в тайной оппозиции к нему, и имени его за богослужением не поминал.

После освобождения с 1934 по 1937-й годы Владыка являлся епископом Калужским и Боровским. От дома до храма великомученика Георгия, где он служил, всегда ходил пешком, в рясе, в клобуке, с панагией на груди и посохом в руке. Прохожие часто смеялись над ним, отпускали вслед оскорбительные реплики, владыка же словно не слышал их. Когда кто-нибудь подходил под благословение, он всегда останавливался и не спеша благословлял. Служил он часто и за богослужением всегда проповедовал. На его службах по-прежнему было много молящихся. И в своей келье владыка в любое время безотказно принимал всех приходящих.

Преосвященный Августин благодушно нес крест постоянных скитаний по тюрьмам и ссылкам. На соболезнования окружающих он спокойно отвечал: "Что же тут удивительного? Это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом".

Дочь Нина после окончания 7 класса переехала к нему в Калугу. Владыка, который был в курсе многих научных открытий, говорил с дочерью не только на религиозные, но и на научные темы. Так, он подробно объяснял что теория Дарвина отвергнута многими учеными и с научной точки зрения несостоятельна.

В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был.

2 апреля 1936 г. возведен в сан архиепископа.

В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был.

В 1936 году Владыка возводится в сан архиепископа. Осенью 1937 г. в городе начались аресты. Архиепископ был уверен, что его непременно арестуют и спокойно и серьезно готовился к этому. Пересматривал записи, письма, уничтожал то, что могло кому-либо повредить. Накануне Рождества Богородицы ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Его и раньше вызывали в горсовет по церковным делам, но время в повестке было проставлено столь позднее, что он понял: вызывают для ареста. Через месяц он был приговорён к расстрелу. 10 (23 н. ст.) ноября 1937 года Владыка был расстрелян вместе с группой духовенства и мирян в городе Калуге.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.008 с.)