Икона Божией Матери «в скорбех и печалех утешение». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Икона Божией Матери «в скорбех и печалех утешение».



Икона Божией Матери "В скорбях и печалях утешение"

Празднование 19 ноября / 2 декабря.

Происходит из афонского Свято-Андреевского скита. Прославилась многочисленными чудесами.

Описание иконы

Икона (не сохранилась) представляла собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак.Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы»[139].

История иконы

Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре.

В день открытия Андреевского скита (22 октября / 4 ноября 1849) проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит

В августе 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

Икона Божией Матери "В скорбях и печалях утешение"

В августе 1863 г., во время второго пребывания иконы в России на период сборов иером. Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей.

Первое чудо от иконы зафиксировано 19 ноября / 2 декабря 1863 г. в женском монастыре в честь Рождества Христова в г. Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь о. Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита, - обрел дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 г. он отправился в с.Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иером. Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание - немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил «в своем языке жар, который распространился по всему телу». Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!»

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября / 5 декабря заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви г. Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября / 7 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября / 8 декабря - от беснования А. Г. Шуктомова, 5 / 18 декабря от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин. За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств[140].

В 1876-1882 гг. икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 г. икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию). Сопровождал ее будущий игумен скита иером. Иосиф. 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования 2 девочки. 14 марта - на ст. Борки. 16 марта - в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на афонском подворье скита в Санкт-Петербурге.

В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 гг. иером. Иосифом в Санкт-Петербурге зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, и здесь от нее также совершались исцеления.

6 февраля 1915 г. на петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.

Местонахождение иконы в настоящее время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом.

В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г.

Чтимые списки

В России несколько списков с иконы находилось в Вятской губернии.

Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Вятском Христорождественском монастыре. 19 ноября / 2 декабря 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 / 24 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.

В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губернии.

В 1882 г. игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.

В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губернии.

В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Свято-Екатерининском соборе.

В Софийском соборе в Царском Селе находилась икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена священномученику Вениамину (Казанскому), епископу Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения священномученика Иоанна Кочурова, пресвитера Екатерининского собора. После того, как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади. Икона чудом сохранилась. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Борис Глебов передал ее в Софийский собор, где она находилась до последнего времени. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Царскосельский Екатерининский собор.

В Санкт-Петербурге один из списков находится в Никольском соборе.

Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря на Афоне, сохранился в Алексеево-Акатовом женском монастыре Воронежа. На нем есть надпись: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре после возвращения из реставрации икона замироточила, причем в один из июльских дней струйки мира полились из глаз Пресвятой Богородицы.

Почитание иконы

В службе иконе используются тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

Литература

  • Описание чудес, совершившихся перед чудотворною иконою Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», находящейся в Рус. на Афоне Св.-Андреевском общежительном ските // Кр. ист. очерк Рус. на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита. Од., 1890, 19126;
  • Памятники христ. древности и святыни в святогорских афонских мон-рях. // Наставления и утешения св. веры христианской. 1902. № 1. С. 74-85;
  • Летопись Св.-Андреевского скита. СПб., 1911. С. 171-172;
  • Третье путешествие в Россию со Св. Горы Афонской из Андреевского рус. скита чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»: Описание чудес. Од., 1912. С. 123;
  • [Описание чудес] // Наставления и утешения св. веры христианской. 1915. № 4. С. 189;
  • Обитель неусыпающих в Петербурге // Там же. 1916. № 5. С. 160;
  • Любомудров А. Матушка Пульхерия - подвижница града Слободского // Вятский епарх. вестн. 1997. № 8 (88).

Использованные материалы

  • П. В. Троицкий «В скорбех и печалех Утешение», икона Божией Матери», Православня энциклопедия, т.9, С. 718-719:
    • http://www.pravenc.ru/text/155570.html
  • «В Екатерининский собор Царского Села вернулась его главная святыня - икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение», портал «Православие.ру»:
    • http://pravoslavie.ru/news/58006.htm
  • Страница сайта Вашингтонского Иоанно-Предтеченского собора (РПЦЗ):
    • http://www.stjohndc.org/Russian/theotokos/r_1107_uteshenije.htm

Пророк Божий Авдий

День памяти: 19 Ноября / 2 Декабря

С вятой пророк Авдий был родом из села Вифарама, близ Сихема[141]; он служил при дворе царей Израильских и был домоправителем у царя Ахава[142]. От юности своей он был весьма богобоязнен, и когда весь Израиль отступил от Бога и стал поклоняться скверному Ваалу[143], он тайно служил Единому Истинному Богу отцов своих, спасшему Израиля от Египта и проведшему его чрез Чермное море посуху. Когда беззаконная Иезавель истребляла всех пророков Господних[144], Авдий взял сто пророков, скрыл их по пятидесяти в двух пещерах и кормил их хлебом и водою во время голода, бывшего во дни пророка Илии[145]. Однажды Ахав призвал Авдия и сказал ему:

- Пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота.

И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою. Когда Авдий шел дорогою, на встречу ему показался Илия. Он узнал его, и пал на лицо свое, и сказал:

- Ты ли это, господин мой Илия?

Тот сказал ему:

- Я; пойди, скажи господину твоему: Илия здесь.

Он сказал:

- Чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтобы умертвить меня? Жив Господь Бог твой! Нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя. А ты теперь говоришь: пойди, скажи господину твоему: Илия здесь. Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня, а раб твой богобоязнен от юности своей. Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала про­роков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою? А ты теперь говоришь: пойди, скажи госпо­дину твоему: Илия здесь. Он убьет меня.

И сказал Илия:

- Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему.

Святитель Филарет, Митрополит Московский

И пошел Авдий на встречу Ахаву, и донес ему об Илие. И когда Ахав увидел Илию, пророк Божий обличил его в заблуждении и затем сотворил великое чудо: свел огонь с неба на жертвы и воду, как пишется о том в 3 книге Царств (3Цар.18:4-8). Видя это, Авдий ра­довался всемогущей силе Бога своего, и распалялся любовью к нему и горел ревностью о Нем, и усерднее служил Ему, исполняя заповедь Его. Затем, когда умер Ахав и царство Израиль­ское после него принял сын его Охозия[146], Авдий нёс воинскую службу. По свидетельству св. Дорофея и блаженного Иеронима, он был один из трех пятидесятников, посланных с отрядами Охозиею к пророку Илии, из коих двух вместе с воинами сжёг огонь, упавший с неба по слову пророка, а третий, который и был Авдий, был помилован вместе со своим отрядом: он приступил со смирением к св. пророку Илие и умолял его и говорил ему: "Человек Божий! Да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих - сих пятидесяти - пред очами тво­ими"

Потому-то и пощадил его Илия и, встав, пошел с ним к царю. О того времени Авдий оставил царскую службу, и пошел за св. пророком Илиею и получил духа пророчества, как сохранивший и питавший пророков Господних и сам последовавший за пророком (4Цар.1:13-15). По смерти он был погребен вместе со своими предками. Авдий был похоронен в Самарии; жил и действовал в конце X и в начале IX века до Р. Хр.; оставил по себе пророческую книгу, которая занимает четвертое место в ряду книг т. н. малых пророков и состоит из одной главы. Его пророчества почти все направлены против Адомитян, или Идумеев. В конце книги есть мессианское пророчество о спасении от Сиона и об открытии царства Господня, которое ясно указывает на Церковь Новозаветную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.014 с.)