Особенности сферы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сферы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ



Методы КП:

- императивный (метод власти и подчинения)

-диспозитивный (договорной)

-поощрительный

+ дозволение, обязывание и запрет

Особенности сферы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Если рассматривать предмет конституционного права исходя из сфер общественной жизни, то можно выделить следующие виды отношений, составляющие этот предмет:

Политические отношения главным объектом, которых выступает публичная власть, то есть власть над всем обществом. Власть – сущность политических отношений. Власть представляет собой возможность подчинять своей волей других лиц. Конституционное право регулирует такие разновидности политических отношений:

· Отношения по реализации государственной власти. Эти отношения выражаются в принятии государственными органами правовых актов, дача ими поручений, указаний нижестоящим органам. В данном случае конституционное право закрепляет статус государственных органов, отношения между ними.

· Отношения, в рамках которых происходит борьба за власть. (Субъекты хотят власти, и конституционное право регулирует, как они должны себя вести, если они хотят получить власть). Здесь конституционное право закрепляет право граждан избирать и быть избранными, регулирует деятельность политических партий, порядок проведения выборов.

· Отношения по воздействию на государственную власть. (В отличие от предыдущей разновидности, здесь тоже у субъектов власти нет, но они не хотят ее получить, они просто хотят донести свои интересы). Конституционное право закрепляет права граждан участвовать в демонстрациях, митингах, обращаться в государственные органы, регулирует деятельность общественных объединений.

Экономические отношения.

Их объектом являются материальные блага, то есть вещи, включая деньги, работы, услуги. Конституционное право воздействует на такие экономические отношения:

Метод правового регулирования- это определенные способы взаимодействия на общественные отношения. От методов зависит эффективность правового регулирования, достижение поставленных целей.

Особенность предмета конституционного права состоит и в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют исключительно основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права будут только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права. В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

 

 

3. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды и критерии классификации. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Общие признаки норм КП и других норм:

1. Общеобязательность - означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

2. Формально- определенный характер (выражены в НПА) - проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

3. Представительно-обязывающий характер

4. Связь с государством(она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием)

5. Микросистемность (НП – это специфичная микросистема, в состав которой входят такие элементы, как гипотеза,санкция и диспозиция)

Признаки характерные для норм КП:

1.Особый специфический субъект, на который направлены эти нормы (гос-во,народ, политическая партия)

2.только нормы КП порождают конституционно- правовые отношения

3.Структура норм права отличается. Нормы КП состоят из гипотезы и диспозиции(нет санкций)

4.Нормы КП регулируют почти все общественные отношения

5.Только нормы КП есть в Конституции РФ.

6.В нормах КП нет конкретных предписаний, они выражены в виде норм-принципов, норм-задач, норм-целей.

Классификация конституционно-правовых норм

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

· а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

· б) закрепляющие статус человека и гражданина;

· в) федеративное устройство России;

· г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

· а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;

· б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;

· в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

· а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

· б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

· в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

· а) федеральные конституционно-правовые нормы;

· б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

· а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);

· б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

· а) материальные;(теоретическое обоснование предмета регулирования)

· б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

· а) общие - неопределенный круг лиц;

· б) специальные - определенный круг лиц.

 

КП институт – это совокупность однородных правовых норм, регулирующих взаимосвязанные отношения.

Нормы конституционного права объединяются в конституционно - правовые институты.

Конституционно - правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечет за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Среди конституционно - правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Комплексными институтами являются, например, совокупность конституционно - правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Первый из них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в основных частях государства, народного представительства в муниципальных образованиях. Второй включает институты гражданских, политический, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции Российской Федерации называется более десяти федеральных конституционных законов, которые становятся основой конституционно - правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная часть конституционного права, выполняющая специализированные функции — урегулирование специфическими конституционно-правовыми средствами однородных по своему содержанию отношений, относящихся к предмету конституционного права. Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права таким образом достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. Главным системообразующим признаком формирования К.-п.и. являются регулируемые конституционным правом отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по К.-п.и., отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию, которой соответствует системность той сферы общественных отношений, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования.

В системе конституционного права принято различать следующие группы норм, или институты: 1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ; 2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ; 3) нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов; 4) нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); 5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления в РФ; 6) нормы, определяющие порядок изменения Конституции РФ

Для конституционного института характерны два признака:

· наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;

· внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Брак

1. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

 

Избирательные цензы в РФ.

Избирательные цензы - это система условий и ограничений, установленных для осуществленияактивного или пассивного избирательного права.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права:

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

 

 

Назначение выборов

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного липа) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа (очередные частичные выборы).

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (кандидаты – по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица;

4) в случае выбытия всех кандидатов.

Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Субъектами такого права в РФ являются:

1) Президент РФ – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации – назначает выборы Президента РФ;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ – назначают собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектовРФ, избранного по одномандатному округу;

4) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы муниципальных образований – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы, а также выборы представительных органов вновь образованных муниципальных образований;

8) суды – в случаях не назначения выборов уполномоченным субъектом или в последствии – соответствующей избирательной комиссией.

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. ФЗ «Об основных гарантиях...» закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

К примеру, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» указом Президента РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы нового созыва.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях…»).

 

 

38. Образование избирательных округов и избирательных участков; равный вес избирательного голоса.

Избирательные округа представляют со бой территориальные единицы, образованные для организации и проведения муни­ципальных выборов, и от которых непосредственно граждана­ми РФ избираются депутаты представительных органов местно­го самоуправления и главы муниципальных образований.

Российское избирательное законодательство устанавливает три вида избирательных округов:

1) единый, включающий в себя всю территорию муници­пального образования (он предназначен для выборов руководи­телей муниципальных образований, а также депутатов предста­вительных органов местного самоуправления, избираемых по пропорциональной системе)2;

2) одномандатный, в котором избирается один депутат;

3) многомандатный, предназначенный для избрания не­скольких депутатов, в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (согласно п. 8 ст. 18 названного Закона число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти; данное правило не применяется, если на выборах в органы местного самоуправления избирательный округ образован в границах из­бирательного участка).

Одномандатные и многомандатные округа образуют на вы­борах представительные муниципальные органы, проводимые по мажоритарной системе.

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей. Избирательная комиссия, органи­зующая выборы в муниципальные органы, не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначе­ны выборы, определяет схему одномандатных или многоман­датных округов. Схема округов — документ, утверждаемый ме­стным представительным органом. Она должна содержать:- гра­ницы округов; перечень населенных пунктов, муниципальных образований, входящих в состав избирательного округа; номе­ра избирательных округов; место нахождения окружной или иной комиссии, на которую возложены полномочия окружкома; число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления публикует схему избирательных округов не только в соответствии с указанными данными, но и ее графическое изображение. При отсутствии органа предста­вительной власти право утверждения схемы округов переходит к избирательной комиссии, организующей выборы.

Избирательные участкиэто территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главами муниципальных образований по со­гласованию с избирательными комиссиями муниципальных об­разований, территориальными избиркомами не позднее, чем за 45 дней до выборов. Исключение составляют участки, находя­щиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и от­даленных районах, которые могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования. Списки участков с указа­нием их границ, номеров и адресов участковых комиссий пуб­ликуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

К организации участков предъявляются специальные требо­вания. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирате­лей. Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непо­средственно в местах дислокации воинских частей. В этом слу­чае участки образуются командирами воинских частей.

Вопросы, не подлежащие рассмотрению на референдуме РФ.

1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.

2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

4. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

5. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

6. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

7. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На референдум Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы: 1) изменения статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов; 3) избрания, назначения на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 4) персонального состава федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 5) избрания, досрочного прекращения, приостановления или продления срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 6) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств Российской Федерации; 7) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; 8) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 9) амнистии и помилования.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Двухпалатная структура Федерального собрания, её особенности и основные черты.

Двухпалатная структура парламента означает такое строение парламента, когда парламент состоит из двух палат, формируемых в особом порядке. Парламент при наличии двухпалатной системы вправе избрать один из принципов работы: а) принцип равенства палат в объеме и характере полномочий - у палат равное число депутатов, одинаковый объем полномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатами совместных заседаний и создание совместных органов и др. и б) принцип верхней и нижней палаты - у каждой палаты свой круг полномочий, разный характер работы, как правило, отсутствуют общие органы палат, различный количественный состав палат и порядок их формирования и др.

Последний принцип исповедуют большинство современных парламентов с двухпалатной структурой построения.

Принцип деления парламента на верхнюю и нижнюю палату означает следующее. Одна палата (именуемая нижней) выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов. Другая палата (именуемая верхней) представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительства от каждого такого субъекта. Такой подход отражен в строении Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа России, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Условно эти палаты именуются нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации), хотя Конституция РФ этими терминами не оперирует.

 

63. Государственная Дума Федерального Собрания РФ: состав, основные функции и компетенция.

Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

По результатам голосования депутатские мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов, допущенных к участию в распределении депутатских мандатов.

Основная функция Государственной Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

Иные полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ):

      • внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты;
      • рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;
      • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
      • назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
      • объявление амнистии;
      • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Статья 28.

1. Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуется фракцией и подлежит регистрации.

2. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.

3. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

4. Объединения депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящим Регламентом, не пользуются правами фракции или депутатской группы.

5. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

6. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Подача заявления депутатом о вступлении в депутатское объединение делает недействительным его предыдущее заявление о вступлении в иное депутатское объединение.

7. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.

Статья 29.

1. Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат Государственной Думы направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, ее целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях.

2. Временный секретариат Государственной Думы предоставляет палате, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп.

3. Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.

Законодательный процесс в палатах Федерального Собрания: понятие, его основные стадии и виды принимаемых правовых актов.

Законодательный процесс (законотворчество)одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) обнародование закона.(Промульгация)

Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции.

Основными актами Федерального Собрания Российской федерации являются законы (порядок принятия Федеральным Собрание законов будет рассмотрен ниже).

Конституция РФ содержит перечень законов, принимаемых на уровне Федерации, - это федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.

Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов занимают законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Они имеет такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения Российской Федерации и к предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

 

Методы КП:

- императивный (метод власти и подчинения)

-диспозитивный (договорной)

-поощрительный

+ дозволение, обязывание и запрет

Особенности сферы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Если рассматривать предмет конституционного права исходя из сфер общественной жизни, то можно выделить следующие виды отношений, составляющие этот предмет:

Политические отношения главным объектом, которых выступает публичная власть, то есть власть над всем обществом. Власть – сущность политических отношений. Власть представляет собой возможность подчинять своей волей других лиц. Конституционное право регулирует такие разновидности политических отношений:

· Отношения по реализации государственной власти. Эти отношения выражаются в принятии государственными органами правовых актов, дача ими п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 4344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.31.38 (0.107 с.)