Место и роль Президента РФ в системе высших государственных органов РФ.
Содержание книги
- Особенности сферы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ
- Одноэлементные (простые) конституционные институты
- Система источников конституционного права.
- Конституция РФ как основной источник отрасли.
- Верховенство и высшая юридическая сила конституции РФ.
- Народовластие: понятие, формы его осуществления в РФ и их конституционное закрепление.
- Конституционная характеристика РФ как суверенного, демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления
- Понятие и сущность основ правового статуса личности.
- Прекращение гражданства России
- Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
- Права и свободы человека и гражданина в РФ: понятие, способы формулирования.
- Конституционные обязанности человека и гражданина
- Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ
- Принципы административно-территориального деления в РФ
- Избирательное право и избирательная система: понятие, источники, принципы организации и соотношение.
- Мажоритарная избирательная система: понятие, виды.
- Избирательный процесс в РФ: понятие и основные стадии.
- Формирование избирательных комиссий, их виды и компетенция. Выдвижение и регистрация кандидатов.
- Предвыборная агитация, её формы и сроки проведения. Финансирование
- Референдум как одна из форм непосредственного осуществления народом России.
- Понятие и процедура назначения референдума РФ.
- Классификация органов государственной власти.
- Органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ.
- Правовой статус Президента РФ По Конституции РФ 1993 Г.
- Место и роль Президента РФ в системе высших государственных органов РФ.
- Полномочия Президента РФ По обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти РФ.
- Указы и распоряжения Президента РФ.
- Конституция РФ предоставила право президенту РФ обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85, 125)
- Внутренняя организация Государственной Думы.
- Порядок деятельности Совета Федерации.
- Функции и компетенция Правительства РФ.
- Система федеральных органов исполнительной власти, возглавляемая Правительством РФ.
- Понятие и назначение судебной власти, её основные черты.
- Система федеральных судов РФ.
- Конституционно-правовые основы статуса судей в РФ.
Похожие статьи вашей тематики
В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти
Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.
Хотя формально президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер.
· Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвёртой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции РФ, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
· Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов.
· Согласно третьей точке зрения президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.
Обязанности президента — назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.
В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."
По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:
· полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением и представлением должностных лиц
· полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов,
· полномочия в области внешней политики
· полномочия в области обороны и безопасности
· полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).
|