Система документальных коммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система документальных коммуникаций



Как объективная реальность.

 

Современная система документальных коммуникаций – это гигантская по масштабам, внутренне сверхсложная система функционирования документов в обществе. Из этого следует, что в самом общем теоретическом, чисто структурном смысле реальную систему документальных коммуникаций образуют три основных элемента: документ (Д), как носитель социальной информации, потребитель (П), среда (Ср).

 

 

Рис. 2 Исходная элементная структура реальной СДК.

 

Говоря описательно, это, с одной стороны, все накопленные, создаваемые и используемые людьми документы, с другой – все потребители документированной информации (фактически все грамотное население планеты) и все отношения между ними, обусловленные как внутренними (собственными) свойствами системы, так и внешними условиями (средой) ее функционирования.

Рассматривать такого рода систему в качестве некоторой реальной целостности весьма затруднительно по причине ее масштабов и бесконечного внутреннего организационного и функционально-структурного разнообразия. Так, уже при первых попытках анализа внутренней организации системы документальных коммуникаций оказывается, что, двигаясь в направлении от общего к частному, можно выделить, по меньшей мере три основных организационных уровня этой системы.

На первом, наиболее общем уровне организации системы документальных коммуникаций обнаруживается, что документально-коммуникационные аспекты в специфических формах присутствуют фактически во всех значительных областях и направлениях человеческой деятельности. Назову для примера журналистику и литературно-художественное творчество, образование (начальное, среднее, общее и специальное), науку (академическую, отраслевую, вузовскую), государственное управление (правительство, министерства, администрация президента, палаты парламента, все местные органы власти и управления).

Очевидно, что на названных и других общественно значимых участках человеческой деятельности существенную роль играют специфичные для каждого участка документально-коммуникационные аспекты. На этом основании все области жизнедеятельности людей в определенном смысле можно рассматривать в качестве подсистем системы документальных коммуникаций.

На втором уровне организации системы находятся функционально взаимосвязанные и взаимопроникающие общественные институты, которые связаны с системой документальных коммуникаций более непосредственно, в которых документально-коммуникационные аспекты играют существенную, иногда самую существенную роль. Это, например, почта и телеграф; радио, телевидение и кинематограф; наконец, делопроизводство как область деятельности, связанная с функционированием деловой, управленческой документации (отделы кадров, канцелярии, бухгалтерии, секретарско-реферативные службы и т. п.). Широко распространено мнение, согласно которому документоведение как наука увязывается главным образом именно с этой областью профессиональной деятельности.

Однако и эти общественные институты, несмотря на очевидность и значимость их документально-коммуникационных аспектов, в целом настолько профессионально, функционально и организационно специфичны и в итоге с системной точки зрения настолько самостоятельны, что до сих пор не возникало особой потребности рассматривать их в качестве подсистем единой системы документальных коммуникаций.

Наконец, на третьем уровне организации рассматриваемой системы мы имеем дело с общественными институтами, которые были исторически последовательно созданы человеком специально для того, чтобы всесторонне обеспечивать эффективное функционирование системы документальных коммуникаций, и сами они являются непосредственным порождением (продуктом) этой системы, образуя в совокупности как бы подсистему самообслуживания (самообеспечения) системы документальных коммуникаций. К их числу относятся: библиотечное дело, библиография, редакционно-издательское дело, книжная торговля, книжные палаты, научно-информационная деятельность, архивное дело.

Для этих общественных институтов характерно наиболее общее и значительное, можно сказать, наиболее фундаментальное представление о документах как основном способе сохранения всех достижений человеческого интеллекта, как главном средстве хранения, распространения и использования, передачи от поколения к поколению человеческих Знаний и Опыта.

Еще одна характерная общая черта этой группы общественных институтов в том, что в каждом из них отчетливо обнаруживаются два основных уровня или контура. Первый – непосредственно документальный – связан с созданием, хранением, распространением самих документов как источников информации, необходимой потребителям. На втором, вспомогательном по отношению к первому, вторично-документальном или библиографическом контуре создаются, хранятся, распространяются и используются не сами документы, а сведения о них, т. е. главным образом библиографическая информация (см. рис. 18 на с. 138).

Таким образом, как фрагмент объективной реальности система документальных коммуникаций в самом широком смысле охватывает разнообразные документально-коммуникационные аспекты всех областей человеческой деятельности. В более узком, можно сказать, специально-научном библиотечно-библиографическом смысле понятие “система документальных коммуникаций ” подразумевает совокупность названных выше двухконтурных общественных институтов, непосредственно обеспечивающих функционирование документов в обществе.

Именно эти общественные институты и образуют в совокупности основное организационное ядро системы документальных коммуникаций, обладают действительной документально-коммуникационной сущностно-функциональной общностью. Поэтому возможно и целесообразно именно в таком узком (специально-научном) смысле трактовать в дальнейшем понятие “система документальных коммуникаций” в области библиографической терминологии.

Главное здесь в том, что именно эта система документальных коммуникаций нуждается во всемерном стимулировании интеграционных тенденций, нацеленных на обеспечение организационной и функциональной целостности системы и на этой основе на увеличение эффективности ее общественного функционирования. Можно утверждать, что эта задача в определенной мере уже осознана теоретически (особенно в общем библиографоведении), но практически ее решение наталкивается на непреодолимые пока трудности. Дело в том, что рассматриваемая система является таковой лишь в теории, а в действительности реальной системной целостностью не обладает. Для нее характерна исторически сложившаяся глубоко дифференцированная форма существования, т. е. организационно-ведомственная, научная (в том числе терминологическая), профессионально-кадровая разобщенность, раздробленность, замкнутость. Иначе говоря, пока здесь тенденции дифференциации явно преобладают над интеграционными тенденциями, необходимость которых хотя и медленно, но все-таки осознается теоретически, но практически в этом направлении фактически ничего не делается.

Главный вывод. Итак, изобретение письменности вызвало к жизни систему документальных коммуникаций. К чему это привело? На первый взгляд, между производством и потреблением знаний появилось связующее звено (посредник) и образовалась цепь: производство знаний – документ (рукописная книга) – потребление знаний. В некотором поверхностном смысле так оно и есть, но вместе с тем произошло и нечто более важное. Взяв на себя функцию всеобщего источника знаний документы образовали совершенно новое отношение “документ – потребитель” (Д – П), в котором и производство и потребление знаний одинаково противостоят документу как некоторое потребительское целое, причем производитель знания здесь даже в большей мере потребитель (читатель), чем обычный потребитель готового знания, поскольку для того, чтобы приобщиться к готовому знанию и еще в большей мере для того, чтобы производить новое знание, надо обратиться к документам. Эта метаморфоза, связанная с появлением документов как источников знания, и превратила постепенно все грамотное население планеты в потребителей документально-фиксированного знания в рамках системы документальных коммуникаций.

Из всего сказанного напрашивается вывод, что отношение “Д – П”(документ – потребитель) является той элементарной “клеточкой” гигантской по масштабам и структурно сверхсложной современной системы документальных коммуникаций, которая, взятая в своей предельноабстрактной, т. е. простейшей, элементарно-единичной, миллиарды раз встречающейся форме, и представляет собой тот самый первоначальный исходный пункт (исходную абстракцию), ту “почку”, в которой и следует искать объективные предпосылки исторической необходимости библиографии как общественного явления и в которой скрыто все будущее внутреннее разнообразие библиографии как подсистемы системы документальных коммуникаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.017 с.)