Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система документальных коммуникацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как объективная реальность.
Современная система документальных коммуникаций – это гигантская по масштабам, внутренне сверхсложная система функционирования документов в обществе. Из этого следует, что в самом общем теоретическом, чисто структурном смысле реальную систему документальных коммуникаций образуют три основных элемента: документ (Д), как носитель социальной информации, потребитель (П), среда (Ср).
Рис. 2 Исходная элементная структура реальной СДК.
Говоря описательно, это, с одной стороны, все накопленные, создаваемые и используемые людьми документы, с другой – все потребители документированной информации (фактически все грамотное население планеты) и все отношения между ними, обусловленные как внутренними (собственными) свойствами системы, так и внешними условиями (средой) ее функционирования. Рассматривать такого рода систему в качестве некоторой реальной целостности весьма затруднительно по причине ее масштабов и бесконечного внутреннего организационного и функционально-структурного разнообразия. Так, уже при первых попытках анализа внутренней организации системы документальных коммуникаций оказывается, что, двигаясь в направлении от общего к частному, можно выделить, по меньшей мере три основных организационных уровня этой системы. На первом, наиболее общем уровне организации системы документальных коммуникаций обнаруживается, что документально-коммуникационные аспекты в специфических формах присутствуют фактически во всех значительных областях и направлениях человеческой деятельности. Назову для примера журналистику и литературно-художественное творчество, образование (начальное, среднее, общее и специальное), науку (академическую, отраслевую, вузовскую), государственное управление (правительство, министерства, администрация президента, палаты парламента, все местные органы власти и управления). Очевидно, что на названных и других общественно значимых участках человеческой деятельности существенную роль играют специфичные для каждого участка документально-коммуникационные аспекты. На этом основании все области жизнедеятельности людей в определенном смысле можно рассматривать в качестве подсистем системы документальных коммуникаций. На втором уровне организации системы находятся функционально взаимосвязанные и взаимопроникающие общественные институты, которые связаны с системой документальных коммуникаций более непосредственно, в которых документально-коммуникационные аспекты играют существенную, иногда самую существенную роль. Это, например, почта и телеграф; радио, телевидение и кинематограф; наконец, делопроизводство как область деятельности, связанная с функционированием деловой, управленческой документации (отделы кадров, канцелярии, бухгалтерии, секретарско-реферативные службы и т. п.). Широко распространено мнение, согласно которому документоведение как наука увязывается главным образом именно с этой областью профессиональной деятельности. Однако и эти общественные институты, несмотря на очевидность и значимость их документально-коммуникационных аспектов, в целом настолько профессионально, функционально и организационно специфичны и в итоге с системной точки зрения настолько самостоятельны, что до сих пор не возникало особой потребности рассматривать их в качестве подсистем единой системы документальных коммуникаций. Наконец, на третьем уровне организации рассматриваемой системы мы имеем дело с общественными институтами, которые были исторически последовательно созданы человеком специально для того, чтобы всесторонне обеспечивать эффективное функционирование системы документальных коммуникаций, и сами они являются непосредственным порождением (продуктом) этой системы, образуя в совокупности как бы подсистему самообслуживания (самообеспечения) системы документальных коммуникаций. К их числу относятся: библиотечное дело, библиография, редакционно-издательское дело, книжная торговля, книжные палаты, научно-информационная деятельность, архивное дело. Для этих общественных институтов характерно наиболее общее и значительное, можно сказать, наиболее фундаментальное представление о документах как основном способе сохранения всех достижений человеческого интеллекта, как главном средстве хранения, распространения и использования, передачи от поколения к поколению человеческих Знаний и Опыта. Еще одна характерная общая черта этой группы общественных институтов в том, что в каждом из них отчетливо обнаруживаются два основных уровня или контура. Первый – непосредственно документальный – связан с созданием, хранением, распространением самих документов как источников информации, необходимой потребителям. На втором, вспомогательном по отношению к первому, вторично-документальном или библиографическом контуре создаются, хранятся, распространяются и используются не сами документы, а сведения о них, т. е. главным образом библиографическая информация (см. рис. 18 на с. 138). Таким образом, как фрагмент объективной реальности система документальных коммуникаций в самом широком смысле охватывает разнообразные документально-коммуникационные аспекты всех областей человеческой деятельности. В более узком, можно сказать, специально-научном библиотечно-библиографическом смысле понятие “система документальных коммуникаций ” подразумевает совокупность названных выше двухконтурных общественных институтов, непосредственно обеспечивающих функционирование документов в обществе. Именно эти общественные институты и образуют в совокупности основное организационное ядро системы документальных коммуникаций, обладают действительной документально-коммуникационной сущностно-функциональной общностью. Поэтому возможно и целесообразно именно в таком узком (специально-научном) смысле трактовать в дальнейшем понятие “система документальных коммуникаций” в области библиографической терминологии. Главное здесь в том, что именно эта система документальных коммуникаций нуждается во всемерном стимулировании интеграционных тенденций, нацеленных на обеспечение организационной и функциональной целостности системы и на этой основе на увеличение эффективности ее общественного функционирования. Можно утверждать, что эта задача в определенной мере уже осознана теоретически (особенно в общем библиографоведении), но практически ее решение наталкивается на непреодолимые пока трудности. Дело в том, что рассматриваемая система является таковой лишь в теории, а в действительности реальной системной целостностью не обладает. Для нее характерна исторически сложившаяся глубоко дифференцированная форма существования, т. е. организационно-ведомственная, научная (в том числе терминологическая), профессионально-кадровая разобщенность, раздробленность, замкнутость. Иначе говоря, пока здесь тенденции дифференциации явно преобладают над интеграционными тенденциями, необходимость которых хотя и медленно, но все-таки осознается теоретически, но практически в этом направлении фактически ничего не делается. Главный вывод. Итак, изобретение письменности вызвало к жизни систему документальных коммуникаций. К чему это привело? На первый взгляд, между производством и потреблением знаний появилось связующее звено (посредник) и образовалась цепь: производство знаний – документ (рукописная книга) – потребление знаний. В некотором поверхностном смысле так оно и есть, но вместе с тем произошло и нечто более важное. Взяв на себя функцию всеобщего источника знаний документы образовали совершенно новое отношение “документ – потребитель” (Д – П), в котором и производство и потребление знаний одинаково противостоят документу как некоторое потребительское целое, причем производитель знания здесь даже в большей мере потребитель (читатель), чем обычный потребитель готового знания, поскольку для того, чтобы приобщиться к готовому знанию и еще в большей мере для того, чтобы производить новое знание, надо обратиться к документам. Эта метаморфоза, связанная с появлением документов как источников знания, и превратила постепенно все грамотное население планеты в потребителей документально-фиксированного знания в рамках системы документальных коммуникаций. Из всего сказанного напрашивается вывод, что отношение “Д – П”(документ – потребитель) является той элементарной “клеточкой” гигантской по масштабам и структурно сверхсложной современной системы документальных коммуникаций, которая, взятая в своей предельноабстрактной, т. е. простейшей, элементарно-единичной, миллиарды раз встречающейся форме, и представляет собой тот самый первоначальный исходный пункт (исходную абстракцию), ту “почку”, в которой и следует искать объективные предпосылки исторической необходимости библиографии как общественного явления и в которой скрыто все будущее внутреннее разнообразие библиографии как подсистемы системы документальных коммуникаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.008 с.) |